Эпоха Петра I. Северная война 1700—1721 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 15:22, лекция

Краткое описание

Цель урока:

развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами посредством компьютерных технологий;
реализация межпредметных связей;
использование разнообразных форм и методов проверки знаний учащихся, формирование в сознании учащихся современной картины мира.

Файлы: 1 файл

Integrirovanja urok po inf i ictorii.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Интегрированный урок истории и  информационных технологий

по  теме: "Эпоха Петра I. Северная война 1700—1721 гг."

(8 класс) 

Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ  №4

 Прокудина  В.М.   
 

Тип урока: 

урок обобщающего  повторения.  

Форма урока:

урок-игра.  

Время проведения:

два академических  часа.  

Цель  урока:

  • развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами посредством компьютерных технологий;
  • реализация межпредметных связей;
  • использование разнообразных форм и методов проверки знаний учащихся, формирование в сознании учащихся современной картины мира.
 

 

Познавательные  задачи:

  • контроль знаний основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;
  • формирование исторического подхода к событиям;
  • закрепление умений и навыков работы в графическом редакторе Photoshop, электронных таблицах “Excel”, с Web-обозревателем “Internet Explorer”.

Развивающие задачи:

  • развитие творческого мышления учащихся;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие умения работать в группе;
  • развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;
  • развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.

Воспитательная  задача:

  • Воспитание чувства патриотизма и формирование гражданской позиции.
 

 

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

Индивидуальная, групповая и коллективная.  

МАТЕРИАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ  ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:   

Используемое  оборудование:

Персональные  компьютеры (12 шт.), мультимедийный проектор, доска-экран.  

Программное обеспечение:

Операционная  система Windows 2000, компьютерная система  управления учебным процессом “Microsoft Class Server 3.0”, графический редактор Photoshop 7.0, электронные таблицы “Excel 2003 ”, Web-обозреватель “Internet Explorer 6.0”, программа для презентаций “PowerPoint 2003”.  

Демонстрационный  материал:

Мультимедийные  презентации.  

Раздаточный материал:

  • Кроссворд “Великие сражения и полководцы (Северная война: места и лица)”.
  • Задания по картам “Северная война 1700-1721 гг.”, “Полтавская битва”.
 

 

ХОД УРОКА   

Организационная часть – 1-3 мин.

Тема  урока и постановка цели урока  – 2 мин.

Углубление  и расширение знаний учащихся:

  • по истории - через мультимедийную форму подачи материала “Изображение исторических деятелей, указов, формы одежды, кораблей флота русской армии петровских времен” – 10 мин;
  • по информационным технологиям – использование функции ЕСЛИ(СЦЕПИТЬ) – 5 мин.

Проверка  знаний – 55 мин.   

ФОРМЫ ПРОВЕРКИ

  1. Блеф-клуб эпохи Петра I (соревнование команд).
  2. Работа с картой “Северная война” в графическом редакторе Photoshop 7.0.
  3. Работа с картой “Полтавская битва” в графическом редакторе Photoshop 7.0.
  4. Решение кроссворда “Великие сражения и полководцы (Северная война: места и лица)” в среде “Электронная таблица. Excel 2003”.
  5. Компьютерное тестирование “Эпоха Петра I”
  6. Обсуждение причин поражения шведов и победы русских в Северной войне.

Подведение  итогов урока  – 5 мин.   

Сформулировать  краткое резюме по сумме знаний и  навыков, приобретенных учащимися в ходе урока. Особо подчеркнуть важность использования междисциплинарного подхода в образовательном процессе.

Дать краткую  характеристику активности учащихся во время занятия. Подвести итоги игры. Наиболее отличившимся учащимся выставить в журнал положительные оценки.   

(Преподаватель  информатики включает мультимедиапроектор  и представляет презентацию, демонстрирующую  цель и план урока.)  

Вступительное слово преподавателя  ИТ.  

Сегодня у нас  интегрированный урок информационных технологий и истории на тему “Эпоха Петра I. Северная война 1700-1721 гг.”.

Цель урока  – проверка знаний, полученных вами при изучении данной темы на уроках истории, и навыков применения информационных технологий в конкретной предметной области.

При организации урока мы использовали разные формы и методы проверки ваших знаний, чтобы продемонстрировать прикладной характер информационных технологий. Это работа с картами в графическом редакторе Photoshop 7.0, работа с тестом, решение кроссворда в среде электронных таблиц “Excel 2003”.

Кроме этого, необходимо отметить, что сегодня урок проходит в виде игры. В течение всей игры будут подводиться итоги конкурсов, которые будут заноситься в “Итоговую  таблицу”, выполненную в “Excel 2003”    

Вступительное слово преподавателя истории.  

В конце XVII в. Россия поставила своей целью стать  равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Задачу “догоняющего” развития по отношению  к Европе взял на себя царь Петр I.  

Громадная территория России была фактически лишена удобных морских путей. В этих условиях борьба за выход к морю приобрела первостепенное значение для судеб Российского государства. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости. Кроме того, отсутствие выхода к морю, гаваней и флота грозило в будущем экспансией мировых морских держав, потерей России национальной независимости. Петр сумел это понять и принять меры, военные и морские, дипломатические и административные.   

Для лучшего  понимания духа того времени давайте окунемся в атмосферу петровской эпохи. И начнем с окружения Петра [1].   

Вопрос  к классу:

“Каких видных политических деятелей петровской эпохи  вы знаете?”.   

Давайте посмотрим  портреты некоторых из них. На слайдах  портреты и краткая информация.  

(АПРАКСИН Федор  Матвеевич (1661-1728 гг.), генерал-адмирал; 

БУТУРЛИН Александр  Борисович (1694 - 1767 гг.), генерал-фельдмаршал;

ГОЛИЦЫН Михаил Михайлович (1681-1764 гг.), генерал-адмирал  русского флота (1756-1762 гг.), генерал-кригс-комиссар (1737-1739 гг.), президент Адмиралтейств-коллегии (1750-1761 гг.); Меньшиков Александр Данилович (1673-1729). Сподвижник Петра I, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727)).  

Но победа куется не только на полях сражений, но и  в тылу. Петр большое внимание уделял снабжению армии.

На слайде демонстрируется  Указ о назначении Языкова Семена Ивановича на должность генерала-провиантмейстера.

На следующих  слайдах показаны строительство  флота на реке Сясь, строительство  форта Кроншлот, спуск первого фрегата “Штандарт”.   

Преподаватель ИТ демонстрирует презентацию с материалом по углублению и расширению знаний “Изображение исторических деятелей, указов, формы одежды, кораблей флота русской армии петровских времен”.  

Преподаватель истории:  

Итак, в начале XVIII века главной задачей России было приобретение выхода к морю. Начинается борьба за выход к Балтийскому морю. 9 августа 1700 г. Петр объявляет войну Швеции.

Сейчас мы с  вами перенесемся в прошлое и повоюем. У нас две армии – русские и шведы. Пожалуйста, Карл и Петр, представьте свои эмблемы и девизы.  

Представление команд.

Преподаватель истории:  

Однако военным  действиям предшествуют всегда дипломатические  переговоры. Сейчас мы узнаем, кому – русским или шведам удастся добиться успехов на дипломатическом поприще.   

Каждая армия  может заработать 12 очков. Правильный ответ – 1 бал. Каждый участник должен ответить на два вопроса. Вопрос начинается со слов: “Верите ли вы, что…”   

Преподаватель ИТ демонстрирует презентацию “Блеф-клуб. Эпоха Петра I”.  

Подводятся  итоги “Блеф - клуба”.   

Преподаватель истории:  

Переговоры зашли  в тупик. Началась Северная война. Теперь мы вас просим занять исходные (боевые) позиции за компьютерами.

Прочитайте задание:

Обозначить на карте места и даты важнейших  сражений и боев. Если в сражении победили русские – использовать красный цвет (Х), если победу одержали шведы, то используйте синий цвет (Х).   

Преподаватель ИТ демонстрирует на экране карту  Северной войны 1700-1721 гг. задание к ней   

Преподаватель ИТ:   

Ребята, вам необходимо будет выполнить за компьютером  следующее задание:

в графическом  редакторе Photoshop необходимо открыть  файл Карта 1.jpg (Приложение 2), используя  инструмент “Текст” отметить места и даты сражений. Для закрашивания определенных областей на карте используйте инструмент “Волшебная палочка” (Magic Wang Tool), “Лассо” (Lasso Tool). Время выполнения задания – 10 мин.  

Преподаватель ИТ вносит баллы за предыдущие конкурсы “Эмблема” и “Блеф-клуб” в “Итоговую таблицу”.  

Каждая  армия представляет свои карты.

Необходимо  было отметить следующие  даты:

19 сентября 1700 г.  – Нарва 

28 сентября 1708 г.  – Лесная 

27 июня 1709 г. –  Полтава 

27 июля 1714 г. –  м. Гангут 

21 июля 1720 г. – о. Гренгам   

Преподаватель истории:  

В ходе военных  действий их участникам постоянно приходится решать задачи.

Сейчас вам  предстоит решить Кроссворд “Великие сражения и полководцы. Северная война: места и лица”.  

Преподаватель ИТ:  

Для создания кроссворда я использовала табличный процессор Excel. На листе “Кроссворд” располагается “сетка” с пустыми клетками для ответов на вопросы. Для каждого вопроса указывается адрес ячейки, начиная с которой нужно писать ответ на вопрос.

Правильность  ответов проверяется на листе “Проверочный”.   

На листе “Проверочный”  для каждого слова - ответа в ячейку, с которой начинается слово, введена  формула, определяющая, совпадает ли ваше слово с правильным ответом. Например, для двенадцатого вопроса  записываем формулу в ячейку R6. Используем функции ЕСЛИ() и СЦЕПИТЬ(). Функция СЦЕПИТЬ() объединяет несколько текстовых строк в одну. С прошлого года вам известно, что для проверки условия в табличном процессоре используется функция ЕСЛИ(). Напоминаю формат записи функции ЕСЛИ():  

=ЕСЛИ (Условие;  Выражение1; Выражение2).  

Формула для  проверки слова “Петр” в ячейку R6 будет выглядеть следующим образом:   

Информация о работе Эпоха Петра I. Северная война 1700—1721 гг