Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:17, реферат
Эклектика как стиль в ХХ веке возрождалась и в послевоенные 1950-е годы, и в 1990-е годы в виде нового эклектизма (постмодернизма), который от западного постмодернизма отличался отсутствием иронии и гротеска по отношению к истории, но создавал яркие ассоциативные образы на тему истории, что было закономерным явлением, связанным с протестом против безликости типовой архитектуры 1960-70-х годов. Его возрождение было связано также с поисками дальнейших путей развития архитектуры, которая заходила в тупик антиархитектуры.
Эклектика как стиль в ХХ веке возрождалась и в послевоенные 1950-е годы, и в 1990-е годы в виде нового эклектизма (постмодернизма), который от западного постмодернизма отличался отсутствием иронии и гротеска по отношению к истории, но создавал яркие ассоциативные образы на тему истории, что было закономерным явлением, связанным с протестом против безликости типовой архитектуры 1960-70-х годов. Его возрождение было связано также с поисками дальнейших путей развития архитектуры, которая заходила в тупик антиархитектуры. Новый эклектизм раскрепостил архитекторов конца ХХ столетия, позволив вернуть эстетическую составляющую архитектуры, вспомнить о преемственности и взаимосвязи с историей, о которой не вспоминали несколько десятилетий. Обратимся к региональной эклектике ХIХ века и рассмотрим ее конкретных примерах нижегородской архитектурной практики.
Ярким
примером академической эклектики,
опирающейся на европейские исторические
стили, в Нижнем Новгороде является
здание городского театра (Нижегородский
театр драмы), построенного по проекту
академика архитектуры В.А.
Если говорить о его градостроительном местоположении, то оно, как и театр в Париже, занимает островное положение, но является более камерным и находится на небольшой Театральной площади, раскрывающейся на главную улицу Нижнего Новгорода – Большую Покровскую. При этом, здесь осуществился нехарактерный для нижегородской эклектики периода ее расцвета принцип всефасадности. Боковые фасады здания декорированы не менее, чем главный фасад театра. Декор практически сплошь покрывает фасады здания. не оставляя свободного места на его стенах. Лепной декор выполнен при высоком качестве строительных работ и высочайшем мастерстве зодчего. Объемно-пространственное решение здания строится на основе вытянутого по продольной оси прямоугольника, а в высоту имеет ярусное построение объемов, завершаясь сценической коробкой, увенчанной ажурным металлическим гребнем.
Фасады здания имеют в своем составе различные типы архитектурного декора: растительного (в виде гирлянд, завитков и акантовых листьев), зооморфного (в виде львиных масок, олень – в гербе города Нижнего Новгорода, акцентирует главный вход в здание), предметно-символьного (лира – в тимпане под архивольтом окон на главном фасаде), ордерного (использование колонн с капителями, представляющими вариации на тему коринфского ордера). Основной темой в решении главного фасада служит пятиарочная аркада заглубленной лоджии. Брильянтовый руст опоясывает здание по первому этажу, придавая ему монументальность и репрезентативность. Архитектура театрального здания представляет собой пример зрелого эклектизма в Нижнем Новгороде, где доминирует соединение элементов стилей неоренессанса и необарокко.
Но не менее распространенным явлением в Нижнем Новгороде является и поздняя эклектика, которая продолжает свое существование и развитие в начале ХХ века, когда она практически сходит со стилистической сцены в столичных городах России – Москве и Петербурге, уступив место модерну.
В Нижнем
Новгороде эклектизм начала ХХ века
существует параллельно с модерном,
рассматривая его по большей части
как очередную эклектическую
декорацию, которая по-прежнему сосредотачивается
на главных фасадах зданий и своим
мелким декором незначительно
Показательным примером в нижегородской архитектуре начала ХХ века можно считать здание Городской думы (фото. 3), расположенное на центральной площади города – пл. Минина и Пожарского (быв. Благовещенская). Это здание, построенное в 1903 году по проекту академика архитектуры В.П. Цейдлера, находится в непосредственной близости от Нижегородского кремля и от его главной башни – Дмитровской (со стороны Благовещенской площади). Трапециевидное в плане здание, подобно большому кораблю, «выплывает» на площадь из пересечения улицы Б. Покровской и Зеленского съезда, ориентируясь главным фасадом на Дмитровскую башню. Для поздней эклектики в Нижнем Новгороде характерными приемами остается сохранение симметрии при решении главного фасада и наличие асимметрии в вертикальных членениях боковых фасадов. Такими вертикалями в данном случае становятся объемные элементы – эркера, завершенные высокими шатровыми крышами. Поздний эклектизм сосредотачивает внимание на декоративном убранстве – венчающей части здания, на его «головном уборе», где доминируют парапеты, столбики, картуши. Шатровая высокая крыша с гребнем завершает главный фасад здания Городской думы. Таким образом, композиция из пяти шатровых элементов разной величины начинает вести « диалог» с шатрами башен Нижегородского кремля и, в частности, с Дмитровской башней, реконструкцию которой в 1896 году провел арх. В.Н. Султанов, придав ей характер декоративного убранства в официальном русском стиле (разновидность эклектики – стилизаторство), вызывающем ассоциации с башнями Московского Кремля.
Для декоративного убранства фасадов здания Городской думы характерными типами являются: растительный (в виде акантовых и дубовых листьев, гирлянд, ветвей),ордерный (в виде завитков волют, заимствованных из барочной архитектуры, пилястр и балясин – из классики), зооморфный (олень на гербе, морские раковины). Влияние модерна видно в форме окон, имеющих в верхней части трехцентовые арки; в декоре, где имеется тема бегущей волны (орнамент из завитков морских волн); в композиции боковых фасадов, которые утрачивают равномерное членение и приобретают ритм вертикальных членений, нарастающий к главному фасаду; в утрате плоскостности фасадов и появлении активных объемов в виде эркеров. Наблюдается увеличение числа прообразов, влияющих на архитектурный облик здания.
В начале ХХI века в Нижнем продолжают предприниматься попытки обращения к стилизаторству, к его неорусской ветви. Так, на территории бывшей Нижегородской ярмарки, недалеко от Главного дома ярмарочной торговли (фото. 6), в неорусском стиле (арх. А.И. Фон Гоген, А.Е.Трамбицкий и К.Г.Трейман, 1889-1890 гг.) была предпринята реконструкция руинированного здания бывшего складского комплекса конца Х1Х века под административное здание. Оно было надстроено двумя этажами и украшено высокими теремными кровлями. Фасады (фото. 7 ) выполнены из красного кирпича. Нижегородские архитекторы И.Н. Гольцев и С.М.Шумилкин в 2003 году выполнили интерпретацию на тему выбранного стиля. Здесь были использованы характерные формы декора традиционно-национального характера. По оси симметрии уличного фасада появилось огромное полуциркульное окно, обрамленное килевидным завершением. Парапет декорирован квадратными ширинками. Применен клиновидный кирпич в обрамлении арочных проемов. Таким образом, в конкретных случаях в условиях реконструкции исторического центра города архитекторы для решение задачи тактичного вписывания в исторический контекст используют стилизации на тему национального неорусского стиля.