Этногенез казахского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:30, статья

Краткое описание

Истоки этногенеза казахов уходят в глубокую древность, в эпоху бронзы. На территории Казахстана появляются новые культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру – андроновскую, которая получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине.

Файлы: 1 файл

Этногенез казахского народа 2.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Этногенез казахского народа. 

Истоки этногенеза казахов уходят в глубокую древность, в эпоху бронзы. На территории Казахстана появляются новые культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Эти  локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру – андроновскую, которая получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине. Согласно палеоантропологическим и археологическим исследованиям древнее население Казахстана располагалось в центре большой этнокультурной области – Евразии. Основная часть этого региона, включая Казахстан и Среднюю Азию, была самой ранней областью обитания племен индоиранской группы. По данным антропологических исследований  можно охарактеризовать внешний облик древних популяций Казахстана эпохи бронзы. Преобладающим типом были различные варианты европеоидов,  характеризующиеся мезокранным черепом, низким, широким лицом с сильно выступающими носовыми костями и низкими глазницами. Следовательно, европеоидный облик был изначальным явлением, на основе которого происходила дальнейшая трансформация генома древнего населения. Этому способствовали многочисленные миграции кочевых племен на Запад и образование разных кочевых объединений  с тюркоязычными наречиями. В силу своего географического положения состав населения неоднократно подвергался добавкам  со стороны кочевых племен восточного происхождения. . Согласно археологическим данным они занимались скотоводством и земледелием, добычей руды и обработкой металлов. Первые письменные сведения о племенах и их расселении на территории современного Казахстана к этнокультурному массиву сакских и сарматских племен, живших в 8 – 4 веке до н. э. Предположительно большая часть раннекочевых племен (даи, аримаспы, массагеты, саки – тиграхауда,сарматы) говорила на восточно – ирнанских языках, обладала европеоидными чертами. Другая часть расселявшаяся рядом с территорией древнего Ирана , обладала некоторыми монголоиодными чертами и говорила на прототюркских языках. В число древних предков казахов входили племена уйсуней, канглов. Они обладали смешанным антропологическим типом. Усиление монголоиодных черт  связывается с переселением северо – хуннских племен из Центральной Азии.  В обществе уйсуней и канглы постепенно происходило расслоение , складывалась государственность. Началом нового этапа в этногенетических процессах послужило проникновение  на территорию современного Казахстана тюрков, которые расселились от Северной Монголии до низовьев Амударьи. Этническое смешение племен шло интенсивно, происходило смешение уйсуней , канглов и потомков саков с тюрками. Нового уровня достигло социально – экономическое развитие. На территории современного Казахстана образовываются сильные государства: Тюркский и западно – Тюркский Каганат. Это способствовало объединению племен и племенных объединений. Большое влияние на этнические процессы на территории Южного и Юго – Восточного Казахстана оказали карлуки, переселившиеся в середине 8 века с Алтая в Жетысу и подчинившие племена тюргешей. В это же время происходит объединение карлукских племен и формирование их государства, в состав которого вошли многочисленные местные и пришлые тюркоязычные  и тюркизированные племена Жетысу и Южного Казахстана. В состав Огузского государства, возникшего после распада Западно – Тюркского Каганата, вошли тюркизированные этнические группы, кочевые и полукочевые племена и роды Южного и Западного Казахстана. В антропологическом облике огузов доминировали монголоиодные черты, но часть из них принадлежала к смешанному типу. Важную роль в этногенезе казахов сыграла конфедерация племен , объединенная в Кимакском каганате, в нее входил значительный массив центрально – азиатских кочевников. Наиболее крепким племенем в составе кимаков были кипчаки. В начале 9 века кимаки и кипчаки продвинулись к правобережью Сырдарьи и вошли в контакт с мусульманским населением Центральной Азии. Раннесредневековые государства тюрков, тюргешей, карлуков, огузов и каймаков обладали схожими  социально – политческой культурой и хозяйством.

Этническому сплочению  местных племен  в Жетысу и Южном Казахстане способствовало и возникновение государства Караханидов в 10 – 12 веке, в котором образующую роль сыграли карлукские племена чигили и ягма. Заметное воздействие на сложившуюся этническую ситуацию на Юге и Юго – Востоке Казахстана оказало передвижение с Алтая части племен  найманов и кереитов, образовавших свои государства  - улусы. Впоследствии часть этих племен вошла в состав Казахстана. Важное влияние на этногенез оказало Кыпчакское ханство, занимавшее территорию от Ертиса до Едиля и далее на запад. Оно вобрало в себя все предшествовавшие этнополитические объединения данного региона, которые стали именоваться общим названием – кыпчаки.  В политических рамках восточно – кыпчакских племен, занимавших, за исключением незначительных районов Юга и Юго – Востока, весь Казахстан, шел интенсивный процесс формирования единой кыпчакской народности. В начале 13 века на территории современной Монголии образовалась Монгольская империя, вобравшая в себя многие тюркоязычные племена. Различные военно – политические и дипломатические события привели к вторжению тюрко – монгольских войск Чингисхана на территории Казахстана и Центральной Азии. В ходе военной компании 1219 – 1224 и 1237 – 1242 годов монголы уничтожили государство Хорезмшахов и подчинили кыпчакские племена. Территория Казахстана вошла в состав трех крупных монгольских улусов. Юг и Юго  - Восток вошел в состав Улуса Чагатая, часть Восточного Казахстана вошла в состав Улуса Угедея, остальная часть , населенная племенами кыпчаков, составила владения Улуса Джучи. Образование монгольских Улусов на территории Казахстана привело к интенсивным процессам перемещения, смешения и объединения различных по происхождению племен. Монголы ассимилировались в кыпчакской среде, дав тем самым толчок новым этническим процессам, приведшим к образованию ряда современных тюркоязычных народов. В конце 13 века постепенно были преодолены последствия монгольских завоеваний, происходило сближение родственных по происхождению, языку, материальной и духовной культуре этнополитических объединений.

На рубеже 13 – 14 веков  окрепло государство АК – ОРДА, возникшее на основе улуса Орды на местной этнической основе. Оно занимало территорию от Ертиса на Востоке до Жайыка на Западе, от среднего течения Сырдарьи до пределов Западной Сибири на Севере. Значительную часть населения Ак – Орды составляли кыпчаки. В результате династийных распрей, вторжения эмира Тимура, перемещений кочевого населения настал упадок Ак – Орды и усиление Шибанидов Западной Сибири, выдвинувших в качестве хана Абулхаира. На Западе возвысился Мангытский юрт, приведший к образованию Ногайской Орды. В состав этих этнополитических объединений входили  племена карлук, барак, жалаир, кенегес, конграт, найман, уйсуни, алаши и другие, многие из них жили на территории современного Казахстана с древних времен. Совокупность исторических, археологических, антропологических и лингвистических источников позволяет утверждать, что процесс образования казахской народности  завершился  в 14 – 15 веках. К моменту основания Казахского  ханства в 15 веке имела место уже сложившаяся казахская народность.  Впервые были объединены почти все тюркские племена и роды Восточного Дашт – и Кыпчака, Туркестана и Семиречья.

 Сформировавшаяся  ранее народность, со второй половины 15 века получила самоназвание «казах». Происхождение термина «казак» до сих пор является предметом споров. Существует ряд этимологий, объясняющих происхождение термина «казах» путем дробления на составные части «каз ак», «касс сак». Большинство исследователей предполагают, что этот термин претерпел эволюцию от обозначения социального термина до этнонима. По их мнению, это тюркское слово возникло в регионе обитания кыпчаков в Восточном Дашт – и Кыпчаке, в таком звучании оно характерно для кыпчакского языка. В арабо – кыпчакском словаре 13 века этому слову придается  значение «свободный, скиталец», что наделяет слово социальным смыслом : оно обозначает группу людей, отделившихся от своего рода, племени, государства, добывающих средства к существованию участием в военных предприятиях. В 9 – 10 веке термин «казах» в обществе кыпчаков носил социальный характер, а в 11 – 12 веке приобретает этно – социальное значение, обозначая различные этнические группы и за пределами Восточного Дашт – и Кыпчака. В результате завершения формирования казахской народности в 14 – 15  веке на кыпчакской этнической основе образовалось государство АК _ ОРДА, за населением, которого закрепилось название «КАЗАХ». С этого времени этот термин окончательно приобрел этническое значение. В середине 60 годов 15 века казахские племена во главе с Жанибеком и Гиреем объединились в Казахское ханство, в состав которого вошли кочевые и полукочевые племена  Восточного Дашт – и Кыпчака, Жетысу и Туркестана, а затем часть племен и родов Ногайской Орды и Сибирского ханства Кучума. В процессе образования казахского народа формируется его этническая территория, которая занимает зону степей, полупустынь, пустынь умеренного пояса Евразии. Казахский язык сформировался на основе кыпчакского языка. Казахская этническая общность стала проявлять себя лишь тогда, когда у ее членов развилось этническое самосознание, возникшее под влиянием общности территории, языка, обычаев, нравов, происхождения. Представление об общности происхождения материализовалось у казахов в виде преданий о происхождении от общих предков, эпосов, обычаев. Характерной чертой казахского народа  является сложная  родоплеменная структура в виде множества этнических групп, которые входили в три крупных объединения – Старший, Средний, Младший жузы. Время возникновения жузов точно не установлено, предположительно они образовались в середине 16 века. В Старший жуз входили племена дулатов,суанов, сиргели, ысты, ошакты, канлы, албаны, жалаиры. В Средний жуз аргыны, кыпчаки, найманы, кереи, коныраты. В Младший жуз байулы (адай, алшын, жаппас, байбакты, таз, ысык, кызылкурт),  алимулы (каракесек, карасакал, кете, шекти), жетыру (табын, тама, кердери, жагалбайлы).Племена каждого из казахских жузов были связаны общими маршрутами кочеваний, имели общую этническую территорию.

На основании всего  вышеизложенного можно сказать, что основой возникновения казахской  народности  стали многочисленные разноязыкие племена и народы, обитавшие в разное время на территории Казахстана. Важным  формирующим звеном было единство территории расселения, схожие культурные особенности, язык, а также уклад хозяйственной жизни. Большую роль в этнических процессах сыграло массовое расселение тюрков, которые впоследствии смешались с потомками древних обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев. Также немаловажное значение имеет захват территории Казахстана Монгольской Империей, в результате которого усилился процесс интеграции племен и народов.  
 
 
 
 
 

Информация о работе Этногенез казахского народа