Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:44, контрольная работа
Первые орудия, которые сделал человек, были из камня, и поэтому они дали название первому, наиболее продолжительному, периоду истории — каменный век. Существует следующая система периодизации каменного века, которая выглядит так, если двигаться от прошлого к настоящему: палеолит, который делится на нижний или ранний; средний (мустье) и верхний (поздний); мезолит и неолит.
Ранний человек на территории Казахстана.
Первыми орудиями древнекаменного века были универсальные ударно - рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древнейшие орудия относятся к шелльской культуре и изготовлялись, видимо, еще австралопитеками.
В более позднее время встречаются рубила более тщательной отделки. Кроме того, появляется дифференциация орудий. Человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники. Существовало два способа изготовления орудий: при первом от заготовки отбивались отщепы, которые путем следующей обработки превращались в необходимые орудия. Эта культура получила название "ашельской". Кроме каменных орудий прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева. Благодаря использованию огня он мог делать деревянные копья и колья с обожженным концом.
1. Казахстан в эпоху каменного века
2. Природные условия и основные области расселения человека по данным археологических раскопок
3. Стоянки палеолита в Южном Казахстане, Центральном и Северо-восточном Казахстане
4. Мезолит и неолит на территории Казахстана
Список литературы
2.
Козыбаев М.К., Козыбаев
И.М. История Казахстана.
Учебник для учащихся 10
класса. – 3-е изд., дополненное.
Алматы: Атамура, 1997
3.
История Казахстана
с древнейших времён
до наших дней (очерк),
изд. «Дәуір», Алматы, 1993
4.
Кляшторный С., Султанов
Т. Казахстан. Летопись
трех тысячелетий.
Алма-Ата, 1992.
5.
Гумилев Л.Н. Древние
тюрки. Алма-Ата,
Наука, 1993.
6.
Абдакимов А. История
Казахстана. Учеб. пособие.
Алма-Ата, 1994.
Главную информацию о материальной стороне и духовной культуре древнейшего человечества дает каменное орудие труда. История человечества делится на четыре большие эпохи: эпоха камня, эпоха бронзы, эпоха железа, эпоха средневековья. Каменный век делится на три периода: палеолит, мезолит, неолит. Каменный век время становления человечества и его хозяйства. Все это характеризуется с низкой производительности труда. Хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первый человек собирал дикорастущие злаки, плоды, ягоды и охотился на животных. Взаимоотношения людей строилось на экономическом равенстве членов коллектива на основе половозрастного разделения труда. Но, несмотря на это, они были коллективистами.
Ранний палеолит (2,6 млн. – 35-30 тыс. лет) В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудия труда принадлежала камню. Человек знал свойства камня.Выбор камня зависел от предназначения орудия труда. В зависимости от формы и от типа орудия труда: остроконечники, рубила итд.
Поздний палеолит (до 12-10 тыс.) Это время широкого расселения человека, началось формирование рас и расовых групп. Возникновение рода – первая специфическая форма общественной организации человеческого коллектива. Мировоззрение человека позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ магии (охоты) в основе которого лежала вера в полученной власти над животными через овладение его образом, символом.
Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверл-х раковин и клыков хищников, ноги украшали браслетами из бивней мамонтов.
Неолит (5 тыс.) Это время рассвета техники обработки камня. Происходит все большая специализация в изготовлении орудий труда. Появились новые технологии обработки камня: сверление, шлифование. Освоение труднообрабатываемой породы камня. Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия. Возникли зачатки горного дела, ткачества, керамики. Эпоха неолита – время родовых общин, образование племен, племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.
Другое----
Современные представления о жизни далеких предков основываются на изучении мест стоянок, пещер, гротов, где сохранились остатки труда человека — каменные орудия, отходы при их изготовлении, остатки пищи — кости животных. Немалое значение имеют и этнографические данные из жизни так называемых отсталых народностей современности. Они позволяют лучше объяснить некоторые стороны материальной и духовной культуры древнейшего человечества. Но главную информацию все же дает наиболее массовый материал первобытного общества — каменные орудия труда.История человечества делится на большие периоды, связанные с развитием той или иной социально-экономической формации. В археологии разработана своя периодизация, согласно которой история человечества делится на эпоху камня, бронзы, железа и средневековья. В свою очередь, каждая из перечисленных эпох подразделяется на периоды и культуры. Каменный век делится на три периода — палеолит, мезолит и неолит.
Эпоха древнего каменного века — время становления человечества и его хозяйства — характеризуется низким уровнем производительных сил. Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.
Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длинный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо — объединение для совместной защиты и нападения, охоты, собирательства. Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то жевремя ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей,
Первобытное стадо соответствует двум наиболее ранним ступеням нижнего палеолита — доашельскому и ашельскому периодам. В ашельскос время постепенно вызревают предпосылки для нового социального организма — первобытной общины. В эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характеризуется новой гранью — сложением зрелых форм первобытно-родовой общины. Это качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа (Homo sapiens)
§ 2. Ранний палеолит. Ранний палеолит делится на три крупные эпохи: олдувайскую (2,6 млн лет — 700 тыс. лет назад), ашсльскую (700 тыс. — 150—120 тыс. лет назад) и мустьсрскую (150—120 тыс. — 35—30 тыс. лет назад). В течение всего каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. И потому на стоянках мы находим в большинстве своем изделия из них, за исключением неолитических, где встречаются орудия из кости животных. Человек хорошо знал свойства камня. Чаще всего выбор материала зависел от назначения орудий. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т. д.
К числу самых древних орудий труда относятся массивные прямоугольные кремневые отщспы, найденные у пос. Конырдек в толще сцементированных конгломератов, слагающих нижнечетвертичную, самую высокую надпойменную террасу р. Арыстанды на юго-западных склонах хребта Каратау. Эти древнейшие орудия так называемого клектонского типа отличаются от более поздних непропорционально большим ударным бугорком, занимающим более половины площади всего отщспа. Вместе с ними находились большие кремневые заготовки, желваки-нуклеусы, от которых были отбиты эти отщспы. Наибольший интерес представляют ашельские стоянки Борыказган и Танирказган, находящиеся на плоской вершине и сложенные галечниками, доломитами, алевролитами и другими породами. Местонахождения расположены севе-ро-восточнсе г. Каратау в Таласском районе Жамбылской области. Распространение орудий в этих стоянках четко ограничено, за пределами определенной границы обработанные кремневые изделия встречаются редко. Древнепалеолитический инвентарь из Борыказгана и Танирказгана X. А. Алпысбасв делит на четыре группы: двусторонние и односторонние рубящие орудия; архаические массивные отщепы; крупные желваки-нуклеусы. Первая группа преобладает. Рубящие орудия существенно не отличаются от грубого каменного инвентаря из доашсльско-ашельских местонахождений Юго-Восточной Азии и Африки'. Они почти всегда имеют четко выраженную валунообразную форму, один конец изделий обработанный, острый, а другой — с сохраненной галечной коркой или слегка подправленный.
В
нижнем палеолите
для раскалывания
камня человек
использовал другой
камень, просто ударял
их друт о друга. Такая
техника получила название
техники оббивки или
галечной культуры,
поскольку сырьевым
материалом в большинстве
случаев служила обыкновенная
речная галька. Позже
появились отбойники,
которые позволяли добиться
лучших результатов.
Зачастую они цилиндрической
или круглой формы с
многочисленными следами
вмятин и забитостей.
К примеру, орудия выявленные X.
А. Алпысбаевым в районе
хребта Каратау. обработаны
вышеназванной техникой.
Сырьем для изготовления
орудий служила галька.
При обработке орудий
целенаправленные удары
наносились с двух сторон
камня и таким образом
получали извилистый
рабочий край. Полученные
орудия использовались
впоследствии как рубящие.
Результаты изучения
каменных орудий хребта
Каратау противоречат
основным положениям
Мовиуса2, выдвинувшего
гипотезу о существовании
в эпоху нижнего палеолита
двух локальных областей.
К одной из них он отнес
Индостан, Южную и Западную
Европу, Переднюю Азию
и Африку, обитателям
которых присуще только
использование-ручных
рубил. Другой областью
является северо-западная
Индия, Верхняя Бирма.
Китай, Ява, для индустрии
которых характерны
двусторонние и односторонние
рубящие орудия. На основании
обнаруженных каменных
орудий в Южном Казахстане X.
А. Алпысбаев делает
следующий вывод: «Факт
совместного нахождения
дву- и односторонне
рубящих орудий и ручных
рубил не позволяет
нам согласиться с утверждениями
о существовании совершенно
особой азиатской нижнепалеолитической
культуры и о своеобразии
пути развития Азии
в эпоху нижнего палеолита»'.
Сходство и тождество
материалов из Южного
Казахстана с орудиями
труда, обнаруженными
на территории Азии
и Африки, позволяют
высказать предположение
о единстве развития
нижнепалео-литичсских
культур, в которых изменение
и развитие шли единым
путем.
Памятники
ашсльского времени
обнаружены в Центральном
Казахстане. Орудия
изготавливались здесь
из кремневых пород
черного и серо-зеленого
цвета. Одна из таких
стоянок — Кудай-коль
— расположена на северо-восточной
окраине Сары-Арки. Среди
орудий можно выделить
бифасы, т. е. орудия
обработанные с обеих
поверхностей камня,
скребла предназначенные
для выделки шкур животных
и обработки дерева,
а также многочисленные
нуклеусы — ядрища,
с которых скалывались
отщепы и пластины и
использовались как
орудия. Среди других
ашсльских памятников
Центрального Казахстана
заслуживают внимания
стоянки Жаман-Айбат,
расположенного в 150
км от г. Джезказгана
и Обалысай. выявленного
в Джсздинском районе
Карагандинской области.
Среди коллекции каменных
изделий выделяются
рубящие орудия со следами
выветренности.
Самым
древним памятником
на территории Восточного
Казахстана считается
на сегодняшний день
местонахождение
Козыбай, обнаруженное
автором в полевом сезоне 1989
г. Находится стоянка
на берегу р. Колгутты,
недалеко от села Каратогай
Курчумского района.
Каменные изделия, изготовленные
рукой первобытного
человека, в том числе
рубящее орудие, орудия
с двусторонней обработкой
и отщепы из кремнистой
породы черного цвета
обнаружены на склоне
высокой террасы производственного
участка Козыбай.
В
следующий период
— мустьерский —
появилась иная техника
обработки камня, но
местами продолжала
существовать и галечная.
Подобных памятников
известно много на территории
Южного и Центрального
Казахстана, и они нашли
отражение в публикациях.
Одним
из таких памятников
является многослойная
стоянка, обнаруженная X.
А. Алпысбаевым в 1958
г. и впоследствии названная
именем казахского ученого-просветителя
Ч. Ч. Валиха-нова. Стоянка
содержит пять культурных
слоев, в которых обнаружены
каменные изделия, кострища
и очаги, кости животных
— лошади, бизона, сайгака,
благородного оленя.
Слои располагаются
горизонтально, на различных
глубинах от современной
поверхности правого
берега р. Арыстанды,
в Алгабасском районе
Южно-Казахстанской
области. Это пока единственная
стоянка на территории
Казахстана, каменные
изделия и другие культурно-бытовые
остатки находятся в
первоначальном положении,
т. е. в таком виде, каким
его оставил человек
в мустьерское время.
Сложность раскопа состоит
в том, что культурные
слои залегают на глубине
от 2,30 — до 7,20 м. Однако,
несмотря на это обстоятельство,
удалось получить новое
свидетельство о жизни
первобытных охотников:
раскопать
мастерскую по изготовлению
орудий труда и
на основе этого сделать
вывод о том, что
люди непрерывно заселяли
стоянки в течение
длительного отрезка
времени, фактически
от мустье и завершая
эпохой верхнего палеолита.
Новые
памятники мустьерского
времени обнаружены
нами в 1984 г. в Агадырском
районе Жезказганской
области. Это стоянки
Огиз-Тау I и II, Улкен
Ак-Мая. Каменные изделия
залегают на склоне
небольших возвышенностей
у родника. Обитанию
людей в данной местности
способствовали близость
сырьевого материала
и наличие родника.
Выявленные
топоры односторонней
и двусторонней обработки,
скребла, выемчатые
орудия и нуклеусы
изготовлены из местного
сырья — серого
кварцита. Многие артефакты
использовались вторично
уже в последующие
эпохи, о чем говорит
наличие «свежих»
сколов на каменных
изделиях.
Наличие
протопризматических
нуклеусов наряду с
дисковидны-ми, а также
пластин с симметричными
краями с отшепами треугольной
формы свидетельствует
о прогрессе в технике
обработки камня. Типологический
анализ каменного инвентаря
позволяет датировать
коллекции стоянок ранним
мустьерским, а возможно,
и ашельской эпохой.
На многих палеолитических
стоянках Центрального
Казахстана каменный
инвентарь находится
на поверхности почвы
и в первоначальном
залегании. «Это явление,
— отмечает А. Г. Медоев,
— обусловлено незначительными
масштабами денудации
и аккумуляции на территории
Сары-Арки в антропогеновое
время»4.
Особый
интерес представляют
палеолитические
памятники Западного
Казахстана, в частности,
расположенные на
полуострове
Мангышлак.
Все стоянки, открытые
ранее А. Г. Медоевым5
я позднее Ж. К.
Таймагамбетовым6, расположены
на площадка» морских
террас Каспийского
моря.
Стоянки
группы Онежек включают
в себя семь местонахождений;
расположены близко
друг от друга, но содержат
различия в каменном
инвентаре. Почти в каждой
из них присутствуют
ранние и поздние формы
орудий и поэтому расчленить
их сразу трудно. Это
представляется возможным
только при всестороннем
и тщательном анализе
индустрии. Итоговые
результаты дают возможность
в какой-то мере проследить
эволюцию развития техники
в обработке камня на
определенном этапе.
Памятники выявлены
на бортах оврага у горы
Онежек. Район изобилует
выходами кремния, что
наложило отпечаток
на индустрию стоянок.
Среди каменных изделий
выделены нуклеусы,
скребла, бифасы, наконечники
дротиков и большое
количество отщепов,
имеются и крупные сколы
леваллуа. В числе нуклеусов
есть заготовки, предназначенные
для снятия леваллуазских
пластин длиной 30 см.
Для индустрии Онежек
характерно наличие
нуклеусов с площадкой,
симметричных пластин
различных форм (треугольных,
прямоугольных) и малое
количество хорошо обработанных
орудий. Различие орудий
по размеру и характеру
обработки объясняется
пребыванием людей в
разные периоды палеолита.