История испанского завоевания империи ацтеков в 1519-1521 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

К началу XVI в. в Западной Европе сложилась ситуация, благоприятствующая дальнейшим географическим открытиям. Развитие производственных сил в самой Европе, связанное с переходом от старого, феодального, ведения хозяйства к новому, капиталистическому, требовало новых рынков сбыта и источников сырья. Европейские купцы, банкиры и предприниматели стремились найти их на далеком и богатом Востоке. В 1492 г. уроженец Генуи Х.Колумб открыл новый материк, Америку, которую он ошибочно считал Индией. Именно к ней в надежде обогатиться устремились испанские предприниматели и авантюристы

Оглавление

Введение
Историография
1. Причины и начальный этап первого похода на Теночтитлан
2. Марш на Теночтитлан
3. Второй поход на Теночтитлан
4. Последствия завоевания испанцами империи ацтеков
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История испанского завоевания империи ацтеков в 1519-1521 гг.

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Историография

1. Причины и  начальный этап первого похода  на Теночтитлан

2. Марш на  Теночтитлан

3. Второй поход  на Теночтитлан

4. Последствия завоевания испанцами империи ацтеков

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

1. ПРИЧИНЫ И  НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПЕРВОГО ПОХОДА  НА ТЕНОЧТИТЛАН

        К началу XVI в. в Западной Европе  сложилась ситуация, благоприятствующая дальнейшим географическим открытиям. Развитие производственных сил в самой Европе, связанное с переходом от старого, феодального, ведения хозяйства к новому, капиталистическому, требовало новых рынков сбыта и источников сырья. Европейские купцы, банкиры и предприниматели стремились найти их на далеком и богатом Востоке. В 1492 г. уроженец Генуи Х.Колумб открыл новый материк, Америку, которую он ошибочно считал Индией. Именно к ней в надежде обогатиться устремились испанские предприниматели и авантюристы.

Необходимо  отметить, что такое бурное развитие великих географических открытий, произвело  переворот в морском деле. Вместо громоздких и неповоротливых коггов и нефов был сконструирован новый  тип корабля – каравелла. Помимо появления нового типа судна произошли достаточно важные изменения в навигации. Сюда следует отнести уже повсеместное использование компаса и развитие картографии (особенно преуспели здесь португальцы).[21;стр.32]

В начале 1492 г. произошло  событие, завершившее собою грандиозное, длинною в целых восемь веков (718-1492 гг.), противостояние христианской и мусульманской цивилизаций на Пиренейском полуострове. Испанские войска отбили у мавров Гранаду, завершив тем самым реконкисту. Окончание боевых действий высвободило массу безземельных и малоземельных испанских идальго, привыкших кормиться войною. Этот анархический элемент, оказавшийся не у дел в самой Испании, не мог не беспокоить испанского короля. Королевская власть видела в экспедициях в новые земли средство избавиться от бедных, но воинственных дворян.[20;стр.57]

В 1511 году Диего  Веласкес де Куэльяр покорил население  Кубы, построил форт Баракоа и стал первым испанским губернатором Кубы. Куба, как и остров Гаити, стал отправной  точкой для дальнейших завоеваний испанцами  земель континентальной Америки.

Первым испанцем, дошедшим до земель Мексики, был Хуан де Грихальва. Веласкес поручил Грихальве  начальство над экспедицией, снаряженной  в апреле 1518 году с целью завязать торговые отношения с открытыми  Франсиско Кордовой землями (Юкатаном). Грихальва достиг берегов Мексики, которую назвал Nueva España (Новая Испания). Он открыл устье реки Табаско, нижнее течение которой часто называется по его имени Рио-Грихальва, а далее, при устье Рио-Бланко, встретился с уполномоченными императора ацтеков, до которого уже дошли сведения о появившихся у берегов Мексики испанцах. Грихальва расстался с ними очень дружелюбно, выторговав у индейцев много драгоценных камней и золота, и отправил одного из своих спутников для извещения Веласкеса о своих открытиях, после чего продолжил путь.[1;стр.4] От устья реки Ятаспы или Рио-де-Сан-Паоло-и-Педро он повернул обратно и прибыл после 6-месячного плавания в Кубу. Новая экспедиция в открытую Грихальвой страну была поручена Эрнану Кортесу, к которому, таким образом, перешла вся слава открытий Грихальвы. После покорения Центральной Америки он поселился в Никарагуа и вскоре был убит во время восстания туземцев. [1;стр.5]

Из этого  следует, что еще до того, как Эрнан  Кортес высадился на побережье Центральной  Америки в поисках золота, примерный маршрут к столице могущественной империи ацтеков был уже разведан. Оставалось только добыть это золото с помощью стали.

10 февраля 1519 года Кортес покинул остров  Куба. Под его командованием было  одиннадцать судов водоизмещением  от семидесяти до сотни тонн, пятьсот восемьдесят солдат и около сотни матросов, а также две сотни кубинцев, несколько негров, несколько индианок шестнадцать жеребцов и кобыл. [4] Флотилии был отдан приказ отправляться на остров Косумель. На этом острове Кортес создавал из своего отряда более-менее дисциплинированное войско. На острове Кортес познакомился с испанцем по имени Агилар, который еще с пятнадцатью моряками восемь лет назад потерпел кораблекрушение возле острова. Все это время Агилар был рабом одного из индейцев и успел выучить язык табасков. Агилар обратился к Кортесу с предложением показать, где индейцы прячут некоторое количество золота, однако Кортес ответил ему, что не гонится за подобной мелкой выгодой, а находится здесь с целью служить Богу и королю. Под этим, разумеется, подразумевалось, что Кортес заинтересован только в полном завоевании.

Флотилия снова  пустилась в путь только 4 марта. В пути случился небольшой шторм, сильный южный ветер отнес  судно далеко в море, а когда  справились с вертом, оказалось, что их отнесло назад к точке почти напротив Чампотона, места, где жили весьма воинственные индейцы. Здесь уже дважды, экспедиции Кардовы и Грихальвы, испанцы несли крупные потери в битвах с индейцами. Кортес хотел высадиться в этой точке и преподать здешним воинственным индейцам урок. [10;стр.54] Однако, можно предположить, что конкистадор решил на деле, в бою, испытать силы своего войска. Испанцы высадились на землю 12 марта, не далеко от индейского города Потончана. Индейцы были настроены враждебно, берег реки кишел индейскими воинами, а в городе их собралось не меньше двенадцати тысяч. Кортес послал Агилара в город, чтобы тот попытался убедить индейцев позволить его людям высадиться, набрать воды и купить продуктов. Но индейцы твердо решили не дать высадиться испанцам на их берег.

Утром 13 марта  отслужили мессу, и люди заняли места  в лодках. Авила с сотней людей  отправился атаковать город, тогда  как Кортес с остальными остались в долине реки. При попытке высадиться испанцы были встречены дождем стрел с обожженными наконечниками. Но огнестрельное оружие и фехтовальное искусство испанцев постепенно позволили им получить преимущество, и, когда город был, наконец взят, Кортес собрал своих людей на центральной площади крепости, где располагались большие общественные здания и три храма с идолами. Здесь, в присутствии своих солдат и королевского нотариуса в качестве свидетелей, он формально объявил о взятии этой земли во владение именем короля. Индейцы были разгромлены, их потери насчитывали восемьсот человек, армия Кортеса не понесла невосполнимых потерь. Кортес понимал, что с помощью только одного лишь оружия, он не сможет завоевать эти земли, так как индейцы на материке слишком многочисленны. И здесь он прибегает к тому, что до него не делал ни один испанский конкистадор – он прибегнул к дипломатии. [7] Характер и подготовка Кортеса позволили осуществить намеченное им. Пятерых индейцев, включая двух военных вождей, захватили в плен. Кортес освободил вождей и направил их обратно в город с дарами, велев объяснить касикам, что он пришел с миром. На следующее утро касики вернулись с птицей, рыбой, фруктами и маисовыми лепешками, а также с просьбой, чтобы им позволили похоронить их мертвых, пока жаркое солнце не заставило тела разлагаться или их не съели ягуары. Кортес воспользовался случаем устроить демонстрацию силы. Касики были в ужасе [5;стр.29]

Но Кортес не довольствовался локальным выигрышем. Он знал, что у индейцев есть рисуночное письмо и что все, что он делает и говорит на побережье, докладывается  посредством его в центр; в рисунках поставленная им сцена должна была выглядеть особенно эффектно.[9;стр.75]

Когда Кортес требовал у индейцев золота, ему отвечали "Кулуа" и "Мехико". Ему подарили 20 женщин, которых Кортес приказал крестить. Среди них была "знатная леди и касик над городами и вассалами с самого своего детства". В крещении она получила имя Марина, Кортес отдал ее своему другу Алонсо Эрнандесу Пуэртокарреро. Этой энергичной и умной женщине, быстро выучившей испанский, суждено было оказать огромное влияние на историю конкисты, поскольку она говорила на языке науатль, на котором говорили ацтеки как Кулуа, так и Теночтитлан. Именно она стала главным переводчиком на всем дальнейшем пути испанского завоевателя к покорению ацтекской империи. [13;стр.61]

Флотилия отплыла в понедельник перед Пасхой и четыре дня спустя прибыла в Сан-Хуан-де-Улуа, где Аламинос поставил суда на якорь под высоким берегом острова, в месте, защищенном от северных шквальных ветров. Две пироги отошли от берега и направились непосредственно к флагману. От этих индейцев Кортес впервые услышал внушающее ужас имя Монтесумы. Их хозяин, сказали они, является слугой этого великого короля, он послал их узнать цель визита испанцев и снабдить их всем необходимым. К Страстной пятнице испанцы уже разбили лагерь, а через день множество индейцев прибыли по поручению Куитлальпиток, который правил этой провинцией от имени Монтесумы. От Куитлальпинока при помощи переводчиков Кортес узнал, что Моктесума является не только единоличным правителем священного города Теночтитлана, но и верховным правителем Кулуа, конфедерацией городов-государств, находящихся за горами в нескольких днях пути. Несколько лет назад воины Моктесумы покорили район Сан-Хуана-де-Улуа и теперь его власть распространяется до самого побережья.[2]

Затем произошло  нечто странное. Теудильи заметил  на одном из солдат позолоченный, но довольно ржавый шлем, попросил дать ему  возможность рассмотреть его  поближе и, рассмотрев, сказал, что  хотел бы показать его своему господину, великому Моктесуме. Через семь дней он получил шлем назад, наполненным до краев добытым из шахты золотом, маленькими крупинками высокого качества, ценностью в 3000 песо. Теудильи сам привез шлем Кортесу. За неделю он успел совершить путешествие в Теночтитлан, доложить обо всем своему господину и прибыть обратно на побережье, в сопровождении мешикского принца по имени Кинтальбор и сотни индейцев, принесших еще дары. Кинтальбор, выбранный мешикскими жрецами, преподнес эти дары Кортесу только после того, как все индейцы поцеловали землю, а жрецы окурили испанцев. Здесь первый раз прозвучало слово "теуле", что означало "боги". А сам обряд целования земли и окуривания с помощью глиняных жаровен, был обрядом поклонения богам. Однако тогда Кортес еще не понимал всего этого, он был занят оцениванием принесенных даров. Дары, принесенные послами Моктесумы, были очень богаты, фактически это были прощальные дары, так как на вопрос Кортеса, когда он сможет увидеть самого Моктесуму, ему ответили, что такая встреча исключена. Однако Кортес с помощью уговоров, просьб и угроз Кортес смог убедить послать к Моктесуме еще одно посольство с просьбой на встречу с ним. Пока ждали посольство, отношения между индейцами и испанцами стали более напряженными. Все меньше индейцев приходило в лагерь с дарами и пищей, а принесенные хлебные лепешки были кислыми и кишели долгоносиками. Дошло до того, что испанцы были вынуждены собирать моллюсков на побережье. Вернувшись из Теночтитлана, Теудильи привез даров еще на 3000 песо, но и только. Моктесума наотрез отказался встречаться с Кортесом. После этого индейцы вообще перестали появляться в лагере испанцев.

Именно в  этот момент к Кортесу в лагерь пришли пять шпионов из народа тотонаков, которые следили за испанцами  с целью, выяснить могут ли они  стать союзником в борьбе с Моктесумой. От них конкистадор узнал, что племена, которые недавно покорили мешики, неспокойны. Кортес одарил тотонаков, и отослал их с сообщением для касика о том, что испанцы в скором времени собираются навестить его. Когда конкистадоры вошли в Семпоалу, то неожиданно встретили там самый сердечный прием. В испанцах видели своих союзников в борьбе с ацтеками. В этот момент Кортес понимает, какое оружие дала ему судьба для исполнения своих планов. Все племена на окраинах огромного государства ацтеков были обложены тяжелыми поборами и данью, очень часто людьми, для принесения их в жертву, кровожадным богам Теночтитлана. [25;стр.54]Однако конкистадор понимал, что для того, чтобы отправиться в поход на саму столицу ацтекского государства, нужно еще создать опорную базу, которая будет обеспечивать связь с городами Кубы и Гаити, а также даст защиту, в случае неудачного похода или других непредвидимых обстоятельств. Заключив союз с двадцати правителями селений тотонаков о совместной борьбе с ацтеками, испанцы с их помощью основали первый город на континенте – Вилья-Рика-де-ла-Вера-Крус (Богатый город истинного креста). В скором времени Кортес создал из своих друзей и сторонников городской совет, который "избрал" его генерал-капитаном, городским главой и верховным судьей.[14;стр.83] Однако этими действиями он нарушил закон, захватывать новые земли и основывать на них города могли только два человека: испанский король и губернатор Кубы Веласкес. Сторонники Веласкеса открыто выражали свое недовольство, на что Кортес отреагировал быстро и жестко: двое зачинщиков были повешены, еще нескольких высекли плетьми, остальных бросили в темные и сырые подвалы крепости Веракрус. Чтобы окончательно лишить сторонников Веласкеса возможности вернуться на Кубу, Кортес приказал привести в негодность корабли, находящиеся в гавани. Сам же Кортес осознавал, что король Испании Карл Пятый постоянно нуждается в золоте и ради тех доходов, которые сулили завоевания в Мексике, простит ему все.[2] 26 июля 1519 года груженый золотом корабль отправился из Веракруса в Испанию под руководством ближайших соратников Кортеса. Им не потребовалось много усилий, чтобы завоевать расположение кастильского короля.[6]

 

 

 

 

 

 

 

2. МАРШ НА ТЕНОЧТИТЛАН

16 августа 1519 года Кортес  покинул Семпоалу. Его войско насчитывало четыре сотни пеших испанских солдат с шестью орудиями, пятнадцать кавалеристов и несколько тысяч союзных, среди которых было от сорока до ста военных вождей.[11;стр.45] Такое большое количество военных вождей тотонаков может быть показателем того, насколько вожди Семпоала доверяли испанцам, и, что возлагали на них большие надежды, как на союзников. Но это доказывает и то, в каком отчаянном положении были племена, находившиеся под гнетом ацтеков. Несмотря на то, что армия Кортеса была вооружена не в пример лучше мешиков и обладала знаниями тактики не доступной индейцам, она была бы сметена армией ацтеков, которая могла выставить под свои знамена несколько сотен воинов. Но Кортес уже твердо знал, что в самом ближайшем будущем силы испанцев неизмеримо возрастут: его союзниками и друзьями готовы были стать все покоренные ацтеками племена и народы. Перед началом пути он обратился к своему войску с яркой речью о «Великих действиях с великими усилиями»[7]

Итак, Кортес двинулся к Тлашкале – не большому, но самостоятельному государству индейцев-нахуа. Этот маршрут был избран не случайно. Конкистадор действовал согласно совету правителя Семпоалы, заверившего предводителя испанцев в том, что тлашкальцы, будучи смертельными врагами ацтеков, помогут малочисленному отряду завоевателей в походе на Теночтитлан. Сам Кортес в послании-реляции Карлу Пятому пишет, что в начале похода на Тлашкалу местное население встретило объединенное войско испанцев и тотонаков враждебно. Однако в эту часть его послания верится наименее всего. Кортес пишет, что он сражался от зари до заката со стотысячным войском тлашкальцев, а на следующий день в битве против его войска вышло сто сорок девять тысяч индейцев.[12;стр.34] Тлашкальцы с самого начала были лояльны к испанцам и без всяких задержек пропустили через свои земли конкистадоров, выделив им отряд в шесть тысяч своих воинов.[15;стр.35] Получив подкрепление, Кортес двинулся на запад. Его путь лежал к Чолуле (Чурультекаль) – древнему священному городу индейцев, знаменитому благодаря своему великолепному храму в честь бога ветра и воздуха Кецалькоатля, а также богатству своих жрецов и царей. У городских ворот конкистадоров с почетом встретили высшие сановники Чолулы, разместившие все многочисленное воинство Кортеса в удобных помещениях на территории главного храма.

На третий день пребывания испанцев в Чолуле случилось событие, которое не имеет однозначной  оценки до сих пор. Это так называемая "Резня в Чолуле". Это событие является одним из самых жестоких злодеяний в истории конкисты.[19;стр.57] Кортес и его испанское войско первоначально и на момент вхождения в Чолулу находился на позиции "слабого" - его небольшой отряд находился глубоко в тылу потенциального врага, в случае неблагоприятных обстоятельств он не только мог не дождаться подкрепления, но и вовсе погибнуть в окружении враждебных индейцев. К тому же меры, принятые им в Чолуле, были не без основания. Как пишет Берналь Диас дель Кастильо и сам Кортес, кровавая расправа над населением Чолулы являлась следствием их предательства по отношению к испанцам.[14;стр.76]

Информация о работе История испанского завоевания империи ацтеков в 1519-1521 года