Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 09:22, реферат
Странная сложилась ситуация -- закон действует, а реальная жизнь идет как бы помимо него. Появились адвокатские фирмы и бюро, заведующие юридическими консультациями приобрели какие-то права в качестве руководителей организаций в традиционном понимании этого понятия. Да что говорить -- во многих регионах России возникли параллельные или, как их еще называют, «альтернативные» коллегии адвокатов, что обусловило принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТИТУТА АДВОКАТУРЫ..4
2.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АДВАКАТУРЯ В РОССИИ…………………………9
3. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АДВАКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РФ» 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
Уголовные дела разбирались в порядке следственного и тайного производства. Один из членов суда рассматривал акты предварительного следствия и. Делал из них извлечения или выписку, которая представлялась другим членам суда и служила процессуальным основанием. Для вынесения приговора. Та часть процесса, которая составляет судебное следствие и является самым важным этапом для установления истины, отсутствовала. Ни о допросе свидетеля на суде, ни о разработке доказательств не было и речи. Само собой разумеется, что участие адвокатов в процессе не предполагалось. Они могли лишь быть уполномочены совершать вместо подсудимых «рукоприкладство под записками» в маловажных делах, оканчивавшихся в первой инстанции.
С развитием судопроизводства возникают зачатки института правозащиты в уголовном суде, которую обеспечивали подсудимому прокуроры и стряпчие, возбудившие преследование за преступление. Обязанность наблюдения за соблюдением интересов подсудимого возлагалась на депутатов, избиравшихся из представителей того сословия или ведомства, к которому относился обвиняемый. Депутаты присутствовали на следствии, наблюдали за правильным его производством, а в случае необходимости могли высказывать собственное мнение. Прокуроры и стряпчие имели право предлагать суду свои заключения о невиновности подсудимого.
Российские цари были настроены против создания в России адвокатской корпорации западного образца. Петр I считал «ходатаев» ябедниками, товарищами воров и душегубцев. По его мнению, адвокат своими пространными ходатайствами больше утруждает судью и запутывает дело, чем ведет его к скорейшему разрешению. Отрицательное отношение к идее учреждения адвокатуры по западному образцу сохранялось практически до отмены крепостного права. Весьма характерным в этой связи было высказывание Николая I: «Кто, кто погубил Францию, как не адвокаты? Кто были Мирабо, Марат, Робеспьер?! Нет ... пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, -- без них проживем»4.
Адвокатской практикой занимались государственные служащие невысокого ранга в свободное время или находясь в отставке. Примечательно, что сам термин «адвокат» впервые был упомянут в Воинском уставе Петра I 1716 г.
При обсуждении проектов судебной реформы 1864 г. Государственный совет, отмечая недостатки дореформенной адвокатуры, писал в своем журнале: «Одна из причин бедственного положения нашего судопроизводства заключается в том, что лица, имеющие хождение по делам, большей части люди очень сомнительной нравственности, не имеющие никаких сведений юридических ни теоретических, ни практических». На этом основании Государственный совет признал необходимым создание организованной адвокатуры, без которой, по его мнению, «невозможно будет ведение состязания в гражданских и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и представления полной защиты тяжущимся и обвиняемых пред судом»5.
Присяжные стряпчие в коммерческих судах полностью зависели от суда: по его усмотрению они могли быть допущены к практике или исключены из списка без каких-либо веских причин. В целом говорить об адвокатуре дореформенной России в классическом ее понимании (правозащитная юридическая помощь) нельзя. Лишь наличие у адвоката возможности оказывать помощь своему доверителю, подзащитному на всех стадиях юридической процессуальной деятельности свидетельствует о существовании полноценного института адвокатуры.
Поэтому можно считать, что история классической русской адвокатуры начинается после судебной реформы 1864 г., когда законодателем были введены состязательные начала в процессе, уравнены права сторон и судебная власть была отделена от административной, когда был изменен организационно-правовой и функциональный статус прокуратуры в России, изменен порядок дознания и следствия.
Участие присяжных поверенных в процессе не считалось обязательным: каждый тяжущийся мог вести свои дела лично во всех судебных учреждениях. В уголовных делах, подлежавших ведению общих судебных учреждений, как с участием присяжных, так и без него, широко практиковалось назначение официальных защитников.
Наряду с присяжными поверенными ведением гражданских и уголовных дел занимались частные поверенные. Этот институт возник в результате контрреформ в декабре 1874 г. первоначально как временная мера. Частными поверенными могли быть лица: 1) получившие высшее юридическое образование; 2) удостоверившие суд в своих знаниях. Мировые и уездные съезды, а также судебные палат выдавали частным поверенным свидетельство на право ведения дел. Их деятельность была строго локализована: они могли ходатайствовать только в том судебном месте, в котором им выдано свидетельство.
В целом можно сделать вывод, что организация русской адвокатуры основывалась на следующих принципах:
совмещение правозаступничества с судебным представительством;
относительная свобода профессии;
формальное отсутствие связи с магистратурой;
сословная организация и отчасти дисциплинарная подчиненность судам;
договорное определение суммы гонорара.
В целом организационно-правовые и функциональные основы деятельности адвокатуры оставались неизменными до осени 1917 г., когда в результате политических событий были уничтожены и судебная система, и присяжная адвокатура.
Организационно-правовая характеристика деятельности советской адвокатуры. Ликвидация адвокатуры была провозглашена первым законодательным актом о суде -- Декретом о суде № 1, принятым 22 ноября 1917 г. Ликвидировав институт адвокатуры, советская власть вместе с тем попыталась обеспечить каждому гражданину право иметь защитника своих интересов в суде.
Вопрос об организации защиты рассматривался и в ноябре 1918 г. па заседании ВЦИК при обсуждении проекта Положения о народном суде. Народный комиссар юстиции РСФСР Д.И. Курский в своем докладе отметил: «Человек, который попадает па суд, нуждается в защите, и для всех ясно, что это особенно необходимо в крупном деле, когда предъявляется обвинение со стороны государственной власти и когда обвиняемый лишен возможности сказать что-нибудь потому, что не имеет защитника. Если существует официальный обвинитель, то нужно быть и защитнику».
В принятом ВЦИК Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. говорилось: «Для содействия суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе», при исполнительных уездных комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов и при исполнительных губернских комитетах Советов рабочих и крестьянских депутатов учреждаются коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Их члены избирались исполкомами «на общих со всеми должностными лицами Советской республики основаниях» и как должностные лица получали содержание по смете НКЮ.
В годы революции было много юристов-практиков, не имевших соответствующего университетского диплома, но являвшихся активными деятелями советского правосудия. В ходе доклада по проекту Положения об адвокатуре на сессии ВЦИК докладчик сообщил, что предложение о приеме в коллегию только лиц, имеющих университетский диплом, не встретило поддержки: «Диплом не мешает, -- сказал он, -- но практический стаж в два-три года стоит не меньше». Поэтому Положение не устанавливало образовательного ценза для вступления в члены коллегии.
Коллективы защитников создавались в районах и городах и действовали под руководством президиума областных коллегий защитников. Деятельность коллегий осуществлялась под общим руководством и надзором областных судов и охватывала как непосредственно судебную работу, так и консультационную, ведение правовой пропаганды, повышение политических и профессиональных знаний. Все поручения по оказанию юридической помощи принимались только через коллектив, в кассу которого вносилось вознаграждение за помощь.
В Положении нашло подтверждение одно из важнейших условий обеспечения права на защиту: каждый обращающийся мог сам выбирать защитника из числа членов коллегии по своему усмотрению. Труд защитника оплачивался в зависимости от его квалификации, общественно-правовой работы и нагрузки.
Вопрос об организации адвокатуры и повышении ее роли в реализации права па защиту стал предметом оживленной дискуссии, возникшей в связи с обсуждением проекта повой Конституции СССР в 1936 г. После принятия Конституции важнейшим этапом в развитии советской адвокатуры стало Положение об адвокатуре СССР, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. Оно разрешило основные вопросы деятельности и организации адвокатуры в соответствии с вновь принятой Конституцией и изданными на ее основе правовыми актами. Положение вернуло гражданское звание «адвокат», одно время замененное термином «член коллегии защитников».
Общее руководство деятельностью адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Народный комиссариат юстиции СССР, обладавший рядом прав в этой области, включая право отвода кандидатур. Непосредственное руководство коллегией адвокатов осуществлял выборный президиум коллегии.
На адвокатов возлагалась обязанность не только осуществлять защиту в суде, по и оказывать иную юридическую помощь гражданам, учреждениям, организациям и предприятиям путем дачи советов, справок, разъяснений, составления жалоб, заявлений и других документов.
Необходимо
отметить, что в период сталинских репрессий
роль адвокатов фактически сводилась
к минимуму. В процессах с политической
окраской их участие было исключено. Многие
из адвокатов сами стали жертвами режима.
Что касается уголовных дел, то в них защита
играла определенную роль. Однако господствовавший
в то время тезис «признание есть царица
доказательств» ограничивал ее возможности.
Так что адвокаты были востребованы и
оказывали реальную помощь лишь в сфере
гражданских правоотношений.
В эпоху Н.С. Хрущева наблюдалась некоторая тенденция к усилению роли права и профессиональных юристов. В 1957 г. на сессии Верховного Совета СССР было подчеркнуто, что адвокаты должны помогать «усилению социалистической законности и отправлению правосудия»6. Лишь в начале 60-х годов в результате известной либерализации политической жизни в СССР стало возможным попытаться вернуть адвокатуре ее истинное предназначение, сделать ее относительно независимой.
Именно эту цель преследовало принятие в 1962 г. нового Положения об адвокатуре РСФСР6, которое определило структуру и систему функционирования адвокатского сообщества. В основу организации адвокатуры был положен территориальный принцип ее построения. В РСФСР действовали республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские коллегии адвокатов.
В целом, несмотря на определенные подвижки, адвокатская профессия в 60-е годы по-прежнему не соответствовала своему истинному предназначению -- обеспечивать правовую защиту общества от нарушений со стороны государства, поскольку в советский период общество и государство воспринимались как единое целое.
Следующим этапом развития советской адвокатуры стало принятие Закона от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» и Положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. Положение об адвокатуре устанавливало, что общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.
Положение допускало непосредственное вмешательство органов государственной власти в деятельность адвокатских объединений, что, конечно, плохо сочеталось с принципом независимости адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Часто адвокаты лишь изображали защиту, становясь еще одним орудием государства.
Система оплаты труда адвокатов, сориентированная на ограниченные материальные возможности советского клиента, не создавала стимулов для адвокатской деятельности7. Инструкции Министерства юстиции РСФСР не позволяли адвокатам получать вознаграждение выше определенного уровня, поэтому обычной практикой стала передача гонораров доверителями «из рук в руки», минуя кассу (так называемые миксты -- «максимальное использование клиентов сверх таксы»). Лишь в 1988 г. Министерство юстиции предоставило право правозащитникам самим определять размер своих гонораров на контрактной основе по договоренности с доверителем.
Закон об адвокатуре в СССР внес существенный вклад в дальнейшее развитие и совершенствование законодательства об адвокатуре. С учетом предыдущего историко-правового опыта в нем сформулирован ряд новых положений. Так, наличие высшего юридического образования для адвокатов стало условием, не допускающим исключений (ст. 5). В Законе было предусмотрено внесение изменений в действовавшее уголовно-процессуальное законодательство в целях реального обеспечения защиты в процессе.
Информация о работе История становления и развития адвокатской деятельности и адвокатуры