Каравайный обряд

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:14, творческая работа

Краткое описание

На мой взгляд статья имеет огромное значение, так как даёт возможность людям узнать об одном из древних обычаев бывших на территории Беларуси и сохранившемся в изменённом виде по сей день, также и потому, что исследование Каравайного обряда имеет важное значение для культурного наследия Беларуси.

Файлы: 1 файл

Каравайный обряд. Этнология Беларуси.docx

— 21.52 Кб (Скачать)

                             Каравайный обряд.

Рецензия на статью «Каравайны абрад» опубликованную в 6-ом томе многотомного издания « Беларусы»

На мой взгляд статья имеет огромное значение, так как даёт возможность людям узнать об одном из древних обычаев бывших на территории Беларуси и сохранившемся в изменённом виде по сей день, также и потому, что исследование Каравайного обряда имеет важное значение для культурного наследия Беларуси.

Цель которую  преследовал автор при написании  данной работы на мой взгляд следующая: подробно исследовать « Каравайный обряд» со всеми магическими действиями, поверьями, песнями, которые сопровождали процесс его приготовления, показать какое значение имел обряд на территории Беларуси.

Задачи автора: выяснить сроки зарождения обряда, выявить различия и схожие черты  в совершении обряда в разных местах территории Беларуси, попытаться объяснить  различия в совершении обряда, проследить эволюцию обряда, начиная от появления  обряда и до его «угасания».  

В статье « Каравайны абрад» автор подробно исследует Каравайный обряд на территории Беларуси. В статье автор прежде всего пытается определить сроки зарождения Каравайного обряда на территории Беларуси. В статье высказывается мнение, что первые известия о Каравайном обряде, которые бы не вызывали сомнения можно отнести к 11 веку: « ни одна свадебная трапеза на Руси не обходится без каравая и сыра». В статье автор прослеживает эволюцию обряда с момента его появления и до нашего времени.

В частности, ссылаясь на мнение Н.Ф. Пелипенки, автор говорит, что к 12-середине 14 века сформировались локальные особенности Каравайного  обряда на территории Беларуси. Автор  отмечает тот факт, что на юге  Беларуси, в отличие от северной части Беларуси, обряд получил  более широкое распространение  и отличался развитой формой каравайных обрядов, большим количеством каравайных песен и их исключительном положении во всём обряде.

Автор считает, что причиной того, почему Каравайный обряд получил большее распространение  на юге Беларуси, является важная роль земледелия в экономике южных земель. Автор также отмечает, что в обряде присутствовали элементы религии.

В статье подробно описывается процесс приготовления каравая, объясняется почему, например, во время приготовления каравая в дом приглашалось как можно больше людей. Подробно описываются особенности обряда на разных территориях. Так, в окрестностях  Волковыска и Пружан «каравай пачыналі расчыняць ў чацвер, які так і называўся «зачатным чацвяргом». А на Витебщине приготовление каравая сопровождалось следующими обрядовыми действиями: лучшая подружка невесты три раза приносила воду; три раза сыпала муку для теста; тесто месилось тремя шофёрками по очереди.

В некоторых  местах, прежде чем слепить булку  из теста, каравайницы начинали раздавать по куску сырого теста каждому, кто был в доме которое затем нужно было съесть. Автор также отмечает, что были и общие обрядовые действия, характерные для всего населения Беларуси. Например, когда месили каравай, то пели шуточные песни.

Автор обращает внимание на тот факт, что в этом обряде присутствуют элементы языческих верований− каравай для жениха выпекали в форме месяца, а месяц и солнце занимали важное место в языческой религии славян.

Во время приготовления  каравая имела место быть ворожба, в основном девушек, о своей судьбе, о будущем замужестве.

В этом обряде важную роль играла вода, в которой мыли руки каравайницы. После того как в ней помыли руки вода считалась уже необычной, и её было необходимо вылить под какое-нибудь фруктовое дерево.            

Автор отмечает, что на Гродненщине, прежде чем печь каравай брали тесто с середины каравая и пекли маленькие булочки−«крыжы», «каб ніякія чары не прысталі».

В 19-20 веках выполнял в традиционном празднике выполнял правовую, магическую, эстетическую функции. Наиболее развёрнутый вид, в этот период, Каравайный обряд имел в Центральной Беларуси, на Полесьи, в Поднепровьи он имел более простой характер− его сопровождало небольшое количество песен, а в некоторых районах Витебщины его и вовсе не пекли. Так же в это время каравай обряд был характерен для всей территории Беларуси, имел различия во времени приготовления, украшении, функциях.

В предвоенное  время Каравайный обряд существовал  на большей территории Беларуси, постепенно теряя свои магические особенности.

В военные годы Каравайный обряд ещё больше утратил  свои традиционные особенности, но продолжал  существовать, правда, в основном, в сельской местности.

Сейчас на некоторых  территориях Каравайный обряд полностью  исчез, а на некоторых продолжает существовать в изменённом виде. В городской местности вместо каравая используется торт.

К положительным  сторонам работы я отношу то, что  автор полностью раскрыл тему: отметил схожие моменты  и различия в обряде, проследил эволюцию обряда. Также к положительным сторонам я отношу тот факт, что на момент написания статьи автор обладал  современной информацией по развитию этого обряда− например, материалами этнографической экспедиции 1997 года в Гродненскую область, а также то что в работе были приведены песни, которые обыкновенно пели при приготовлении каравая.

Я считаю, что  у работы нет отрицательных сторон.

При написании  работы автор использовал следующую  литературу:

  1. Никольский Н.М.− Происхождение и история белорусской свадебной обрядности.
  2. Казаченко А.И.− К истории великорусского свадебного обряда // Советская этнография. 1957.
  3. Зеленин Д.К.− Восточнославянская этнография, Москва 1991.
  4. Вяселле. Абрад.
  5. Федароўскі М− Люд беларускі. Вяселле.
  6. Романов Е.Р.− Белорусский сборник.
  7. Крачковский Ю.Ф.− Быт западнорусского селянина.
  8. Никифоровский Н.Я. – Простонародные приметы и поверья
  9. Шапов Я.Н.− Брак и семья в Древней Руси.
  10. Пилипенко М.Ф.− Возникновение Белоруссии: новая концепция.

    При написании  работы автор так же использовал  данные Минской епархиальной ведомости, а также пользовался данными  Архива Института искусствоведения.

    При написании  статьи автор полно использовал  литературу.

    При написании  рецензии я использовал статью из шестого тома издания «Беларусы». 
     


Информация о работе Каравайный обряд