Каменный век в кахахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Первые орудия, которые сделал человек, были из камня, и поэтому они дали название первому, наиболее продолжительному, периоду истории — каменный век. Существует следующая система периодизации каменного века, которая выглядит так, если двигаться от прошлого к настоящему: палеолит, который делится на нижний или ранний; средний (мустье) и верхний (поздний); мезолит и неолит.
Ранний человек на территории Казахстана.
Первыми орудиями древнекаменного века были универсальные ударно - рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древнейшие орудия относятся к шелльской культуре и изготовлялись, видимо, еще австралопитеками.
В более позднее время встречаются рубила более тщательной отделки. Кроме того, появляется дифференциация орудий. Человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники. Существовало два способа изготовления орудий: при первом от заготовки отбивались отщепы, которые путем следующей обработки превращались в необходимые орудия. Эта культура получила название "ашельской". Кроме каменных орудий прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева. Благодаря использованию огня он мог делать деревянные копья и колья с обожженным концом.

Оглавление

1. Казахстан в эпоху каменного века
2. Природные условия и основные области расселения человека по данным археологических раскопок
3. Стоянки палеолита в Южном Казахстане, Центральном и Северо-восточном Казахстане
4. Мезолит и неолит на территории Казахстана
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.83 Кб (Скачать)

2.  Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. История Казахстана. Учебник для учащихся 10 класса. – 3-е изд., дополненное. Алматы: Атамура, 1997 

3.  История Казахстана  с древнейших времён  до наших дней (очерк), изд. «Дәуір», Алматы, 1993 

4.  Кляшторный С., Султанов  Т. Казахстан. Летопись  трех тысячелетий.  Алма-Ата, 1992.  

5.  Гумилев Л.Н. Древние  тюрки. Алма-Ата,  Наука, 1993.  

6.  Абдакимов А. История Казахстана. Учеб. пособие. Алма-Ата, 1994. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Главную информацию о материальной стороне и духовной культуре древнейшего  человечества дает каменное орудие труда. История  человечества делится  на четыре большие  эпохи: эпоха камня, эпоха бронзы, эпоха  железа, эпоха средневековья. Каменный век делится  на три периода: палеолит, мезолит, неолит. Каменный век время становления  человечества и его  хозяйства. Все это  характеризуется  с низкой производительности труда. Хозяйственная  деятельность заключалась  в использовании  готовых продуктов  природы. Первый человек  собирал дикорастущие злаки, плоды, ягоды  и охотился на животных. Взаимоотношения  людей строилось  на экономическом  равенстве членов коллектива на основе половозрастного  разделения труда. Но, несмотря на это, они были коллективистами.

Ранний  палеолит (2,6 млн. – 35-30 тыс. лет) В течение  всего каменного  века главенствующая роль в изготовлении орудия труда принадлежала камню. Человек знал свойства камня.Выбор камня зависел от предназначения орудия труда. В зависимости от формы и от типа орудия труда: остроконечники, рубила итд.

Поздний палеолит (до 12-10 тыс.) Это время широкого расселения человека, началось формирование рас и расовых  групп. Возникновение  рода – первая специфическая  форма общественной организации человеческого  коллектива. Мировоззрение  человека позднего палеолита  усложнилось. Получил  распространение  культ магии (охоты) в основе которого лежала вера в полученной власти над животными  через овладение его образом, символом.

Тело  умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверл-х раковин и клыков хищников, ноги украшали браслетами из бивней мамонтов.

Неолит (5 тыс.) Это время  рассвета техники  обработки камня. Происходит все большая  специализация в  изготовлении орудий труда. Появились  новые технологии обработки камня: сверление, шлифование. Освоение труднообрабатываемой породы камня. Важнейшей  чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия. Возникли зачатки горного  дела, ткачества, керамики. Эпоха неолита  – время родовых  общин, образование  племен, племенных  объединений. Племена  состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.

Другое----

Современные представления о  жизни далеких  предков основываются на изучении мест стоянок, пещер, гротов, где  сохранились остатки  труда человека —  каменные орудия, отходы при их изготовлении, остатки пищи —  кости животных. Немалое  значение имеют и  этнографические  данные из жизни так  называемых отсталых народностей современности. Они позволяют  лучше объяснить  некоторые стороны  материальной и духовной культуры древнейшего  человечества. Но главную  информацию все же дает наиболее массовый материал первобытного общества — каменные орудия труда.История человечества делится на большие периоды, связанные с развитием той или иной социально-экономической формации. В археологии разработана своя периодизация, согласно которой история человечества делится на эпоху камня, бронзы, железа и средневековья. В свою очередь, каждая из перечисленных эпох подразделяется на периоды и культуры. Каменный век делится на три периода — палеолит, мезолит и неолит.

Эпоха древнего каменного  века — время становления  человечества и его  хозяйства — характеризуется  низким уровнем производительных сил. Примитивная  хозяйственная деятельность заключалась в  использовании готовых  продуктов природы. Первобытный человек  собирал дикорастущие злаки, плоды и  ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения  людей строились  на экономическом  равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.

Общественная  организация людей  в эпоху палеолита  прошла сложный и  длинный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное  стадо — объединение  для совместной защиты и нападения, охоты, собирательства. Это  дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью  общественных отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то жевремя ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей,

Первобытное стадо соответствует  двум наиболее ранним ступеням нижнего  палеолита — доашельскому и ашельскому периодам. В ашельскос время постепенно вызревают предпосылки для нового социального организма — первобытной общины. В эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характе­ризуется новой гранью — сложением зрелых форм первобытно-родовой общины. Это качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа (Homo sapiens)

§ 2. Ранний палеолит. Ранний палеолит делится на три крупные эпохи: олдувайскую (2,6 млн лет — 700 тыс. лет назад), ашсльскую (700 тыс. — 150—120 тыс. лет назад) и мустьсрскую (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад). В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. И потому на стоянках мы находим в большинстве своем изделия из них, за исключением неолитических, где встречаются орудия из кости животных. Человек хорошо знал свойства камня. Чаще всего выбор материала зависел от назначения орудий. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т. д.

К числу самых древних  орудий труда относятся  массивные прямоугольные кремневые отщспы, найденные у пос. Конырдек в толще сцементированных конгломератов, слагающих нижнечетвертичную, самую высокую надпойменную террасу р. Арыстанды на юго-западных склонах хребта Каратау. Эти древнейшие орудия так называемого клектонского типа отличаются от более поздних непропорционально большим ударным бугорком, занимающим более половины площади всего отщспа. Вместе с ними находились большие кремневые заготовки, желваки-нуклеусы, от которых были отбиты эти отщспы. Наибольший интерес представляют ашельские стоянки Борыказган и Танирказган, находящиеся на плоской вершине и сложенные галечниками, доломитами, алевролитами и другими породами. Местонахождения расположены севе-ро-восточнсе г. Каратау в Таласском районе Жамбылской области. Распространение орудий в этих стоянках четко ограничено, за пределами определенной границы обработанные кремневые изделия встречаются редко. Древнепалеолитический инвентарь из Борыказгана и Танирказгана X. А. Алпысбасв делит на четыре группы: двусторонние и односторонние рубящие орудия; архаические массивные отщепы; крупные желваки-нуклеусы. Первая группа преобладает. Рубящие орудия существенно не отличаются от грубого каменного инвентаря из доашсльско-ашельских местонахождений Юго-Восточной Азии и Африки'. Они почти всегда имеют четко выраженную валунообразную форму, один конец изделий обработанный, острый, а другой — с сохраненной галечной коркой или слегка подправленный.

В нижнем палеолите  для раскалывания камня человек  использовал другой камень, просто ударял их друт о друга. Такая техника получила название техники оббивки или галечной культуры, поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька. Позже появились отбойники, которые позволяли добиться лучших результатов. Зачастую они цилиндрической или круглой формы с многочисленными следами вмятин и забитостей. К примеру, орудия выявленные X. А. Алпысбаевым в районе хребта Каратау. обработаны вышеназванной техникой. Сырьем для изготовления орудий служила галька. При обработке орудий целенаправленные удары наносились с двух сторон камня и таким образом получали извилистый рабочий край. Полученные орудия использовались впоследствии как рубящие. Результаты изучения каменных орудий хребта Каратау противоречат основным положениям Мовиуса2, выдвинувшего гипотезу о существовании в эпоху нижнего палеолита двух локальных областей. К одной из них он отнес Индостан, Южную и Западную Европу, Переднюю Азию и Африку, обитателям которых присуще только использование-ручных рубил. Другой областью является северо-западная Индия, Верхняя Бирма. Китай, Ява, для индустрии которых характерны двусторонние и односторонние рубящие орудия. На основании обнаруженных каменных орудий в Южном Казахстане X. А. Алпысбаев делает следующий вывод: «Факт совместного нахождения дву- и односторонне рубящих орудий и ручных рубил не позволяет нам согласиться с утверждениями о существовании совершенно особой азиатской нижнепалеолитической культуры и о своеобразии пути развития Азии в эпоху нижнего палеолита»'. Сходство и тождество материалов из Южного Казахстана с орудиями труда, обнаруженными на территории Азии и Африки, позволяют высказать предположение о единстве развития нижнепалео-литичсских культур, в которых изменение и развитие шли единым путем. 

Памятники ашсльского времени обнаружены в Центральном Казахстане. Орудия изготавливались здесь из кремневых пород черного и серо-зеленого цвета. Одна из таких стоянок — Кудай-коль — расположена на северо-восточной окраине Сары-Арки. Среди орудий можно выделить бифасы, т. е. орудия обработанные с обеих поверхностей камня, скребла предназначенные для выделки шкур животных и обработки дерева, а также многочисленные нуклеусы — ядрища, с которых скалывались отщепы и пластины и использовались как орудия. Среди других ашсльских памятников Центрального Казахстана заслуживают внимания стоянки Жаман-Айбат, расположенного в 150 км от г. Джезказгана и Обалысай. выявленного в Джсздинском районе Карагандинской области. Среди коллекции каменных изделий выделяются рубящие орудия со следами выветренности. 

Самым древним памятником на территории Восточного Казахстана считается  на сегодняшний день местонахождение  Козыбай, обнаруженное автором в полевом сезоне 1989 г. Находится стоянка на берегу р. Колгутты, недалеко от села Каратогай Курчумского района. Каменные изделия, изготовленные рукой первобытного человека, в том числе рубящее орудие, орудия с двусторонней обработкой и отщепы из кремнистой породы черного цвета обнаружены на склоне высокой террасы производственного участка Козыбай. 

В следующий период — мустьерский — появилась иная техника обработки камня, но местами продолжала существовать и галечная. Подобных памятников известно много на территории Южного и Центрального Казахстана, и они нашли отражение в публикациях. 

Одним из таких памятников является многослойная стоянка, обнаруженная X. А. Алпысбаевым в 1958 г. и впоследствии названная именем казахского ученого-просветителя Ч. Ч. Валиха-нова. Стоянка содержит пять культурных слоев, в которых обнаружены каменные изделия, кострища и очаги, кости животных — лошади, бизона, сайгака, благородного оленя. Слои располагаются горизонтально, на различных глубинах от современной поверхности правого берега р. Арыстанды, в Алгабасском районе Южно-Казахстанской области. Это пока единственная стоянка на территории Казахстана, каменные изделия и другие культурно-бытовые остатки находятся в первоначальном положении, т. е. в таком виде, каким его оставил человек в мустьерское время. Сложность раскопа состоит в том, что культурные слои залегают на глубине от 2,30 — до 7,20 м. Однако, несмотря на это обстоятельство, удалось получить новое свидетельство о жизни первобытных охотников: 

раскопать мастерскую по изготовлению орудий труда и  на основе этого сделать  вывод о том, что  люди непрерывно заселяли стоянки в течение  длительного отрезка  времени, фактически от мустье и завершая эпохой верхнего палеолита. 

Новые памятники мустьерского времени обнаружены нами в 1984 г. в Агадырском районе Жезказганской области. Это стоянки Огиз-Тау I и II, Улкен Ак-Мая. Каменные изделия залегают на склоне небольших возвышенностей у родника. Обитанию людей в данной местности способствовали близость сырьевого материала и наличие родника. 

Выявленные  топоры односторонней  и двусторонней обработки, скребла, выемчатые  орудия и нуклеусы изготовлены из местного сырья — серого кварцита. Многие артефакты  использовались вторично уже в последующие  эпохи, о чем говорит  наличие «свежих» сколов на каменных изделиях. 

Наличие протопризматических нуклеусов наряду с дисковидны-ми, а также пластин с симметричными краями с отшепами треугольной формы свидетельствует о прогрессе в технике обработки камня. Типологический анализ каменного инвентаря позволяет датировать коллекции стоянок ранним мустьерским, а возможно, и ашельской эпохой. На многих палеолитических стоянках Центрального Казахстана каменный инвентарь находится на поверхности почвы и в первоначальном залегании. «Это явление, — отмечает А. Г. Медоев, — обусловлено незначительными масштабами денудации и аккумуляции на территории Сары-Арки в антропогеновое время»4. 

Особый  интерес представляют палеолитические  памятники Западного  Казахстана, в частности, расположенные на полуострове 

Мангышлак. Все стоянки, открытые ранее А. Г. Медоевым5 я позднее Ж. К. Таймагамбетовым6, расположены на площадка» морских террас Каспийского моря. 

Стоянки группы Онежек включают в себя семь местонахождений; расположены близко друг от друга, но содержат различия в каменном инвентаре. Почти в каждой из них присутствуют ранние и поздние формы орудий и поэтому расчленить их сразу трудно. Это представляется возможным только при всестороннем и тщательном анализе индустрии. Итоговые результаты дают возможность в какой-то мере проследить эволюцию развития техники в обработке камня на определенном этапе. Памятники выявлены на бортах оврага у горы Онежек. Район изобилует выходами кремния, что наложило отпечаток на индустрию стоянок. Среди каменных изделий выделены нуклеусы, скребла, бифасы, наконечники дроти­ков и большое количество отщепов, имеются и крупные сколы леваллуа. В числе нуклеусов есть заготовки, предназначенные для снятия леваллуазских пластин длиной 30 см. Для индустрии Онежек характерно наличие нуклеусов с площадкой, симметричных пластин различных форм (треугольных, прямоугольных) и малое количество хорошо обработанных орудий. Различие орудий по размеру и характеру обработки объясняется пребыванием людей в разные периоды палеолита. 

Информация о работе Каменный век в кахахстане