Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 21:30, реферат
Цель данной работы: - раскрыть подходы к освещению истории гражданской войны в историографии; - показать сущность, причины, состав противоборствующих сил и основные этапы и события войны; - выделить последствия и уроки гражданской войны.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность, причины возникновения и основные этапы гражданской войны в России……………………………………………………………………………5
2. Красное движение. Белое движение…………………………………………10
3. Итоги и уроки гражданской войны и иностранной интервенции…………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...19
Первый этап – с 25 октября 1917 г. по май 1918 г.
Второй этап – с лета 1918 г. до конца 1920 г.
Таким
образом, причины гражданской войны
в нашей стране нельзя сводить
к поискам однозначных ее виновников,
а следует рассматривать как результат
многоэтапного процесса нарастания и
обострения социально-политического противостояния
в российском обществе.
2.
Красное движение.
Белое движение
Основная борьба в ходе "большой" гражданской войны проходила между красными и белыми. Но весьма значительной была и третья сила, выступавшая под лозунгом: "Бей красных пока не побелеют, бей белых пока не покраснеют". В историю гражданской войны она вошла под названием "зеленых". Красные. Костяк этого лагеря составляла партия большевиков, создавшая мощную вертикальную структуру и под лозунгом диктатуры пролетариата, фактически установившая свою диктатуру.
В январе 1918 г. поэт Александр Блок написал поэму “Двенадцать”, где он по-своему представил роль большевиков: Как пошли наши ребята В Красной гвардии служить – В Красной гвардии служить – Буйну голову сложить! Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови – Господи, благослови!1 Социальную базу советского лагеря составляли: - рабочие центрально-промышленного района; - значительная часть крестьянства, что в итоге во многом предопределило победу красных; - часть офицерского корпуса русской армии (около 1/3 его состава); мелкое чиновничество, быстро делавшее карьеру при новой власти, в т.ч. маргинальные слои, дорвавшиеся до власти.3
Обратим внимание на некоторые стороны создания Красной Армии. 15 января 1918 г. декретом СНК провозглашалось создание Рабоче-крестьянской Красной Армии, а 29 января 1918 г. был принят декрет об организации Красного Флота. Но первые итоги создания новой революционной армии не внушали оптимизма. Наибольшее число добровольцев было зафиксировано в периферийных районах, находящихся под непосредственной угрозой захвата белыми, и в крупных промышленных центрах. К тому же под видом добровольцев в Красную Армию вступало значительное количество деклассированных элементов, рассматривающих войну как источник личного обогащения.
В июле 1918 г. был опубликован Декрет о всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет. По всей стране создавалась сеть военных комиссариатов для ведения учета военнообязанных, организации и проведения военного обучения, мобилизации годного к военной службе населения и т.д.
К осени 1918 г. в ряды Красной Армии было мобилизовано 300 тыс. чел., к весне 1919 г. – 1,5 млн. чел., к октябрю 1919 г. – до 3 млн. чел., к 1920 г. число красноармейцев приблизилось к 5 млн. Большое внимание большевики уделяли подготовке командных кадров.
Помимо краткосрочных курсов и школ для подготовки среднего командного звена из наиболее отличившихся красноармейцев, в 1917-1919 гг. были открыты высшие военные учебные заведения: Академия Генерального штаба Красной Армии, Артиллерийская, Военно-медицинская, Военно-хозяйственная, Военно-морская, Военно-инженерная академии. Вместе с тем, весной 1918 г. в советской печати было опубликовано извещение о привлечении на службу в Красную Армию военных специалистов старой армии. На 1 января 1919 г. в Красной Армии числилось примерно 165 тыс. бывших офицеров царской армии.
Особую роль в годы гражданской войны сыграла так называемая политика “военного коммунизма”. Она включала ряд мероприятий: 2 декабря 1918 г. был обнародован декрет о роспуске комитетов бедноты, которые вступали в конфликты с местными Советами, стремясь узурпировать власть; 11 января 1919 г. был издан Декрет “О разверстке хлеба и фуража”, согласно которому государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне.
Но на деле это означало изъятие у крестьян всех излишков хлеба, а зачастую и необходимых запасов.
В
области промышленного
Были упразднены товарно-денежные отношения (запрещена свободная торговля продовольственных товаров и товаров широкого потребления), которые распределялись государством в качестве заработной платы.
Почему эта политика носила название “военного коммунизма”? “Военного” – потому, что политика эта была подчинена единственной цели – сконцентрировать все силы для военной победы над своими политическими противниками, “коммунизма” – потому, что меры большевиков совпадали с марксистским прогнозом некоторых социально-экономических черт коммунистического общества. Характеризуя политику и состав красных сил, мы не можем не отразить некоторые моменты, связанные с их политикой “красного террора”. В целом, это политика устрашения населения. Впервые в широких масштабах террор был применен по отношению к крестьянству на основании декрета от 9 мая 1918 г. о предоставлении чрезвычайных полномочий комиссару продовольствия. В городах “красный террор” принял широкие размеры с сентября 1918 г. – после убийства председателя Петроградской Чрезвычайной Комиссии М.С. Урицкого и покушения на жизнь В.И. Ленина. Террор носил массовый характер. Только в ответ на покушение на В.И. Ленина Петроградская ВЧК расстреляла, по официальным сообщениям, 500 заложников. В знаменитом бронепоезде, на котором Лев Троцкий совершал свои переезды по фронтам, без устали работал военно-революционный трибунал с неограниченными полномочиями. В Муроме, Арзамасе, Свияжске были созданы первые концентрационные лагеря. Между фронтом и тылом формируются специальные заградительные отряды, ведущие борьбу с дезертирами.
Что же представляли собой белые? Белые. Обычно под этим понятием объединяют весь лагерь контрреволюции, выступавший против красных. Это не вполне точно, но в учебном плане допустимо. Антисоветский лагерь составляли: лишенные власти и собственности помещики и буржуазия. Численность с членами семей - примерно 6 млн. чел. Высокий уровень образования, навыки управления, связи, деньги и ценности; казачество - около 4,5 млн. чел., объединенных в 13 казачьих войск. Обычно это военное сословие изображают непримиримым противником Советской власти.
Вместе
с тем следует учитывать, что
казачество участвовало в гражданской
войне и нередко боролось на два
фронта, оберегая свои интересы, свое особое
положение в государстве, которое
сложилось исторически и
Белый лагерь был неоднороден. В него входили монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры, сторонники прогерманской и проантантовской ориентации, люди идеи и люди без определенных политических убеждений. В цивилизационном плане в антисоветском лагере были представлены как сторонники традиционного пути развития, так и выступавшие за развитие России по западным образцам. (В кинофильме "Новые приключения неуловимых" хорошо показана тогдашняя разноголосица в белом движении по вопросу о форме правления. Сцена в ресторане во время исполнения "Боже, царя храни!"). Однако в белом движении не нашли своего места крайние монархисты типа В.М. Пуришкевича, а также крайние социалисты типа Керенского и Савинкова. Из-за политических разногласий у белых не было общепризнанного лидера. Программы белых (Колчака, Деникина. Врангеля) не учитывали интересы большинства населения. Так, программа, составленная в штабе Деникина, предусматривала: - уничтожение большевистской анархии и установление в стране правового порядка: - восстановление могущественной, единой и неделимой России: - созыв народного собрания на основах всеобщего избирательного права; - демократизацию власти путем установления областной автономии и широкого местного самоуправления; - гарантия полной гражданской свободы и свободы вероисповедания; - осуществление земельной реформы; - введение рабочего законодательства, ограждение трудящихся от эксплуатации со стороны государства и капитала.4
Подобные меры содержала и программа Колчака: Учредительное собрание, рыночная экономика, защита частной собственности и т.д. К примеру, п.3. "Аграрной декларации" Колчака (март 1919 г.) гласил: Сохранение за собственниками их прав на землю. Если сравнить с Декретом о земле, который провозгласил более понятные и приемлемые для крестьянства меры, то вопрос за какой из программ пойдет большинство крестьянства? выглядит риторическим.
Колчак
Александр Васильевич (1873-1920 гг.). Адмирал
с 1918 г. Из семьи морского офицера. Участник
русско-японской и Первой мировой
войны, в 1916-1917 гг. – командующий
Черноморским флотом. В конце 1918 г. согласился
стать диктатором России. Адмирал Колчак
был выдан чехословаками Иркутскому Политическому
Центру в обмен на беспрепятственный проход
их эшелонов через город. 7 февраля 1920 г.
по постановлению Военно-революционного
комитета Иркутска Колчак был расстрелян.
Народ сложил о нем песню, где есть такие
слова: Мундир английский, Погон французский,
Табак японский, Правитель Омский.
3.
Итоги и уроки
гражданской войны
и иностранной
интервенции
В ожесточенной вооруженной борьбе, длившейся пять лет, большевики сумели удержать власть в своих руках. Были ликвидированы все государственные формирования, возникшие после распада Российской империи, за исключением Польши, Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии. Партия большевиков, провозгласив установление диктатуры пролетариата, в действительности установила свою диктатуру. Руководство большевистской партии решало все важнейшие вопросы государственной, экономической, военной и культурной жизни. Формально провозгласив демократию (пролетарскую), большевики вели непримиримую борьбу со своими идейными противниками, осуществляли радикальную национализацию промышленности и банков, запретили торговлю, ввели продразверстку и трудовую повинность. Все это сопровождалось грубым произволом и насилием на местах, что эта работа скачана с интернета, вызывало недовольство и сопротивление части населения, в том числе и вооруженное.
На
стороне противников
Велики были и человеческие жертвы. Всего с учетом погибших от голода и эпидемий они составили 13 млн человек, 2 млн человек были вынуждены эмигрировать. Среди них были многие представители интеллектуальной элиты. Невосполнимые морально-этические потери имели глубокие социокультурные последствия, долгое время сказывавшиеся в истории советской страны. Кроме того, война сильно повлияла на морально-нравственное состояние советского общества. Многие исследователи видят связь между событиями гражданской войны и репрессиями 30-х годов.
Победа
в гражданской войне создала
геополитические, социальные и идейно-политические
условия для дальнейшего
Заключение
Гражданская война была порождена сложным комплексом социальных, противоречий, экономических, политических, психологических и др. причин и стала величайшим бедствием для России. Глубокий, системный кризис Российской империи завершился ее распадом и победой большевиков, которые при поддержке масс разгромили своих противников в гражданской войне и получили возможность реализовать на практике свои представления о социализме и коммунизме.
Исторический
опыт учит, что гражданскую войну
легче не допустить, чем остановить,
о чем российская политическая элита
должна помнить постоянно. Победа большевиков
в Гражданской войне
В отличие от них Белое движение, бывшее во многом разнородным, не сумело сплотить основную массу населения под своими лозунгами; поддержка советской власти народными массами (несмотря на колебания), ибо Советы “дали землю”, “воюют против буржуев, прежних порядков”; большевики, под властью которых находились центральные районы страны, обладали мощным экономическим потенциалом (людские ресурсы, тяжелая промышленность и т. п.); превосходство Красной Армии над Белой по численности (в 1,5-2,5 раза на разных этапах войны); Поражение партий, выступавших за второй путь развития, объяснялось слабостью социальных сил, стоявших за ними, слабой поддержкой рабочих и крестьян.
Информация о работе Итоги и уроки гражданской войны и иностранной интервенции