Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:26, контрольная работа
Целью настоящей работы является рассмотрение истории Первого русского музея Кунсткамеры с момента создания до наших дней.
Введение…………………………………………………………………. 1
1. История создания, становления и развития………………………… 2
1.1. Возникновение первых кунсткамер……………………………... 2
1.2. Создания Кунсткамеры в России………………………………... 3
1.3. Становление и развитие музея…………………………………… 4
2. Библиотека музея……………………………………………………… 7
3. Здание Кунсткамеры………………………………………………….. 10
4. Музей сегодня…………………………………………………………. 12
Список использованной литературы…………………………………….. 14
Приложение №1…………………………………………………………… 15
Издавая указы с призывами к населению приносить старые и необыкновенные вещи, Петр в 1720 г. издал также указ и о доставке из монастырей в Сенат древних жалованных грамот, "куриозных оригинальных", а также рукописных и печатных книг.
Был и еще один источник пополнения книг. Нередко тот или иной вельможа попадал в немилость или, как тогда говорили, в опалу. Его имущество, в том числе и книги, конфисковывали. Эти книги тоже отправлялись на полки в библиотеку Кунсткамеры. Туда же попадали и так называемые выморочные книжные собрания, то есть книги умерших или казненных людей. Так попала в Кунсткамеру библиотека царевича Алексея, сына Петра Великого, скончавшегося в июне 1718 г. в Петропавловской крепости. Пополнялась библиотека и за счет пожертвований от частных лиц. Со временем библиотека стала представлять собой богатое и ценное собрание [1].
К 1725 г. в ней насчитывалось уже 11 тысяч томов. Греческий врач М.Ш. Вандербех, познакомившись с книжным собранием Кунсткамеры, написал: "Для занятий любителей книг имеется библиотека, не уступающая никакой другой подбором и богатством превосходнейших книг".
В 1718 г. библиотека, как и музей, была открыта для свободного обозрения и пользования. "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились", - повторял Петр. Когда сподвижник царя П.И. Ягужинский предложил установить плату за вход в музей и за пользование библиотекой, Петр решительно отказался. Он сказал: "Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто приедет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки либо чем-нибудь иным в самых этих комнатах".
После смерти Петра его личная библиотека, также как и библиотека Кунсткамеры, были переданы Академии наук. Это книжное собрание и положило начало академической библиотеке.
3.Здание Кунсткамеры
Здание Кунсткамеры
Заложенное в 1718 году и завершенное в 1734 году здание Кунсткамеры имеет сложную историю. Его строительство осуществлялось архитекторами И. Маттарнови, Г. Киавери, М. Земцовым.
Здание имеет три этажа и
разделяется башней на две одинаковые
части. Башня украшена рустовкой, скульптурой
в нишах, колоннадой в 2 яруса и
увенчена фонариком с куполом, несущим
глобус. Башня в виде двух восьмериков
с золоченным куполом. Первоначально
Кунсткамера была деревянной, боковых
крыльев не было, позже – кирпичной,
оштукатуренной и выкрашенной в
голубовато-бирюзовый цвет «под Рамтерелли».
В качестве основного декора стен
применены обычные плоские
Восточный корпус с большим двухэтажным
залом предназначался под библиотеку,
симметричный ему западный корпус с
таким же залом - под музейные коллекции.
В центральном объеме и башне
размещались анатомический
В 1747 году здание пострадало от пожара, и было восстановлено в 1754-1758 годах архитектором С. И. Чевакинским, упростившим его первоначальный облик. Сгоревшая вышка башни не была восстановлена. Архитектурная обработка главного фасада Кунсткамеры в том виде, в каком она была осуществлена, не вполне отвечает замыслу Матарнови: отсутствует задуманное им скульптурное оформление, плоские лопатки членят стену по вертикали, лопатки на выступающих углах рустованы. Характерен для зодчества начала XVIII века мотив неглубоких круглых ниш под окнами [4].
В помещениях первого этажа Кунсткамеры сохранилась лепная обработка сводов, выполненная в 1760-х годах в стиле барокко. В 1777-1779 годах в связи с 50-летием Академии наук помещения были украшены четырьмя скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся ученых. До нашего времени дошли два гипсовых аллегорических барельефа, исполненных скульптором М. П. Павловым в 1778 году. Один из них изображает "Россию", другой - "Празднующую Европу". Из скульптурных портретов сохранился один барельеф с изображением великого математика XVIII века Л. Эйлера. Отдельные помещения Кунсткамеры (в том числе "Египетский зал") расписаны в 1819-1825 годах художником Ф. Рихтером. В 1887 году в связи с ростом этнографических коллекций Академии наук Кунсткамера была расширена путем пристройки флигеля по переулку.
В 1947-1948 годах архитектором Р. И. Капланом-Ингелем в соответствии с первоначальным проектом над башней Кунсткамеры восстановлена вышка.
4.Музей сегодня
Сегодня
Музей антропологии и этнографии
им. Петра Великого Российской Академии
наук (МАЭ РАН) – это не только
академический музей, но и один из
ведущих исследовательских
На всем протяжении своей истории Музей занимал в структуре академии наук особое место. Среди людей, руководивших Музеем в различные годы, были выдающиеся ученые: естествоиспытатель, зоолог, путешественник академик Л.И. Шренк, востоковеды и историки академики В.В. Бартольд, Б.А. Дорн, В.В. Радлов, В.В. Струве, А.А. Шифнер, африканист, член-корреспондент АН СССР Д.А. Ольдерогге, языковеды академики Е.Ф. Карский и И.И. Мещанинов.
До 1992 г., пока МАЭ являлся Ленинградской
частью Института этнографии и антропологии,
его возглавляли профессор Л.П.
Потапов, а затем кандидат исторических
наук Л.М. Сабурова. Целая эпоха в
жизни Института и Музея
Сейчас директором Музея является доктор исторических наук Ю.К. Чистов, заместителем директора по научной работе – доктор исторических наук Е.А. Резван, заместителем директора по музею – кандидат исторических наук Ю.А. Купина, главным хранителем Музея – кандидат исторических наук П.И. Погорельский, ученым секретарем – кандидат исторических наук Е.А. Михайлова. Заместитель директора по общим вопросам А.А.Мельников руководит работами по техническому обслуживанию зданий и помещений музея. В Музее в настоящее время насчитывается 15 научных отделов (Приложение №1) и работают более ста двадцати научных сотрудников (из них 24 доктора и 54 кандидата наук), многие среди которых отмечены международными и отечественными научными наградами и премиями. Значительная часть сотрудников МАЭ одновременно являются профессорами и преподавателями ведущих высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Общая численность постоянных штатных сотрудников, включая музейные и вспомогательные подразделения, составляет 189 человек [5].
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Список научных отделов МАЭ РАН.
Информация о работе История создания кунсткамеры в Петербурге