Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:43, доклад
История медицинского факультета Московского университета, преобразованного в 1930 году в 1-й Московский медицинский институт, а в 1990 г. – в Московскую медицинскую академию, началась 13 августа 1758 года. В этот день состоялось официальное вступление в должность дуайена факультета профессора химии, фармакологии и минералогии И.Х. Керштенса и начались занятия со студентами. На протяжении последующих 40 лет факультет оставался единственным в стране высшим медицинским учебным заведением и в полной мере испытал на себе все трудности первопроходца. Из-за отсутствия в стране системы среднего образования факультет испытывал острый дефицит в учащихся. Недостаточно финансировался. Программа обучения, изложенная в главном уставном документе, не предусматривала преподавания большинства медицинских дисциплин.
1. Мед факультет в 18 веке
2. реформы в образовании. 19 век
3. клинический городок
4. мед факультет в период с конца 19 века начало 20
5. 1-го Московского медицинского института
6. факультет фундаментальной медицины мгу
7. заключение
Что же касается «вчерашних приват-доцентов», то они оказались более чем достойны своих учителей. А.И. Абрикосов, А.В. Степанов, Г.И. Россолимо, Д.Д. Плетнев, М.Л. Кончаловский. Е.Е. Фромгольд, М.И. Вихерт, В.И. Молчанов, Р.М. Фронштейн, В.А. Воробьев, М.Н. Шатерников. П.Б. Ганнушкин, В.П. Одинцов, М.С.Малиновский – большинство из них стали общепризнанными лидерами своих специальностей, создали собственные научные и клинические школы, заложили основы новых научных направлений и специальностей.
На долю этого поколения профессоров выпадет еще немало серьезных испытаний. Вторая половина 20-х гг. пройдет под знаком непрерывных и крайне неудачных попыток реформирования учебного процесса с целью переориентации деятельности факультета на подготовку -«врачей-общественников», «врачей-организаторов широких оздоровительных мероприятий» и «усиление профилактической компоненты». Основным инструментом этой переориентации стала организация новых кафедр, главным образом, гигиенического профиля, а также кафедр общей биологии, микробиологии, туберкулеза и инфекционных болезней. Для разработки методики «углубления профилактических начал» и внедрения «социально-профилактического содержания» в преподавание клинических дисциплин при кафедре социальной гигиены была организована клиника профессиональных болезней.
В общей сложности
в период с 1920 по 1926 г. на медицинском
факультете Московского университета
было создано 15 новых кафедр и три
клиники (одонтологическая, профессиональных
болезней, инфекционных болезней). Введение
преподавания такого количества новых
самостоятельных учебных дисциплин привело
к перегрузке учебного плана и многопредметности.
Перегрузку учебного плана попытались
компенсировать за счет увеличения продолжительности
учебного года до 36 недель, значительного
(более чем в два раза) сокращения количества
лекционных часов и объема преподавания
теоретических медицинских дисциплин.
Средством борьбы с многопредметностью
стало слияние ранее существовавших кафедр.
В частности, в 1924 году были объединены
кафедры акушерства и гинекологии, преподавание
систематических курсов внутренних и
хирургических болезней, читавшихся с
1835 года на самостоятельных кафедрах,
перенесено на кафедры пропедевтики. Последнее
нововведение нанесло существенный удар
по идеологии этапности клинической подготовки,
а количество учебных предметов все равно
оказалось значительно больше, чем в течение
пяти лет могли освоить студенты "со
средними способностями". В результате,
сначала резко упала успеваемость, затем
выросло число студентов, условно переведенных
на следующие курсы, и, наконец, фактическая
продолжительность обучения на медицинском
факультете Московского университета
увеличилась до шести и более лет.
5.
Государство, остро нуждавшееся во врачебных кадрах, не стало мириться с таким положением дел, и в 1930 году последовали два судьбоносных для медицинского факультета Московского университета правительственных постановления. 19 июня 1930 года постановлением СНК «О реорганизации подготовки врачебных кадров» предписывалось перейти к подготовке врачей с законченной специальностью по отдельным отраслям здравоохранения, для чего следовало организовать лечебно-профилактический и санитарно-профилактический факультеты. Устанавливались жесткие сроки обучения (на лечебно-профилактическом факультете – четыре года, на санитарно-профилактическом – три с половиной) и вводилась двухэтапная модель подготовки врача, предполагавшая обязательную годичную практическую стажировку в лечебных учреждениях под руководством квалифицированных специалистов. Спустя несколько дней, 23 июня 1930 года, последовало постановление ЦИК и СНК, которым медицинский факультет был выделен из состава Московского университета, преобразован в самостоятельный вуз, получивший название 1-го Московского медицинского института, и подчинен Наркомздраву. Ныне это Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова. В 1992 году ректор МГУ, академик Виктор Антонович Садовничий подписал приказ о создании Факультета фундаментальной медицины.
6.
1992 г. ректорат и Ученый совет МГУ приняли решение об открытии факультета фундаментальной медицины, восстановив этим медицинское образование в стенах Университета. Первым деканом стал профессор, доктор медицинских наук Олег Стефанович Медведев.
Программа образования на факультете рассчитана на подготовку специалистов, обладающих знаниями университетского уровня в естественных и общебиологических дисциплинах: математике, физике, химии, молекулярной и клеточной биологии, анатомии, физиологии, биохимии, генетике. Большое внимание уделяется изучению иностранного языка, освоению современных информационных технологий в медицине.
Гуманитарные предметы - история Отечества, философия, политология, медицинская и биологическая этика, история медицины, основы педагогики и психологии, юридические основы деятельности врача - студенты изучают на соответствующих факультетах МГУ и у авторитетных специалистов других научных и учебных учреждений.
На факультете регулярно читают лекции ведущие ученые России, а также преподаватели европейских и американских университетов. Для наиболее подготовленных студентов старших курсов предусмотрена возможность прохождения стажировки в зарубежных университетах и научных центрах.
Студенты факультета фундаментальной медицины в процессе выполнения курсовых и дипломных работ участвуют в научных исследованиях, проводимых в лучших лабораториях и клиниках Москвы.
Срок обучения на факультете 6 лет.
По
окончанию обучения
Выпускникам факультета
выдается диплом по
специальности "лечебное
дело" и присваивается
квалификация врача.
После окончания
обучения выпускники
имеют право специализироваться
в интернатуре, ординатуре
по выбранной клинической
дисциплине (на факультете
– по акушерству и гинекологии
и терапии), поступать
в аспирантуру (на факультете
– по биохимии, биофизике,
фармакологии и физиологии)
или заниматься научно-исследовательской
работой в интересующей
области.
заключение
На протяжении всего периода своей истории медицинский факультет Московского университета неизменно сохранял позиции одного из лидеров отечественного высшего медицинского образования. Диплом выпускника вуза неизменно служил свидетельством широкой общетеоретической и солидной клинической подготовки. Весомый вклад внесли профессора в учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Многие из них стали авторами и разработчиками фундаментальных руководств, учебников и учебных программ, по которым учились студенты всех медицинских вузов страны.
Клиническая база сохраняла славу одной из лучших лечебных центров страны. При этом она постоянно расширялась как за счет развертывания клиник на базе крупных городских больниц, так и благодаря организации собственных новых клиник.
На протяжении своего существование медицинский факультет продолжилал формирование крупных клинических и теоретических научных школ. Эти школы внесли весомый вклад в подготовку элитарных научно-педагогических кадров. Ученики в последующем времени возглавили многие кафедры медицинских вузов, лаборатории и отделы научно-исследовательских институтов АМН, другие стали директорами институтов и создателями собственных теоретических и клинических школ. Научные школы оказали значительное влияние на возникновение и становление новых научных направлений, медицинских специальностей, дальнейшее развитие традиционных фундаментальных и клинических медицинских дисциплин.
Не утратил лидирующих позиций медицинский факультет мгу , и в тяжелейший экономический и политический кризис начала 20 века., обернувшийся значительным снижением финансирования, огромным оттоком талантливой молодежи и сложившихся специалистов из медицины и из страны, стали еще одним непростым испытанием.
Эти преобразования
едва не поставили медицинский факультет
на грань катастрофы: возникли значительные
проблемы с организацией преподавания,
установленные сроки обучения вынудили
профессоров до предела уменьшить объем
преподавания как теоретических, так и
клинических дисциплин. Особой и весьма
непростой проблемой стали эксперименты
в области поиска новых педагогических
технологий.
Но факультет пережил эти страшные годы
и 23 июня 1930 года был выделен из состава
Московского университета, и преобразован
в самостоятельный вуз, получивший название
1-го Московского медицинского института.
а сегодня
это Московская медицинская академия
им. И.М.Сеченова.
Восстановил
медицинское образование в мгу
имени м в ломоносова В 1992 году
академик Виктор Антонович Садовничий,
подписав приказ о создании в
мгу Факультета фундаментальной медицины. Сегодня это открытое образовательное
инновационное пространство, представляющее
собой крупный комплекс по подготовке
и повышению квалификации медицинских
и фармацевтических кадров. С учебным
процессом тесно связаны фундаментальные,
поисковые и прикладные научные биомедицинские
исследования, развиваются молекулярная
медицина и медицина высоких технологий.