Jбразование российского централизованного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

«Завершающий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет - время великого княжения Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.) и первые годы княжения его преемника - Василия III Ивановича (1505-1533 гг.).
Уже к 1462 году Московское княжество было самым сильным государственным образованием в северо-восточной Руси, но не единственным.

Оглавление

1. Завершение объединения русских земель при Иване III (1462 - 1505) и Василии III (1505-1533). Освобождение от монголо-татарского ига.
2. Социально-политическое развитие Московской Руси во второй половине XV - начале XVI в.
3. Русская православная церковь и государственная власть. Теория "Москва - третий Рим".
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА.docx

— 38.04 Кб (Скачать)

     «В  середине XV века Русь была разделена  на Московское государство и Литву. Произошло и разделение Русской  Церкви на митрополии - Московскую и  Киевскую, под властью Литвы. Власть государственная перестаёт нуждаться  в поддержке и руководстве  церковной власти. Если раньше князей было много, а митрополит один, то в XIV веке оказывается один князь и  несколько митрополитов. Вспомогательное  участие власти в церковных делах  превратилось в самостоятельное  управление Церковью.

     В 1439 году был заключен договор между  православной и римско-католической церквями и формально объединивший их, который называется Флорентийской  унией. Это было необходимо, потому христианский мир нуждался в объединении: католическая Европа была ослаблена  крестовыми походами, а православная подвергалась постоянной опасности  со стороны восточных соседей (Русь – монголо-татар; Византия – турков).

     В акте унии было написано, что православная церковь входит в состав католической. 15 декабря 1448 года съезд русского духовенства, выражавшего общенациональное неприятие  унии, уничтожавшей православие, избрал “митрополитом всей Руси” рязанского епископа Иону. Это было сделано  против воли Константинопольского патриарха, который с тех пор уже не назначал глав русской церкви. Эта  независимость позволила главам русской православной церкви вскоре присвоить себе звание патриарха, а  московским князьям – звание царей.

     По  отношению к православному Востоку  русская церковь, несмотря на свою экономическую и политическую силу, внешне продолжала находиться как бы в подчиненном положении. Необходимо было ликвидировать эту зависимость, приведя правовое положение русской церкви в соответствие с ее фактическим положением в системе других православных церквей. Учреждение в 1589 г. в России патриаршества закрепило независимость русской церкви в нормах канонического права. Она стала автокефальной.

     Господствующая  церковная идеология всецело  подчиняла общественное сознание и  обладала огромным имуществом, не удивительно что это вызывало протест, который принимал форму богословских ересей, высший пик которых приходится на XIV–XVI вв.

     Великокняжеская власть в поисках надежной идеологической опоры не останавливалась даже перед  поддержкой еретических движений. Это  вынуждало церковь отходить от прежних  позиций. В ее рядах усилилось  брожение, зрел первый крупный раскол, принявший формы нестяжательства и иосифлянства. В центре споров был вопрос о монастырском землевладении, о роли производительного труда.

     Главным идеологом нестяжательства был духовный наследник Сергия Радонежского Нил Сорский. Его учение, проповедовавшее восстановление идеала общинной жизни в монастырях, включавшее в себя принципы равенства, обязательного труда и самоотречения во имя спасения души, стояло близко к идеологическим постулатам западноевропейской церкви – спасению через труд, что заложило в Европе основы «духа» капитализма.

     Однако  на деле победило другое направление, представленное иосифлянством, в идеологии которого получили воплощение тенденции к стяжанию, обогащению, с одной стороны, и трезвый политический расчет, ориентация на «собирание Руси» – с другой. Их лидером был игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Он, как и Нил Сорский, стоял за реформу монастырей для поднятия их авторитета. Волоцкий не считал физический труд обязательным для монахов.

     Победа  иосифлян означала, что главные ценности христианства – спасение души после смерти и труд как ценность были противопоставлены друг другу. Основной формой деятельности по спасению души в православии стала заупокойная молитва. В результате труд не вошел в систему духовных ценностей русского человека. Ценность личности лишилась идеологической базы и уже не могла стать ценностью номер один, что обусловило становление в качестве главной ценности государства»4.

       «В начале XVI в. оформилась идея о Москве как «третьем Риме». Эту идею сформулировал игумен псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях великому князю Василию III. Согласно его взглядам, существовало два мировых христианских центра: Древний Рим, который пал ввиду отхода от «истинного христианства», и затем Византия, которая пошла в 1439 г. на унию с католической церковью. И теперь «избрана богом» Москва – единственный законный наследник Древнего Рима; «четвертому же Риму не бывать».

     Московская  православная церковь, изолированная  от христианского мира, который менялся, создавала особую атмосферу, пронизанную  религией. Этот период в русской  истории с интенсивной духовной жизнью, идеалами духовного подвижничества получил название Святой Руси.

     Вселенские  настроения в «третьем Риме», согласно которым Москва единственная сохранила  чистоту православия и призвана заменить погибшую Византию, усилились  после принятия Иваном Грозным царского титула.

     По  мнению Филофея русское царство осталось единственным православным государством в мире, на нём лежит ответственность охранения Православия от внешних угроз.

     Представление о России как единственном православном государстве неизбежно "влекло за собой и византийское представление  о русском государе как полноправном хозяине в делах своей церкви". В этом убеждении присутствовала огромная опасность для Русской  Церкви. Так как теократическое царство  знает только неограниченную власть.

     В последующем теория "Третьего Рима" была извращена официальной идеологией. Подверглось выхолащиванию ее духовное содержание, и всё сведено было в восхваление государственной  власти, в избранничество России, но не духовное, а имперское, земное. По такой трактовке теории "Третьего Рима" - русское государство не "продолжает" духовные традиции Византии, а "заменяет" империю во времени»5.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Артамонов В.А., Мезенцев Е.В., Морозова Л.Е., и др. Создатели Московского государства. М., 1997, 298 с.
  2. История России с древнейших времен до 1917 года /В.Ю.Халтурин, С.П. Боброва и др. // Под ред. В.Ю.Халтурина: Учеб. пособие. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т. - 2003 г. - 579 с.
  1. Синицына  Н.В. Третий Рим: истоки и эволюция русской  средневековой концепции XV-XVI вв. М., 1998, 351 с.
  1. Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV- начала XVI вв. М., 1996, 367 с.
  2. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт. - сост. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М.: Просвещение, 2004, 342 с.
  3. Орлов А.С. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.-520с.

Информация о работе Jбразование российского централизованного государства