Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:25, реферат
Современная историография отмечает, что для экономического развития России первой половины XIX века характерны глубокие контрасты, когда, с одной стороны, формируется капиталистический уклад, начинается промышленная революция, а с другой - в аграрном секторе преобладают натурально-патриархальный уклад, система крепостного труда и хозяйствования.
Экономическое развитие России в первой половине XIX века
Особенности промышленного переворота
Литература
Трудности перестройки тяжелой промышленности.
В первые пореформенные
десятилетия наиболее сложно и противоречиво
шла технико-экономическая перестройка
предприятий тяжелой индустрии, являвшихся
основой военно-промышленного потенциала
страны. Длительный застой и отсталость
производства были характерны для базисной
отрасли - черной металлургии России.
К концу 60-х годов восемь обширных горнозаводских
округов Урала оказались полностью несостоятельными
и были переданы в казенное управление
либо в казенную опеку. Только к 1870 г. уральские
частные заводы достигли уровня 1860 г. по
выпуску чугуна, а железа лишь к 1872 г. Резкий
подъем горнозаводской промышленности,
возможно, было осуществить только на
основе современной технической реорганизации
производства. Но уральские заводовладельцы,
основывая свое господство не на капитале
и конкуренции, а на монополии и на своём
владельческом праве, впервые пореформенные
десятилетия почти ничего не сделали в
деле технической реконструкции заводов.
Техническому прогрессу в российской
металлургии резко препятствовали феодально-крепостнические
пережитки, особенно живучие в горнозаводской
промышленности в первые пореформенные
десятилетия.
Начиная со второй половины 70-х годов,
царское правительство прилагало большие
усилия, чтобы наладить внутреннее производство
продукции тяжелой промышленности для
нужд железнодорожного транспорта и военного
ведомства. Золотой «дождь» в виде разного
рода премий и субсидий из государственной
казны способствовал организации в начале
70-х годов 8 передельных рельсопрокатных,
5 паровозостроительных и 12 вагоностроительных
заводов.
В правительственных инстанциях была
разработана новая система стимулирования
роста внутреннего сталелитейного производства,
основанная на долгосрочных казенных
заказах по повышенным ценам и денежных
премиях. В первые пореформенные десятилетия
в противоречивой форме шло развитие российского
машиностроения. Перестройка промышленности
на рельсы фабрично-машинного производства,
железнодорожное строительство в этот
период требовали огромного количества
машинного оборудования. Под давлением
фабрикантов царское правительство разрешило
беспошлинный ввоз паровых, текстильных
и прочих машин. В то же время в целях стимулирования
развития отечественного машиностроения
в 1861 г. были утверждены «Правила для поощрения
машиностроительного дела в России», в
которых указывалось, что владельцы машиностроительных
заведений, действующих паровыми и гидравлическими
двигателями, могут получать дозволение
на беспошлинный пропуск им из-за границы
чугуна и железа в количестве необходимом
для выделывания на их заведениях машин
и фабричных принадлежностей.
За 1860-1879 г. наблюдался усиленный рост
машиностроительных и механических заводов
в России. Число машиностроительных заводов
возросло почти в 2, а суммарная ценность
производства в 6,5 раза.
Слабость капиталистически организованной
топливно-металлургической и машиностроительной
базы России в 70-х годах привела к тому,
что большинство военных, механических
и специализированных железнодорожных
мастерских оборудовались и снабжались
сырьем и материалами за счет всевозрастающего
импорта.
Покровительственная система финансового
стимулирования, казенных заказов и таможенных
льгот для «насаждения» отечественного
машиностроения в результате оказалась
малорезультативной и неперспективной
для промышленного прогресса страны.
К концу 70-х годов низкая техническая оснащенность
машиностроительной промышленности России
выражалась в слабой паровой энергетике,
на долю которой приходилось около 7 % общей
мощности паровых двигателей фабрично-заводского
производства страны. Отсталость ее базы
отражалась на низком обеспечении промышленности
паровыми двигателями отечественного
производства.
В переходный период становления российского
капитализма еще не сложилась его материально-техническая
база. В стране не хватало фабрично-заводских
предприятий тяжелой индустрии, создающих
средства производства для средств производства.
В условиях бурного роста тяжелой индустрии
мирового капитализма, олицетворяющей
мощь капиталистической экономики, низкие
темпы развития российской топливо металлургической
и машиностроительной промышленности
вели к обострению противоречий и создавали
напряженность в экономическом развитии
страны.
Литература.
1. История
Отечества. Под редакцией В.М.
Борисова, Г.Д. Комякова, А.П. Березовского.
Москва, Институт международного
права и экономики им. А. С. Грибоедова,
1998.
2. История Отечества. Под редакцией Г.З.
Иоффе, В.И. Додонова. Москва, 1992.
3. История России. Под редакцией Ш.М. Мунчаева.
Москва, 1993.
Информация о работе Экономика России в первой половине 19 века