Карибский кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 08:16, реферат

Краткое описание

Биполярный мир, где обе стороны обладали ядерным оружием в количестве, достаточном для полного уничтожения, как главного противника, так и его соседей и союзников, дальних и близких, был в силу ряда причин структурой нестабильной. Оба полюса – СССР и США были непримиримыми врагами. Вражда их своими корнями уходит в идеологию и геополитику, и задачей–минимум каждой из сторон было если не уничтожение оппонента, то, по крайней мере, обеспечение своего военно-стратегического превосходства, территориального доминирования.

Оглавление

Вступление………………………………………………………………………………3

Последствия возможного ядерного конфликта………………………………..4

Предыстория кризиса………………………………………………………………...6

Наши отношения с Кубой………………………………………………………….…8

Реакция США…………….…..………………………………………………………….8

Техническое отступление……………………………………………………………9

События лета-осени 1962 года.…………………………………………………...10

Блокада Кубы………………………………………………………………………….11

Второе послание Хрущева …….…………………………………………………..14

Ликвидация кризиса ………………………………………………………………...15

Заключение: последствия Карибского кризиса.……………………………..17

Список используемой литературы………………………………………………20

Файлы: 1 файл

карибский кризис.docx

— 114.73 Кб (Скачать)

Имело место сотрудничество при подготовке Договора о принципах  деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (подписано 27 января 1967 года), Соглашения о спасении и возвращении космонавтов  и объектов, запущенных в космическое  пространство (подписано 22 апреля 1968 года).

Надо сказать, что руководящие  деятели СССР и США много раз  встречались в эти годы за столом переговоров. Так, в июне 1967 года состоялась встреча в Гласборо Председателя Совета Министров СССР Косыгина с  президентом США Линдоном Джонсоном, в связи с необходимостью урегулировать  арабо-израильский конфликт. Были достигнуты принципиальные договоренности относительно подписания Договора о нераспространении  ядерного оружия, а также о желательности  двусторонних переговоров об ограничении  стратегических вооружений. Договор  о нераспространении ядерного оружия, подписанный 1 июля 1968 года представителями  СССР, США и Великобритании, имел большое значение для улучшения  советско-американских отношений и  международной обстановки в целом. Также американской стороной был  поднят вопрос о взаимном отказе от создания систем противоракетной обороны, т.к. развертывание таких систем дестабилизирует общую стратегическую обстановку и повлечет за собой новый  дорогой виток гонки ракетно-ядерных  вооружений без реального обеспечения  безопасности обеих сторон. Косыгин  ответил фактическим отказом, т.к. против всяческих ограничений на системы ПРО выступали советские  военные: к этому времени в  СССР уже начали создаваться первые, хотя и несовершенные, элементы таких  систем вокруг Москвы и Таллина, тем  более, ограничения ПРО были далеко не в интересах СССР.

Примечательно, что этот вопрос до сих пор по некоторым  аспектам (несмотря на договор 1972 года) остается предметом разногласий  и упорных переговоров обеих  правительств. Так, в марте 1997 года на встрече в Хельсинки Борис  Ельцин и Билл Клинтон вновь сочли  необходимым опубликовать специальное  заявление по ПРО и ее различным  типам.

В июне 1968 года вступила в  силу советско-американская консульская  конвенция, была открыта авиалиния  Москва – Нью-Йорк, начал осуществляться обмен в области науки, культуры и спорта.

Однако Карибский кризис имел и серьезные негативные последствия  долгосрочного плана. Советское  руководство не могло забыть унизительной, как ему казалось, потери своего престижа, когда ему на глазах всего  мира пришлось вывозить обратно свои ракеты с Кубы. Советский военный  истеблишмент воспользовался этим для  того, чтобы добиться новой большой  программы наращивания ракетно-ядерных  вооружений. Таким образом, Карибский  кризис по-своему дал новый импульс  гонке вооружений, что делало нестабильной военную, а значит, и политическую обстановку в мире.

В то же время у обеих  держав в тот момент был неплохой шанс начать взаимно контролировать эту гонку, по крайней мере, в отдельных  областях. Надо было приложить все  усилия, чтобы расширить договоренность о выводе ракет средней дальности  из Турции и Кубы путем взаимного  запрета на размещение всего класса таких ракет средней дальности. Однако США не стремились к этому, т.к. они уже имели подобные ракеты также в Италии и Великобритании, а Советский Союз не размещал их в других странах, кроме Кубы.

Понадобилось более десяти лет, чтобы весь вопрос был поставлен  в плоскость переговоров, когда  уже СССР сам стал инициатором  новой гонки так называемых «евроракет», созданных в СССР и США и  нацеленных на Евразию с территории разных европейских стран.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. П.ред. Г.В. Фокеева, История международных отношений и внешней политики СССР, М. Межд. отн. 1987
  2. В.Х. Владимиров, Куба в межамериканских отношениях,          М. Межд. отн. 1984
  3. Кристофер Эндрю, Олег Городиевский, КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева,          Nota Bene 1992
  4. Роберт Макнамара, Путем ошибок – к катастрофе, Наука, 1988
  5. А. Добрынин, Наши отношения с США // Международная жизнь,  1997, №8

 

 

 

 




Информация о работе Карибский кризис