Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 15:22, лекция
Цель урока:
развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами посредством компьютерных технологий;
реализация межпредметных связей;
использование разнообразных форм и методов проверки знаний учащихся, формирование в сознании учащихся современной картины мира.
Интегрированный урок истории и информационных технологий
по теме: "Эпоха Петра I. Северная война 1700—1721 гг."
(8
класс)
Учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №4
Прокудина
В.М.
Тип урока:
урок обобщающего
повторения.
Форма урока:
урок-игра.
Время проведения:
два академических
часа.
Цель урока:
Познавательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательная задача:
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
Индивидуальная,
групповая и коллективная.
МАТЕРИАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ
ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
Используемое оборудование:
Персональные
компьютеры (12 шт.), мультимедийный проектор,
доска-экран.
Программное обеспечение:
Операционная
система Windows 2000, компьютерная система
управления учебным процессом “Microsoft
Class Server 3.0”, графический редактор Photoshop
7.0, электронные таблицы “Excel 2003 ”,
Web-обозреватель “Internet Explorer 6.0”, программа
для презентаций “PowerPoint 2003”.
Демонстрационный материал:
Мультимедийные
презентации.
Раздаточный материал:
ХОД
УРОКА
Организационная часть – 1-3 мин.
Тема урока и постановка цели урока – 2 мин.
Углубление и расширение знаний учащихся:
Проверка
знаний – 55 мин.
ФОРМЫ ПРОВЕРКИ
Подведение
итогов урока
– 5 мин.
Сформулировать краткое резюме по сумме знаний и навыков, приобретенных учащимися в ходе урока. Особо подчеркнуть важность использования междисциплинарного подхода в образовательном процессе.
Дать краткую
характеристику активности учащихся во
время занятия. Подвести итоги игры.
Наиболее отличившимся учащимся выставить
в журнал положительные оценки.
(Преподаватель
информатики включает
Вступительное
слово преподавателя
ИТ.
Сегодня у нас интегрированный урок информационных технологий и истории на тему “Эпоха Петра I. Северная война 1700-1721 гг.”.
Цель урока – проверка знаний, полученных вами при изучении данной темы на уроках истории, и навыков применения информационных технологий в конкретной предметной области.
При организации урока мы использовали разные формы и методы проверки ваших знаний, чтобы продемонстрировать прикладной характер информационных технологий. Это работа с картами в графическом редакторе Photoshop 7.0, работа с тестом, решение кроссворда в среде электронных таблиц “Excel 2003”.
Кроме этого, необходимо
отметить, что сегодня урок проходит
в виде игры. В течение всей игры
будут подводиться итоги
Вступительное
слово преподавателя
истории.
В конце XVII в. Россия
поставила своей целью стать
равноправной европейской державой,
заимствуя опыт других стран. Задачу
“догоняющего” развития по отношению
к Европе взял на себя царь Петр I.
Громадная территория
России была фактически лишена удобных
морских путей. В этих условиях борьба
за выход к морю приобрела первостепенное
значение для судеб Российского государства.
Это была борьба с экономической изоляцией,
от ее успеха зависело преодоление экономической
отсталости. Кроме того, отсутствие выхода
к морю, гаваней и флота грозило в будущем
экспансией мировых морских держав, потерей
России национальной независимости. Петр
сумел это понять и принять меры, военные
и морские, дипломатические и административные.
Для лучшего
понимания духа того времени давайте окунемся
в атмосферу петровской эпохи. И начнем
с окружения Петра [1].
Вопрос к классу:
“Каких видных
политических деятелей петровской эпохи
вы знаете?”.
Давайте посмотрим
портреты некоторых из них. На слайдах
портреты и краткая информация.
(АПРАКСИН Федор Матвеевич (1661-1728 гг.), генерал-адмирал;
БУТУРЛИН Александр Борисович (1694 - 1767 гг.), генерал-фельдмаршал;
ГОЛИЦЫН Михаил
Михайлович (1681-1764 гг.), генерал-адмирал
русского флота (1756-1762 гг.), генерал-кригс-комиссар
(1737-1739 гг.), президент Адмиралтейств-коллегии
(1750-1761 гг.); Меньшиков Александр Данилович
(1673-1729). Сподвижник Петра I, светлейший
князь (1707), генералиссимус (1727)).
Но победа куется не только на полях сражений, но и в тылу. Петр большое внимание уделял снабжению армии.
На слайде демонстрируется
Указ о назначении Языкова Семена
Ивановича на должность генерала-
На следующих
слайдах показаны строительство
флота на реке Сясь, строительство
форта Кроншлот, спуск первого фрегата
“Штандарт”.
Преподаватель
ИТ демонстрирует презентацию с материалом
по углублению и расширению знаний “Изображение
исторических деятелей, указов, формы
одежды, кораблей флота русской армии
петровских времен”.
Преподаватель
истории:
Итак, в начале XVIII века главной задачей России было приобретение выхода к морю. Начинается борьба за выход к Балтийскому морю. 9 августа 1700 г. Петр объявляет войну Швеции.
Сейчас мы с
вами перенесемся в прошлое и повоюем.
У нас две армии – русские и шведы. Пожалуйста,
Карл и Петр, представьте свои эмблемы
и девизы.
Представление команд.
Преподаватель
истории:
Однако военным
действиям предшествуют всегда дипломатические
переговоры. Сейчас мы узнаем, кому – русским
или шведам удастся добиться успехов на
дипломатическом поприще.
Каждая армия
может заработать 12 очков. Правильный
ответ – 1 бал. Каждый участник должен
ответить на два вопроса. Вопрос начинается
со слов: “Верите ли вы, что…”
Преподаватель
ИТ демонстрирует презентацию “Блеф-клуб.
Эпоха Петра I”.
Подводятся
итоги “Блеф - клуба”.
Преподаватель
истории:
Переговоры зашли в тупик. Началась Северная война. Теперь мы вас просим занять исходные (боевые) позиции за компьютерами.
Прочитайте задание:
Обозначить на
карте места и даты важнейших
сражений и боев. Если в сражении
победили русские – использовать
красный цвет (Х), если победу одержали
шведы, то используйте синий цвет (Х).
Преподаватель
ИТ демонстрирует на экране карту
Северной войны 1700-1721 гг. задание к ней
Преподаватель
ИТ:
Ребята, вам необходимо будет выполнить за компьютером следующее задание:
в графическом
редакторе Photoshop необходимо открыть
файл Карта 1.jpg (Приложение 2), используя
инструмент “Текст” отметить места
и даты сражений. Для закрашивания определенных
областей на карте используйте инструмент
“Волшебная палочка” (Magic Wang Tool), “Лассо”
(Lasso Tool). Время выполнения задания –
10 мин.
Преподаватель
ИТ вносит баллы за предыдущие конкурсы
“Эмблема” и “Блеф-клуб” в “Итоговую
таблицу”.
Каждая армия представляет свои карты.
Необходимо было отметить следующие даты:
19 сентября 1700 г. – Нарва
28 сентября 1708 г. – Лесная
27 июня 1709 г. – Полтава
27 июля 1714 г. – м. Гангут
21 июля 1720 г. –
о. Гренгам
Преподаватель
истории:
В ходе военных действий их участникам постоянно приходится решать задачи.
Сейчас вам
предстоит решить Кроссворд “Великие
сражения и полководцы. Северная война:
места и лица”.
Преподаватель
ИТ:
Для создания кроссворда я использовала табличный процессор Excel. На листе “Кроссворд” располагается “сетка” с пустыми клетками для ответов на вопросы. Для каждого вопроса указывается адрес ячейки, начиная с которой нужно писать ответ на вопрос.
Правильность
ответов проверяется на листе “Проверочный”.
На листе “Проверочный”
для каждого слова - ответа в ячейку,
с которой начинается слово, введена
формула, определяющая, совпадает ли
ваше слово с правильным ответом.
Например, для двенадцатого вопроса
записываем формулу в ячейку R6. Используем
функции ЕСЛИ() и СЦЕПИТЬ(). Функция СЦЕПИТЬ()
объединяет несколько текстовых строк
в одну. С прошлого года вам известно, что
для проверки условия в табличном процессоре
используется функция ЕСЛИ(). Напоминаю
формат записи функции ЕСЛИ():
=ЕСЛИ (Условие;
Выражение1; Выражение2).
Формула для
проверки слова “Петр” в ячейку
R6 будет выглядеть следующим
Информация о работе Эпоха Петра I. Северная война 1700—1721 гг