Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:14, творческая работа
На мой взгляд статья имеет огромное значение, так как даёт возможность людям узнать об одном из древних обычаев бывших на территории Беларуси и сохранившемся в изменённом виде по сей день, также и потому, что исследование Каравайного обряда имеет важное значение для культурного наследия Беларуси.
Каравайный обряд.
Рецензия на статью «Каравайны абрад» опубликованную в 6-ом томе многотомного издания « Беларусы»
На мой взгляд статья имеет огромное значение, так как даёт возможность людям узнать об одном из древних обычаев бывших на территории Беларуси и сохранившемся в изменённом виде по сей день, также и потому, что исследование Каравайного обряда имеет важное значение для культурного наследия Беларуси.
Цель которую
преследовал автор при
Задачи автора: выяснить сроки зарождения обряда, выявить различия и схожие черты в совершении обряда в разных местах территории Беларуси, попытаться объяснить различия в совершении обряда, проследить эволюцию обряда, начиная от появления обряда и до его «угасания».
В статье « Каравайны абрад» автор подробно исследует Каравайный обряд на территории Беларуси. В статье автор прежде всего пытается определить сроки зарождения Каравайного обряда на территории Беларуси. В статье высказывается мнение, что первые известия о Каравайном обряде, которые бы не вызывали сомнения можно отнести к 11 веку: « ни одна свадебная трапеза на Руси не обходится без каравая и сыра». В статье автор прослеживает эволюцию обряда с момента его появления и до нашего времени.
В частности, ссылаясь
на мнение Н.Ф. Пелипенки, автор говорит,
что к 12-середине 14 века сформировались
локальные особенности
Автор считает,
что причиной того, почему Каравайный
обряд получил большее
В статье подробно описывается процесс приготовления каравая, объясняется почему, например, во время приготовления каравая в дом приглашалось как можно больше людей. Подробно описываются особенности обряда на разных территориях. Так, в окрестностях Волковыска и Пружан «каравай пачыналі расчыняць ў чацвер, які так і называўся «зачатным чацвяргом». А на Витебщине приготовление каравая сопровождалось следующими обрядовыми действиями: лучшая подружка невесты три раза приносила воду; три раза сыпала муку для теста; тесто месилось тремя шофёрками по очереди.
В некоторых местах, прежде чем слепить булку из теста, каравайницы начинали раздавать по куску сырого теста каждому, кто был в доме которое затем нужно было съесть. Автор также отмечает, что были и общие обрядовые действия, характерные для всего населения Беларуси. Например, когда месили каравай, то пели шуточные песни.
Автор обращает внимание на тот факт, что в этом обряде присутствуют элементы языческих верований− каравай для жениха выпекали в форме месяца, а месяц и солнце занимали важное место в языческой религии славян.
Во время приготовления каравая имела место быть ворожба, в основном девушек, о своей судьбе, о будущем замужестве.
В этом обряде важную роль играла вода, в которой мыли руки каравайницы. После того как в ней помыли руки вода считалась уже необычной, и её было необходимо вылить под какое-нибудь фруктовое дерево.
Автор отмечает, что на Гродненщине, прежде чем печь каравай брали тесто с середины каравая и пекли маленькие булочки−«крыжы», «каб ніякія чары не прысталі».
В 19-20 веках выполнял в традиционном празднике выполнял правовую, магическую, эстетическую функции. Наиболее развёрнутый вид, в этот период, Каравайный обряд имел в Центральной Беларуси, на Полесьи, в Поднепровьи он имел более простой характер− его сопровождало небольшое количество песен, а в некоторых районах Витебщины его и вовсе не пекли. Так же в это время каравай обряд был характерен для всей территории Беларуси, имел различия во времени приготовления, украшении, функциях.
В предвоенное время Каравайный обряд существовал на большей территории Беларуси, постепенно теряя свои магические особенности.
В военные годы Каравайный обряд ещё больше утратил свои традиционные особенности, но продолжал существовать, правда, в основном, в сельской местности.
Сейчас на некоторых территориях Каравайный обряд полностью исчез, а на некоторых продолжает существовать в изменённом виде. В городской местности вместо каравая используется торт.
К положительным сторонам работы я отношу то, что автор полностью раскрыл тему: отметил схожие моменты и различия в обряде, проследил эволюцию обряда. Также к положительным сторонам я отношу тот факт, что на момент написания статьи автор обладал современной информацией по развитию этого обряда− например, материалами этнографической экспедиции 1997 года в Гродненскую область, а также то что в работе были приведены песни, которые обыкновенно пели при приготовлении каравая.
Я считаю, что у работы нет отрицательных сторон.
При написании работы автор использовал следующую литературу:
При написании работы автор так же использовал данные Минской епархиальной ведомости, а также пользовался данными Архива Института искусствоведения.
При написании статьи автор полно использовал литературу.
При написании
рецензии я использовал статью из шестого
тома издания «Беларусы».