Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:35, контрольная работа
Удивительная способность человека воспринимать и воссоздавать образы окружающего его мира своими корнями уходит в глубь тысячелетий. Первобытное искусство развивалось в течение очень длительного времени, а в некоторых частях света – в Австралии и Океании, ряде регионов Африки и Америки – оно существовало вплоть до XX в. под условным названием «традиционное искусство».
К наиболее ранним образцам относится керамика из поселений Карадепе и Геоксюр в Средней Азии. Все знаки росписи имеют определенный смысл, связанный с зарождающимся анимистическим (одушевленным) восприятием природы. В частности, крест – один из солярных знаков, обозначающих солнце или луну.
Трипольская керамика (село Триполье, Украина) знаменует собой следующий этап развития керамики, датируемый концом III тыс. до н.э. В содержании росписей происходят существенные изменения. На трипольской керамике изображены волнистые, зигзагообразные линии, бегущая спираль, ромбы, кресты, а также люди, животные – другими словами, множество элементов. При этом все абстрактные изобразительные формы полны семантической значимости. Волнистая линия – река, бегущая спираль – непрерывный бег солнца, движение времени, ромбы – символы женского божества, посылающего на земля «небесную влагу», крест – солнечный диск, зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, посредница между небом и землей, символ дождя, «елочка» — растение или злаковый колос.
Керамическая роспись представляла собой своеобразное повествование об окружающей действительности во всей ее многогранности и многоликости. В центре внимания человеческого сознания уже не единичное явление (зверь), не единичное действие людей, конкретное событие из жизни человеческого общества (сражение, охота, танец и т.д. ), а многоликость окружающего мира – новая, более высокая и сложная ступень развития сознания (в том числе абстрактного мышления) первобытного человека.
Отдельно необходимо сказать о развитии орнамента, который появляется не только на глиняных сосудах, но и на других предметах быта. Простейший орнамент появляется как след от плетения, обмазанного глиной. В дальнейшем появляются геометрические узоры (параллельные полосы, двойные спирали, зигзаги, концентрические круги и т.д. ), растительные мотивы, имеющие разнообразное смысловое значение.
В древней скульптуре
неолитических охотников-
Антропоморфные фигурки делались из тех же материалов, что и бытовые предметы (дерево, глина, кость, рог, камень). Однако в отдельных исторически сложившихся группах прослеживается известная избирательность материала, что, вероятно, обусловлено этнической традицией и назначением конкретных изображений. Можно говорить и о преобладании в отдельных очагах древнего искусства того или иного типа изображения. Находка в таком очаге фигурок инородных типов указывает на существование контактов между населением различных районов. Антропоморфные и зооморфные фигурки, передавая определенные образы древнейшей мифологии, были, несомненно, неотъемлемыми принадлежностями совершенно определенных религиозных обрядов. Антропо-зооморфные статуэтки, найденные в небольшом количестве, символизировали неразрывную связь человека с окружающей его природой.
Еще одним характерным
жанром изобразительного искусства
в эпоху неолита были петроглифы
– многофигурные сюжетные композиции,
в которых господствуют изображения
человека и животных. Петроглифы были
распространены в Северо-Западной Европе,
на Урале, в Сибири, Закавказье, Средней
Азии. Они выбивались на скалах или скалистых
речных берегах («Лодки,олени», II тыс. до
н.э., Карелия).
Древнегреческое Искусство.
Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово "античный" происходит от латинского "антиквус", что в переводе на русский означает "древний". Впервые термин "античность" был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.
На протяжении
всей эпохи античности укреплялось
представление об античном искусстве,
античной культуре в самом широком
проявлении как об идеальном, недостижимом
образце для подражания. Античные
греческие и римские произведения привлекали
мастеров эпохи Возрождения не только
как образчики высочайшего мастерства,
но и своей идеологической подоплекой,
возвашающей образ человека и утверждающей
высочайшую ценность свободы. Таково было
великое мировоззрение античности.
Период греческой архаики.
В период архаики (7— 6 вв. до н. э.) греческое искусство далеко ушло от примитивных форм искусства гомеровского периода. Оно стало несравненно сложнее и, что самое главное, вступило на путь реалистического развития, с трудом преодолевая устойчивую косность давно сложившихся условных форм и борясь с ней. Прогрессивные завоевания и открытия в искусстве периода архаики неодинаково осуществлялись в разных областях искусства; всего больше их было в архитектуре и вазовой живописи, относительно меньше — в скульптуре, еще во многом скованной консервативными культовыми традициями.
Сложность и противоречивость искусства периода архаики объяснялась переходным характером этого исторического этапа в развитии греческого общества.
Искусство архаики отличается большим своеобразием и обладает при всех его существенных ограниченных чертах своими собственными художественными достоинствами.
В целом изобразительные
искусства периода архаики
Искусство Греческой классики
Искусство классики — это искусство греческого города-государства цветущей поры его развития, связанной с победой демократии в Афинах и других греческих полисах. Реформы Клисфена в конце 6 в. до н.э. утвердили в Афинах окончательную победу демоса над аристократией — эвпатридами; в результате этих реформ было сломлено могущество аристократии и заложены основы для быстрого и яркого развития афинской рабовладельческой демократии.
Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и Южной Италии — так называемая Великая Греция. Малоазийские города (Милет и др.), хотя и оправились от разгрома, учиненного персами, но уже не могли играть былой ведущей роли в экономической и культурной жизни Греции.
Во время греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства — ранняя классика, продолжавшаяся примерно четыре десятилетия (490 - 450 гг. до н.э.). Художники этого времени нашли новые художественные средства для создания монументального искусства, воплотившего в своих образах этические и эстетические идеалы победившей рабовладельческой демократии. Изображение человека во всем богатстве и свободе его действий, поиски обобщенных типических образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, решительное обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи) стали важнейшими, основными чертами этого периода в развитии классического греческого искусства. Во второй четверти 5 в. до н.э. (то есть в 475 - 450 гг. до н.э.) архаические традиции, тормозившие развитие реалистического искусства (в скульптуре и живописи), были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творениях таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийских фронтонов и особенно знаменитый афинский скульптор Мирон. Мирон старший среди великих мастеров классики, завершил период творческих исканий ранней классики, подготовив греческое искусство к еще большему подъему в последующие годы — к зрелой, или высокой, классике.
Время наивысшего
расцвета древнегреческого
Вторая половина 5 в. до н.э. была временем особенно значительного расцвета искусств. Этот период именуется высокой классикой.
Ведущая роль в расцвете искусства высокой классики принадлежала Афинам — самому развитому в политическом, экономическом и культурном отношении полису.
Искусство
Афин этого времени служило
образцом для искусства других
полисов, в особенности тех,
которые были в орбите
Классическое искусство впервые в истории человечества поставило своей целью правдивое раскрытие этической и эстетической ценности человеческой личности и человеческого коллектива. Искусство классики в своих лучших проявлениях впервые в истории классового общества выразило идеалы демократии.
Художественная
культура классики сохраняет
и для нас вечную, непреходящую
ценность, как одна из абсолютных
вершин в художественном
Эллинистическое
искусство.
Следует отметить
его огромное значение в развитии искусства
в античный период и в последующие эпохи.
Велика роль эллинистического зодчества
в истории архитектуры. В период Эллинизма
прогрессивные принципы греческой архитектуры
распространились по огромной территории;
существенное значение они имели в развитии
зодчества различных народов и в послеэллинистическое
время. Накопленный эллинистическими
зодчими опыт в решении таких важных вопросов,
как принципы градостроительства, проблемы
архитектурного ансамбля и парковой архитектуры,
имел чрезвычайно большое значение для
архитектуры Древнего Рима и для зодчества
последующих эпох. Еще более велика в этом
смысле роль эллинистического изобразительного
искусства; принципы греческого реалистического
искусства распространились в ту пору
в искусстве не только собственно эллинистических
государств, но и во многих сопредельных
странах. Эллинистическая скульптура
и живопись явились одними из важных слагаемых
в создании древнеримского искусства,
а впоследствии — в формировании средневекового
искусства в Византии и странах Ближнего
Востока. Эллинистическое искусство было
одной из важных ступеней в развитии реализма;
лучшие произведения этой эпохи являются
памятниками, сохраняющими непреходящую
художественную ценность.
Список литературы:
Информация о работе Изобразительное творчество в эпоху каменного века. Древнегреческое искусство