Карибский кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 01:02, реферат

Краткое описание

Карибский (Кубинский) кризис 1962 года - это международная конфликтная ситуация, вызванная размещением советских ракет среднего радиуса действия на острове Куба. В послевоенное время человечество ощутило близость апокалипсиса. К счастью, разум великих правителей великих держав взял верх над их безрассудством и разыгравшимися эмоциями. Государственные деятели СССР, США и Кубы впервые осознали, что такое «ядерный тупик», и , проявив необходимый реализм, а, возможно, и страх, при ликвидации кризисной ситуации, нашли в себе силы вступить на путь решения острейших международных проблем не военными, а дипломатическими средствами.

Файлы: 1 файл

реф ист.docx

— 43.25 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

Печорское РУ — филиал ФГБОУ ВО

«ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

Заочное отделение

Специальность_____________________________________________

 

 

 

Контрольная работа

По ________________________________________________________

(дисциплина)

по теме: ________________________________________________________

 

 

Выполнил студент: _________ курса, группа ___________

____________________________________________________________

Проверил: _____________________________________________________

                                                Печора, 2014

Введение

Карибский (Кубинский) кризис 1962 года  -  это международная конфликтная ситуация, вызванная размещением советских ракет среднего радиуса действия на острове Куба. В послевоенное время человечество ощутило близость апокалипсиса. К счастью, разум великих правителей великих держав взял верх над их безрассудством и разыгравшимися эмоциями. Государственные деятели СССР, США и Кубы впервые осознали, что такое «ядерный тупик», и , проявив необходимый реализм, а, возможно, и страх, при ликвидации кризисной ситуации, нашли в себе силы вступить на путь решения острейших международных проблем не военными, а дипломатическими средствами.

Как же возникла такая серьёзная проблема, угрожающая всему миру? После Второй Мировой Войны многие страны стремились создать условия для невозможности повторения недавних событий или скорейшего решения их разрешения, если конфликт всё же случится. Для этого Соединённые Штаты Америки обезопасили себя путем размещения в Турции ракет средней дальности «Юпитер», которые могли достигнуть городов в западной части Советского Союза, включая Москву и главные промышленные центры СССР. В ответ на это Советский Союз разместил кадровые военные части и подразделения, на вооружении у которых находилось как обычное, так и атомное оружие, включая баллистические и тактические ракеты наземного базирования, на острове Куба, в непосредственной близости от побережья США. Американский президент Джон Ф. Кеннеди потребовал от советского правительства вывода ракет. Эти накаляющие события могли поставить весь мир на грань ракетно-ядерной войны. Таково краткое содержание той далекой истории, за которой скрываются кардинальные повороты мировой политики.

Данная тема заинтересовала меня в связи с существующей сегодня обстановкой в мире: сегодня великие державы Соединённые Штаты Америки и теперь уже Российская Федерация вновь соревнуются в гонке без приза. Только к чему приведет новое состязание, пока неизвестно, а события второй половины XX века можно рассмотреть и сегодня.

Целью моей работы является:

- показать причины конфликта между СССР и США в послевоенные десятилетия;

- определить, насколько серьезны  и плодотворны были шаги по  их предотвращению;

- рассказать о последствиях  Карибского кризиса.

Глава 1. Причины Карибского кризиса 

1.1 Политические причины кризиса

Российско-кубинские отношения имеют глубокие исторические корни. Достаточно напомнить, что первый почетный консул России был аккредитован на Кубе еще в 1826 году. Справедливости ради надо сказать, что в целом до начала 60-х годов XX века двусторонние отношения с Кубой развивались скорее формально. До победы в революции 1959 года Куба устойчиво находилась в орбите геополитических интересов США. Это обуславливалось, прежде всего, ее выгодным положением в центре Карибского бассейна и значительным ресурсным потенциалом острова (на Кубе находятся крупнейшие в мире месторождения никеля, хрома и кобальта). Имея формальный статус независимого государства Куба с начала века фактически оказалась жестоко сориентированной на Соединенные Штаты. США удалось закрепить свое влияние посредством так называемой «поправки Платта», принятой в 1901 году: США отказались прекратить оккупацию захваченной в ходе испано-американской войны Кубы до внесения в кубинскую конституцию определения принципов будущих кубино-американских отношений, что способствовало превращению Кубы в фактическую колонию США. «Поправка Платта», принятая конгрессом США 2 марта 1901 по предложению сенатора О. Платта, ограничила суверенитет Кубы и узаконила вмешательство США в её внутренние дела, это означало, что США получили право оккупировать Кубу, иметь там военно-морские базы и контролировать внешнюю политику страны. В 1934 году кубинский народ добился отмены подобной несправедливости, однако империалистическое господство США над Кубой всё же сохранялось до победы Кубинской революции в 1959 году. [1]

Сразу после революции на Кубе в 1959 году ни у Фиделя Кастро — политического лидера государства, ни у его сподвижников не было ни только никаких контактов ни с Советским Союзом, ни с другими социалистическими государствами, но даже и элементарных познаний о марксизме-ленинизме, о коммунистическом учении. [2]

Во время своей борьбы за свободу с режимом Фульхенсио Батисты в 1950-х годах Кастро несколько раз обращался к Москве за военной помощью, но получал отказ. Москва скептически относилась к лидеру кубинских революционеров и к самим перспективам революции на Кубе, считая, что там слишком велико влияние США. Первый зарубежный визит после победы в революции Фидель Кастро совершил в США, однако президент Дуайт Эйзенхауэр отказался встречаться с ним, сославшись на занятость. После этой демонстрации высокомерного отношения к Кубе Кастро проводил меры, направленные против засилья американцев. Так, были национализированы телефонная и электрическая компании, нефтеперегонные заводы, 36 крупнейших сахарных заводов, принадлежавших гражданам США; прежним владельцам были предложены соответствующие пакеты ценных бумаг. Все филиалы североамериканских банков, принадлежавших гражданам США, были также национализированы. В ответ на это США прекратили поставлять на Кубу нефть и покупать её сахар, нарушив таким образом долговременное соглашение о покупке. Такие действия поставили Кубу в очень тяжёлое положение. К тому времени кубинским правительством уже были установлены дипломатические отношения с СССР, и оно обратилось к Москве за помощью. Отвечая на запрос, СССР направил танкеры с нефтью и организовал закупки кубинского сахара. [3]

Власти США не скрывая того враждебно встретили кубинскую революцию. В апреле 1961 года на территории республики Куба в районе Плайя-Хирон были высажены отряды контрреволюционных наёмников, но решительными действиями Революционных вооруженных сил Кубы они были разгромлены. В феврале 1962 года под давлением США Куба была исключена из Организации американских государств (ОАГ). Соединённые штаты постоянно нарушали границы Кубы, вторгаясь в её воздушное и морское пространства, бомбардировали кубинские города.

Куба стала первой страной, которая выбрала коммунистический путь без значительного военного или политического вмешательства со стороны СССР. В этом качестве она была глубоко символична для советских лидеров, в особенности для Никиты Сергеевича Хрущёва, - он считал защиту острова критичной для международной репутации СССР и коммунистической идеологии в целом.

 

1.2 Военные причины кризиса

Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза. Этот тип ракет “доставал" до Москвы и основных промышленных центров СССР. Более того, США планировали размещение стратегических ракет также в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность ядерных зарядов и их носителей в отношении 17: 1 в пользу США, так и сократить «подлетное время», являющееся важной стратегической характеристикой ядерного сдерживания. Стоит отметить и следующее важное, но практически неизвестное нашим современникам обстоятельство. Опираясь на свое мнимое научно-техническое превосходство, США полагали, что отныне космические и иные технические средства разведки надежно гарантируют безопасность страны и поэтому решили перенести тяжесть разведывательной деятельности с агентурной разведки на техническую.

Советские стратеги, уловив подходящий момент, решили, что можно эффективно достичь некоторого ядерного паритета, разместив ракеты на Кубе. Советские ракеты средней дальности на кубинской территории, имея дальность стрельбы до 4 000 км (Р-14), могли держать под прицелом Вашингтон и около половины авиабаз стратегических ядерных бомбардировщиков Стратегических ВВС США, с подлётным временем менее 20 минут.

Глава Советского Союза Никита Хрущёв публично высказал своё возмущение фактом размещения ракет в Турции. Он считал эти ракеты личным оскорблением. Размещение ракет на Кубе - первый случай, когда советские ракеты покинули территорию СССР, - считается непосредственным ответом Хрущёва на американские ракеты в Турции. В своих мемуарах Хрущёв пишет, что первый раз идея разместить ракеты на Кубе пришла к нему в 1962 году, когда он возглавлял делегацию Советского Союза, посещавшую Болгарию по приглашению болгарских ЦК Компартии и правительства. Там один из его соратников, показывая в сторону Чёрного моря, сказал, что на противоположном берегу, в Турции, находятся ракеты, способные в течение 15 минут нанести удар по основным промышленным центрам СССР. [4]

Таким образом, при таком раскладе сил действия СССР на тот период времени были действительно вынужденными. Советскому правительству необходимо было привести в состояние баланса свой военный потенциал, пусть не путем увеличения числа ракет, но стратегически важным их размещением. СССР стал рассматривать Кубу как плацдарм для ответных мер на угрозу со стороны американских ракет в Европе. А США, ведя агрессивную политику против Кубы, не только ни добились положительных результатов, но и показали всему человечеству, что собственные национальные интересы для них важнее, чем общепризнанные нормы международного права, защитником которого они всегда себя позиционировали.

Глава 2. Размещение Ракет

2.1 Принятие решения

"Мысль об установке  ракет с атомными боеголовками  на Кубе возникла у Хрущева  единственно с целью защиты  Кубы. Он был в Болгарии в 1962 году, кажется, в середине мая. Приехал  и рассказал мне, что все время  думал, как бы спасти Кубу от  вторжения, которое, как он считал, неизбежно должно повториться, но  уже другими силами, с расчетом  на полную победу американцев. И пришла мне, говорит, мысль: а  что если послать туда наши  ракеты, быстро и незаметно их  там установить, потом объявить  американцам, сначала по дипломатическим  каналам, а затем и публично. Это  сразу поставит их на место. Любое нападение на Кубу будет  означать удар непосредственно  по их территории. А это приведет  их к тому, что им придется  отказаться от любых планов  нападения на Кубу". - пишет  доверенное лицо Никиты Сергеевича  Анастас Микоян. [5]

20 мая 1962 года Никита Хрущёв  провёл в Кремле беседу с  министрами иностранных дел Андреем  Громыко, Анастасом Микояном и  министром обороны Родионом Малиновским, в ходе которой изложил им  свою идею: в ответ на постоянные  запросы Фиделя Кастро об увеличении  советского военного присутствия  на Кубе разместить на острове  ядерное оружие. 21 мая на заседании  Совет обороны поддержал предложение  Н. С. Хрущева. Министерствам обороны  и иностранных дел было поручено  организовать скрытное перемещение  войск и военной техники по  морю на Кубу.

28 мая из Москвы в  Гавану вылетела советская делегация  в составе посла СССР Алексеева, главнокомандующего РВСН маршала  Сергея Бирюзова, генерал-полковника  Семена Павловича Иванова, а также  Шарафа Рашидова. 29 мая они встретились  с Фиделем Кастро и изложили  ему предложение ЦК КПСС. Фидель  попросил сутки на переговоры  со своими ближайшими соратниками. В тот же день Кастро дал  положительный ответ советским  делегатам.

2.2 Состав контингента

10 июня на заседании  Президиума ЦК обсуждались результаты  поездки советской делегации  на Кубу. После доклада Рашидова  Малиновский представил предварительный проект операции по переброске ракет, подготовленный в Генеральном штабе. Предусматривалось развертывание на Кубе 43-ой ракетной дивизии, на вооружении которой имелись ядерные ракеты Р-12 и Р-14 с дальностью действия до 2,5 тыс. и 5 тыс. км соответственно, что позволяло поражать любые цели на континентальной части США, вплоть до канадской границы. Кроме того, предполагалось размещение крылатых ракет, способных нести ядерные боеголовки, с дальностью действия до 60 км. Планировалось также развернуть в качестве вспомогательных сил военно-морскую (2 крейсера, 4 эсминца, 12 ракетных катеров «Комар», 11 подводных лодок) и авиационную (1 вертолётный полк Ми-4, 4 мотострелковых полка, два танковых батальона, эскадрилья МиГ-21, 42 лёгких бомбардировщика Ил-28, 2 подразделения крылатых ракет с ядерными боеголовками 12 Кт с радиусом действия 160 км, несколько батарей зенитных орудий, а также 12 установок С-75) группировки. Всего на остров планировалось отправить 50 874 военнослужащих. Позже, 7 июля, Хрущёв принял решение назначить командующим группировкой генерала армии СССР Иссу Плиева. Прослушав доклад Малиновского, Президиум ЦК проголосовал за проведение операции единогласно.

2.3 Анадырь

Информация о работе Карибский кризис