Казахи в Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:54, доклад

Краткое описание

В Турции существовало две категории беженцев, по которым дифференцировались и прибывшие из Пакистана казахи. Группа переселившихся в 1952 г. из Индии и Пакистана казахов в Турцию, не состоявших в списках, поданных на рассмотрение турецким властям, получила статус «serbest gocmen», что означает «свободный (независимый) мигрант» и была расселена в Джейранпинаре в провинции Урфа, где они получили работу на самой большой государственной ферме в стране.

Файлы: 1 файл

КАЗАХИ В ТУРЦИИ.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

    КАЗАХИ В ТУРЦИИ 

    В Турции существовало две категории беженцев, по которым дифференцировались и прибывшие из Пакистана казахи. Группа переселившихся в 1952 г. из Индии и Пакистана казахов в Турцию, не состоявших в списках, поданных на рассмотрение турецким властям, получила статус «serbest gocmen», что означает «свободный (независимый) мигрант» и была расселена в Джейранпинаре в провинции Урфа, где они получили работу на самой большой государственной ферме в стране. Свободному мигранту в Турции выдавали паспорт или вид на жительство, но никакой помощи в отличие от официально расселенного мигранта турецкие власти ему не оказывали. По турецкому законодательству, в частности по закону о расселении № 2510, свободный мигрант мог получить заем на строительство дома, выделения земли или открытия своего дела с погашением его в течение шести лет и оплатой в течение двадцати лет. Кроме того, он освобождался от уплаты налогов. Большинство же казахов, составляющих 564 семьи количеством 1892 человека, прибыли в Турцию в 1952-1958 гг. как «oskan gocmen», т.е. официально расселенные мигранты, которым по турецким законам предоставлялось турецкое гражданство в первые годы, выделялись земля, жилье и скот. Эти казахи освобождались на пять лет от несения военной службы. Прибывших казахов турецкие власти разместили в трех лагерях для беженцев под Стамбулом: Тузле, Серкеджи, Зейтинбурну, где их трижды в день кормили, обучали читать и писать по-турецки и некоторым профессиональным занятиям, таким как ремесла и работы по текстилю для юношей и ковроткачество для девушек. В этих лагерях казахи оставались около полутора лет, некоторые всего несколько месяцев. После проживания в лагерях беженцев под Стамбулом казахам, приехавшим как официально расселенные мигранты, турецкие власти разрешили выбрать места, куда бы они хотели переехать. Они высказались за предоставление им горных и пастбищных мест для того, чтобы заниматься скотоводством. По этой причине их расселили в Западной Анатолии.

    В Салихли проживали казахи количеством около 300 семей, как официально расселенные, так и независимые мигранты. В этом местечке проживали Калибек Хаким и Хамза Учар со своими семьями. В Девели - небольшом городке в самом сердце Турции была расселена другая группа казахов, вместе с салихлинской составляющая около 700-800 человек. В Девели проживали Карамолла, Хусаин тайджи и др. Родственники Султаншарипа тайджи переехали в 1954-1955 гг. в провинцию Ниде, где ими был создан Алтай-кёй. Там проживало 163 казахские семьи. Везде во всех первичных поселениях казахи занимались сельским хозяйством и ремеслами.

    В 1960-е гг. казахи стали перебираться в Стамбул, Измир, Анкару и другие города, так как в те годы возросла миграция из сельскохозяйственных районов в урбанизированные, основная причина которой заключалась в наличии рабочих мест в городах, а также неудовлетворение казахских номадов, вынужденных заниматься земледелием на плохо обработанных и оскудевших почвах, так как достаточного количества пастбищных земель им выделено правительством не было.

    Кроме того, в 1960-е гг., благодаря казахам, в турецкой экономике начала развиваться новая отрасль - обработка кож и пошив кожевенных изделий. Обратив внимание на то, что в Турции имеется достаточное количество необработанных овечьих шкур, помня навыки в ведении традиционного кочевого хозяйства, казахи взялись за обработку кож сначала в домашних мастерских, а затем, получив определенный капитал, начали расширять кожевенное производство до мануфактур. Полученный капитал вкладывался в производство, а также использовался в качестве необходимых средств для переезда и обустройства в крупных городах страны. В эти годы казахи переезжают в Зейтинбурну, Сафра-кёй, Кучук Чекмеджи, основывают «Казахкент» в районе Гунешли Стамбула. 1970-е гг. для казахов Турции стали успешными в деле интеграции в экономику страны и получения хороших капиталов благодаря производству и сбыту кожевенных изделий, таких как дубленые, замшевые и кожаные пальто и плащи, всевозможные аксессуары. На смену мануфактурам пришли небольшие фабрики с наемными рабочими. В районах Зейтинбурну, Казахкента, а также на рынках Стамбула, Анкары и других городов появились ателье и фирменные магазины казахов по шитью и продаже кожаных изделий. В торгово-производственный мир мелких и средних предпринимателей, торговцев и ремесленников Турции вступили многие казахи. Среди благополучных казахских бизнесменов можно назвать Токтобая Торлу, имевшего несколько магазинов в Зейтинбурну, Мухаммеди Кылыша, имевшего фабрику по производству пластиковых изделий, которая называлась «Turkistanlilar Plastok Suno Кего Fabrdkasi», Омир Жигита, возглавляющего «Dero Goyom Omalat ve Toptan Satos», братьев Кара, имеющих магазины в Зейтинбурну по продаже компьютеров и запасных частей, и др. В ходе трудовой иммиграции в страны Западной Европы казахи познакомились с новейшими достижениями 1970-х гг., такими как: производство виниловых плиток, кожзаменителей, пластиковых изделий, в развитие производства которых стали вкладываться деньги казахских трудовых иммигрантов. Именно так возникли небольшие фабрики «Ал-тайлилар», «Алтай Пластик», «Туркестан Алтай», «Туркестан Каучук», «Барколь Пластик» и другие. Постепенно налаживались социально-экономические и культурные условия жизни бывших казахских беженцев, нашедших в Турции свою вторую родину и ставшие полноправными членами ее общества. Как отмечает И. Сванберг, в 1970-е гг. казахи в отличие от других мигрантов из анатолийских деревень достигли относительно высокого жизненного уровня, который проявляется в проживании в больших домах в хороших районах и пригородах Стамбула и других городов, в относительно высоком уровне потребления и возможности давать своим детям высшее образование. В ходе миграций казахов в урбанизированные зоны Турции в 1960-х гг., где начинается процесс адаптации бывших номадов, казахских беженцев из Синьцзяна к городской жизни. В 1980 г. в Турции проживало 855 казахских семей или 4325 человек. В 1990-е гг. в Турции проживало 1083 казахских семей, состоявших из 5415 чел. Кроме того, в 1980-е гг. в Турцию эмигрировали афганские казахи в качестве беженцев из Афганистана вместе с представителями других народов: кыргызами, узбеками, туркменами в 1982 году и были размещены в провинциях Гази-антеп, Хатай, Малатай, Сивас и Урфа. Последующие данные показали, что в Турцию в 1980-х гг. переселилось около 500 семей казахов, из которых около 300-350 семей репатриировалось в Республику Казахстан, начиная с 1991 г.

    Во многих отношениях казахская община в Турции стала примером для представителей казахской диаспоры, что стало возможным не только благодаря усилиям казахов, но и ответным действиям турецкого правительства, вследствие которых казахские беженцы из Синьцзяна нашли там свою вторую Родину. Можно констатировать следующие моменты в процессе сохранения этнической идентичности, заложенные старшим поколением казахов еще в 1970-х гг., плоды которого пожинаются сегодня. В 1960-х гг. казахи были расселены в разных районах городов, дети стали посещать турецкие школы, что не способствовало процессу сохранения казахской идентичности, а наоборот, привело к тому, что часть казахской молодежи подверглась процессу «отуречивания», против которого выступили казахские аксакалы Далелхан Жаналтай, Хамза Учар, Кыйзат Койчигит и др. Чтобы как-то остановить процесс «отуречивания» казахов, у старшего поколения возникла идея поселиться вместе, в одном районе, где впоследствии можно было бы открыть казахскую начальную и среднюю школы.

    Поэтому в 1972 г. собрались казахи и решили в районе Гунешликёй выкупить землю и построить себе дома. Официальное открытие произошло 15 августа 1973 г. На открытие нового района под названием «Казахкент» были приглашены мэр Стамбула, районное начальство и журналисты. Первые дома были построены на улице «Алтай», как воспоминание или напоминание о Родине.

    Однако кроме домов, следовало бы подумать и о духовном будущем своих детей, которое могло быть связано только с образованием. После обращения казахов к министру сельского хозяйства и кооперации Турции с просьбой построить в Казахкенте школу для казахских детей и обустроить дороги, к 1 сентябрю 1977 г. дороги были проложены, и в Казахкенте была открыта первая казахская школа, на церемонию открытия которой были приглашены местная администрация и пресса.

    В Турции в декабре 1986 г. было организовано культурно-просветительское общество турецких казахов «Вакиф», как резонанс на декабрьские события в Алма-Ате. Учредителями этого общества стали 10 человек, и первым председателем был избран Токтоубай Топлу. В марте 1988 г. начал выходить «Бюллетень общества турецких казахов «Вакиф». В свет вышло всего два номера «Бюллетеня». В них помещались материалы по этнографии и истории казахского народа, новости о жизни казахских общин в Турции и странах Западной Европы, публиковались интервью с видными деятелями и предпринимателями из среды казахской диаспоры.

    Семья у казахов в Турции в большинстве своем по форме сложная (неразделенная) и моноэтническая, хотя не так редки браки с представителями других тюркских народов: крымскими татарами, кыргызами, уйгурами.

    Возрастной ценз у казахских мужчин для вступления в брак несколько завышен. Чаще всего казахи женятся к 30 годам, когда заложены материальные основы для создания и полной ответственности за семью. Традиционно в Турции вся ответственность за семью ложится на плечи мужчины. Девушки, не получившие высшего образования, зачастую выходят замуж сразу после наступления совершеннолетия и помогают своим мужьям в семейном производстве. Общеизвестно, что высшее образование в Турции стоит очень дорого, поэтому оно недоступно для большинства казахской молодежи. Из всех желающих поступить на обучение в высшие учебные заведения Турции только 10% проходят по конкурсу, так как никаких льгот в системе высшего образования данной страны не существует.

Информация о работе Казахи в Турции