Экономический прагматизм как фактор внешней политики. Создание таможенного союза и единой экономической зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

Современный этап мирового развития представляет собой противоречивое сочетание, с одной стороны, высоких достижений в различных сферах жизни, с другой - деформации фундаментальных ценностей цивилизации. В условиях новых попыток геополитического передела мира, ожесточенной борьбы за энергетические и природные ресурсы Беларусь столкнулась качественно новыми вызовами современности. Наша внешняя политика носит исключительно миролюбивый характер. Сегодня Республика Беларусь на международной арене - полноправный и активный член мирового сообщества.

Файлы: 1 файл

Сурс по иб.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Экономический прагматизм как фактор внешней политики.

Создание таможенного  союза и единой экономической  зоны.

Введение. 
Современный этап мирового развития представляет собой противоречивое сочетание, с одной стороны, высоких достижений в различных сферах жизни, с другой - деформации фундаментальных ценностей цивилизации. В условиях новых попыток геополитического передела мира, ожесточенной борьбы за энергетические и природные ресурсы Беларусь столкнулась качественно новыми вызовами современности. Наша внешняя политика носит исключительно миролюбивый характер. Сегодня Республика Беларусь на международной арене - полноправный и активный член мирового сообщества. Более того, она - одно из немногих государств, проводящих действительно независимую внешнюю политику. Внешнеполитический курс страны определяется не в других, пусть и могущественных, столицах, а формируется самостоятельно, с учетом конкретных прагматичных национальных интересов. Принципы, которым наша страна следует на международной арене, ясны и понятны: реализм и последовательность в политике. Республика Беларусь не ввязалась ни в один международный конфликт, не позволила втянуть себя ни в одну политическую авантюру. Наше государство - сторонник безопасности. Республика первой в истории современного мира добровольно отказалась от ядерного оружия, одной из первых выполнила условия Договора о сокращении обычных вооружений. Беларусь делает все для того, чтобы отношения с ведущими мировыми державами, военно-политической организацией НАТО, международными организациями строились на основе партнерства и сотрудничества. Партнерства равноправного, а не по принципу хозяина и слуги. Внешняя политика нашего государства многовекторная. Это принесло свои результаты. И отказываться от нее Беларусь не намерена.

Международные отношения, внешняя политика и актуальные проблемы защиты национальных интересов Республики Беларусь.

Внешняя политика Республики Беларусь основывается на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач соразмерно их реальному значению для национальных интересов Беларуси.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» стратегическими целями внешней политики нашей страны являются:

  • защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;
  • защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Беларусь имеет  четко обозначенные ориентиры и  приоритеты внешней политики, отвечающие интересам абсолютного большинства населения. Специфика белорусской государственности обусловлена предшествующим историческим развитием восточнославянской цивилизации, когда кристаллизация национальных интересов могла осуществляться лишь в рамках союзного государства. Союзность национальных интересов Беларуси - это их важнейший атрибутивный признак. Социальное равенство, национальная безопасность, солидарность, справедливость, союзность представляли собой ту социальную систему ценностей, на которой зиждился фундамент национальных интересов белорусского государства. Именно на этой основе в исторически кратчайшие сроки произошел расцвет промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры в стране. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что «именно с образования в составе Советского Союза Белорусской Советской Социалистической Республики начинается наша государственность». После распада СССР, начав проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику, Беларусь подтвердила приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, суверенного равенства государств, уважения их территориальной целостности и политической независимости, урегулирования споров мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права. Внешнеполитические приоритеты Беларуси включают в себя союзнические отношения с Россией, интеграцию в рамках СНГ и Европейского экономического сообщества; активное участие в европейских экономических и политических процессах; взаимодействие на двусторонней и многосторонней основе с государствами Азии, Африки, Латинской Америки; сотрудничество с международными организациями, прежде всего системы ООН, Движения неприсоединения; укрепление региональной и глобальной безопасности. Основной массив белорусских интересов сосредоточен на пространстве России, союз с которой приносит Республике Беларусь ощутимую политическую и экономическую выгоду. Поэтому важнейшее внешнеполитическое направление Беларуси - стремление к интеграции с Россией - в 1999 году нашло отражение в Договоре о создании Союзного государства. Высокая степень интеграции страны в мировое сообщество (особенно в экономической сфере) еще более подчеркивает важность внешних факторов обеспечения ее национальных интересов.

Особенности внешней политики Республики Беларусь.

По мере формирования суверенитета Беларуси шло становление  ее как полноправного субъекта международных отношений. Весомый вклад белорусского народа в победу над фашизмом во время Второй мировой войны принес нашей стране признательность мирового сообщества. Это явилось главной причиной признания западными странами права Беларуси на участие в создании Организации Объединенных Наций - основного инструмента по поддержанию и укреплению всеобщего мира и международной безопасности, налаживания дружественных межгосударственных отношений и сотрудничества народов в послевоенных условиях. Со временем рос авторитет республики на мировой арене, ширились ее международные связи. К началу 1990-х годов республика являлась участником более 70 международных организаций, свыше 150 многосторонних и двусторонних соглашений по вопросам разоружения, экономического, политического и культурного сотрудничества, мирного использования космического пространства. Белорусские представители неоднократно занимали ответственные выборные должности в различных международных организациях, в том числе в Совете Безопасности ООН. С принятием республикой декларации о государственном суверенитете открылись новые, более благоприятные возможности для ее внешнеполитической деятельности. Одним из приоритетов внешней политики белорусского государства является сотрудничество со странами СНГ, ЕврАзЭС. После распада СССР самой жизнью на первый план выдвигаются отношения с бывшими советскими республиками. Беларусь выступает за превращение СНГ в региональную организацию с высоким уровнем экономической и политической интеграции, а также за повышение эффективности деятельности его органов, их реорганизацию с целью оперативного принятия решений и создания действенного механизма контроля над их исполнением. Интересы Беларуси в рамках СНГ заключаются в создании зоны свободной торговли, которая способствовала бы формированию в рамках Содружества полноценной рыночной инфраструктуры, развитию общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Именно экономическое направление является сегодня наиболее перспективным в развитии СНГ. В рамках СНГ Беларусь строит взаимоотношения во всех сферах сотрудничества с учетом национальных приоритетов и экономической эффективности. За последние годы обеспечен интенсивный рост товарооборота практически со всеми странами Содружества. Важнейшая задача на этом направлении - полнее задействовать потенциал сотрудничества, прагматично используя их значительный энергетический и сырьевой потенциал. Необходимо сохранить и нарастить экономическое присутствие на рынках среднеазиатских стран. Особо значимо для Беларуси сотрудничество с Россией, оно имеет глубокие исторические и социальные корни. Со времени образования в 1996 году Сообщества, а впоследствии Союза Беларуси и России была проведена значительная работа по углублению интеграции, прежде всего, в экономической сфере. Подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений ознаменовало выход Беларуси и России на новый уровень союзных отношений. Белорусско-российская интеграция строится на естественной, прагматичной основе, при сохранении суверенитета, территориальной целостности, существующих основ конституционного строя и международных обязательств. Государства поставили перед собой задачу создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, равноправие граждан. Осуществляются совместные действия Республики Беларусь и Российской Федерации в минимизации последствий чернобыльской катастрофы. Реализуются совместные белорусско-российские программы за счет средств союзного бюджета (причем бюджет Союзного государства превышает в разы бюджет СНГ или ЕврАзЭС), которые позволяют на основе объединения сил и средств, скоординированных действий двух государств решать общие социально-экономические и научно-технические проблемы, представляющие взаимный интерес. В то же время в настоящий момент имеются трудности во взаимоотношениях двух стран. К сожалению, конфликт вокруг поставок нефти и газа показал стремление российского руководства использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического давления, что крайне опасно для перспектив дальнейшего сближения братских народов. Повышение цен на газ и нефть для Беларуси стало причиной того, что только треть жителей республики поддерживают идею объединения с Россией. В интересах Республики Беларусь и Российской Федерации - преодолеть те трудности, которые есть сейчас в их взаимоотношениях, и идти дальше, корректируя формат союзного строительства в соответствии с потребностями двух народов, двух государств. Беларусь эффективно использует в своих интересах экономический, энергетический, транзитный, социальный потенциалы существующих на постсоветском пространстве интеграционных структур. Участие республики в ЕврАзЭС обеспечивает достаточно устойчивый уровень межгосударственного сотрудничества. Членство страны в Евразийском экономическом сообществе направлено на взаимодополняющее объединение экономических потенциалов государств ЕврАзЭС (России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и с 2006 года - Узбекистана), реализацию национальных интересов. Значительные усилия направлены на то, чтобы завершить в ближайшее время формирование Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, общего таможенного тарифа, эффективно реализовывать межгосударственную транспортную политику. Данное объединение важно и с точки зрения обеспечения энергетической безопасности нашей страны. Основные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Республики Беларусь в рамках ЕврАзЭС заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства, способного интегрироваться в мировую экономическую систему. Одним из внешнеполитических приоритетов Беларуси является сотрудничество в международных организациях, прежде всего - ООН, объединяющей большие и малые государства мира. Являясь страной - учредителем Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь приобрела авторитет надежного защитника основополагающих принципов ООН, заложенных в ее уставе, и полноправного партнера многостороннего взаимодействия. В рамках Организации Объединенных Наций Беларусь постоянно участвует в ежегодных и специализированных сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, а также в различных международных форумах, проходящих под эгидой Организации Объединенных Наций. Белорусское государство является членом более 50 специализированных учреждений ООН и других межправительственных организаций, осуществляющих сотрудничество с ней на основе специальных соглашений. Беларусь, являясь единственным европейским государством - полноправным членом Движения неприсоединения, стремится максимально использовать членство в организации в национальных интересах. За сравнительно небольшой период времени удалось существенно расширить поддержку Республики Беларусь в ООН странами Движения неприсоединения, превратить ряд его членов в наших активных торгово-экономических партнеров. Преимущества от участия республики в Движении очевидны. В него входят 116 государств, а это большинство стран мира. Беларусь как государство - член организации имеет возможность опираться на них для достижения своих внешнеполитических целей. Участие Президента Республики Беларусь в XIV саммите Движения неприсоединения в Гаване осенью 2006 г. придало мощный импульс взаимодействию с организацией в целом, а также с ее ключевыми членами. Глава белорусского государства выступил с предложением разработать программу действий, которая позволит Движению неприсоединения достигнуть главной цели - трансформации современного мира. Программные установки должны включать не только четкую постановку целей деятельности Движения, но и быть направленными на то, чтобы оно стало одним из центров политической силы в мире. Значительная часть политического диалога Беларуси со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую республика по-прежнему рассматривает в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе. В отношении ОБСЕ белорусское государство исходит из необходимости осуществления дальнейшей реформы данной организации с тем, чтобы она стала по-настоящему сильной и эффективной. При непосредственном участии Республики Беларусь разработаны и приняты важнейшие документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе: Хартия европейской безопасности, адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе, Бухарестские решения по борьбе с терроризмом и укреплению политического диалога в ОБСЕ, Хартия по предотвращению и борьбе с терроризмом, документ о легком и стрелковом оружии. Беларусь никогда не скрывала заинтересованности в установлении тесного взаимодействия с Европейским союзом. Это естественно с учетом нашего непосредственного соседства. Общие подходы к расширению контактов с Евросоюзом основаны на взаимных долгосрочных интересах укрепления единства континента, формирования всеобъемлющей общеевропейской платформы сотрудничества, поддержания стабильных, предсказуемых и безопасных условий развития. Белорусское государство достигло значительного уровня взаимодействия с европейскими странами в области транзита, энергообеспечения, торговли, экологии, сдерживания трансграничных угроз и укрепления региональной безопасности. Получили дальнейшее развитие позитивные тенденции в двустороннем межведомственном сотрудничестве с Литвой, Латвией, Словакией, Швецией и Финляндией. Удалось прекратить эскалацию напряженности в отношениях с Польшей, продолжить прагматичное взаимодействие с Германией и Италией в сфере экономики, науки, культуры и по гуманитарным вопросам, сохранить Турцию в качестве важного партнера. В целом на государства Европейского союза в 2006 году пришлось более 46% общего объема белорусского экспорта. Приоритетной задачей на перспективу является трансформация устойчивых экономических отношений со странами ЕС в конструктивное политическое взаимодействие. Важным направлением многовекторной внешней политики Беларуси стало сотрудничество с государствами Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Республика выходит на качественно новый виток взаимоотношений почти с 60 странами данных регионов. Сегодня они все активнее осуществляют поддержку белорусских позиций и инициатив на международной арене. Значительно возрос уровень двустороннего взаимодействия с такими традиционными партнерами, как Китай, Египет, ЮАР, Индия, Япония, Вьетнам, Пакистан, Индонезия. Будучи одним из постоянных членов Совета Безопасности ООН, КНР полностью поддерживает позиции Республики Беларусь по глобальным проблемам современности, поддержанию международной безопасности. Регулярно осуществляются конструктивные и доверительные контакты на самом высоком уровне. Наши государства ориентируются на приоритеты равноправия, невмешательства во внутренние дела, недопустимости спекуляции демократией и правами человека. Отношения Беларуси и Ирана в последние годы заметно активизировались в политической, экономической и научной областях. Мощный импульс развитию двусторонних связей придал визит в эту страну Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко осенью 2006 г.. Сотрудничество стран основывается на равноправном партнерстве и взаимной выгоде, оно развивается по всем направлениям. Достигнуты важные договоренности о взаимодействии в области энергетики. Государства Латинской Америки рассматриваются в качестве естественных союзников в международных делах. Большинство стран данного региона находится в схожей с Беларусью фазе развития и решает однотипные с нашей республикой задачи в социально-экономической сфере. Это может в значительной мере способствовать взаимодополняемости экономик Беларуси и государств Латинской Америки. По восходящей развиваются отношения Беларуси с ключевыми странами региона - Бразилией и Аргентиной. В 2006 году на высшем уровне был заложен фундамент стратегического альянса Республики Беларусь и Венесуэлы. Подтверждением того, что уровень всесторонних отношений между двумя странами существенно повысится, является открытие посольства Венесуэлы в Беларуси в I квартале 2007 г. Интенсивно и плодотворно развиваются белорусско-кубинские связи. Парламенты Республики Беларусь и Республики Куба динамично работают в международной сфере. Являясь участниками Движения неприсоединения, оба государства активно противодействуют формированию однополярного мира. Борьба за мир и укрепление международной безопасности - важнейшие направления двустороннего сотрудничества. Таким образом, внешнюю политику Беларуси в целом характеризуют последовательность, гибкость и прагматизм, способность адекватно реагировать на вызовы современности, находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами, совершенствовать внешнеполитический инструментарий защиты и продвижения национальных интересов.

Создание  таможенного союза и единой экономической  зоны.

Россия, Казахстан и Белоруссия подписали 27 ноября 2009 соглашение о создании Таможенного союза. Встреча Дмитрия Медведева, Нурсултана Назарбаева и Александра Лукашенко прошел в столице Белоруссии Минске.

Трое лидеров приняли пакет решений о запуске Таможенного союза в составе "тройки" с 1 января 2010г. и завершении всех необходимых процедур до 1 июля 2011г.

Основное мнение участников свелось к тому, что  позитивных последствий от реализации Таможенного союза будет больше негативных ожиданий. К примеру, в  дискуссии приводился пример с российским бензином, который превосходит по качеству казахстанский. В частности, с созданием Таможенного союза можно говорить, что потребители Казахстана получат более качественные энергоносители. Кроме того, в условиях единого Союза будут сняты условия по искусственной диспропорции цен на бензин, а также дефицита топлива.

С российской стороны  также присутствует высокий интерес к Таможенному союзу. Ведь страны достаточно тесно “завязаны” в экономическом плане. И снятие таможенных барьеров неоднократно увеличит объемы торговли такой категории товаров, как энергоносители или урановое сырье.

Одним из первых среди мировых политиков, кто  осознал жизненную необходимость  такой интеграции, был Президент  РК Нурсултан Назарбаев. Ещё весной 1994 года во время визита в Великобританию Нурсултан Абишевич высказал убеждённость в том, что на смену нынешнему разъединению придёт эпоха интеграции государств евразийского пространства. Таможенный союз – был одной из ключевых интеграционных идей, выдвинутых и поддержанных казахстанским лидером. Созданию справедливых основ такого Союза, строительству его правовой базы Президент Казахстана неизменно уделял самое пристальное внимание на протяжении многих лет. И вот в 2010 году Таможенный союз, в который, наряду с Казахстаном, входят Россия и Беларусь, станет деятельно функционирующим образованием.

Появление Таможенного  союза означает ликвидацию таможенных границ на пути движения товаров и  услуг внутри таможенной территории. Это будет стимулировать экономическую  активность и повышать товарооборот. Только одно соглашение по выравниванию железнодорожных тарифов позволит увеличить товарооборот и грузооборот между странами на 30 процентов. Вторым важнейшим следствием формирования Таможенного союза является восстановление единого экономического пространства бывшего СССР, как единого организма. В рамках международной кооперации будет объединен научно-технический и производственный потенциал предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это важный шаг к новой индустриализации стран! И, наконец, третий плюс – большой внутренний рынок. Создание Казахстаном, РФ и Беларусью Таможенного союза открывает для зарубежных инвесторов рынок с населением более 170 млн. человек и суммарным валовым внутренним продуктом (ВВП) почти 2 трлн. долларов США.

Создание единого таможенного пространства трех государств позволит уже к 2015 году обеспечить участникам союза 14-17% прироста ВВП. По оценкам Российской академии наук, Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8 процента от современного уровня ВВП, Беларусь – 16,1, Казахстан – 14,7 процента. Так что никто из участников Таможенного союза в накладе не останется, а суммарный интеграционный эффект к 2015 году составит примерно 400 миллиардов долларов

 

9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь  подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства. 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

Декларация  о Евразийской экономической  интеграции

Договор о Евразийской  экономической комиссии

Регламент работы Евразийской экономической комиссии .

В Декларации о  Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного  строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Концепция Единого экономического пространства

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
  • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

 

Заключение 

Современная Беларусь, реализуя взвешенную, многовекторную, прозрачную внешнюю политику, вносит весомый вклад в дело укрепления всеобщего мира и нормализацию обстановки в своем регионе. В последние годы мы не раз были свидетелями попыток поставить интересы отдельных, пусть даже наиболее влиятельных, государств выше интересов других членов мирового со общества, попыток силового «экспорта» ценностей. Есть немало примеров, когда ведется прямое давление на страны, стремящиеся проводить независимую внешнюю политику, когда игнорируются и «затираются» нормы международного права и роль ООН как главного механизма поддержания всеобщего мира и безопасности. У нашего народа есть глубокое понимание того, что угрозу для него несет любая конфронтация между Востоком и Западом. Именно этим объясняется наше нежелание играть на противоречиях между ними, набирать очки, эксплуатируя конъюнктурные факторы. Именно поэтому внешняя политика белорусского государства по сути не может быть агрессивной. Это - следствие объективной логики нелегкой национальной истории. Очевидно, что именно развитие взаимовыгодного сотрудничества с нашими ближайшими соседями, использование существенных возможностей, предоставляемых географическим положением нашей страны, коллективными методами обеспечения международной безопасности, поддержание неконфликтных, взвешенных отношений с основными мировыми центрами силы в наиболее полной мере отвечают интересам Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономический прагматизм как фактор внешней политики. Создание таможенного союза и единой экономической зоны