Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:09, доклад
К середине XI в. положение папства, однако, начало резко меняться. Церковь к этому времени сделалась одним из крупнейших земельных собственников и имела свои владения во всех западноевропейских странах. Монастыри принимали активное участие в торговле и выступали нередко в роли ростовщиков
БЕРНАРДИНЦЫ (цистерцианцы), члены католического монашеского ордена, основанного в 1089. Первый монастырь - Цистерциум (около Дижона, Франция). Название бернардинцы - от имени аббата монастыря в Клерво - Бернара (12 в.).
Бернардинцы или Бернардинские монахи - это название носили во Франциии Италии цистерцианские монахи, придерживавшиеся более строгого уставабенедиктинского, в память св. Бернарда Клервоского. В Польше и Литве Б.называли орден, который по отношению к соблюдению монашеской дисциплинызанимал среднее положение между меньшим и строжайшим уставами св.Франдаска Ассизского и именовался меньшею братьею, обсервантами. Этихмонахов в других странах называли францисканцами; польские жефранцисканцы, имевшие одинаковый с Б., но менее строгий устав, впротивоположность последним, имевшим право владеть недвижимымиимуществами и капиталами, не прибегая к сыскиванию пропитаны милостынею,составляли отдельный от Б. монашеский орден, известный под названиемфранцисканцев или конвентуалов. Обсервантов же назвали в Польшебернардинцами от церкви, построенной в 1453 г. Казимиром IV Ягеллоном вчесть св. Бернарда Сиенского, главного преобразователя этого ордена.После утверждения первоначального устава св. Франциска папою ИннокентиемIII сначала в 1210 г. лишь словесно, без издания о том буллы, потом в1215 г. на вселенском третьем Лютеранском соборе, и после смертиоснователя этого ордена, между последователями его произошло разноглаcиeотносительно степени соблюдения предписаний устава. Одни проповедовалистрогое, без малейшего послабления исполнение всех правил, согласноданному обету, другие же утверждали, что подражание нищенской и суровойжизни св. Франциска представляется превышающим человеческие силы, апотому совершенно невозможным. В виду этого различия во взглядах, вотдельных монастырях образовались различные монашеские общины, хотя вобщих чертах жившие по одному уставу, но отличавшиеся друг от другабольшею или меньшею строгостью духовной дисциплины, и не подчинявшиесяодному общему для всего ордена начальнику. Происшедшие вследствие этогонеурядицы и злоупотребления заставили папу Льва Х издать 29 мая 1517 г.особую буллу, которою над всеми монахами францисканского орденаустанавливался один, избираемый из обсервантов, начальник со званием"генерала францисканского ордена"; отдельным же, различествующим междусобою по соблюдению устава общинам предоставлено иметь начальников подименем "генеральных магистров". Строгость жизни и заслуги меньшей братьиили миноритов вскоре доставили им такую популярность и значение, что уже9 лет после утверждения папою франдисканского ордена, в совещанияхгенерального капитула в Амизи участвовало до 5000 депутатов от разныхмонастырей этого ордена. число последних быстро увеличивалось, благодарящедрым пожертвованиям, делаемым в пользу этого ордена набожнымсредневековым населением всех государств Западной Европы. В 1506 г. в 48бернардинских "провинциях" было во всей Европе 1252 монастыря, в 1788 г.число провинций возросло до 170, монастырей же мужских - до 5580 иженских - до 848, с 69000 монахов и монахин. Этот монашеский ордензаключает с себе три разряда (ordines) лиц, к нему принадлежащих,именно: первый, состоящий из священников и клерков, обязанных на ряду сцерковной деятельностью заниматься науками, второй - из светских послушников или так называемых "лаиков профессоров"(laici professi), дающих одинаково с первыми обет послушания, целомудрияи нищенства, почему имеют право носить капюшон, но от первых отличаютсятем, что не обязаны обладать какими бы то ни было научными познаниями, инаконец третий, который составляли миряне, дающие обет повиновения ицеломудрия, но могущие свободно распоряжаться своим имуществом иотказывать его по завещанию. Этот разряд носит название "тердиариев" и,как не исполняющий всех обетов монашества, лишен права носить капюшоны.Из обсервантов трое достигли папского престола, именно: Николай IV,Сикст IV и Александр V; кардиналов из монахов этого ордена до 1563 г.было 29, патриархов - 7; архиепископов - 153; епископов - 1513,апостольских и монарших легатов - 202; святых, торжественноканонизированных - 28; беатифидированных - 100; мучеников до 1500. Ввиду значительных услуг, оказанных обсервантами церкви, папы ИннокентияVI предоставил им в 1342 г. исключительное право охранения ГробаГосподня и других святых мест в Палестине, в силу чего там возникломного монастырей этого ордена, а иерусалимский "гвардиан" илиархимандрит его стал с тех пор апостольским комиссаром всей Азии, справом епископского служения. В память чудесного сновидения папыИннокентия III, которому, перед утвержденном ордена, явился во сне св.Франциск, поддерживающий на своих плечах распадающуюся лютеранскуюбазилику, до сих пор при короновании пап упоминается в торжественнойлитургии об этом святом. К францисканскому же ордену, но с более суровымчем у Б. уставом, принадлежат еще капуцины и реколлекты или реформаты .Б. носят темно-серые или коричневые рясы, с заплатками, в знакнищенства, опоясываются белым шерстяным шнурком с тремя узлами,напоминающими три главные обета, и бреют большую часть головы. Напечати, общей всем отделениям бернардинского ордена, изображены дверуки, скрещенные под крестом, одна из них голая, другая в рукаве,символически обозначающие общность страданий св. Франциска с Христом.Кроме того каждая провинция имеет свою особую печать с изображениемразличных святых.
Францисканцы
( «минориты», «меньшие
братья») — католический
АВИНЬО́НСКОЕ ПЛЕНЕ́НИЕ
ПАП, вынужденное пребывание римских
пап в Авиньоне (Южная Франция)
в период между 1309 и 1378 гг. Авиньонский
период в истории папства приходится
на понтификат пап: Климента V (1305—1316),
Иоанна XXII (1316—1334), Бенедикта XII (1334—1342),
Климента VI (1342—1352), Иннокентия VI (1352—1362),
Урбана V (1362—1370), Григория XI (1370—1378).
После смерти папы Бонифация VIII и двухлетнего
междуцарствия, на папский престол заочно
был избран архиепископ Бордо, папа Климент
V, как и все последующие авиньонские папы
— француз по национальности. Вначале
он отложил свою поездку в Рим из-за переговоров
с Филиппом Красивым, затем последовала
подготовка к Вьеннскому собору 1311—1312
гг. После этого германский король Генрих
VII вторгся в Италию. Таким образом,
за все время своего понтификата Климент
V ни разу не выехал в Италию.
Неблагоприятная политическая и социальная
обстановка в Италии, мятежи в Папском
государстве и антипапские выступления
в самом Риме, возглавлявшиеся крупнейшими
аристократическими семействами, в интриги
которых папы были также вовлечены; зависимость
от поддержки Франции; удобство положения
новой резиденции, — все это почти 70 лет
удерживало пап в Авиньоне.
Со временем папы обосновались в огромном
укрепленном дворце за городскими стенами,
окружив себя роскошью и имея великолепный
двор. Роскошная жизнь пап за Альпами была
предметом постоянного злословия.
СХОЛАСТИКА
— тип религиозной философии, характеризующийся
принципиальным подчинением примату теологии,
соединением догматических предпосылок
с рационалистической методикой и особым
интересом к формально-логической проблематике;
получил наиболее полное развитие и господство
в Зап. Европе в Средние века.
Истоки С. восходят к позднеантич. философии,
прежде всего к Проклу (установка на вычитывание
ответов на все вопросы из текстов Платона,
энциклопедическое суммирование разнообразной
проблематики, соединение мистических
предпосылок с рассудочными выводами).
Христианская патристика подходит к С.
по мере завершения работы над догматическими
основами церковной доктрины (Иоанн Дамаскин). Ранняя С. (11—12 вв.) сложилась
в условиях подъема феодальной цивилизации
и папской власти; она находилась под влиянием
августиновского платонизма (Ансельм Кентерберийский). Противоположные позиции
впервые выявляются в споре об универсалиях
— реализм (Гильом
из Шампо) и номинализм
(Росцеллин), а также промежуточная позиция
— концептуализм (П. Абеляр). В этот период
С. нередко выступает как оппозиционное
течение; не только доктрины отдельных
«еретиков», но принцип схоластического
рационализма как таковой вызывает нападки
со стороны поборников чистоты веры (Петра
Дамиани, Ланфранка, Бернара Клервоского
и др.). Зрел ая С. (12—13 вв.) развивалась
в средневековых ун-тах; ее общеевропейским
центром был Парижский ун-т. Платонизм
(переживший смелое натуралистическое
истолкование в философии шартрской школы
и во многом предвосхитившей тенденции
Возрождения) постепенно вытесняется
аристотелизмом, в интерпретации которого
происходит размежевание между «еретическим»
аверроизмом, отрицавшим реальность личной
души и учившим о единой безличной интеллектуальной
душе во всех существах (Сигер
Брабантский),
и ортодоксальным направлением С., подчинившим
онтологию Аристотеля христианским представлениям
о личном Боге, личной душе и сотворенном
космосе (Альберт
Великий и особенно
Фома Аквинский). Поздняя С. (13—14 вв.) испытала
воздействие обострившихся идейных противоречий
эпохи развитого феодализма. Иоанн Дунс
Скот противопоставил интеллектуализму
системы Фомы Аквинского свой волюнтаризм,
отказ от завершенной системы и острый
интерес к индивидуальному бытию. Оппозиционные
представители этого периода (Оккам,
отчасти Никола Орем) все энергичнее настаивают
на теории двойственной истины, разрушавшей
схоластическую «гармонию» веры и разума.
Возрождение оттеснило С. на периферию
умственной жизни.
Частичное оживление традиций С. произошло
в т.н. второй С. (16—17 вв.), развивавшейся
в период Контрреформации, гл. обр. в Испании
(Ф. де Витория, Ф. Суарес, Г. Васкес, М. Молина).
Просвещение нанесло второй С. решающий
удар.
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225/1226-1274) - средневековый философ и богослов (титул Ангельского доктора), монах-доминиканец, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Родился в Акуино (Италия) в семье графа Ландольфо Аквинского. Воспитывался сначала в бенедиктинском монастыре, в 1244 вступил в орден доминиканцев. Ученик Альберта Великого. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. Доктор теологии (1257). Возглавил борьбу в Парижском университете против Сигера Брабантского и приверженцев аверроизма. В 1323 был причислен католической церковью к лику святых, а в 1567 признан «учителем церкви». Основные сочинения: «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников» (1261-1264) и «Сумма теологии» (не окончена, 1265-1273). Теологически осмысливая аристотелевскую философию, Ф.А. пытался обосновать католическое вероучение, примирить веру и знание, которые, по его мнению, не противоречат друг другу. Если же выводы науки вступают в противоречие с верой, то это свидетельствует, по Ф.А., о неправильном ходе рассуждений. В то же время Ф.А. считал, что есть рационально постижимые догматы веры (существование Бога, бессмертие души и др.) и рационально непостижимые (сотворенность мира, троичность Бога, первородный грех), которые сверхразумны и не постижимы наукой. Они познаваемы только верой и теологией. Философия используется теологией лишь для более доступного изложения истин откровения. Признавал значимость телесного (»человек не есть только душа, но и некое соединение души и тела»), примат интеллекта над волей. Цель человека видел в достижении загробного блаженства, а средством его достижения считал добродетельную жизнь. Однако достичь блаженства нельзя без божественной благодати. Ф.А. считал, что все виды власти - от Бога, но отдавал предпочтение монархии, допуская возможность свержения несправедливого правителя. В то же время церковную власть ставил выше светской, считая, что все правители должны подчиняться папе римскому, так как он получил власть «от Христа». Основной принцип философии Ф.А. - гармония веры и разума. С 1879 (Энциклика Льва XIII «Этерни патрис») философская система Ф.А. была признана «единственно истинной философией католицизма», став основой неотомизма.
ИЕЗУИ́ТЫ (oбщество
Иисуса), католический монашеский орден,
основанный в 1537 году Игнатием Лойолой
(см. ИГНАТИЙ
ЛОЙОЛА). Утвержден
папой Павлом III в 1540 году, в 1550 году от
папы Юлия III получил детальное описание
своих целей и структуры. В условиях широкого
распространения протестантизма (см. ПРОТЕСТАНТИЗМ) и критики традиционного
монашества перед иезуитами ставились
задачи распространения и защиты веры,
а также воспитания «добрых католиков»,
чему служили проповедь, преподавание
и помощь обездоленным. Осуществлению
задач ордена служили централизм и иерархия;
от киновии (см. КИНОВИЯ) иезуиты практически отказались,
и любой из них мог по необходимости жить
в миру; единое орденское одеяние также
отсутствовало.
После предварительного экзамена желающий
вступить в орден — новиций — призван
был два года работать в госпитале или
совершить паломничество, нищенствуя
и босиком (первая экзаминация). Затем
следовал период обучения богословию
и смежным наукам, имевший неопределенную
длительность (вторая экзаминация). По
решению старших из числа схоластиков-учеников
отбирались лица для годичного новициата
(третья экзаминация) — терциарии, которые
затем в зависимости от проявленных способностей
могли стать членами двух следующих ступеней
ордена: коадъюторов (помощников) и профессов,
принимавших три обычных монашеских обета
(професса) — целомудрия, бедности и послушания.
Из последних отбирались затем «профессы
четвертого обета» — численно ограниченная
элита ордена, — которые приносили обет
личного послушания папе. Они избирали
пожизненно генерала ордена, которому
принадлежала вся полнота власти; от созыва
генерального капитула (см. КАПИТУЛ)
иезуиты отказались. Резиденция генерала
находилась в Риме.
Особый акцент Лойола делал на соблюдение
обета послушания: орден понимался как
безотказное орудие в руках папства, а
каждый его член призван был, «словно труп»,
подчинить себя старшим, причем не только
внешне, но и внутренне. Большое место
в ордене занимало образование, которое
в отличие от нищенствующих орденов (см. НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА) не было ограничено только
богословием, но включало в себя и овладение
комплексом гуманитарных знаний. Иезуиты
создали разветвленную и доступную для
выходцев из различных сословий систему
среднего образования. Очень скоро иезуитские
колледжи стали считаться образцовыми
независимо от того, какую карьеру собирался
избрать воспитанник. Орден являлся одним
из основных орудий Контрреформации (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ) . Учение иезуитов о «мысленной
оговорке», снимавшее ответственность
за те или иные проступки во имя высших
целей, позволила ордену эффективно противостоять
протестантизму, контролировать государственные
органы и влиять на общественные настроения.
Иезуиты активно проповедовали христианство
в Индии, Африке и Южной Америке. Главенствующее
положение иезуитов в монашестве 17—18
веков, их разнообразная активность в
миру вызывали растущее недовольство
европейских государств, видевших в пропапской
позиции иезуитов угрозу национальной
самостоятельности, что предопределило
в середине 18 века запрет ордена в Португалии,
Франции, Испании, Неаполитанском королевстве
и Парме. В 1773 году папа Климент XIV (см. КЛИМЕНТ XIV)
под давлением европейских держав распустил
орден, хотя в Пруссии и России иезуиты
некоторое время продолжали свою преподавательскую
деятельность. В 1814 году орден был восстановлен
папой Пием VII
Янсенизм неортодоксальное течение во французском и нидерландском католицизме. Я. явился частью той волны индивидуалистического мистицизма, которая прошла по Западной Европе в XVII-XVIII вв., затрагивая преимущественно образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и методистов — в англиканском). Толчком к возникновению Я. послужила публикация в 1640 г. труда голландского теолога К. Янсения об Августине. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церковное учение, Янсений утверждал, что Христос пролил Свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к доктрине кальвинизма о предопределении). Книга Янсения была в 1642 г. осуждена папой Урбаном VIII, а в 1653 г. булла Иннокентия X осудила отдельные тезисы его учения; однако «ученики св. Августина» продолжали борьбу, оставаясь внутри Католической Церкви. Во Франции Ж. Дювержье де Оранн (известен как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. XVII в. важным центром французской культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церковной политики, а также этическая бескомпромиссность Я. сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего пор-рояльской общиной и вместе с П. Николем создавшего логику Пор-Рояля; к Я. тяготел Ж. Расин. Я. формировал тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но также с фанатически сектантской узостью. После Великой французской революции Я. исчезает из жизни Франции. В Нидерландах к 1723 г. Я. удалось создать свою церковь, которая в XIX в. сблизилась с немецкими старокатоликами и в XX в. произвела ряд реформ, приблизивших ее к протестантизму (отмена постов и целибата духовенства и т. п.); существует до настоящего времени.
КВИЕТИЗМ
(фр. — спокойный, безмятежный) — мистико-созерцательное
направление в католической духовности,
отрицающее человеческую активность и
ответственность. Обычно его возводят
к учению исп. каноника М. Молиноса и его
последователей — Ж.М. Гюйон, архиепископа
Фенелона.
Фундаментальный принцип К. — осуждение
всех человеческих усилий. Человек, стремясь
к совершенству, должен пребывать в полной
пассивности, упразднить волю и довериться
Богу до такой степени, чтобы его не заботили
больше ни небо, ни ад, ни даже собственное
спасение. Молинос в работе «Духовный
руководитель» (1675) различает два пути
религиозной жизни — внешний (размышление)
и внутренний (созерцание). Отдавая предпочтение второму,
он показывает, что это состояние достигается
в особой форме безмолвной молитвы, когда
душа сознательно отказывается не только
от дискурсивных размышлений, но и от любых
определенных действий, вплоть до надежды
на добродетель или любовь Христа. Остается
простой покой Божественного присутствия
в чистой вере.
К. в изложении Молиноса не был принят
католической церковью. В 1687 в папской
булле Иннокентия XI «Coelestis Pastor» 68 положений
из книги Молиноса были осуждены. Квиетистские
идеи Ж.М. Гюйон и архиепископа Фенелона
были популярны в России в эпоху Александра
1.
Информация о работе Католицизм в середине ХI – начале ХХI вв.