Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:45, реферат
В северо-западной части Центральной Азии сформировалось сильное кочевое государство – Джунгарское ханство, состоящее из монголо-ойратских племен: хоитов, дэрбэтов, чоросов, хошуотов и торгутов. Основу экономики Джунгарского ханства составляло экстенсивное кочевое скотоводство, как и у соседних казахов, халхасов, алтайцев. Эпизодические вторжения джунгар на территорию Казахстана начались ещё в XV в. В конце XVI в. небольшая часть ойратов после неудачных набегов на казахов попали в зависимость от казахского хана Тауеккеля.
Таким образом, занятые внутренними распрями, казахские феодалы не приняли мер предосторожности и не организовали должной защиты своих рубежей. Зимой 1739 –1740 гг. ойратские армии нанесли удар по направлениям: с юга, с верховьях Сырдарьи и с севера с Иртыша, причинив значительный урон кочевья Среднего жуза. Лишь глубокий снег и необычно суровая зима, отсутствие достаточного количества лошадей, а также неизвестность намерений русского правительства заставили ойратское командование вывести войска из Казахстана.
Осенью 1740 г. начались
новые вторжения ойратских
В конце февраля 1741 г. 30-тысячная ойратская армия, под командованием Септеня и старшего сына Галдан-Церена Ламы-Доржи, вновь вторглась в Казахстан и сбоями дошла до Тобола и Ишима. Военные действия продолжались до лета 1741 г. В ходе этих сражений с джунгарами Аблай султан, один из видных батыров, со своими сподвижниками был захвачен в плен. Командуя разведывательным отрядом из двухсот воинов, Аблай ворвался прямо в расположения основных сил неприятеля. Окруженные со всех сторон многотысячной армией ойратов, казахи были захвачены в плен. Вскоре после не продолжительных схваток потерпел поражение отряд султана Барака. Султан Дургун, батыр Акымшын, Коптуган были захвачены в плен и угнаны в Джунгарию.
Летом 1741 г. в ставке хана Среднего жуза происходил совет. Решался вопрос: продолжать войну или начать мирные переговоры с джунгароми. Большинство высказалось за мир. В Джунгарию было отправлено казахское посольство, которое вело переговоры об условиях перемирия и освобождения пленных, в том числе Аблая. Переговоры завершились успешно. Аблай был освобожден. Такому повороту событий, очевидно, способствовало то, что в 1745 – 1754 гг. в Джунгарском ханстве происходили не прекращавшиеся феодальные усобицы за трон джунгарского хана.
К острым внутренним противоречиям за власть в Джунгарском ханстве прибавилось новая забота. Правящая в Китае маньчжурская династия Цин, внимательно следившая за развитием событий в Джунгари, сочла наступивший момент наиболее подходящим для нанесения решительного удара по своему обессилевшему противнику.
Ранней весной 1755 г. огромная циньская армия вторглась на территорию Джунгарского ханства. Правитель Даваций схвачен и доставлен в Пекин. С ниспровержением хана Даваци Джунгария оказалась раздробленной на несколько не подчинявшимся друг другу и враждующих между собой уделов со своими владельцами. Тем самым Джунгарское ханство, как могущественное централизованное государство, по существу, прекратило свое существование. К 1758 г. Джунгария лежала в развалинах и представляла собой осколки былого могущества. Цины захватили территорию совместного Синь-Цзяна, и западные рубежи Цинской империи не простирались далее этой провинции.
Так, первая половина XVIII столетия была не только эпохой горьких невзгод, тяжких поражений, но и временем героических подвигов в борьбе с джунгарскми и другими завоеваниями. Слабость государственной власти, неспособность и нежелание феодальной верхушке, занятой внутренними распрями, организовать защиту страны, побуждали наиболее энергичных, патриотических настроенных представителей казахского народа организовать отпор врагу. В борьбе с джунгарскими, а затем и маньчжуро-китайскими завоевателями выделяется целая плеяда отважных батыров, искусных полководцев: Богембай, Кабанбай, Малайсары, Жаныбкек, Баян, Исет, Байгозы, Жатай, Уразымбет, Турсынбай, Райымбек и многие другие. Среди прославленных батыров особенно выделяется Аблай.
Богенбай-батыр (1690-1775 гг.)
Богенбай-батыр — прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр снискал в свое время среди казахских воинов огромный автори¬тет и уважение, за что в народных легендах его прозвали "Канжыгалы Богенбаем".
Богенбай-батыр родился на берегу Сырдарьи. Дедом батыра был Алдекун, отцом - Акша, матерью - Баяу. У него было два сына - Тураналы и Турымбет. От Турана-лы происходит Бапан би, от последнего — Саккулак би.
За проявленный героизм и полководческие заслуги Богенбай-батыр снискал особое почитание у народа и воспевался в народной памяти в течение веков. В первой половине XVIII в. при защите казахских степей от мно¬жества завоевателей Богенбай-батыр проявил большой героизм. Вместе с Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими батырами он принимал участие во многих бит¬вах за независимость казахского народа. Слава Богенбай-батыра особо возросла в сражениях с калмыками (джун-гарами), а затем — с китайскими войсками.
В 1725-1727 гг., защищая город, Туркестан — столицу казахов, вместе с Абылай-ханом Богенбай-батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау.
В 1756-1758 гг. Богенбай-батыр
вступил в великое сра¬жение
под Талкы с впервые пришедшими
в Восточный Туркестан
Один из последних
крупных походов Богенбай-
Богенбай-батыр слыл весьма рассудительным и муд¬рым человеком. Выполняя роль посла, Богенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына Аблай-хана - Адиля, кото¬рый посетил Китай с дипломатической миссией.
Богенбай-батыр
умер на берегу реки Торгай. Сейчас это
место называется "Шахта", раньше
его называли "Бо-генбай соресы".
Останки его погребены в
Кабанбай-батыр (конец XVII - середина XVIII вв.)
Кабанбай (годы рождения и смерти неизвестны) - ка¬захский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцев казахского опол¬чения в XVIII в. В устном народном творчестве его назы¬вали Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр был бием рода каракерей племени найман.
В 1745 г. Кабанбай был одним из казахских биев, ко¬торые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию о своей поддержке в ее борьбе против джунгар.
В середине XVIII в., в результате усиления борьбы за власть между казахскими ханствами, Барак султан убивает хана Младшего жуза Абулхаира. Кабанбай-батыр, об¬винив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким об¬разом, Кабанбай-батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходив¬ших в Младшем жузе.
Многие героические
поступки Кабанбай-батыра свя¬заны с походами
Абылай-хана против джунгар. До нас дошел
дастан "Кабанбай — герой", в котором
описыва¬ются его ратные и героические
приключения.
Абулхаир-хан (1693-1748 гг.)
Хан Младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази Баха-дур-хан, прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении.
В 1710 г. на народном собрании в Каракумах юный Абулхаир был избран ханом и командующим армией Младшего жуза, а предводителем войска назначен извес¬тный батыр Богенбай.
XVIII в. в истории казахского народа был особо трагич¬ным, постоянные нападения со стороны джунгарских зах¬ватчиков не позволяли народу стабильно развиваться. Абул¬хаир принимал активное участие в этой священной войне. Он проявлял особое мужество и ум в защите городов Таш¬кента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его пред¬ки. После осады джунгарами указанных городов, вступив¬ший в неравный бой хан Абулхаир, потеряв мать и жену, попавших в плен врагу, был вынужден отступить в степи. В 1718 г. в Аягузе произошло кровопролитное сражение с джунгарами, где Абулхаир и старший казахский хан Каип с 30-тысячным войском сражались с джунгарами. Абулхаир с молодых лет прославился личной отвагой, был талантливым полководцем и умным политиком. В 1726 г. на съезде казахов всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства.
Как полководец, Абулхаир проводил огромную работу в народном ополчении, укреплял его боеспособность, поощрял патриотизм и высокий моральный дух в воору¬женных силах. Результаты мер, принятых ханом, можно было увидеть уже в 1728 г., когда была одержана первая победа над джунгарами. Эти сражения проходили в горах Улытау, в местности Карасиыр, у реки Буланты, где ка¬захи наголову разбили джунгарский экспедиционный кор¬пус во главе с сыном хунтайджи. Армия Абулхаира после победы над джунгарами развеяла миф о непобедимости джунгар, у народа появилась уверенность в достижении полной победы над врагом. Народ стал более организо¬ван в борьбе против общего захватчика, проявлял особый энтузиазм ради защиты отечества.
Хотя была одержана
очень важная победа, враг еще оставался
сильным, и знавший реальную ситуацию
Абул¬хаир начал новое
Однако, в это время неожиданно умирает старший хан Болат. Возникает вопрос, связанный с назначением ново¬го старшего хана, и, согласно вековой традиции, общека¬захским ханом мог быть избран только представитель Стар¬шего жуза. В соответствии с условиями ханом был избран сын Болат-хана, молодой Абулмамбет. Абулхаир не согла¬сился с таким исходом дел, он отказался от поста главно¬командующего в пользу нового хана и вернулся со своим войском в Младший жуз. С этого времени распалось с трудом собранное общеказахское народное ополчение.
После распада общеказахской армии каждый жуз сам оборонялся от врагов. В это время население Младшего жуза оказалось в очень тяжелом военном положении, со всех четырех сторон оно находилось во вражеском окру¬жении.
Оказавшись в безвыходном положении, Абулхаир об¬ращается за помощью к России. Осенью 1730 г. в Санкт-Петербург было направлено посольство Абулхаира с вы¬ражением его желания быть под защитой России от вне¬шних врагов. В феврале 1731 г. казахи Младшего жуза получили согласие от правительства России на принятие их под российское покровительство.
Абулхаир погиб 1 августа 1748 г. от руки своего зак¬лятого врага султана Барака.
Бесспорно, политика Абулхаира сыграла решающее значение в становлении и развитии казахского государ¬ства и может служить уроком для потомков. Уроком мо¬жет быть и исторический момент раскола между казахс¬кими жузами при Абулхаире. Хотя мы говорим об опре¬деленных исторических периодах, однако, не следует за¬бывать о повторах в истории.
Райымбек-батыр (1705 г. - дата смерти неизвестна)
Райымбек — казахский батыр. Его дед — Ханкелди-батыр — в 1733 г. вместе со знаменитыми людьми Стар¬шего жуза Кодар би, Толе би, Сатай-батыром, Болек-ба-тыром отправили посла к Российской царице Анне Иоан-новне с предложением о согласии вхождения Старшего жуза под покровительство России (1730-1740). Райымбек, в 17 лет, показавший небывалый героизм в борьбе против джунгарских войск, удостоился чести — стал батыром.
Между хребтами Торайгыр и Согет существует равни¬на Ойрантобе, где он сражался с джунгарами. Недалеко от перевала Айырлы Торайгырских гор есть источник Райымбек.
Вместе с Райымбеком в сражениях против джунгар участвовали батыры Сатай, Болек, Кызылборик, Койкель-ди, Конакельди, Кистик, Малай, Есен, Байсейит и дру¬гие.
Имя Райымбек-батыра
превратилось в символ и честь
рода албан. Его мавзолей находится в г.
Алматы.
Умбетей-жырау (1706-1778 гг.)
Умбетей Тлеуулы - казахский жырау. Умбетей прославился как жыршы, став верным сорат¬ником жыршы Богенбай-батыра. Если одна группа про¬изведений Умбетея ("Бэкеге", "Жаукдшарга", "Букарга", "Бекболат биге" и др.) поднимает проблемы социальной справедливости, человечности, то другая посвящена ге¬роической жизни Богенбай-батыра ("Бегенбай ел1м1не", "Бегенбай ел1мш Аблай ханга ест'рту" и др.). В его даста-не "Жантай-батыр" и повествованиях об Аблай-хане рас¬сказывается, о борьбе против калмыцких захватчиков.
Умбетей был близким другом Бухар-жырау, он очень уважал его и считал своим покровителем.
Творчество Умбетея
было в основном посвящено со¬чинению
стихов и песен на темы патриотизма,
защиты отечества, любви к своему народу.
Множество жыров описывало героизм выдающихся
батыров, а это несло очень важную идеологическую
нагрузку, объясняя важ¬ность объединения
всех казахских родов против общего врага.
Сырым Датулы (1712-1802 гг.)
Сырым-батыр — казахский батыр, организатор и ру¬ководитель антиколониальной, народно-освободительной борьбы казахов в 1-й половине XIX в. Когда Сырым умер, на ас было зарезано 2500 баранов, 2000 лошадей, выпито 5000 ведер кумыса, установлено несколько сот юрт. Это показывает, с одной стороны, его богатство, с другой — его авторитет в народе.
На управлении у Сырыма было 2000 шаныраков. Сы¬рым Датулы являлся патриотом своего народа, он забо¬тился о нем и защищал от колонизаторов. Он выступил против казаков, осуществляющих колонизаторскую по¬литику России. Причинами народно-освободительного восстания под руководством Сырыма Датулы послужили политика царя и беспредел жайыкских казаков по отно¬шению к казахскому населению. Народное восстание вместе с Сырым-батыром возглавляли такие авторитет¬ные люди, как Барак, Тиленши, Оразбай и султан Жан-торе. Из Младшего жуза в восстании участвовали племе¬на родов байбакты, табын, шекти, кете и шеркес. В нача¬ле восстания под руководством Сырыма воевали 2700 сар-базов, у Барак-батыра было 2000 и под руководством Ти-ленши-батыра находилось 1500 человек.
Информация о работе Казахские батыры и их роль в борьбе против Джунгарского нашествия