Эпоха матриархата

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:17, реферат

Краткое описание

События двадцатого века отечественной истории способствовали быстрому развитию эмансипации со всеми её последствиями. Женщины вовлекались в общественное производство, участвовали в тяжелом физическом труде, приобщались к традиционно мужским профессиям, к занятиям военно-прикладными видами спорта. Сотни тысяч женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести все тяготы воинской службы, утверждая за собой право на защиту Отечества. Многие женщины-современники успешны в политике, бизнесе, театре, спорте. Возникла идея полного мужского и женского равенства.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 21.64 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Прогресс  любого общества определяется

по положению  в нем прекрасного пола.

Ш.Фурье 

В целом, в  любую эпоху положение женщины  является надежным критерием эволюционного  прогресса брака как социального  института, в то время как прогресс самого брака является достаточно точным показателем развития человеческой цивилизации.

Положение женщины всегда было социальным парадоксом; она всегда искусно управляла  мужчиной, всегда использовала более  сильное половое чувство мужчины  в своих интересах и для  своего развития. Умело, пользуясь своей  привлекательностью, ей часто удавалось  удерживать мужчину в своей власти — даже тогда, когда она была его  полной рабыней.

События двадцатого века отечественной истории способствовали быстрому развитию эмансипации со всеми  её последствиями. Женщины вовлекались  в общественное производство, участвовали  в тяжелом физическом труде, приобщались к традиционно мужским профессиям, к занятиям военно-прикладными видами спорта. Сотни тысяч женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести все тяготы воинской службы, утверждая за собой право на защиту Отечества. Многие женщины-современники успешны в политике, бизнесе, театре, спорте. Возникла идея полного мужского и женского равенства.

Но в истории существовала и другая эпоха. Историческая реальность русского средневекового общества – это патриархальная зависимость всех классов и слоев общества от абсолютной власти и особенно угнетенное состояние такой социальной группы как женщины. Древнерусское общество – типично мужская, патриархальная цивилизация, в которой женщины занимали подчиненное положение и подвергались постоянному угнетению и притеснению. В Европе трудно найти страну, где в XVIII веке избиение жены мужем считалось бы нормальным явлением, и сами женщины видели бы в этом доказательство супружеской любви. В России же это обычное явление, которое подтверждается не только свидетельствами иностранцев, но и исследованиями русских этнографов.

Основными источниками нашей работы стали статьи «Домостроя» Сильвестра, книги Забелина И.Е. «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», , а также выводы по социологическому опросу, справочная и научная литература.

Цель: исследовать влияние периода перехода от матриархата к патриархату и положение женщины в патриархальной семье.

В связи  с этим были определены следующие  задачи:

  1. выявить причины перехода к патриархальному укладу;
  2. рассмотреть положение женщины в патриархальной семье.

Таким образом, мы выдвигаем следующую гипотезу: Статус женщины в исследуемый период не оставался неизменным. Под влиянием различных факторов положение женщины менялось: от подчинения и притеснения до частичной идеализации в общественном мнении.

1.2. Причины перехода  к патриархату:  социально-экономические  и антропологические 

Наш учебник  «История России с древнейших времен до конца XVII века» под редакцией А.Н. Сахарова объясняет причины перехода от матриархата к патриархату следующим образом: «Переход к производящему хозяйству составляет суть неолитической революции. Думается, что основоположником производящего хозяйства явилась женщина. Именно она, собирая злаки, обратила внимание на то, что, оброненные в землю, они дают всходы. Именно она первая приручила детенышей убитых животных, а потом стала использовать этот опыт для создания постоянного стада, которое давало мясо, молоко, кожу. Женщина полностью оправдала отведенную ей роль в период матриархата, создав основу для будущего взлета человеческой цивилизации. Но тем самым она подготовила почву, чтобы уступить ведущую роль в обществе мужчине – земледельцу, вспахивавшему обширные поля и вырубавшему и выжигавшему лес для новых посевов; скотоводу, пасшему тысячи голов скота и находившемуся долгое время в седле. В новых хозяйственных условиях требовалась мужская сила, ловкость и доблесть. Наступало время патриархата, когда ведущее место в семье, роде, племени заняли мужчины».

Такое объяснение кажется нам не совсем полным и  убедительным. Другие источники позволили нам получить более четкое описание перехода от матриархата к патриархальному укладу: «С отмиранием нравов охотничьего периода, когда занятие скотоводством позволило мужчине контролировать основной источник пищи, матриархат быстро отошел в прошлое. Так произошло просто потому, что матриархат не мог успешно конкурировать с новым укладом – патриархатом. Власть мужчин, являвшихся родственниками матери, не могла соперничать с властью, сосредоточенной у мужа-отца. Женщине было не по силам совмещать беременность с каждодневным руководством текущими делами и растущими домашними полномочиями. Появление практики кражи и позднее купли жен ускорило отмирание матриархата».

Эпохальный  переход от матриархата к патриархату  – одно из наиболее радикальных  и резких преобразований, когда-либо осуществленных человеческим родом. Эта  перемена сразу же привела к усилению социальной активности и ускорила эволюцию семьи.

Положение женщины в патриархальной семье 

Возможно, что  инстинкт материнства приводил женщину  к супружеству, однако именно большая  сила мужчины в сочетании с  воздействием нравов фактически принуждала ее оставаться в браке. Пастушеский  образ жизни вел к созданию новой системы нравов – патриархальной семьи; и основой единства семьи в период господства нравов, присущих эпохе скотоводства и раннего земледелия, была деспотичная и беспрекословная власть отца. Любое общество, будь оно национальным или родовым, прошло через стадию автократической патриархальной власти. Скупое внимание, уделявшееся женскому полу в эпоху Ветхого Завета, является истинным отражением нравов скотоводов. Все древнееврейские патриархи были скотоводами, что подтверждается фразой: «Господь – Пастырь мой».

Мужчина был  не более повинен в невысоком мнении о женщине, бытовавшем в прошлые века, чем сама женщина. Она не смогла завоевать социального признания в первобытные времена, ибо не действовала в чрезвычайных положениях – не совершала эффектных подвигов и не проявляла героизма в кризисных ситуациях. Материнство было явным препятствием в борьбе за выживание; материнская любовь делала женщин плохими защитницами племени.

Кроме того, первобытная женщина неосознанно  попадала в зависимость от мужчины, восхищаясь его драчливостью и мужественностью. Такое прославление воина усиливало  мужское тщеславие, в равной мере подавляя тщеславие женщины и  делая ее более зависимой. Военная  форма и сегодня заставляет трепетать  женское сердце.

У наиболее развитых рас женщины являются не такими крупными или сильными, как  мужчины. Будучи слабее, женщина становилась  более тактичной. Она быстро научилась  пользоваться своей привлекательностью. Она стала более внимательной и консервативной, чем мужчина, хотя чуть более легкомысленной. Скотовода  кормила его отара, однако на протяжении пастушеской эпохи женщине еще  приходилось добывать растительную пищу. Первобытный человек чурался  земли: она была слишком мирной, слишком  неувлекательной. Кроме того, бытовало давнее суеверие, согласно которому женщина  – от природы мать – выращивает более богатый урожай. Сегодня во многих отсталых племенах мужчины приготавливают мясо, а женщины – овощи, и когда примитивные австралийские племена находятся в пути, женщины никогда не притрагиваются к дичи, а мужчины не останавливаются, чтобы выкопать корень.

Женщине всегда приходилось работать; во всяком случае, вплоть до нынешних времен женщина  была настоящим производителем. Мужчина  обычно выбирал более легкий путь, и это неравенство существовало на протяжении всей истории человеческого  рода. На женщин всегда ложился тяжкий груз: они носили семейный скарб  и присматривали за детьми, освобождая мужчину для сражения или охоты.

Первое освобождение женщины наступило, когда мужчина  согласился возделывать землю —  согласился выполнять работу, которая  ранее считалась женской. Огромный шаг вперед был сделан тогда, когда  пленников мужского пола перестали  убивать и стали превращать в  рабов — сельскохозяйственных работников. Это привело к освобождению женщины, которая получила возможность уделять  больше времени обустройству домашнего  очага и воспитанию детей.

Обеспечение младших детей молоком животных привело к более раннему отнятию  от груди. В силу этого женщины  стали рожать больше детей, ибо матери освобождались от наступавшего иногда временного бесплодия. Кроме того, использование  коровьего и козьего молока резко  сократило детскую смертность. До наступления пастушеского периода  в развитии общества матери обычно кормили детей своим молоком, пока им не исполнялось четыре или  пять лет.

Когда первобытные  войны пошли на убыль, начало уменьшаться  неравенство в разделении труда  между мужчинами и женщинами. Однако женщины по-прежнему должны были выполнять настоящую работу, в то время как мужчины несли  караул. Ни один лагерь или поселение  нельзя было оставить без охраны ни днем, ни ночью, но и в этом деле мужчинам помогали сторожевые собаки. В целом, появление земледелия повысило престиж и социальное положение женщины, во всяком случае, до тех пор, пока мужчина сам не превратился в земледельца. И как только мужчина занялся возделыванием земли, немедленно произошло радикальное усовершенствование методов ведения сельского хозяйства, что продолжалось на протяжении последующих поколений. На охоте и на войне мужчина усвоил значение организации и использовал это знание в промышленности, а позднее, взяв на себя значительную часть труда женщины, в огромной мере усовершенствовал ее примитивные методы труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Проанализировав изученные материалы по теме, выбранной  для нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, в результате работы над данной темой  мы убедились, что на положение женщины  в истории Руси постоянно оказывали  влияние различные факторы: социально-экономические, антропологические, духовные.

Во-вторых, во время разложения первобытного общества мужчине стала отводиться преобладающая роль в хозяйстве, обществе и семье, т.к. развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки требовало мужской силы. В условиях первобытнообщинного строя, будучи слабее, женщина вынуждена была подчиниться мужчине. В период перехода от матриархата к патриархату на статус женщины повлияли также антропологические изменения в человеческом сознании, т.е. пришло понимание причастности мужчины к продолжению рода.

Таким образом, отношение в обществе к женщине  строилось в зависимости от уровня развития общества. В отсталом первобытном обществе ценилась физическая сила и главным был закон природы - «выживает сильнейший». СПИСОК литературы 

I. Литературный перечень

1. Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. – М.: Социс., 2001

2. Вардиман Е.Е. Женщина в древнем мире. – М.: Наука, 1990

3. Гнатюк Ю.В. Сказания о стародавних временах русских. Пер. с англ. – М.: ТЕИС, 1998

4. Жуковский В.И. Тайны шедевров. – М.: Астрель: АСТ, 1992

5. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1992.

6. Костомаров М.И. Домашняя жизнь и права великорусского народа. –

М.: Просвещение, 1993

7.Статистический сборник «Женщины России». - М.: Госкомстат, 1995

II. Интернет-ресурсы

  1. www.library.ru

.

Информация о работе Эпоха матриархата