Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:27, курсовая работа
Масса литературы посвящена истории, происхождению казаков, их жизне- и бытоописанию, участию в военных кампаниях. Эти издания насыщены сведениями краеведческого характера.
В тысячелетней истории Российского государства, созданного, по мнению писателя графа Льва Николаевича Толстого, казаками, роль самих казаков незаслуженно принижена. Но именно казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто становились заслоном на пути вторжения ее врагов.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие о казачестве. Его происхождение…………………………….4
2. Возникновение Оренбургского казачества…………………………….7
2.1 Знак оренбургского казака…………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………….11
Содержание
Введение…………………………………………
1. Понятие о казачестве. Его происхождение…………………………….4
2. Возникновение Оренбургского казачества…………………………….7
2.1
Знак оренбургского казака……………
Заключение……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Масса литературы посвящена истории, происхождению казаков, их жизне- и бытоописанию, участию в военных кампаниях. Эти издания насыщены сведениями краеведческого характера.
В тысячелетней истории Российского государства, созданного, по мнению писателя графа Льва Николаевича Толстого, казаками, роль самих казаков незаслуженно принижена. Но именно казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто становились заслоном на пути вторжения ее врагов.
Казаки-первопроходцы
1.
Понятие о казачестве.
Его происхождение
Казачество − это этническая, социальная и историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др.
Казачество (от тюрк.: казак, казак - удалец, вольный человек) − военное сословие в России.
Казаки (козаки) − субэтническая группа русского народа, проживающая в южных степях Восточной Европы, в частности, России и Казахстана, а ранее − и Украины.
В широком смысле, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки - часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск.[1]
Существует множество теорий возникновения казачества:
1. Восточная гипотеза.
По мнению В. Шамбарова, Л. Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия.
Касоги (касахи, касаки) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X-XIV веках.
Бродники ─ народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.
О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н.С. Коршиков и В.Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р.Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л.Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII-XV вв.»
Монголы лояльно относились к сохранению подданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонское епископство, которое позволило казакам сохранить свою идентификацию.
После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи ─ Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства.
В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.
Французский этнограф Арнольд ван Геннеп в книге «Traite des nationalites» (1923) высказывал мысль, что казаков следует считать отдельной от украинцев нацией, поскольку казаки, вероятно, вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки.
2. Славянская гипотеза
По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В.М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами.
По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот - «разбойник». Также - «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками
Первые
воспоминания о таких казаках
датируются 1489 годом. Во время похода
польского короля Яна-Альбрехта
на татар дорогу его войску на Подолье
указывали казаки-христиане. В том же году
отряды атаманов Василия Жилы, Богдана
и Голубца напали на Таванскую переправу
в низовье Днепра и, разогнав татарскую
стражу, ограбили купцов. Впоследствии,
жалобы хана на казацкие нападения становятся
регулярными. По мнению Литвина, учитывая
как привычно это обозначение употребляется
в документах того времени, можно считать,
что казаки-русичи были известны не одно
десятилетие, по крайней мере, с середины
XV столетия. Учитывая что свидетельство
феномена украинского казачества локализовалось
на территории так называемого «Дикого
Поля», то возможно, что своих соседей
из тюркоязычной (преимущественно татарской)
среды украинские казаки заимствовали
не только название, но и немало других
слов, примет внешности, организации и
тактики, ментальности. Литвин В. считает,
что и в этническом составе казачества
определённое место занимает татарский
элемент.[2]
2. Возникновение Оренбургского казачества
В середине 18 века образовалось Оренбургское казачье войско. Основу его составили переведенные в 1743-1744 гг. в Оренбург и Бердскую пригородную слободу 550 городовых казаков и дворян из Уфы, Самары, пригорода Алексеевка. Они образовали предместье Оренбурга, позднее получившее название Форштадт. Кроме того, по ходатайству И. И. Неплюева “высочайшим” указом от 27 июля 1744 г. в оренбургские казаки были зачислены все пришельцы, сходцы, беглые, самовольно поселившиеся в новопостроенных крепостях по линии. По переписи 1741 г. их насчитывалось 5154 человека, в том числе 2779 дворцовых, 591 монастырских, 308 помещичьих крестьян, 54 – “из купечества”, остальные – разночинцы.
В 1748 г. был образован Оренбургский нерегулярный корпус, учреждена должность войскового атамана. Первым войсковым атаманом оренбургских казаков стал сотник самарских городовых казаков Василий Могутов. В составе нерегулярного войска были также исетские, яицкие, донские, малороссийские казаки, ставропольские крещеные калмыки. Штат Оренбургского нерегулярного корпуса в 1753 г. состоял из 650 служащих казаков; из них 550 находилось в Оренбурге, остальные – в Бердской слободе. В 1755 г. Военная коллегия по докладу И. И. Неплюева утвердила новый штат Оренбургского казачьего корпуса и всего казачьего войска: корпус насчитывал теперь 1094 человека, а все войско – 5597 человек. В 1755 г. казаки Оренбургского войска разделялись на три разряда: жалованные (1097 человек), получавшие казенное жалование и полностью содержащиеся за счет казны; мало жалованные (703 человека), получавшие жалование только на всю “воинскую справу”, пахотные и сенокосные земли, и без жалованные (3080 человек), получавшие лишь пашенные, сенокосные и пастбищные угодья. Жалованные казаки обязаны были выставлять на службу половинное число людей, мало жалованные – одну треть, а без жалованные – не более четверти всего их числа. Размер жалования колебался от трех до ста рублей в год, в зависимости от чина и места службы. В Оренбурге рядовые казаки, писари, сотенные получали 15 рублей, сотник – 30, есаул – 50, атаман – 100 рублей в год. Кроме денежного вознаграждения, казак получал по полтора фунта пороху и по фунту свинца.
Главной повинностью казаков
была сторожевая служба, поглощавшая
большую часть времени,
Особенно тяжелым было
Штат войска долгое время не
был полностью укомплектован по
причине малолюдства края. В 1767 г. в войске
состояло по списку 4871 человек, а требовалось
еще 547. Общая же численность Оренбургского
казачьего войска вместе с отставными
и детьми тогда составляло 13094 души мужского
пола, в 1771 г. – 14209.
2.1 Знак оренбургского казака
Знак
оренбургского казака утвержден 18 февраля
1912 года. Он состоит из геральдического
щитка, разделенного на два поля. В
верхнем поле – герб Оренбургской
губернии (на белом эмалевом фоне –
восходящий золотистый российский орел
под императорской короной и синий Андреевский
крест, разделенный между собой голубой
эмалевой полоской, обозначающий реку
Урал). В нижнем золотом поле – лук и две
стрелы, обращенные вверх. Щиток окаймлен
голубой эмалевой лентой, завязанный внизу
бантом с надписью: “1574”, означающей основание
воеводой Иваном Нагим Уфимского укрепления.
В верхней части знака – казачья шапка,
тогда как на знаках всех казачьих войск
вершиной является императорская корона.
Знак для офицеров изготовлялся из бронзы
фирмой “Э. Кротман”. Для нижних чинов
знак изготовлялся из белого металла.
Заключение
Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А.В. Суворова 1799.
Оренбургское казачье войско образовалось середине 18 века. В 1744 г. в оренбургские казаки были зачислены все пришельцы, сходцы, беглые, самовольно поселившиеся в новопостроенных крепостях по линии. Штат войска долгое время не был полностью укомплектован по причине малолюдства края. В 1767 г. в войске состояло 4871 человек, спустя 4 года это число увеличилось в 3,5 раза.
Информация о работе История возникновения Оренбургского казачества