Экономическое развитие Белорусских земель во второй половине XIX начала XX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

В конце XVIII в. начался новый этап в развитии Беларуси, но теперь уже в составе Российского государства. В Российской империи в этот период идет развитие двух типов хозяйства - крепостного и капиталистического, хотя возможности роста первого из них неуклонно сокращались. Длительное сосуществование устаревших крепостнических и новых, буржуазных форм хозяйствования замедляло процесс формирования капиталистического уклада.

Оглавление

Введение
Сельское хозяйство Беларуси после отмены крепостного права
1.1 Развитие сельского хозяйства в пореформенный период
1.2 Мелкотоварное производство в сельском хозяйстве
1.3 Реформа Столыпина на Беларуси
Развитие промышленности и торговли
2.1 Развитие мануфактурной промышленности
2.2 Фабрично-заводские предприятия
2.3 Прочие факторы, влияющие на развитие промышленности.
Развитие белорусских городов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономическое развитие Белорусских земель во второй половине XIX начала XX вв.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

В 90-е годы удельный вес промышленного сектора в  валовом национальном продукте постоянно  возрастал, и Беларусь постепенно превращалась из страны аграрной в индустриально-аграрную. Владельцы наиболее устойчивых крупных  предприятий стали формировать монополистические объединения.

Первые монополии  появились в Беларуси в конце  ХIХ века. Всего их насчитывалось  около 5-ти. Они возникали, как правило, в форме синдикатов 
(сохранение производственной самостоятельности при полном объединении коммерческих структур) и картелей (объединение с целью регулирования цены на сырье и конечную продукцию, условий найма рабочей силы при сохранении производственной и коммерческой самостоятельности).

Монополия ограничивает действие свободного рынка. Официально регистрируются знаменитые монополии: “Особая распределительная контора заказов спичечной промышленности”, контролировавшая 95% всего производства спичек, «Союз лесопромышленников Северо-западного Края».

Начало ХХ века в промышленности Беларуси – период кризиса и депрессии. В 1908г. началось оживление экономики, с 1909г. – подъём. За 1900-1913 гг. количество фабрично-заводских предприятий в Беларуси увеличилось с 799 до 1282, занятых на них рабочих с 31,1 тыс. до 54,9 тыс. человек, объём продукции на 129%, её удельный вес в общем объёме производства – с 33 до 46,54%. Тем не менее, развитие промышленности шло по пути концентрированного производства.

2.3 Прочие  факторы влияющие на развитие  промышленности.

Улучшение путей  сообщения, транспорта и связи. Пореформенная Беларусь располагала значительными внутренними водными путями, однако каналы находились в запущенном состоянии и средства на их расчистку отпускались незначительные. И все же речной транспорт был выгодной сферой вложения капитала. С 70-х годов с ускорением перестройки помещичьего хозяйства на капиталистических началах увеличился сбыт продукции, что привело к росту грузооборота речного транспорта. Основное место среди грузов занимали лесоматериалы, дрова и хлеб, возрастали перевозки пассажиров. Однако, несмотря на дешевизну, речной транспорт имел и крупные недостатки – медленное передвижение, прекращавшееся зимой, внутренняя речная сеть охватывала небольшую, притом малонаселенную территорию.

Большое влияние  на хозяйственную жизнь Беларуси оказало железнодорожное строительство. В 1862г. через территорию Беларуси прошла Петербургско-Варшавская магистраль, в 1866г. –Рижско-Орловская,в 70-е Московско-Брестская и Либаво-Роменская. В 80-е гг. начала действовать Полесская железная дорога, с 1902г. Петербургско-Одесская. В результате Беларусь получила более тесную связь между различными собственными регионами, а также с важнейшими индустриальными районами Российской империи. К началу ХIХ в. завершается формирование внутреннего рынка 
Беларуси. Местные города и предприниматели расширяли торговые связи с 
Москвой, Петербургом, Прибалтикой, Украиной. Через Беларусь осуществлялись экономические связи России с западными странами.

Кроме железных дорог в Беларуси было много грунтовых  дорог, но большинство из них были в очень запущенном состоянии, и единственный вид транспорта на них – гужевой был дорогостоящим. Важную роль в конце 19 века играли почтовые тракты. Они проходили по главным губернским дорогам, соединяя губернские центры с большинством городов и с наиболее крупными имениями, расширяли сферу действия почтовой связи.

Беларусь являлась частью всероссийского рынка. Для торговли Беларуси был характерен вывоз сельско-хозяйственного сырья и лесных материалов. В то же время она служила рынком сбыта  промышленных товаров и зерна, которые вывозились из других регионов России. В то же время происходила централизация капитала, росла роль банков в экономике. Банковский капитал направлялся преимущественно в сферу торговли и мелкого производства, а промышленный кредит не получил значительного развития. В 80-е годы ХIX века в Беларуси работали отделения Государственного, Крестьянского, Дворянского банков, Минский коммерческий, Витебский губернский и другие банки.

Таким образом, развитие путей и сообщения, транспорта и связи, а также расширение торговли, банковской и кредитной системы оказывало большое влияние на развитие капиталистических отношений в промышленности Беларуси.

Рост городов. Население Беларуси. В пореформенный период рост городского населения ускорился. Средний размер белорусского города по численности жителей за пореформенный период увеличился в 2,2 раза. Быстро развивался Минск, который превратился в важный железнодорожный узел и крупный торгово-промышленный центр. Второе место по численности населения занимал Витебск, расположенный на Западной 
Двине, что содействовало развитию торговли. Медленно развивался лишенной до 1902 года железных дорог Могилев.

Обилие дешевого леса и малые капиталы у предпринимателей обусловили преобладание в городах  деревянных построек (к 1897 году деревянных домов 90%). Одним из показателей развития городов был рост их доходов, в первые пореформенные годы преимущественно за счет поступлений от расширяющейся торговли. К концу 19 века возросли сборы с интенсивно развивающейся промышленности. С 1859 по 1900 год доходы городов возросли: Гродно – с 9 до 123 тысяч рублей; Брест – с 10 до 90 тысяч рублей; Минск – с 21 до 208 тысяч рублей; Витебск – с 18 до 101 тысячи рублей.

Значительную  роль в хозяйственной жизни Беларуси играли местечки. В них обычно находились центры волостей, помещичьи и ремесленные предприятия. Но основное население местечек занималось земледелием. Всего в городах и местечках Беларуси в конце ХIX века 1334 тысячи человек, т.е. 20% населения.

Важным показателем  социально-экономического развития является грамотность населения. По переписи 1897 года в Беларуси было более 1,3 млн. грамотных, т.е. 20,5%, при 19% в Европейской России. Но тем не менее, образование являлось привилегией господствующих классов: духовенства, дворян, купцов и мещан.

 

  1. Развитие белорусских городов

Развитие промышленного  производства, повышение товарности и специализации сельского хозяйства в первой половине ХIX в. Обусловили заметный рос городов и торговли. С конца XVIII в. по 60-е гг. ХIX в. население белорусских городов возросло почти в 4 раза (с 82 тыс. до 320 тыс. человек), а удельный вес горожан в общей численности населения увеличился с 3,5 до 10%. Рост этот был обусловлен главным образом тем, что еврейское население было принудительно перенаселено из деревень в местечки. В 1861 г. ¾ населения городов составляли мещане, т.е. в основном ремесленники и торговцы. В небольших городах в это сословие входили и земледельцы. Заметную долю городских жителей (до 7%) составляли дворяне (как чиновники, так и не числившиеся на службе), более 3% городского населения приходилось на гильдейских купцов. После присоединения Беларуси к России к городам были отнесены 4 губернских центра и 31 уездный. В Минской губернии, кроме того, к городам причислялись 4 городских поселения (Несвиж, Докшицы, Друя, Радошковичи). Остальные более-менее значительные населенные пункты относились к местечкам. Быстро развивался Минск, который превратился в важный железнодорожный узел и крупный торгово-промышленный центр. Второе место по численности занимал Витебск, расположенный на Западной Двине, что содействовало развитию торговли. Медленно развивался лишенный до 1902 года железных дорог Могилев.

Обилие дешевого леса и малые капиталы у предпринимателей обусловили преобладание в городах деревянных построек (к 1897 деревянных домов 90%). Одним из показателей развития городов был рост их доходов, в первые пореформенные годы преимущественно за счет поступлений от расширяющейся торговли. К концу ХIX в. возросли сборы с интенсивно развивающейся промышленности. С 1859 по 1900 годы доходы городов возросли: Гродно – с 9 до 123 тысяч рублей, Брест – с 10 до 90 тысяч рублей, Минск – с 21 до 208 тысяч рублей, Витебск – с 18 до 101 тысячи рублей.

Во второй половине ХIX в. Минск стал капиталистическим городом. С 1860-61 гг. до 1897 года его площадь выросла в 10 раз, население – с 27 тыс. до 90,9 тыс. жителей. В промышленности Минска в конце ХIX в. – начале ХХ вв. существовали все три стадии развития капитализма. Но поскольку в дореволюционной статистике отсутствуют научные понятия простой капиталистической кооперации, мануфактуры, фабрики, распределить промышленные предприятия в соответствии с той стадией развития, на которой они находились, можно лишь приблизительно.

Некоторые советские  исследователи при выделении фабричного производства ориентируются на определенное число занятых в нем рабочих. При изучении промышленности Минска такой необходимости не возникало. Сохранились достаточно полные данные о применении в городе двигателей. Поэтому при наличии их на предприятиях последние считались фабрично-городскими независимо от числа рабочих.

Количество  фабрик и заводов увеличилось в Минске с 1895 по 1900 год в 1,7 раза, занятых на них рабочих – в 2,1 раза, объем производства – в 3,1 раза. Цифры свидетельствуют о высоких темпах развития капитализма в промышленности города в период экономического подъема 90-х годов прошлого века. В начале ХХ в. прирост фабричной промышленности замедлился. Но, несмотря на неблагоприятные условия, вызванные кризисом и депрессией, машинное производство Минска продолжало неуклонно развиваться. Темпы его роста в 1900-1913 гг. были следующими: по числу предприятий – в 2,5 раза, по количеству рабочих – в 2,2 раза, по объему валовой продукции – в 2,7 раза. Более широкие масштабы капиталистического воспроизводства в начале ХХ в. повлияли на уменьшение размеров прироста промышленной продукции по сравнению с 90-ми годами. Число же фабрик и заводов, напротив, увеличивалось в 1900-1913 гг. быстрее. Это связано с внедрением в местное промышленное производство двигательных установок. В 90-е годы ХIX в. мануфактурное производство Минска развивалось более или менее успешно. Его основные показатели увеличились за 5 лет (1895-1900 гг.) в 1,1-1,3 раза. В период 1900-1905 гг. численность мануфактур сократилась на 26,1%, и их производительность – на 20,2%, количество мануфактурных рабочих – на 38,8%. Тем не менее, мануфактурное производство смогло справиться с последствиями экономического кризиса, а в предвоенные 8 лет – даже обнаружить более высокие темпы прироста по сравнению с 90-ми годами. К концу ХIX века фабрика заняла в промышленном производстве Минска ведущее положение. Мануфактуры Минска конца ХIX – начала ХХ вв. существенно отличались от своих западно-европейских прототипов XVI - XVIII вв. Их устойчивость достигалась не углублением разделения ручного труда, а применением станков, инструментов и других приспособлений, увеличивавших производительность ручного труда рабочих, а также широким использованием дешевой рабочей силы. Фабричные и мануфактурные предприятия составляли крупную промышленность капиталистического Минска. Они, в известной мере, сравнимы с так называемыми цензовыми. Показатели цензовой промышленности по имеющимся в белорусской историографии подсчетам в Минске были выше, чем в других городах Беларуси.

Наряду с  ростом количества фабрик, заводов, «современных»  мануфактур, их объема продукции и  числа рабочих происходил процесс  концентрации производства. В первые годы нового столетия 85,7% фабрично-мануфактурных  предприятий были небольшими (до 50 рабочих). В 1902 году на них было 66,5% рабочих, в дальнейшем положение изменилось. Удельный вес рабочих отмеченных предприятий (до 50-ти человек) сократился до 34,9%. Резко возросла роль предприятий с числом рабочих свыше 50-ти, при этом ведущая роль закрепилась за предприятиями с числом рабочих свыше 100 человек. Степень концентрации промышленности, несмотря на ее значительный рост в начале ХХ в., была все же невысокой. В Минске на предприятиях с числом рабочих свыше 100 сосредоточивалось около половины всех рабочих.

В связи с  углублением в начале ХХ в. на всероссийском рынке разделения труда продолжался и процесс специализации промышленного производства Минска. К началу первой мировой войны в городе получает широкое развитие обувная и обойная промышленность, а также производство стройматериалов, а также стекла.

Производившие средства производства металлобрабатывающие заводы не могли быть такими крупными, как в районах разработки полезных ископаемых. В связи с близостью  текстильных центров (Москва, Лодзь)здесь отсутствовала текстильная промышленность, отличавшаяся высокой концентрацией рабочей силы. Получившие широкое распространение в городе предприятия по обработке сельскохозяйственных продуктов не были крупными. Они выделялись большой ролью в изготовлении промышленного продукта технологических процессов, протекавших без участия человека, а поэтому не требовали большого числа рабочих. В связи с этим местные предприниматели часто имели несколько мелких предприятий. В городе были распространены малоэнергоемкие производства кож, мыла, стройматериалов, одежды, папиросных гильз, не отличавшиеся большими размерами.

Жестокая конкуренция  в сбыте товаров заставляли минских  промышленников делить между собой  местный рынок. Простейшие монополистические  объединения существовали в Минке в начале ХХ в. среди владельцев типографий, изразцовых, кирпичных, гильзовых и обойных предприятий, многие из которых не имели двигателей. Следовательно, процесс монополизации охватывал не только фабрики, но и мануфактуры. Монополизация могла проявляться на различных ступенях развития промышленности. Но монополистические образования, регулировавшие сбыт промышленных товаров на местном рынке, были неустойчивыми. С усилением конкуренции иногородних товаров встав вопрос об образовании монополистических объединений регионального масштаба.

Еще в 1895 г. было создано Минское товарищество винокуренных заводчиков на паях с основным капиталом  в 100 тыс. рублей для сбыта спирта. Оно представляло собой одну из форм простейших монополий. Потребность в расширении рынка сбыта толкала минских владельцев крахмальных заводов на объединение с предпринимателями других районов. В 1911 г. они приняли условия, предложенные управлением синдиката крахмалозаводчиков Варшавы, и тем самым получили выход на заграничный рынок.

Таким образом, тенденция к образованию монополий  являлась выражением закономерного  развития промышленного производства Минска в эпоху империализма.

Концентрация  промышленного производства не исключала  рост численности мелких предприятий (1-14 рабочих). В дореволюционной статистике они, как правило, считались ремесленными.

Информация о работе Экономическое развитие Белорусских земель во второй половине XIX начала XX вв