История Крещения Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Процесс Крещения Руси нельзя рассматривать в однознач¬ном ключе, стремясь найти только один источник проникнове¬ния христианства в Киевскую Русь. Процесс этот был намного сложнее, что и нашло отражение в «Повести временных лет».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Принятие христианства на Руси. Русская православная церковь
и её роль……………………………………………………………………………4
2. Внутренняя и внешняя политика правления Ярослава Мудрого.
"Русская правда"…………………………………………………………………..9
3. Правление Владимира Мономаха…………………………………………….13
4. Политический строй Киевского государства. Дискуссия о
социальном строе Древней Руси……………………………………………….16
Тест………………………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

История.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

славянские Плесков-Псков, Изборск (германские названия городов появятся лишь при Петре I). В земле веси появится «Белоозеро». И «призванные» в 862 г. варяги разместятся в славянских городах — Новгород, Псков, Изборск, Белоозеро, которые они же и построили.

     Конечно же властная иерархия на Северо-Западе Руси была. Даже Псков считался «пригородом» Новгорода (хотя фактически был самостоятелен). Но это была иерархия не личностей, а общин. Как известно, единоличная княжеская власть в Новгороде так и не утвердилась. Наиболее яркое представление об отношениях между «Землей» и «Властью» в Новгороде дает изгнание в 1136 г. из Новгорода князя Всеволода Ольговича, которое раскрывает сам механизм такого рода акций, опирающихся на «длительную традицию.

     Естественно, что «демократия» предполагала и разных кандидатов на должность «князя». Кто-то пытался привлечь из Пскова Всеволода Мстиславича, кто-то пригласил из Чернигова брата изгнанного Всеволода — Святослава. Смута 1136 г. продолжалась и на следующий год, причем с бояр, ратовавших за Всеволода Мстиславича, взыскали по полутора тысяч гривен — сумма почти равная тому, что Ярослав Владимирович в свое время должен был платить в Киев.

     В целом по Северу и Северо-Западу Древней Руси складывалась система, характерная для балтийских славян. Южные области Древней Руси, где центром государства был Киев и прилегающие территории расселения полян-руси, больше зависели от непредсказуемой Степи, постоянных набегов кочевников, с которыми надо было воевать или же откупаться. По летописи, в IX в. дань с южных племен — полян, северян и вятичей — брали хазары, что географически — особенно после разгрома «Росского каганата» на Дону — понятно.

     Появление в Киеве Дира и Аскольда представляется как освобождение от хазарской дани. Но хазарская дань с радимичей, от которой их освобождает Олег (точнее, переводит ее на себя), вызывает сомнения: радимичи, по

летописи, жили у Верхнего Днепра, близ Смоленска (если, конечно, им не пришлось переселяться откуда-то из Подонья).

     Систему общественно-политических отношений на Юге Руси в середине X в. можно проанализировать на примере летописных сообщений о княжении Игоря. В Новгородской Первой летописи есть известия, похоже указывающие на действительное положение в отношениях полян-руси со своими соседями.

     Русы, которые пришли вместе с Олегом и  Игорем, привнесли в общественно-политическую жизнь Южной Руси иерархический принцип управления, основанный на принципах кровнородственной общины. И свои традиции общественно-политического устройства русам пришлось совмещать с традиционными славянскими традициями общественного управления.

     Сама  княжеская власть в X в. была далеко не абсолютной: князь всякий раз должен был доказывать дружине способность обеспечить ее трофеями в дальних походах и данями. При этом личное мужество и честность князя далеко не всегда совпадали с интересами земель и социальных слоев. Немного позднее князю Святославу и собственные летописцы сделали упрек: «Ты, княже, чужея земле ищеши и блюдеши, а своея ся охабив ...аще ти не жаль отчины своея, ни матери стары суща, и детий своих». Но означало это и оторванность князей от своих земель. Перевороты и усобицы X — XI вв. также свидетельствуют об определенной и всегда сохраняющейся напряженности между «Землей» и «Властью».

     Но  при этом центральное место в общественно-политическом устройстве «Земли» на Юге Руси так же занимало вече, как традиционная форма самоуправления славянских племен, в частности у древлян. Вече оставалось высшим органом ив Киеве.

     У полян-руси прослеживается наличие  кровнородственной общины. Разные формы общины неизбежно ведут и к разным формам функционирования вече. Об этом свидетельствует сопоставление порядков в земле древлян и в Киеве середины X в. Обычаи древлян — славянские: древляне на вече

выбирают  себе князей и «лучших» людей, которые получают, таким образом, возможность управлять Древлянской землей. Но при этом все главные вопросы избранные князья решают только в совете с вече.

     В славянских землях и сельская округа, и города в целом делились по принципу десятеричной системы, выстраиваясь «снизу вверх». Князь Владимир в свою гридницу от города допускал только десятских и сотских. Десятских избирали «мужи» — владельцы «дворов», которые у славян тоже отличались от тех, что представлены в летописи, да и в раскопках тоже. Кровнородственная община предполагала большое жилище, способное вместить несколько десятков человек с несколькими очагами (отсюда дань «от дыма»). Славяне, согласно той же летописи, «имяху по две и три жены». Археологические материалы показывают, как это выглядело: отмечаются своеобразные гнезда полуземлянок в 2 — 4, расположенные рядом. Это и есть иллюстрация к летописному сообщению. В результате десятский языческой поры (да и после принятия христианства) представлял 10 «мужей», но несколько десятков семей. [4, c.184]

     Имеющиеся в исторической литературе заключения о характере социального строя Древней Руси строятся главным образом на материалах «Русской правды». Она известна в нескольких редакциях, принципиальное значение из которых имеют две — «Краткая» и «Пространная». Но и первая, и вторая редакции представляют собой своеобразные «своды» — собрание разновременных и разнохарактерных грамот и установлений.

     «Грамота» Ярослава новгородцам и составляет основу «Русской правды». В литературе этот документ получил именование «Древнейшей правды» (первые 17 статей «Краткой правды»). М.Н. Тихомиров считал вероятным, что в 1016 г. Ярослав дал новгородцам именно «грамоту», а не «правду» — своеобразную форму Судебника. Саму «Древнейшую правду» М.Н. Тихомиров делил на две части, увязывая собственно «грамоту» с первыми десятью статьями. [2, c.127]

 

Тест

 
  1. Назовите  год крещения Руси:

    а) 862г.

    б) 911 г.

    в) 945 г.

    г) 988 г.

    Ответ: г

     В 988 году Киевский князь Владимир Святославич, согласно традиционной историографии, принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны. По преданию Русской Церкви, это произошло 1 августа, хотя достоверных сведений о том нет. 

  1. Кого назначил Ярослав Мудрый митрополитом без  ведома константинопольского патриарха?

    а) священника великокняжеской церкви в селе Берестове Иллариона

    б) монаха Антона из Любеча

    в) Монаха Нестора

    г) игумена  Киево-Печерского монастыря отца Феодосия

    Ответ: а

     При Ярославе Мудром все 8 епископов были едины, никто не возражал против предложения великого князя избрать митрополитом Иллариона, его бывшего духовника и основателя Печерской лавры (слишком высок был авторитет Ярослава).

     Первоначально русская П. ц. находилась в сильной  зависимости от константинопольского патриарха. Более 60 лет на Руси действовали византийские митрополиты, назначавшиеся константинопольским патриархом. Только в 1051 князь Ярослав Мудрый сумел поставить во  главе П. ц. русского митрополита Иллариона. 

  1. Что такое  вотчина?

    а) землевладение  дворян

    б) землевладение  опричников, выдаваемое за службу

    в) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству

    г) землевладение  крестьян

    Ответ: в

     Древнейший  вид земельной собственности  в России, переходившей по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская); в XIII-XV вв. - господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась и в начале XVIII в. слилась в один вид -имение.  

  1. Как регулировала кровную месть «Правда Ярослава»?

    а) разрешала  мстить лишь за особо жестокие преступления

    б) разрешала  мстить только близким родственникам

    в) запрещала  кровную месть

    г) верно а) и б)

    д) верно все  указанное

    Ответ: в

     Правда Ярослава приняла меры к ограничению права кровной мести.

     В ней кровная месть сохраняется  только в отношении убийства и  при этом ограничивается кругом ближайших родственников убитого. Во всех остальных случаях она заменяется денежными штрафами за убийство (“вирами”) по постановлению суда. 
 
 

  1. Установите  соответствия между понятиями и  определениями:
1) бояре А) зависимые  люди, служившие у феодалов на основе договора
2) смерды-общинники Б) зависимые  люди, взявшие в долг у феодала  ссуду, обязанные отработать и отдать ее с процентами
3) закупы В) представители  свободных привилегированных слоев
4) рядовичи Г) зависимые  люди, находившиеся на положении рабов
5) холопы Д) свободные  крестьяне, платившие дань князю

 

1-в, 2-д; 3-б; 4-а; 5-г

  1. Бояре – являются представителями свободных привилегированных слоев.
  2. Смерды-общинники: - являются свободными крестьянами, платившие дань князю.
  3. Закупы- это зависимые люди, взявшие в долг у феодала в ссуду, обязанные отработать и отдать ее с процентами.
  4. Рядовичи – это зависимые люди, служившие у феодалов на основе договора.
  5. Холопы – это зависимые люди, находившиеся на положении рабов.
 
  1. Какие новые  правовые положения содержались  в «Уставе Владимира Мономаха»?

    а) кровная  месть ограничивалась кругом ближайших  родственников

    б) было упорядочено  взимание процентов ростовщиками

    в) облегчалось  положение смердов, закупов, рядовичей

    Ответ: б, в

     Уставом было улучшено положение должников  и закупов (наемников), отменено холопство за долги и установлен точный размер взимаемых процентов для заимодовцов (не более 100%). Устав оградил бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения людей за долги. 

  1. Каков был  государственный строй Киевской державы?

    а) абсолютная монархия

    б) сословно-представительская  монархия

    в) раннефеодальная  монархия

    г) конституционная  монархия

    Ответ: в 

     Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата. Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

 

Заключение

     После рассмотрения двух веков русской  истории, можно сделать несколько основных выводов.

     Прежде  всего, именно в начале вышеозначенного  периода – в конце IX – начале X вв. произошло зарождение самого русского государства, пришедшего на смену разрозненным союзам сообществ славян. Такое раннее государство было образовано в большой степени в связи с необходимостью защиты славянских сообществ от кочевых племен и представляло собой содружество мало зависимых друг от друга княжеств, подчинявшихся киевским князьям и своим правителям. Местные князья долго еще сохраняли независимость.

     С X в. идет становление и развитие Руси как государства, начиная с того, что молодое государство решало только вопросы объединения страны, централизации власти, изживания племенного сепаратизма и архаичных форм отношений с подданными, вроде «полюдья». Слабость объединения княжеств требовала укрепления содружества.

Информация о работе История Крещения Руси