Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:48, контрольная работа
Процесс Крещения Руси нельзя рассматривать в однознач¬ном ключе, стремясь найти только один источник проникнове¬ния христианства в Киевскую Русь. Процесс этот был намного сложнее, что и нашло отражение в «Повести временных лет».
Введение……………………………………………………………………………3
1. Принятие христианства на Руси. Русская православная церковь
и её роль……………………………………………………………………………4
2. Внутренняя и внешняя политика правления Ярослава Мудрого.
"Русская правда"…………………………………………………………………..9
3. Правление Владимира Мономаха…………………………………………….13
4. Политический строй Киевского государства. Дискуссия о
социальном строе Древней Руси……………………………………………….16
Тест………………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы………………………………………………………………27
славянские Плесков-Псков, Изборск (германские названия городов появятся лишь при Петре I). В земле веси появится «Белоозеро». И «призванные» в 862 г. варяги разместятся в славянских городах — Новгород, Псков, Изборск, Белоозеро, которые они же и построили.
Конечно же властная иерархия на Северо-Западе Руси была. Даже Псков считался «пригородом» Новгорода (хотя фактически был самостоятелен). Но это была иерархия не личностей, а общин. Как известно, единоличная княжеская власть в Новгороде так и не утвердилась. Наиболее яркое представление об отношениях между «Землей» и «Властью» в Новгороде дает изгнание в 1136 г. из Новгорода князя Всеволода Ольговича, которое раскрывает сам механизм такого рода акций, опирающихся на «длительную традицию.
Естественно, что «демократия» предполагала и разных кандидатов на должность «князя». Кто-то пытался привлечь из Пскова Всеволода Мстиславича, кто-то пригласил из Чернигова брата изгнанного Всеволода — Святослава. Смута 1136 г. продолжалась и на следующий год, причем с бояр, ратовавших за Всеволода Мстиславича, взыскали по полутора тысяч гривен — сумма почти равная тому, что Ярослав Владимирович в свое время должен был платить в Киев.
В целом по Северу и Северо-Западу Древней Руси складывалась система, характерная для балтийских славян. Южные области Древней Руси, где центром государства был Киев и прилегающие территории расселения полян-руси, больше зависели от непредсказуемой Степи, постоянных набегов кочевников, с которыми надо было воевать или же откупаться. По летописи, в IX в. дань с южных племен — полян, северян и вятичей — брали хазары, что географически — особенно после разгрома «Росского каганата» на Дону — понятно.
Появление в Киеве Дира и Аскольда представляется как освобождение от хазарской дани. Но хазарская дань с радимичей, от которой их освобождает Олег (точнее, переводит ее на себя), вызывает сомнения: радимичи, по
летописи, жили у Верхнего Днепра, близ Смоленска (если, конечно, им не пришлось переселяться откуда-то из Подонья).
Систему общественно-политических отношений на Юге Руси в середине X в. можно проанализировать на примере летописных сообщений о княжении Игоря. В Новгородской Первой летописи есть известия, похоже указывающие на действительное положение в отношениях полян-руси со своими соседями.
Русы, которые пришли вместе с Олегом и Игорем, привнесли в общественно-политическую жизнь Южной Руси иерархический принцип управления, основанный на принципах кровнородственной общины. И свои традиции общественно-политического устройства русам пришлось совмещать с традиционными славянскими традициями общественного управления.
Сама княжеская власть в X в. была далеко не абсолютной: князь всякий раз должен был доказывать дружине способность обеспечить ее трофеями в дальних походах и данями. При этом личное мужество и честность князя далеко не всегда совпадали с интересами земель и социальных слоев. Немного позднее князю Святославу и собственные летописцы сделали упрек: «Ты, княже, чужея земле ищеши и блюдеши, а своея ся охабив ...аще ти не жаль отчины своея, ни матери стары суща, и детий своих». Но означало это и оторванность князей от своих земель. Перевороты и усобицы X — XI вв. также свидетельствуют об определенной и всегда сохраняющейся напряженности между «Землей» и «Властью».
Но при этом центральное место в общественно-политическом устройстве «Земли» на Юге Руси так же занимало вече, как традиционная форма самоуправления славянских племен, в частности у древлян. Вече оставалось высшим органом ив Киеве.
У полян-руси прослеживается наличие кровнородственной общины. Разные формы общины неизбежно ведут и к разным формам функционирования вече. Об этом свидетельствует сопоставление порядков в земле древлян и в Киеве середины X в. Обычаи древлян — славянские: древляне на вече
выбирают себе князей и «лучших» людей, которые получают, таким образом, возможность управлять Древлянской землей. Но при этом все главные вопросы избранные князья решают только в совете с вече.
В славянских землях и сельская округа, и города в целом делились по принципу десятеричной системы, выстраиваясь «снизу вверх». Князь Владимир в свою гридницу от города допускал только десятских и сотских. Десятских избирали «мужи» — владельцы «дворов», которые у славян тоже отличались от тех, что представлены в летописи, да и в раскопках тоже. Кровнородственная община предполагала большое жилище, способное вместить несколько десятков человек с несколькими очагами (отсюда дань «от дыма»). Славяне, согласно той же летописи, «имяху по две и три жены». Археологические материалы показывают, как это выглядело: отмечаются своеобразные гнезда полуземлянок в 2 — 4, расположенные рядом. Это и есть иллюстрация к летописному сообщению. В результате десятский языческой поры (да и после принятия христианства) представлял 10 «мужей», но несколько десятков семей. [4, c.184]
Имеющиеся в исторической литературе заключения о характере социального строя Древней Руси строятся главным образом на материалах «Русской правды». Она известна в нескольких редакциях, принципиальное значение из которых имеют две — «Краткая» и «Пространная». Но и первая, и вторая редакции представляют собой своеобразные «своды» — собрание разновременных и разнохарактерных грамот и установлений.
«Грамота» Ярослава новгородцам и составляет основу «Русской правды». В литературе этот документ получил именование «Древнейшей правды» (первые 17 статей «Краткой правды»). М.Н. Тихомиров считал вероятным, что в 1016 г. Ярослав дал новгородцам именно «грамоту», а не «правду» — своеобразную форму Судебника. Саму «Древнейшую правду» М.Н. Тихомиров делил на две части, увязывая собственно «грамоту» с первыми десятью статьями. [2, c.127]
Тест
а) 862г.
б) 911 г.
в) 945 г.
г) 988 г.
Ответ: г
В 988 году Киевский
князь Владимир Святославич, согласно традиционной историографии, принял решение креститься от Константинопольской
Церкви. После
чего, в царствование Императоров Василия II
и Константина
VIII Порфирородных,
присланное Константинопольским
Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило
киевских людей в водах Днепра
и Почайны. По преданию Русской
Церкви, это произошло 1 августа, хотя достоверных
сведений о том нет.
а) священника великокняжеской церкви в селе Берестове Иллариона
б) монаха Антона из Любеча
в) Монаха Нестора
г) игумена Киево-Печерского монастыря отца Феодосия
Ответ: а
При Ярославе Мудром все 8 епископов были едины, никто не возражал против предложения великого князя избрать митрополитом Иллариона, его бывшего духовника и основателя Печерской лавры (слишком высок был авторитет Ярослава).
Первоначально
русская П. ц. находилась в сильной
зависимости от константинопольского
патриарха. Более 60 лет на Руси действовали
византийские митрополиты, назначавшиеся
константинопольским патриархом. Только
в 1051 князь Ярослав Мудрый сумел поставить
во главе П. ц. русского митрополита
Иллариона.
а) землевладение дворян
б) землевладение опричников, выдаваемое за службу
в) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству
г) землевладение крестьян
Ответ: в
Древнейший
вид земельной собственности
в России, переходившей по наследству.
Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская,
монастырская); в XIII-XV вв. - господствующая
форма землевладения. С конца XV в. противостояла
поместью, с которым сближалась и в начале
XVIII в. слилась в один вид -имение.
а) разрешала мстить лишь за особо жестокие преступления
б) разрешала мстить только близким родственникам
в) запрещала кровную месть
г) верно а) и б)
д) верно все указанное
Ответ: в
Правда Ярослава приняла меры к ограничению права кровной мести.
В
ней кровная месть сохраняется
только в отношении убийства и
при этом ограничивается кругом ближайших
родственников убитого. Во всех остальных
случаях она заменяется денежными штрафами
за убийство (“вирами”) по постановлению
суда.
1) бояре | А) зависимые люди, служившие у феодалов на основе договора |
2) смерды-общинники | Б) зависимые люди, взявшие в долг у феодала ссуду, обязанные отработать и отдать ее с процентами |
3) закупы | В) представители свободных привилегированных слоев |
4) рядовичи | Г) зависимые люди, находившиеся на положении рабов |
5) холопы | Д) свободные крестьяне, платившие дань князю |
1-в, 2-д; 3-б; 4-а; 5-г
а) кровная месть ограничивалась кругом ближайших родственников
б) было упорядочено взимание процентов ростовщиками
в) облегчалось положение смердов, закупов, рядовичей
Ответ: б, в
Уставом
было улучшено положение должников
и закупов (наемников), отменено холопство
за долги и установлен точный размер взимаемых
процентов для заимодовцов (не более 100%).
Устав оградил бедноту от произвола ростовщиков
и от порабощения людей за долги.
а) абсолютная монархия
б) сословно-представительская монархия
в) раннефеодальная монархия
г) конституционная монархия
Ответ: в
Древнерусское
государство можно
Заключение
После рассмотрения двух веков русской истории, можно сделать несколько основных выводов.
Прежде всего, именно в начале вышеозначенного периода – в конце IX – начале X вв. произошло зарождение самого русского государства, пришедшего на смену разрозненным союзам сообществ славян. Такое раннее государство было образовано в большой степени в связи с необходимостью защиты славянских сообществ от кочевых племен и представляло собой содружество мало зависимых друг от друга княжеств, подчинявшихся киевским князьям и своим правителям. Местные князья долго еще сохраняли независимость.
С X в. идет становление и развитие Руси как государства, начиная с того, что молодое государство решало только вопросы объединения страны, централизации власти, изживания племенного сепаратизма и архаичных форм отношений с подданными, вроде «полюдья». Слабость объединения княжеств требовала укрепления содружества.