Казаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:50, доклад

Краткое описание

Этническое ядро казаков составляло восточнославянское население из разных районов России и Украины. В социальном плане среди казаков преобладали бывшие помещичьи люди, избавлявшиеся таким образом от крепостной зависимости. Со второй половины 16 века правительства России и Речи Посполитой привлекали вольных казаков для охраны границ, участия в войнах.

Файлы: 1 файл

казаки.docx

— 22.66 Кб (Скачать)

Этническое ядро казаков  составляло восточнославянское население  из разных районов России и Украины. В социальном плане среди казаков  преобладали бывшие помещичьи люди, избавлявшиеся таким образом  от крепостной зависимости. Со второй половины 16 века правительства России и Речи Посполитой привлекали вольных  казаков для охраны границ, участия  в войнах. На Украине было сформировано реестровое казачество, получавшее за службу вознаграждение. Царское жалованье  в 17—18 веках стало одним из главных  источников существования казаков. В 17 веке у донских, терских и яицких казаков завершилось формирование казачьего войска как относительно самостоятельного военно-политического  образования, связанного с центром  договорными отношениями. Казачья  община сочетала функции социальной, военной и хозяйственной организации.

Значительный вклад внести казаки в освоение присоединенных земель в Сибири, Казахстане, на Кавказе  и Дальнем Востоке. Основными  источниками комплектования новых  казачьих войск в 18—19 веках были сельские переселенцы из центра России, служилые казаки из других войск, отставные  солдаты. В 1733 году было создано Волжское войско. Многие из новых казачьих войск  расформировывались, а казаки переводились в состав других войск. Процесс формирования казачества в особое военно-служилое сословие завершился в 19 веке. Государство  передало на «вечное пользование» казачьим войскам земли, которые они занимали, освободило казаков от рекрутских повинностей  и уплаты государственных податей. Казаки пользовались правами беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоброчной  ловли рыбы, соледобычи. Главной  обязанностью казаков была военная  служба, на которую они являлись на своем коне, с полным вооружением  и обмундированием (кроме огнестрельного оружия). С начала 18 века военная  служба казачества практически превратилась в регулярную. Срок службы в 18 веке — 25—35 лет, в 19 веке — 20 лет, у уральских  казаков — 22 года. Кроме военной  службы, охраны границ, казаки несли  дорожную и почтовую, ремонтную (часто  за счет войсковой казны) повинности, проводили межевание земель, переписи населения, сбор налогов.

В 18 веке казаки привлекались для подавления крестьянских восстаний, выступлений горнозаводских рабочих  Урала. В 19 веке на казачество были возложены  охранные функции, в том числе  подавление народных выступлений против самодержавия в центре и на окраинах. Казаки участвовали почти во всех войнах 18 — начала 20 веков.

Накануне революции 1917 года существовало 11 казачьих войск —  Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и  Уссурийское. Численность населения  в областях казачьих войск на 1 января 1913 года — 9 млн. человек, из них войскового сословия — 4,165 млн. Доля войскового населения  в разных войсках колебалась от 97,2% в Амурском до 19,6% в Терском войске. Казаки говорили на русском языке, выделялись говоры — донской, уральский, оренбургский. Своеобразна была речь кубанских  казаков (потомков запорожцев), изобиловавшая  украинизмами. Среди казаков в 19 веке было широко распространено двуязычие, особенно в Донском, Уральском, Терском, Оренбургском, Сибирском войсках. Долгое время владение татарским языком считалось у казаков признаком  хорошего тона. Верующие казаки в подавляющем  большинстве были православными, старообрядцы составляли значительную часть в  Уральском, Сибирском, Донском войсках; были представлены и другие конфессии.

В этническом отношении разные группы казачества не были идентичными. Сходство определялось общностью происхождения, социального положения и бытового уклада; локальное своеобразие —  конкретными историческими, географическими  и этническими факторами. В составе большинства казачьих войск доминировали русские. Среди казаков были представители народов Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Сибири и Дальнего Востока (калмыки, ногаи, татары, кумыки, чеченцы, армяне, башкиры, мордва, туркмены, буряты). В ряде войск они образовывали отдельные группы, сохранявшие этническую самобытность, язык, верования, традиционную культуру и быт. Участие нерусских народов в этнокультурных процессах формирования казачества наложило отпечаток на многие стороны быта и культуры.

В ранний период существования  казачьих общин на Дону, Тереке, Волге  и Яике ведущим занятием было разведение скота, подсобный характер имели  рыболовство, охота и бортничество. До конца 18 века на Дону существовал  запрет на занятие земледелием. Но с  начала 19 века земледелие обычно во всех казачьих областях. В Донском, Уральском, Астраханском, Оренбургском и Сибирском  войсках долгое время господствовала залежная система полеводства, трехпольный  севооборот появился позже и не имел широкого распространения. Главные  сельскохозяйственные культуры в Донском  войске: пшеница, овес, просо, ячмень; в  Оренбургском — рожь, яровая пшеница, просо; в Кубанском — озимая пшеница, гречиха, просо, горох, чечевица, фасоль, лен, конопля, горчица, подсолнечник, табак. Пахотные орудия — плуг, сабан, для  рыхления почвы использовали рало с  деревянными и железными зубьями, бороны; убирали хлеб серпами, косами (литовками). При обмолоте использовали каменные и деревянные катки, обмолачивали зерно при помощи животных — гоняли быков и лошадей по разостланным на току снопам. В богатых хозяйствах с конца 19 века применялись уборочные  машины, нередко казаки в складчину  арендовали или покупали сельскохозяйственную технику.

Животноводство имело  товарный характер в Донском, Уральском  и Сибирском войсках, с конца 19 века — в Кубанском и Терском  войсках. Ведущими отраслями на Кубани и Тереке были коневодство и овцеводство. В казачьих хозяйствах Дона держали  тягловый скот (лошадей и быков), коров, овец, птицу и свиней. В  Уральском войске — лошадей, верблюдов (на юге), коров, овец, птицу и свиней (на севере). В Кубанском войске разводили  крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней и птицу. В конце 19 века товарный характер приобрело пчеловодство. Рыболовство  носило промысловый характер в Донском, Уральском, Астраханском, частично в  Кубанском, Терском и Сибирском  войсках. Орудия рыбного лова в большинстве  войск были сходны: удочки, бредни, переметы. На Урале существовали особые орудия лова (ярыга — мешок из сети). Система  рыболовства в большинстве войск (Донском, Терском, Астраханском и Уральском) была основана на естественном ходе рыбы из моря в реку и обратно. Своеобразием отличались промыслы на Урале, строго регламентированные, имевшие в большинстве  случаев общинный характер. Рыба осетровых  и частиковых пород в свежем, вяленом, копченом и сушеном виде, икра были предметом вывоза в Уральском, Донском  и Сибирском войсках. Из других промыслов  известны соледобыча, сбор дикорастущих растений, выделка пуховых платков (Оренбургское войско), домашнего сукна  и войлока, заготовка кизяка и  охота. Извоз имел большое значение в Уральском, Оренбургском, Сибирском  и Амурском войсках.

Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении  места: крутые берега рек, возвышенные  участки, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и  земляным валом. Нередки были случаи смены места поселения.

В 18—19 веках специальными правительственными распоряжениями регламентировались характер застройки и планировка военных казачьих поселений, расстояние между ними. Основными типами таких  поселений были станицы, крепости, форпосты, реданки и пикеты (небольшие сторожевые посты). Строительство фортификационных сооружений (крепостных стен, валов и рвов) активизировалось в периоды обострения военно-политических отношений между Россией и кавказскими, среднеазиатскими государствами. После «замирения» исчезали и укрепления вокруг поселений, менялась их планировка. Чисто хозяйственное значение имели хутора, зимовья, коши и выселки, в которых казаки содержали скот, позже рядом с ними располагались посевы. Резкий рост числа и размеров хуторов в Донском, Терском, Уральском войсках был вызван переходом к земледелию в 18 — начале 19 веков. Многие из них превратились в постоянные поселения, жителями которых были не только казаки, но и наемные иногородние работники.

Средние размеры казачьих станиц намного превосходили размеры  крестьянских сел. Первоначально казачьи  поселения имели круговую застройку, облегчавшую оборону при неожиданном  нападении неприятеля. В 18—19 веках  планировка казачьих станиц и форпостов  регламентировалась правительством и  местным войсковым начальством: вводились улично-квартальная планировка и деление на кварталы, внутри которых  казакам выделяли участки для  усадьбы, строго соблюдалась фасадная линия.

В центре казачьей станицы  находились церковь, станичное или  поселковое правление, школы, торговые лавки. Большинство казачьих поселений  располагалось вдоль рек, иногда растягиваясь на 15—20 км. Окраины станиц имели свои названия, их жители иногда различались по этническому или  социальному признаку. Дома иногородних  находились как среди казачьих усадеб, так и в некотором отдалении  от них.

Казачьи усадьбы обычно огораживались  глухими высокими заборами с плотно закрытыми воротами, что подчеркивало замкнутость казачьего быта. Нередко  дом размещался в глубине двора  или повернут к улице глухой стороной. Самые ранние жилища казаков —  землянки, полуземлянки и шалаши. В  жилых постройках 18—19 веков на Кубани доминировали черты, присущие украинскому  и южнорусскому жилищу; у уральских  казаков немало сходства с русским  жилищем центральных районов; у  оренбургских и сибирских казаков  переплелись традиции Севера и Юга  России. Материалом для строительства  в разных регионах служили дерево, камень, глина, камыш, в ряд районов  строевой лес завозился. Хозяйственные  постройки (базы, сараи, ледники, навесы, загородки для скота) чаще всего  сооружались из местных строительных материалов. В казачьей усадьбе всегда строилась летняя кухня, в которую  семья переезжала в теплое время  года.

Наиболее распространенным типом дома в 19 — начале 20 века были двух- и трехкамерные дома. Внутренний план избы представлен разными вариантами, чаще всего русская печь находилась в заднем углу — слева или справа от входа, устье обращено к боковой  длинной стене (в Оренбургском войске также и к передней стене дома). По диагонали от печи — передний угол со столом. Во второй половине 19 века увеличивается размер жилой площади  дома, выделяются кухня и спальня. В Донском, Кубанском, Терском, Астраханском и Уральском войсках распространились многокомнатные дома («круглые», то есть квадратные); часто с железной крышей и деревянным полом, двумя входами  — с улицы и со двора. Богатые  казаки строили в станицах кирпичные  дома (одно- и двухэтажные), с балконами, галереями и большими застекленными  верандами. Стены казачьей хаты украшали оружием и конской сбруей, картинами  с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием горских народов  у терских казаков в домах  лавки накрывались коврами, постель  убиралась в стопу на видном месте.

Для традиционной одежды характерно раннее вытеснение домотканины, использование  покупных тканей уже с середины 19 века. Во второй половине 19 века городская  одежда почти полностью вытеснила  традиционный костюм. Повсеместно распространение  получили у мужчин пиджак, брюки, жилет, пальто, у женщин — юбки с кофтой, платье. В казачьей среде конца 19 — начала 20 века популярностью пользовались головные уборы (платки, шали, косынки), обувь (ботинки и туфли) и украшения  фабричного производства. Особое отношение  было у казаков к военной форме. Форма и фуражка хранились  как семейные реликвии. Форма сохранила  ряд элементов традиционного  мужского костюма (бешмет, черкеска, чекмень, бурка). Отдельные компоненты формы  получили распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастерка, галифе, папаха. В казачьем мужском  костюме прослеживается влияние  других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских  казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без  изменений у народов Кавказа. Уральские казаки в 18 — первой половине 19 века носили халат, чекмень, бешмет и  малахай, мягкие сапоги — ичиги, покрой которых аналогичен крою сапог у  татар, башкир, ногайцев. Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Зимой  носили валенки. Лапти почти не бытовали (в конце 19 века известны как смертная обувь).

Основным комплексом женской  одежды в конце 19 века повсеместно  были юбка с кофтой. В 18 — первой половине 19 века были распространены у  донских казачек платье (кубелек), сарафан, у уральских казачек  — косоклинный сарафан. В конце 19 века сарафан встречается редко, преимущественно в качестве праздничной  и обрядово-ритуальной одежды. Традиционная женская рубаха имела туникообразный покрой (у донских казачек), плечевые вставки у уральских, оренбургских и сибирских казачек. Со второй половины 19 века распространилась бесполиковая рубаха, а также рубаха на кокетке (с талейкой). Рукава у донской  рубахи сильно расширялись книзу  за счет вставных клиньев; воротник, рукава, грудь и подол рубахи украшались ярко-красными ткаными узорами. Особенностью уральской рубахи были пышные, цветастые  рукава, украшенные галуном, вышивкой золотой или серебряной нитью. Юбки с кофтой шили из ткани одного (парочка) или разных цветов. Юбка и кофта  украшались лентами, кружевом, шнуром, стеклярусом. Сарафаны имели разный покрой. У оренбургских и сибирских  казачек — прямой и косоклинный, у уральских — преимущественно  косоклинный. Сарафан подпоясывали, украшали лентами из галуна, кружевом, вышивкой.

В 18 веке в верхней женской  одежде доминировал распашной покрой, в конце 19 века прямоспинный, с боковыми клиньями. Зимняя одежда — шуба, тулуп, кожух, пальто. В Донском, Кубанском  и Терском войсках были популярны  «донские шубы» — колоколообразные с глубоким запахом и длинными узкими рукавами. Их шили на лисьем, беличьем и заячьем меху, покрывали сверху сукном, шерстью, шелком, штофом, атласом. Менее зажиточные казачки носили овчинные шубы. Ватные пальто (плиски, жупейки) и кофты (ватянки, холодайки) носили повсеместно в холодное время  года.

В 18 — первой половине 19 века женский головной убор отличался  разнообразием. Донские казачки  носили сложный головной убор из рогатой  кички, сороки, налобника и позатыльника; поверх него надевали платок. Старинный  головной убор уральской казачки  состоял из кички, кокошника (сороки), поверх которой повязывался платок. Шлычку — головной убор в виде небольшой  круглой шапочки, надевавшейся на узел волос, носили кубанские и донские  казачки. Исчезновение старинных головных уборов во второй половине 19 века связано  с влиянием города. Девичий головной убор: чаще всего лента, украшенная бисерной поднизью, жемчугом, бисером, вышивкой, повязывалась вокруг головы. Одежда старообрядцев отличалась консервативностью, преобладанием темных тонов, сохранением архаичных деталей кроя и способов ношения. После революции 1917 года традиционная одежда сохранялась как часть повседневной одежды (гимнастерка, китель, папаха) преимущественно у стариков. Старинный казачий костюм бытовал как праздничная (свадебная) или сценическая одежда.


Информация о работе Казаки