Экономика СССР в годы Великой Отечественной Войны. Восстановление народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:14, контрольная работа

Краткое описание

В предвоенные годы в СССР были проведены 3 пятилетки. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР или пятилетки были предназначены для быстрого экономического развития Советского Союза. Планы разрабатывались централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом (Госпланом СССР) под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Выполнение плана стало лозунгом советской бюрократии.

Оглавление

1. Введение. Экономика СССР в предвоенные годы
2. Экономика СССР в годы ВОВ
3. Восстановление народного хозяйства
4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     За годы войны было сдано  в эксплуатацию 9 тыс. км новых  железных дорог общего пользования.  В результате строительства ж/д. Линий увеличилась общая протяжённость сети железных дорог, было достигнуто более рациональное распределение грузопотоков на территории СССР, улучшилось снабжение промышленных предприятий сырьём и топливом.

     Благодаря усилиям советского  народа к середине 1942 года была завершена перестройка экономики на военный лад. К лету на востоке страны действовало уже 1200 крупных эвакуированных предприятий. Кроме того было введено в эксплуатацию 850 новых заводов, шахт, электростанций, доменных и мартеновских печей, прокатных станов и других важных объектов. 

     Летом и осенью возникли новые  трудности, связанные прежде всего  с временной потерей южных районов страны и с необходимостью проведения эвакуации из угрожаемой зоны. Сложное положение усугублялось тем, что созданные резервы в мирное время исчерпаны. Чтобы преодолеть диспропорцию требовалось максимально и рационально использовать внутренние ресурсы, наращивание мощности тяжелой индустрии, усиление темпов промышленного строительства.

     На востоке страны расширялось  строительства доменных печей,  металлургических заводов, заводов  качественной стали, трубопрокатных, алюминиевых и других предприятий, электростанций, железных дорог, угольных шахт. При активной помощи комсомольцев скоростными темпами осуществлялось, например, расширение Челябинской и Краснодарской ТЭЦ, Среднеуральской ГРЭС строительство    Фархадской ГЭС в Узбекистане.

     В результате умелого использования экономической системы советский народ в короткий срок резко повысил производство военной техники. Во второй половине 1942 года по сравнению с первой советская промышленность произвела военных самолетов более, чем в 1.6 раза, ружий - в 1.1, минометов от 82 мм и выше - в 1.3 раза, снарядов и мин - почти в 2 раза. Возрастал и выпуск танков, особенно Т-34. Танковые заводы страны в третьем квартале выпустили 3946 танков Т-34, а в четвертом квартале - 4325, что позволило не только восполнить потери, но и создать некоторый резерв танков. Развернулось производство самоходных артиллерийских установок САУ-76 и САУ-122.

     Несмотря на успехи промышленности, 1942 год был особенно трудным  для сельского хозяйства страны. Из-за оккупации противником важных продовольственных районов СССР существенно сократились посевные площади и валовый сбор зерновых.

     Потери, понесенные сельским хозяйством, были значительны, резко ухудшилось  его материально-техническое снабжение,  остро ощущалась нехватка рабочей силы. К концу года число трудоспособных колхозников по сравнению с довоенным временем сократилось вдвое, уменьшился машинный парк МТС и совхозов, не хватало горючего, сократилось производство минеральных удобрений. Все это сказывалось на производстве сельскохозяйственной продукции. Перед тружениками деревни была поставлена задача освоить новые земли на востоке. За короткое время были увеличены посевные площади на 2.8 млн. гектаров.

     В первый период войны объёмы  грузоперевозок резко сократились. В 1942 г. они составляли 53% к уровню 1940 г. Начиная с 1943 г. наблюдается постепенное увеличение грузоперевозок. В 1945 г. объём грузоперевозок достиг 77% к уровню 1940 г. 3 января 1942 г. ГКО принял постановление «О восстановлении железных дорог». По мере освобождения советской территории масштабы восстановительных работ на ж/д-ом транспорте увеличивались. К концу войны было возобновлено движение на всех дорогах.

    Водный и автомобильный транспорт использовался для переброски войск, боеприпасов и продовольствия.

     Авиационный транспорт использовался не только в военных целях, но и для экономических связей с труднодоступными районами СССР и с зарубежными странами.

     Карточная система охватила 80,6 млн. человек. Это позволило в сложнейших хозяйственных условиях военного времени обеспечить бесперебойное снабжение десятков миллионов работников тыла. По мере возможности государство стремилось распространить на всё больший круг населения различные формы дополнительного снабжения. Они использовались для стимулирования роста производительности труда. Для улучшения снабжения рабочих и служащих в середине 1942 г. при отделах рабочего снабжения (ОРСах) стали создаваться подсобные хозяйства. Это позволило получить дополнительные ресурсы мяса и других продуктов. В 1945 г. на долю ОРСов приходилось около 1/3 всех проданных товаров.

     В годы войны повысилась роль общественного питания. Контингент потребителей, обслуживаемых предприятиями общественного питания, удвоился, а его оборот за 1942 – 1944 гг. увеличился на 56,5%.

     Также война поставила перед советскими финансами чрезвычайно сложные и ответственные задачи. Необходимо было обеспечить финансирование военных мероприятий государства, покрыть расходы, вызванные переходом экономики на военный лад. Нужно было обеспечить финансирование народного хозяйства и социально – культурных мероприятий в специфических условиях военного времени. В 1942 г. общая сумма государственных доходов уменьшилась с 180 млрд. руб. (1940г.) до 165 млрд. руб. (1942г.), сумма которую страна получала в 1940 г. за счёт налога с оборота и отчислений от прибыли снизилась к 1942 году с 165 млрд. руб. до 81,3 млрд. руб. Доходы и накопления народного хозяйства увеличивались на основе роста производительности труда, соблюдения режима экономии. Например, за годы войны экономия в промышленности дала стране 50 млрд. руб.

     Большую роль сыграли государственные займы.

     В результате принятых мер, доходы государства росли (за исключением 1942 года). За годы войны они увеличились со 1,77 млрд. руб. в 1941 г. до 302 млрд. руб. в 1945 г. Увеличение государственных доходов позволило полностью обеспечить финансирование нужд фонда, а также повысить расходы на развитие народного хозяйства и социально – культурные мероприятия.

     В 1941 – 1945 г. на военные цели было израсходовано 582 млрд. руб., или 50,8% всех расходов бюджета. Бюджетный дефицит покрывался за счёт эмиссии бумажных денег. За годы войны количество бумажных денег в обращении увеличилось в 3,8 раза. Но даже в 1942 -1943 гг. когда денежная эмиссия достигла наивысшего уровня, советский рубль был относительно устойчивым. Это обусловливалось прочностью советской экономики, государственной политикой цен (сохранением твёрдых цен на нормируемые товары, неизменностью заготовительных цен на с/х-ые продукты), ограничением выпуска бумажных денег. Уже в 1944 г. государство добилось бездефицитного бюджета и отказалось от использования денежной эмиссии как метода финансирования.

     Говоря о факторах, сыгравших главную роль в победе, нельзя обойти молчанием и внешний фактор – это создание антигитлеровской коалиции "Большая тройка" (США, Англия, СССР) и её помощь в войне (закон о Ленд-лизе, поставка вооружения, боеприпасов, продовольствия.). Всего же за время войны СССР получил от союзников 18,7 тыс. самолётов, 10,8 тыс. танков, 9,6 тыс. артиллерийских орудий, 44,6 тыс. металлорежущих станков, 517,5 тыс. т цветных металлов, 1860 паровозов, 11,3 тыс. железнодорожных платформ, большое количество консервов, медикаментов, одежды и т.д. 

Восстановление  народного хозяйства. 

     Исключительно важное политическое, социальное и военно-хозяйственное  значение имело восстановление  разрушенных сел и городов,  промышленных предприятий и транспортных  коммуникаций сразу же после  освобождения временно захваченных  врагом территорий. Быстрое восстановление и развитие экономики в освобожденных районах СССР приобрели большую роль в удовлетворении потребностей фронта и обеспечении первоочередных нужд местного населения.

    Осуществление в годы войны  восстановительных программ, невиданных по масштабам и сложности, само по себе стало настоящим гражданским подвигом. Трудности восстановления объяснялись огромными разрушениями, нехваткой рабочих рук, отсутствием строительной техники, оборудования, материалов. Многие работы приходилось выполнять вручную или в лучшем случае с использованием простейших механизмов.

     Возрождение из руин прифронтовых  и освобожденных городов  и  сел, оказание помощи  населению  стало важнейшей задачей Коммунистической  партии и Советского правительства. В 12 союзных и автономных республиках действовали специальные шефские комитеты, которые провели большую организационную работу.

     На восстановление народного  хозяйства выделялись значительные  средства. Непрерывным потоком шли  эшелоны с людьми, материалами, оборудованием, продовольствием, сельскохозяйственным инвентарем, семенами и т.д.

     Большие работы развернулись  после освобождения индустриального  Донбасса, где оккупанты хозяйничали  около двух лет. Преодолевая  неимоверные трудности и лишения,  советские люди возрождали к жизни главную кочегарку страны , и к концу войны Донбасс вновь занял первое место в стране по добыче угля. Так же высокими темпами осуществлялось восстановление металлургической промышленности.

     Поднимались из руин  электроэнергетические предприятия. Враг нанес огромный урон Днепрогэсу, все турбины, генераторы, краны были взорваны, из сорока семи водосливных пролетов уцелело четыре. В возрождении Днепровской ГЭС принимали участие 120 промышленных предприятий 53 городов.

     В октябре 1944 была восстановлена на полную мощность Волховская ГЭС – первенец советской энергетики. Восстанавливались и другие электростанции.

     В соответствии с общим планом  возрождалось и машиностроение. Подчеркивалось особое значение  форсированного восстановления станкостроительной промышленности. Весьма высокими темпами возрождались другие отрасли промышленности. Если в 1943 году освобожденные районы дали промышленной продукции на 2.7 млрд рублей, то в 1944 году  - уже на 8.3 млрд рублей.

     Энергично восстанавливалось сельское хозяйство. Из эвакуации возвратились 30 000 механизаторов, агрономов и других специалистов, были доставлены тысячи тракторов, комбайнов, плугов, сеялок. Колхозам и совхозам возвращался скот, ранее эвакуированный в восточные районы; были определены меры для восстановления машинно-тракторных станций и машинно-тракторных мастерских, оказана помощь семенами из государственных резервов. Из всех областей страны в освобожденные районы направлялись руководящие партийные и советские работники, специалисты сельского хозяйства. Многонациональный советский народ единой семьей помогал возрождению сельского хозяйства.

    Быстрое восстановление транспорта  было "важнейшей оборонной задачей"  за 1943 и 1944 года были восстановлены  и введены в действие 43 тыс. км железнодорожных путей.

     Сложная и трудная работа проводилась  по восстановлению жилого фонда.  Немецко-фашистские захватчики оставили  без крова миллионы советских  граждан. Вместе с восстановлением  основных отраслей народного хозяйства возрождалось здравоохранение, народное образование и культура. Была восстановлена довоенная школьная сеть – свыше 28,6 тыс. школ, почти все высшие учебные заведения.

     Все большее внимание уделялось  реконверсии, то есть постепенному  переводу экономики на мирные рельсы. Перестройка промышленности была в основном завершена в 1946 г., что полностью соответствовало заданиям четвёртого пятилетнего плана. На завершение восстановления и развитие районов, пострадавших от оккупации, пятилетним планом было ассигновано около 115 млрд. руб. из централизованных капиталовложений.

     Достигнув довоенного уровня выпуска промышленной продукции, советский народ развернул борьбу за его превышение. Активизировалась работа по строительству новых предприятий и совершенствованию экономики с учётом долговременных перспектив.

     В стране было построено, восстановлено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий, обеспечено дальнейшее форсированное развитие восточных районов страны. По уровню производительности труда промышленность превзошла довоенные показатели на 45%.

     Послевоенным планом было предусмотрено полностью восстановить, и обеспечить дальнейшее развитие земледелия и животноводства, повысить уровень с/х. производства.

     Для решения этих задач государством и колхозами были выделены крупные материальные и денежные средства. Общая сумма капиталовложений в с/х. составила в 1946 – 1950 гг. более 58 млрд. руб. За счёт этих средств было восстановлены колхозы, совхозы, МТС в освобождённых районах и укреплены многие сельскохозяйственные предприятия на остальной территории страны.

     Колхозы стали укрепляться, в результате этого средний размер посевов в каждом хозяйстве вырос в 2,2 раза.

     В результате самоотверженной работы сельских тружеников к 1950 г. с/х-ое производство по объёму валовой продукции достигло довоенного уровня.

Информация о работе Экономика СССР в годы Великой Отечественной Войны. Восстановление народного хозяйства