История села пПервомайское

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 10:43, реферат

Краткое описание

Родина. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились.
Изучение жизни своей малой родины, на мой взгляд, является актуальной темой сегодня. История страны, края становится доступней, понятней через судьбы земляков. Чем глубже мы изучаем историю своего края, тем больше проникаем любовью к своей малой родине, восхищаемся подвигами наших предков, гордимся ими. У нас появляется желание продолжать их созидательный труд.

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 1.81 Мб (Скачать)
  1. ВВЕДЕНИЕ

 

 Родина. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились.

 Изучение жизни своей малой родины, на мой взгляд, является актуальной темой сегодня. История страны, края становится доступней, понятней через судьбы земляков. Чем глубже мы изучаем историю своего края, тем больше проникаем любовью к своей малой родине, восхищаемся подвигами наших предков, гордимся ими. У нас появляется желание продолжать их созидательный труд.

У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и

вырос: его дом, город, село. Край, который он никогда не забудет. Вот и для меня село Первомайское самое лучшее место на всем белом свете! Каждый, кто побывал здесь, никогда не забудет бескрайние поля и леса, окружающие село, широкие просторы, нивы колосящейся пшеницы, лесные ароматы летом, ослепительно белый снег зимой. На мой взгляд, здесь самая красивая природа, самые милые и добрые люди!

 Мне очень хочется рассказать окружающим о своем селе, о тех важных событиях, которые происходили с момента его основания.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             С. Первомайское                                                                      


 

 

 

 

С. Первомайское

 

 

 

    1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛА ПЕРВОМАЙСКОГО

Село Первомайское расположено на севере Первомайского района, в междуречье р. Чумыша и р. Оби, в 30 - 35 км от железной дороги Барнаул - Новосибирск, в 46 км от города Новоалтайска. Абсолютная высота 250 м.

Координаты: 53° с.ш., 84° в.д. Село занимает выгодное экономико-географическое положение, которое характеризуется близостью железных дорог и автомобильных магистралей. Южной границей села является река Повалиха. Она несет свои воды в р. Обь.

Климат континентальный: холодная зима, средняя температура января -20 С, жаркое лето. Средняя температура июля +20° С., среднее количество осадков 550 мм. Село находится в лесостепной зоне: луговые степи в сочетании с мелколиственными березовыми и осиновыми колками и уникальными ленточными сосновыми борами.

 

 

 

 

 


 

 

 



ДООКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД СЕЛА ПЕРВОМАЙСКОГО

 Возникновение села Первомайского относится к периоду, следующему за официальным  присоединением Сибири к Российскому государству. Хотя первые русские поселения на Алтае появились еще в четвертом веке - задолго до прихода Ермака. Село Первомайское возникло в 1776 - 77 годах. Первое официальное упоминание о селе относится к 1786 году. В «Списке населенных мест Алтайской губернии» указано, что уже к этому времени поселение насчитывало 180 дворов, 1260 жителей, из которых мужчин было 482, женщин 778. До появления русских территория нашего района была заселена тюркоязычными племенами. Об этом свидетельствуют находки при археологических раскопках археологов СИ. Руденко, М.П. Грязнова, Е.Х. Кадикова, Потапова и А.П. Ушанского.

В XV веке, после завоевательских походов Чингисхана, территория нашего района входила в улус Джучи, сына Чингисхана. В XVI веке в период 
ослабления Сибирского ханства, территорию нашего края захватил сын 
узбекского правителя Нуртазы - Кучум. В 1563 году Кучум захватил власть в 
Сибирском ханстве. А сын Кучума Алей владел большой территорией бассейна верхней Оби. Длительный период пребывания татар и тюркоязычных народов на территории края оставил след в названиях рек, географических мест: Алей, Чумыш, Чарыш, Аксунай. Да и сам термин Сибирь берет свое начало от названия этнической группы « Сипир».

На территории села Первомайского и его окрестностей никогда не производилось археологических раскопок. Но случайные находки жителей села Н.В. Нагуманова и В.К. Конева керамических изделий, бронзового ножа, найденных при строительстве, свидетельствуют о том, что место расположения Первомайского было заселено с глубокой древности.


 

 

 

 

Расселение алтайских племён к XVII веку.

 

 

 

 

 

Первыми «насельниками» села были беглые люди из-за Урала. Это были крепостные  крестьяне,   бежавшие  от  феодальной  кабалы.  Издавна  широкое распространение   среди   крепостных   крестьян   центральной   России   получила легенда о « праведной земле» - «Беловодье». Ее рисовали, как вольный край, стильный всеми житейскими благами и удобный для заселения.

Приток русских в сибирские земли усилил раскол русской православной церкви, который наметился в 1654 году. Патриарх русской церкви Никон ввел некоторые новшества в церковный обряд, в священное писание и трехперстное сложение.

Крестьянские массы и посадские люди, а также часть боярства в штыки встретили нововведение Никона. Они упорно оставались верными «старой вере» и именовались «двухперстниками». Обновление церкви проводилось в интересах царской власти. Поэтому ревнителей «старой веры» преследовали одновременно церковь и государство. В 1685 году был издан указ правительства против староверов. В нем говорилось:

  1. Жечь в срубе за хулу на церковь.
  2. Казнить смертью.
  3. Бить кнутом тайных раскольников.
  1. Конфисковать имущество казненных староверов.

Выражая протест против новой никоновской церкви, ревнители старой веры бежали на восток, и образовывали раскольнические поселения - скиты.

Большой район поселения староверов образовался в Поволжье на реке Кержнец. Отсюда и образуется слово «кержак», что означает старовер, двухперстник. С реки Кержнец староверы, преследуемые государственной властью, в середине XVIII века стали быстро переселяться в Сибирь.

Установилось мнение, что основателем села является семья Краюшкиных,   которая по свидетельству старожилов была староверческой, «двухперстники», как их называли. Достоверность этого факта подтверждается тем, что когда в начале 20 века была построена в селе церковь, то Краюшкины не являлись её прихожанами и в церкви не молились, а совершали  свое богослужение по старому обряду в молельном доме на улице Соболева, принадлежавшему Григорию Дмитриевичу Краюшкину.

Дом Г.Д. Краюшкина

 

Это подтверждают и церковные книги, дошедшие до наших дней – в них нет записей, относящихся к Краюшкиным. Харлампий Краюшкин уже в советское время, пытаясь получить свидетельство о рождении, не нашел своего имени в церковной книге, что вынудило его зло выругаться в адрес своих предков-староверов.

Следовательно, с полным основанием можно считать, что первыми поселенцами нашего села были крестьяне центральных областей России, бежавшие от преследования никоновской церкви, и крестьяне, искавшие в Сибири лучшей доли. Следует отметить, что народные массы, становясь на сторону «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освещаемого церковью. Застройка села началась односторонним рядом домов, тянущихся вдоль реки Повалихи. Старожилы рассказывали, что современная Соболевская улица была заселена Краюшкиными, дворы которых тянулись от сберкассы до Увала. Эта часть села является местом начального заселения, толщина перегноя в этом месте свидетельствует о двухсотлетнем возрасте села Первомайского.

Поселившись на берегу реки Повалихи, богатые крестьяне и «староверы» центральных областей России не нашли избавления от феодального гнета. Еще в период первой четверти XVIII  века на Алтае предприимчивый Никита Демидов положил начало горному делу. Им были построены в 1725 году   Колывано-Воскресенский завод, Пульбинский. Выплавка медной и серебряной руд производилась на древесном угле. Когда лесные массивы окрест Колывано-Воскресенского завода были вырублены, в 1744 году был построен плавильный завод на берегу реки Барнаулки, где были обширные сосновые боры. Окрестные деревни Барнаула были приписаны к плавильному заводу. Предполагалось, что заводской труд не оторвет крестьян от сельского хозяйства, так как по закону они должны  были  работать  в  свободное   от  земледелия  время.   Крестьяне  села Первомайского также были приписаны к Барнаульскому серебро-плавильному заводу. Они должны были выжигать древесный уголь и поставлять на завод. Кроме того, приписные крестьяне выполняли повинности по перевозке руды и дров от рудников к заводу. Рудники были расположены на 250-400 км от завода и крестьяне на длительное время отрывались от своего хозяйства.

Не случайно традиционным, побочным промыслом нашего села долгое время оставался извоз товаров. Наши сельчане вплоть до советской власти занимались перевозом товаров на лошадях. Они хорошо знали обозный путь и ходили в Томск, Новониколаевск, Барнаул, Кузнецк.

Крестьяне села первомайского не знали крепостного права. Отсутствие его является особенностью исторического развития Алтайской губернии. Но жестоким эксплуататором сибирских крестьян был царь.

Ещё в 1747 году алтайские заводы и рудники, а также 40 млн. десятин пашни и лесных угодий перешло в собственность императорского двора. Алтай давал в конце XVIII  века 1000 пудов серебра в год, которое шло в личный доход русских царей. Кроме указанных трудовых феодальных повинностей крестьяне нашего села платили подушный денежный оброк - 2 рубля 29 копеек с души.

В конце XIX века последовал упадок горного дела на Алтае, трудовая повинность приписных крестьян была отменена и они стали платить подушную денежную подать в пользу царя 6 рублей в год. Значит, более немилосердным и ненасытным кровопийцей наших крестьян был русский царь.

С отменой крепостного права алтайские крестьяне фактически не были освобождены от феодальной повинности.

Дальнейший приток населения в наше село связан со строительством железной дороги   и переселенческой политикой царизма. Железная дорога открыла период массового переселения в Сибирь. Это переселение шло очень быстро в течение 30 лет с 1885 - 1914 год. Переселенцами были крестьяне Воронежской, Рязанской, Вятской губерний, которых гнала в Сибирь нужда и малоземелье центральной России. О быстром росте населения села говорит следующая таблица:


 

Год

1786

1885

1914

Число

  862 чел

3241 чел

6724 чел

жителей

     
       




Массовое переселение способствовало проникновению капитализма в сельское хозяйство. Капитализм развивался вширь, но военно-феодальный характер русского империализма сковывал производительные силы Сибири.

Алтай, являясь личной собственностью царя, после отмены крепостного права еще долго сохранял феодальные пережитки. Крестьяне ежегодно выплачивали за пользование землей налог в пользу царя по 22 копейки за десятину. Тяжелое вложение   крестьян   села   Первомайского   усиливала   недоступность   лесных угодий. Развитие крестьянского хозяйства немыслимо без леса, но лес являлся золотым фондом царского кабинета. Поэтому борьба за лес приняла особенно «острый характер у наших крестьян. Произвол лесной администрации усугубил и без того невыносимое положение крестьян.

В подворной книге села Первомайского указано, что значительная часть крестьянских строений крыта землей (дерном), несмотря на то, что лес плотной стеной примыкает к северной окраине села. Поэтому недовольство крестьян остатками крепостничества вылилось в борьбу за лес. В годы революции 1905-1907 годов крестьяне села Первомайского выражали свой протест против царизма с большей активностью. Этот протест проявлялся в форме массовых самовольных порубок леса и столкновений с лесной стражей. Порубки, по рассказам старожилов, производились коллективно, быстро, неожиданно и в разных местах.

Если попытаться представить дореволюционный облик села, перед нами предстанет неприглядная и унылая картина. Нестройный ряд домишек, крытых местами соломой или дерном, тянущийся вдоль речки перемежался добротными пятистенными, крытыми тесом, принадлежащими местным кулакам. Особняком, на неудобице, севернее села расселились крестьяне -переселенцы, приехавшие в Первомайское после Столыпинской земельной реформы.

Для характеристики крестьянского хозяйства рассмотрим состояние нескольких хозяйств жителей нашего села.

Крестьянин Суслов Иван Филиппович 1877 года рождения перед Октябрьской революцией имел семью из 13 человек, а земельный надел составлял 6 десятин, при паро-земельной системе земледелия посевная площадь занимала 4 десятины, остальная земля была занята под пар и залежь. 2 десятины засевал пшеницей, которые в урожайный год могли дать 120 пудов. На 13 человек - это жизнь впроголодь, в среднем на семью можно расходовать 3 кг хлеба, учитывая, что надо  оставить на семена и корм птицам, на человека оставалось по 230 г в день. На усадьбе Суслова И. Ф. был дом 20 кв. м., постройки 1877 года, амбар, конюшня, баня, крытая землей с 1915 года, хлев с 1915 года, сарай с 1916 года. Инвентарь составляла повозка на деревянном ходу, плуг, 2 бороны, 2 лошади, корова.

 

Семьи были большие, известны семьи по 28 человек.

Семья Сапрыкина Максима Егоровича состояла из 18 человек, Камнева Андрея Фёдоровича— из 15 человек, Сторублевцева Федора Петровича из 11 человек.  

Кругом царила бедность, нищета и патриархальный уклад жизни. Бедные многосемейные крестьяне часто работали сами и их дети в кулацких хозяйствах в качестве батраков.

Павел Максимович Старцев, в прошлом батрак, рассказывал: «С 12 лет мне пришлось испить до конца чашу батрацкой доли. Работать приходилось от зари до зари. Часто выплатой за труд было питание или фунт соли за день нелегкого труда. Случалось, что приходилось работать сезон за одежду, сапоги, которые давал хозяин. Полтора года батрачил в хозяйстве учителя Белицкого, который имел 6 десятин пахотных земель, 4 лошади, 3 коровы и жестоко эксплуатировал труд батраков».

Информация о работе История села пПервомайское