История создания Государственной Думы в Российской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:31, реферат

Краткое описание

В начале XX в. в России имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации масс населения. Начавшаяся в январе 1905 г. революция обострила проблему политических реформ в России. «В начале ХХ в. под влиянием роста капитализма, консолидации буржуазии переход страны к представительному учреждению стал необходимостью.» До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина “неограниченная”.

Файлы: 1 файл

реферат ГД.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО» 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 

Реферат по истории государственного управления в России

на тему: 

История создания Государственной  Думы в Российской империи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Работу  выполнила:

                       студентка II курса

                       группы 723-4

                       Горева В.Б.

                    Проверил:                                                                                                        Подрепный Е.И.  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

НИЖНИЙ  НОВГОРОД

2011 год

       В начале XX в. в России имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного  самоуправления,  общероссийские партии, развивался процесс  самоорганизации масс населения. Начавшаяся в январе 1905 г. революция обострила проблему политических реформ в России. «В начале ХХ в. под влиянием роста капитализма, консолидации буржуазии переход страны к представительному учреждению стал необходимостью.» До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина “неограниченная”.

       Государственная Дума - законосовещательное представительное учреждение (1906—17).

       Принято считать, что начало процессу становления  парламентаризма в России было положено 18 февраля 1905 г., когда царь подписал рескрипт (распоряжение) на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина, где выражалось намерение «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей» к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений. Одновременно был обнародован царский манифест «О призыве властей и населения к содействию самодержавной власти в одолении врага внешнего и искоренению крамолы и противодействии смуте внутренней».

       А.Г.Булыгину поручалось возглавить комиссию по подготовке соответствующего законодательства. В  мае Совещание завершило работу и сформулировало концептуальные основы будущих выборных правил и процедур. Главный принцип, проведенный данным совещанием - необходимость создания выборного представительного органа, постоянной палаты, в которой будут заседать депутаты, избранные населением. На следующем этапе бюрократического рассмотрения законопроекта он был скорректирован Советом министров. Здесь обсуждение проходило под председательством Д. М. Сольского. Следующей инстанцией изучения законопроекта должен был стать Государственный совет, но по инициативе графа Сольского для окончательного обсуждения проекта нового учреждения, названного в Совете Министров «Государственная дума», с 19 по 26 июля 1905 г. в Петергофе заседало Особое совещание под председательством Николая II.

       На  Совещании обсуждался ряд спорных вопросов, связанных с учреждением российского парламента. Правящая элита стремилась ввести такой способ голосования, чтобы обеспечить преобладание в Думе депутатов, стоящих на консервативных, проправительственных позициях, то есть - сословную избирательную систему. В качестве электоральной базы монархии рассматривалось крестьянство и дворянство. Другая часть участников Совещания высказывалась за более широкую, всесословную систему представительства, хотя и ограниченную различными цензами. 

       После внесения поправок и переработки  многих изначальных положений проекта  большинство участников Петергофских Совещаний признали, что сделать  проект еще умереннее невозможно, и 6 августа 1905 г. царь утвердил Манифест «Об учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу». Эти законы устанавливали законосовещательный характер будущей (булыгинской) Думы.

         В Манифесте говорилось: «Ныне  настало время, следуя благим  начинаниям их, призвать выборных  людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов»  Как видно из Манифеста, главной целью проводимых преобразований было ввести в состав высших государственных учреждений «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.»  Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. Более того, Николай II оставил за собой право вносить изменения в Положение о выборах в Государственную думу и иные акты, регламентирующие ее деятельность: «Мы сохраняем всецело за Собою заботу о дальнейшем усовершенствовании Учреждения Государственной думы, и когда жизнь сама укажет необходимость тех изменений в ее Учреждении, кои удовлетворяли бы вполне потребностям времени и благу государственному, не преминем дать по сему предмету соответственные в свое время указания».

       Появление Манифеста знаменовало начало процесса перехода от неограниченной самодержавной власти в России к конституционной демократии. По существу это была первая, хотя и робкая, непоследовательная попытка модернизации политической системы страны по западной модели представительной демократии.

       При выборах в Думу была установлена  система курий, т. е. распределения избирателей по сословным и имущественным признакам. Для каждой курии правительство установило определенные нормы представительства.

       Большевики  призывали массы к активному  бойкоту выборов этой Думы, разоблачению соглашательской политики буржуазии. Они выдвинули лозунг подготовки и проведения вооруженного восстания, установления Временного революционного правительства, перерастания революции из буржуазно-демократической в социалистическую.

       События осени 1905 г. сорвали выборы и созыв  булыгинской Думы.

       Как уже говорилось, по первоначальному  замыслу Государственная дума предполагалась, как «законосовещательное установление». Однако революция  ширилась, на ее сторону стали переходить военные части. В октябре в стране началась Всероссийская политическая забастовка, встали железные дороги, была парализована работа промышленных предприятий. В обстановке, когда трудно было определить, в какую сторону склонится Николаю II ничего другого не оставалось, как объявить Манифест 17 октября 1905 г., которым подчеркивался конституционный путь развития страны и предоставление гражданских свобод.

       Таким образом, царский манифест 17 октября 1905 года даровал России:

  • общественные свободы – неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов;
  • объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации;
  • придал Государственной думе характер законодательного учреждения, т.е. провозглашался принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

       19 октября 1905 года был утвержден  указ “О мерах к укреплению  единства в деятельности министерств и главных управлений”.  Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров.

       20 февраля 1906 г. было принят специальный  документ под названием «Учреждение Государственной Думы», где ее статус и полномочия в системе органов государственной власти были расширены и конкретизированы. Устанавливалось, в частности, что она будет заниматься предварительной разработкой и обсуждением законодательных предложений, утверждением государственного бюджета, обсуждением вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы не были подотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Правительствующим Сенатом. Дума могла распускаться досрочно решением императора.

       Как и раньше устанавливалось, что Дума может выступать с законодательной  инициативой по всем вопросам, за исключением Основных государственных законов. По февральскому 1906 г. Закону Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными правительствующему Сенату. Министры обязывались не позднее одного месяца со дня подачи им заявления о запросе дать ответ или известить Думу о причинах, объяснявших, почему они лишены возможности это сделать.

       Одновременно  с документом об учреждении Государственной  Думы было принято новое положение  «О переустройстве учреждения Государственного Совета» Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой. Но при формальном равенстве прав Государственный Совет имел приоритет относительно Думы: все законопроекты, принятые Думой, должны были поступать в Государственный Совет и лишь затем, в случае принятия их Советом, представляться на утверждение императору. Половину реформированного Государственного Совета составляли выборные члены, половину – назначенные императором. Председатель и вице-председатель ежегодно назначались им же.

       Законодательная власть закреплялась за Государственной  думой и Государственным советом. В случае прекращения или перерыва в их деятельности законопроекты  могли обсуждаться в Совете министров  и утверждаться императором в виде указов. Но в течение двух месяцев после открытия законодательной сессии такие указы должны были вноситься на утверждение Думы и Совета, иначе они автоматически утрачивали свою силу.

         Прерогативами императора объявлялись:  пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.

       Таким образом, механизм принятия законодательных  решений стал следующим: три звена  власти – царь, Государственная  дума и Государственный совет  – должны были утвердить закон, прежде чем он вступит в силу. Законодатели также были лишены права контроля за исполнением законов и действиями правительства.

       Одним из важнейших последствий Манифеста 17 октября стало образование множества  общественных объединений, как легальных, так и нелегальных, в том числе и новых партий самых разных политических оттенков и направлений.

       Это заставило правительство заняться разработкой специального нормативного акта, регулирующего деятельность общественных объединений. 4 марта 1906 г. царь подписывает  Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату о временных правилах об обществах и союзах.

       Вместе  с тем, формально допуская существование  политических партий, царское правительство  относилось к ним с большим  недоверием и не собиралось предоставлять  партиям какие-либо преимущества по сравнению с другими общественными объединениями, прежде всего в избирательном процессе. Законом о выборах не предусматривалось самостоятельное участие политических партий в избирательных кампаниях. Все участвующие в выборах кандидаты должны были выступать как частные лица, хотя членам партий прямо и не запрещалось баллотироваться в качестве независимых кандидатов. 
 
 
 

Информация о работе История создания Государственной Думы в Российской империи