Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:26, реферат
В русской и мировой литературе Караханид получили свое название после выхода монографии востоковеда В.В. Григорьева «Караханиды в Маверанахре». В основе — титул хана, принявшего ислам: «Кара-хан». Нумизмат Торнберг назвал династию Илеками по титулу этих правителей. В мусульманских источниках династия называется «Дом Афросиаба».
1.Введение______________________________________________3
2.Единый Караханидский Каганат
Образование Караханидского каганата
Политический строй. Распад Караханидского Каганата.
3.Западный Караханидский каганат (1040-1212)
4.Восточный Караханидский каганат (1040 – нач.XIII в)
5.Заключение
6.Список литературы
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Отделения татароведения и тюркологии
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«Государство Караханидов »
Работу завершил: Студент1 курса 423(А) группы очного отделения контрактной формы обучения Кашбиев Рамиль Илдарович ____________________ |
Работу допустил к защите: "___"______________ 2013 г. Научный руководитель: Ст. преподаватель Гатин Марат Салаватович |
Казань-2013
Содержание
1.Введение____________________
2.Единый Караханидский Каганат
3.Западный Караханидский каганат (1040-1212)
4.Восточный Караханидский каганат (1040 – нач.XIII в)
5.Заключение
6.Список литературы
Введение
История – это прошлое, история неповторима, история нужна для того, чтобы человек, нация, человечество были на месте и грамотно строили свое будущие. Нельзя пренебрегать историей других государств, даже тех, что закончили свое существование задолго до нас.
История Караханидского Государства связана с историей тюрков в Центральной Азии, с историей современных государств, таких как Казахстан и Узбекистан. Имеющая в себе вековой пробел.
Основными источника по истории Караханидского государства являются: археологические находки, арабские письменные источники, арабские историки Ибн Мискавейху и Ибн ал-Асиру, писали о исламизации Караханидского Государства.
Караханидское государство не оставило собственной историографической традиции, и все сведения о нём содержатся в трудах арабских и персидских авторов, живших за пределами каганата. Труд единственного Караханидского историка, имя которого сохранилось — имам Абу-л-Футух ал-Гафир ал-Алмаи, — Тарих Кашгар известен лишь в небольших отрывках у Джамаля Карши (XIII в.). Отсутствие своей историографии было отмечено уже поздними современниками Караханидов, один из которых, блестящий персидский литератор Низами Арузи, писал в 1156 г.: «Имена царей из дома хакана (т.е. Караханидов. — С.К.)сохранились только благодаря поэтам» (Бертельс, 1960, с. 458).1
В русской и мировой литературе Караханид получили свое название после выхода монографии востоковеда В.В. Григорьева «Караханиды в Маверанахре». В основе — титул хана, принявшего ислам: «Кара-хан». Нумизмат Торнберг назвал династию Илеками по титулу этих правителей. В мусульманских источниках династия называется «Дом Афросиаба».
Известно семь гипотез о происхождении Караханидов. В.В. Бартольд ограничил круг поисков тремя племенами (карлуки, ягма, чигили). Теперь ясно, что чигили и ягма, а также одно из тюргешских племён, тухси, и остатки орхонских тюрков вошли в карлукский племенной союз, и история этих племён, во всяком случае с IX в., неразрывна.
Целью и объектом данного реферата вкратце рассмотреть историю Государства Караханидов, их политический строй, «возвышение и падение».
Поставленная цель будет
рассматриваться с помощью
Единый Караханидский Каганат
Образование Караханидского Каганата.
Происхождение самой династии неясно, принятые в литературе её названия (Караханиды, реже Илеки) совершенно условны и сконструированы историками XIX века из двух распространённых титулов: кара-каган и илек.
По свидетельству нескольких мусульманских историков, после утраты уйгурами их могущества верховный авторитет среди тюркских племён переходит к вождям карлуков. Связь с родом Ашина, правящим родом Тюркского каганата, позволила карлукской династии облечь эту власть в легитимное одеяние и, отбросив старый титул ябгу, принять новый — каган. «Ябгу, — пишет автор Худуд ал-Алам в X в., — это прежний титул царей карлуков».
Вряд ли можно говорить о реальной власти карлуков над тюркскими племенами в IX в. — старая традиция имела скорее морально-идеологическое значение. И всё же ясна основная тенденция этих сообщений, лучше других отражённая у ал-Масуди: из среды карлуков происходит «каган каганов», он имеет власть над всеми тюркскими племенами, а его предками были Афрасиаб и Шана (т.е. Ашина!). Так было положено начало новой тюркской империи в Средней Азии и Кашгарии, названной в русской науке государством Караханидов. Политические амбиции Караханидского дома предельно ясно отражены в сообщении ал-Масуди.2
Собственно Караханидское предание (кашгарская традиция у Джамаля Карши) называет первым государем Караханидской династии Бильге Кюль Кадыр-кагана, с которым вёл войну один из саманидских эмиров, владетелей Самарканда и Бухары. Удалось установить, что этим эмиром был Нух ибн Асад, в 840 г. совершивший поход против семиреченских тюрков и завоевавший Исфиджаб. Именно в этом году, по сообщению Гардизи, ябгу карлуков принял титул каган. Круг источников замкнулся — единственным каганом в 840 г. был родоначальник Караханидской династии и прежний ябгу карлуков Бильге Кюль Кадыр-каган.
Политический строй. Распад Караханидского Каганата.
Власть в Караханидском государстве была поделена между знатью двух племенных группировок, составивших в IX в. ядро карлукского племенного союза, — чигилей и ягма. Внешне это выражалось в разделении каганата на две части — восточную и западную со своими каганами во главе. Верховным считался восточный каган, имевший ставку в Кашгаре и Баласагуне (городище Бурана, близ г. Токмак в Кыргызстане). Он был из чигилей и носил титул Арслан Кара-хакан. Западный, младший каган, из ягма, носил титул Богра Кара-каган и имел ставку в Таразе, а позднее — в Самарканде. Существовала сложная иерархия правителей, своя в обоих каганатах: Арслан-илек и Богра-илек, Арслан-тегин и Богра-тегин и другие. Впервые дуальная система власти была реализована при сыновьях первого кагана, Базыр Арслан-хане и Огулчак Кадыр-хане, но окончательный распад державы относится к середине XI в. При Огулчаке успешным походом саманидского эмира Исмаила ибн Ахмада на Тараз в 893 г. начались длительные и жестокие войны между Караханидами и Саманидами за власть над всей Средней Азией. Войны длились более века и завершились полным крахом Саманидов и распространением власти их противников до Амударьи. На территории Средней Азии возникло множество Караханидских владений, зависимость которых от каганов в Баласагуне была минимальной, а отношения друг с другом — далеки от дружественных.
Караханидское государство делилось на уделы, в которых правили члены караханидского рода -- хаканы и илеки; центральная власть была слабой. Столицами Караханидского государства были Кашгар, Баласагун, Узген, затем снова Кашгар.
Главной формой феодального землевладения была икта. С 60-70-х годов 11 века начинаются столкновения Караханидского государства с сельджуками, в результате которых ослабленное децентрализацией и внутренней усобицами Караханидское государство оказалось в зависимости от сельджуков, особенно при сельджукском султане Санджаре (1118-57). Вторжение каракитаев в 30-х -- начале 40-х годов 12 века поставило Караханидское государство под их верховную власть. В 1212 году остатки Караханидского государства были ликвидированы хорезмшахом Мухаммедом.
Западный Караханидский Каганат
Западно-Караханидское ханство - госдуарство, образовавшееся в результате распадаКараханидского государство на две части. Распад Караханидского государства на две части: Восточный и Западные каганаты произошел в 1040 году. Основателем Западно--караханидского каганата стал Ибрагим Буритакин или Ибрахим б. Наср Табгач-хан (1040-1068). Столицей своего государства он избрал город Самарканд. Как свидетельствуют источники период его правления характеризуется подъемом в экономической и культурной жизни страны. Ибрагим тамгач-хан беспощадно боролся с коррупцией и преступностью в государстве. Он установил строгий контроль за ценами на продукты на рынках страны. Его политику продолжал его сын Шамс аль мульк (1068-1080). Преемником Шамс аль мулька был Хызр-хан(1080—1087). При правлении караханида Ахмед-хан б. Хызра (1087-1089) государство Караханидов оказалось в зависимости от Сельджукидов.
В Западном каганате с момента его возникновения не было никакой дуальной системы. Создателем его был Ибрахим Табгач-хан. Единственной столицей Западного каганата был не Узгенд, а Самарканд.
До поры до времени власть в Западном каганате переходила по прямой, от отца к сыну. Порядок иногда нарушался в результате вмешательства сперва сельджукидских султанов, затем карахытайских гурханов. Но и тогда, с 1040 г. и до падения династии в 1212 г. самаркандские ханы происходили из потомства Ибрахима Табгач-хана.
Титул илиг исчез из монетного репертуара с момента создания Западного каганата. Термин тегин на монетах Ибрахима б. Насра еще встречается. Таким образом, Ибрахим табгач-хан навсегда покончил с множественностью ханов, став единственным каганом. Во-вторых, он уничтожил многоступенчатую политическую иерархию с многочисленными князьями. В-третьих, изменил порядок престолонаследия, сделав его прямым, от отца к сыну, т.е. заменил кочевнический порядок оседлым.
Восточный Караханидский каганат.
Восточно-Караханидское
ханство — феодальное государство, образовано в результате распада Караханидского
государства на две части. Сначала, до 1130 года, столицей Западного ханства был Баласагун, после захвата Баласагуна каракитаями
Заключение
Проведя исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что Государство Караханидов не было простым повторением прежних государственных образований. История Караханидского государства частично похожа на историю Римской Империи, быстрое и яркое существование закончившиеся исчезновением государства с политической карты мира.
К 1212 году Караханидское Государство полностью прекратило свое существование, и этому времени Средняя Азия, Семиречье, Кашгария приобрели новое этническое лицо, новую социальную и экономическую структуру, новый тип духовной культуры. По мере сложения здесь феодальной государственности и включения тюркских племён в сферу осёдлой, прежде всего городской, цивилизации явно виделось оформление надплеменной этнической общности, с одним общеупотребительным языком и письменной культурой. Лишь потрясения монгольского завоевания прервали естественный процесс наметившегося развития.
Караханидское государство -- раннее квазифеодальное государство, сложившееся к 90-м годам 10 века на территории Восточного Туркестана, Семиречья и Южного Притяньшанья. Образовано рядом тюркских племён, среди которых главную роль играли карлуки, чигили и ягма. Династия Караханидов декларировала свое происхождение от тюркской династии Ашина. Около середины 10 в. среди этих племён распространилось мусульманство. Завоевательное движение тюрков в Мавераннахр привело к быстрому падению государства Саманидов. В 992глава Караханидского государства бограхан Харун захватил Бухару, в 996--999 его преемник Наср I овладел всем Мавераннахром.
Караханидское
государство делилось на уделы, в
которых правили члены
Главной формой феодального землевладения была икта. С 60-70-х годов 11 века начинаются столкновения Караханидского государства с сельджуками, в результате которых ослабленное децентрализацией и внутренней усобицами Караханидское государство оказалось в зависимости от сельджуков, особенно при сельджукском султане Санджаре (1118-57). Вторжение каракитаев в 30-х -- начале 40-х годов 12 века поставило Караханидское государство под их верховную власть. В 1212 году остатки Караханидского государства были ликвидированы хорезмшахом Мухаммедом.
Государство Караханидов
не было простым повторением прежних
государственных образований. В
отличие от политических устройств
кочевых обществ на территории Казахстана
военное управление было отделено от административного. Государственно-
Важнейшим социально-политическим
институтом в государстве Караханидов
была военно-ленная система. Ханы жаловали
своим родственникам и
Главным занятием
населения было экстенсивное кочевое
и полукочевое скотоводство. Вместе
с тем в XI--XII вв. в Семиречье
и Южном Казахстане часть тюркских
племен переходила к земледелию и
приобщалась к городской культу
В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии. Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркской письменности на арабской графике.
Рост самосознания тюркских этносов при Караханидах привел к появлению мусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всего были известены Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари.
В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоевания прервали естественный процесс наметившегося развития.