История создания кунсткамеры в Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение истории Первого русского музея Кунсткамеры с момента создания до наших дней.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 1
1. История создания, становления и развития………………………… 2
1.1. Возникновение первых кунсткамер……………………………... 2
1.2. Создания Кунсткамеры в России………………………………... 3
1.3. Становление и развитие музея…………………………………… 4
2. Библиотека музея……………………………………………………… 7
3. Здание Кунсткамеры………………………………………………….. 10
4. Музей сегодня…………………………………………………………. 12
Список использованной литературы…………………………………….. 14
Приложение №1…………………………………………………………… 15

Файлы: 1 файл

Кунсткамера.docx

— 50.32 Кб (Скачать)

Издавая указы с призывами к населению  приносить старые и необыкновенные вещи, Петр в 1720 г. издал также указ и о доставке из монастырей в Сенат  древних жалованных грамот, "куриозных  оригинальных", а также рукописных и печатных книг.

Был и  еще один источник пополнения книг. Нередко тот или иной вельможа попадал в немилость или, как  тогда говорили, в опалу. Его имущество, в том числе и книги, конфисковывали. Эти книги тоже отправлялись на полки в библиотеку Кунсткамеры. Туда же попадали и так называемые выморочные книжные собрания, то есть книги умерших или казненных людей. Так попала в Кунсткамеру библиотека царевича Алексея, сына Петра Великого, скончавшегося в июне 1718 г. в Петропавловской крепости. Пополнялась библиотека и за счет пожертвований от частных лиц. Со временем библиотека стала представлять собой богатое и ценное собрание [1].

К 1725 г. в  ней насчитывалось уже 11 тысяч  томов. Греческий врач М.Ш. Вандербех, познакомившись с книжным собранием  Кунсткамеры, написал: "Для занятий  любителей книг имеется библиотека, не уступающая никакой другой подбором и богатством превосходнейших книг".

В 1718 г. библиотека, как и музей, была открыта для  свободного обозрения и пользования. "Я хочу, чтобы люди смотрели и  учились", - повторял Петр. Когда сподвижник царя П.И. Ягужинский предложил установить плату за вход в музей и за пользование  библиотекой, Петр решительно отказался. Он сказал: "Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто приедет с компанией  смотреть редкости, то и угощать  их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки либо чем-нибудь иным в  самых этих комнатах".

После смерти Петра его личная библиотека, также  как и библиотека Кунсткамеры, были переданы Академии наук. Это книжное  собрание и положило начало академической  библиотеке. 

3.Здание Кунсткамеры

Здание Кунсткамеры принадлежит  к числу немногих, хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XVIII века. Оно предназначалось для библиотеки и коллекций первого русского музея, основанного Петром I. Первоначально под Кунсткамеру были отведены палаты Кикина близ Смольного двора. Небольшие по размерам, они могли служить для музея лишь временным пристанищем.

Заложенное в 1718 году и завершенное  в 1734 году здание Кунсткамеры имеет  сложную историю. Его строительство  осуществлялось архитекторами И. Маттарнови, Г. Киавери, М. Земцовым.

Здание имеет три этажа и  разделяется башней на две одинаковые части. Башня украшена рустовкой, скульптурой  в нишах, колоннадой в 2 яруса и  увенчена фонариком с куполом, несущим  глобус. Башня в виде двух восьмериков  с золоченным куполом. Первоначально  Кунсткамера была деревянной, боковых  крыльев не было, позже – кирпичной, оштукатуренной и выкрашенной в  голубовато-бирюзовый цвет «под Рамтерелли». В качестве основного декора стен применены обычные плоские наличники  стен и фленки.

Восточный корпус с большим двухэтажным  залом предназначался под библиотеку, симметричный ему западный корпус с  таким же залом - под музейные коллекции. В центральном объеме и башне  размещались анатомический театр  и первая русская обсерватория. В  круглом зале третьего этажа был  установлен так называемый "Готторпский  глобус".

В 1747 году здание пострадало от пожара, и было восстановлено в 1754-1758 годах архитектором С. И. Чевакинским, упростившим его первоначальный облик. Сгоревшая вышка башни не была восстановлена. Архитектурная обработка главного фасада Кунсткамеры в том виде, в каком она была осуществлена, не вполне отвечает замыслу Матарнови: отсутствует задуманное им скульптурное оформление, плоские лопатки членят стену по вертикали, лопатки на выступающих углах рустованы. Характерен для зодчества начала XVIII века мотив неглубоких круглых ниш под окнами [4].

В помещениях первого этажа Кунсткамеры  сохранилась лепная обработка сводов, выполненная в 1760-х годах в  стиле барокко. В 1777-1779 годах в  связи с 50-летием Академии наук помещения  были украшены четырьмя скульптурными  аллегорическими группами, бюстами  и медальонами выдающихся ученых. До нашего времени дошли два гипсовых аллегорических барельефа, исполненных скульптором М. П. Павловым в 1778 году. Один из них изображает "Россию", другой - "Празднующую Европу". Из скульптурных портретов сохранился один барельеф с изображением великого математика XVIII века Л. Эйлера. Отдельные помещения Кунсткамеры (в том числе "Египетский зал") расписаны в 1819-1825 годах художником Ф. Рихтером. В 1887 году в связи с ростом этнографических коллекций Академии наук Кунсткамера была расширена путем пристройки флигеля по переулку.

В 1947-1948 годах архитектором Р. И. Капланом-Ингелем  в соответствии с первоначальным проектом над башней Кунсткамеры  восстановлена вышка.

4.Музей сегодня

Сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (МАЭ РАН) – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров  Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Mузей имеет  статус государственного учреждения. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо  ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный  свод особо ценных объектов культурного  наследия народов РФ.

На всем протяжении своей истории  Музей занимал в структуре  академии наук особое место. Среди людей, руководивших Музеем в различные  годы, были выдающиеся ученые: естествоиспытатель, зоолог, путешественник академик Л.И. Шренк, востоковеды и историки академики  В.В. Бартольд, Б.А. Дорн, В.В. Радлов, В.В. Струве, А.А. Шифнер, африканист, член-корреспондент АН СССР Д.А. Ольдерогге, языковеды академики Е.Ф. Карский и И.И. Мещанинов.

До 1992 г., пока МАЭ являлся Ленинградской  частью Института этнографии и антропологии, его возглавляли профессор Л.П. Потапов, а затем кандидат исторических наук Л.М. Сабурова. Целая эпоха в  жизни Института и Музея связана  с именем профессора Р.Ф. Итса, который  в 1982 – 1990 гг. много способствовал  сохранению и приумножению лучших научных  традиций российской этнографической  школы. В наши дни в МАЭ продолжают работать много коллег и учеников Р.Ф. Итса, который одновременно возглавлял воссозданную им на историческом факультете Ленинградского государственного университета кафедру этнографии и антропологии. В 1991 – 2001 гг. МАЭ возглавляли доктор исторических наук А.С. Мыльников, а  затем доктор исторических наук Ч.М. Таксами.

Сейчас директором Музея является доктор исторических наук Ю.К. Чистов, заместителем директора по научной  работе – доктор исторических наук Е.А. Резван, заместителем директора  по музею – кандидат исторических наук Ю.А. Купина, главным хранителем Музея – кандидат исторических наук П.И. Погорельский, ученым секретарем –  кандидат исторических наук Е.А. Михайлова. Заместитель директора по общим  вопросам А.А.Мельников руководит  работами по техническому обслуживанию зданий и помещений музея. В Музее в настоящее время насчитывается 15 научных отделов (Приложение №1) и работают более ста двадцати научных сотрудников (из них 24 доктора и 54 кандидата наук), многие среди которых отмечены международными и отечественными научными наградами и премиями. Значительная часть сотрудников МАЭ одновременно являются профессорами и преподавателями ведущих высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Общая численность постоянных штатных сотрудников, включая музейные и вспомогательные подразделения, составляет 189 человек [5]. 

 

Список использованной литературы

  1. Бюрикова Н.В. История архитектуры: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  2. История Русской Архитектуры. Второе издание исправленное и дополенное. – М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре – М, 1956.
  3. Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. – Спб.: Лениздат – Санкт-Петербург, 1994.
  4. [электронный ресурс]; Код доступа: www.krugosvet.ru
  5. [электронный ресурс]; Код доступа: www.kunstkamera.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Список  научных отделов МАЭ РАН.

  1. Отдел этнографии Австралии, Океании и Индонезии
  2. Отдел этнографии Америки
  3. Отдел антропологии
  4. Отдел археологии
  5. Отдел этнографии Африки
  6. Отдел этнографии Восточной и Юго-Восточной Азии
  7. Отдел этнографии восточных славян и народов европейской России
  8. Отдел Европеистики
  9. Отдел этнографии Кавказа
  10. Отдел этнографии Сибири
  11. Отдел этнографии Центральной Азии
  12. Отдел этнографии Южной и Юго-Западной Азии
  13. Отдел истории Кунсткамеры и отечественной науки XVIII века (Музей М.В.Ломоносова)
  14. Центр политической и социальной антропологии
  15. Редакция журнала «Антропологический форум»

Информация о работе История создания кунсткамеры в Петербурге