Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 21:08, контрольная работа
История индустриализации Сибири разделяется на следующие этапы:
1) ХVII - первая четверть XVIII в. - начало частного раннекапиталистического предпринимательства в весьма скромных масштабах;
2) вторая четверть ХVШ в. - первая четверть XIX в. - рост, а затем господство феодального предпринимательства казны, Кабинета, дворянства в мануфактурной промышленности;
3) вторая четверть XIX в. - 1861 г. - кризис феодальной промышленности, рост и победа частного капиталистического предпринимательства в транспорте, промышленности, господство капиталистической мануфактуры в золотодобыче, начало промышленного переворота в водном транспорте;
4) 1861 г, - первая половина 90-х гг. XIX в. - крах феодального предпринимательства, господство капиталистической мануфактуры во всей промышленности, начало промышленного переворота в ней, утверждение пароходства, начало железнодорожного строительства;
5) вторая половина 90-х гг. XIX в. - 1930-е гг. - промышленный переворот во всех отраслях экономики, начало индустриализации1.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1.Прогресс и казнокрадство..…………………………..……………..4
2.Великий железный путь………………………………..……………11
3.Промышленное строительство в Советской Сибири……………..
Заключение…………………………………………………………………….…13
Список использованной литературы………………………………………...…14
В 1891 году началась постройка Великого Сибирского рельсового пути (Транссибирской железной дороги)5. План строительства разработал министр финансов С.Ю. Витте: он предложил сооружать магистраль не всю разом, а поочередно, отдельными участками, поощряя при этом последовательное освоение прилегающих земельных округов, развитие речного судоходства и горнозаводской промышленности. Законодательная власть полностью передавалась комитету железной дороги, в который вошли первые лица государства - Председатель Совета Министров, министры финансов, путей сообщения, внутренних дел. Во главе комитета стоял Николай Александрович, сначала наследник престола, а затем последний русский царь. Государь призвал всех причастных к сооружению дороги «строить и быстро и дешево», видимо, до конца не осознавая истинные масштабы затеянного. Первоначальная смета строительства Транссибирского рельсового пути составляла 350 миллионов рублей. Действительная стоимость дороги превысила миллиард! В разгар строительства на трассе работало около 90 тысяч человек - пестрый, разношерстный, многоязыкий люд со всей России.
Благодаря строительству Транссибирской магистрали возникли не только новые промышленные предприятия, но и населенные пункты, в том числе и нынешняя столица Сибири - Новосибирск (Ново-Николаевск)6. Первоначально предполагалось, что железная дорога пройдет вдоль Московского (Барабинского) тракта и пересечет Обь у Колывани. Однако затем, по настоянию начальника изыскательной партии инженера и писателя Гарина-Михайловского, решено было строить мост у селения Кривощеково. Изменение проекта объяснялось тем, что у Колывани Обь во время половодья разливалась очень широко и строительство моста обошлось бы на три миллиона рублей дороже. Гарину-Михайловскому пришлось выдержать натиск колыванских и томских купцов, кровно заинтересованных в сохранении своей ведущей роли в западносибирской торговле. Однако уговоры и посылы щедрых взяток не поколебали решимость инженера. В апреле 1893 года на правом берегу Оби появились первые строители, а через 10 лет их выросший поселок будет переименован в Ново-Николаевск, безуездный город Томской губернии.7
Великий рельсовый путь перевернул жизнь всех восточных российских земель и Западной Сибири в том числе. Железная дорога пробила коммуникационный затор, и в образовавшуюся брешь хлынули массы крестьян, освобожденных Александром II в 1861 году. Сначала в путь отправлялись ходоки, выбранные небольшим числом семейств. Они присматривали землю, приглядывались к будущим соседям. Правительство установило для переселенцев льготный проездной тариф, втрое меньше обычного. На станциях по пути следования организовали выдачу хлеба и горячего питания, открыли пункты медицинской помощи, к поездам подцепили вагоны-церкви с крестом на крыше. В первые же годы после открытия движения поездов по Сибирской железной дороге (1892-1901) на восток переселялось каждый год в среднем по 150 тысяч человек. За четверть века переселилось около 4 миллионов человек. Население Сибири удвоилось8.
Железная дорога ускоряла оборачиваемость капитала, способствовала развитию производительных сил края, но при этом хозяйство ориентировалось почти исключительно на добычу и вывоз сырья. Шли споры о путях развития Сибири, многие опасались за будущее, наблюдая, как постепенно промышленность берет верх над земледельческим трудом, и торопились предостеречь: «...Можно хорошо жить без множества фабрикатов, но нельзя остаться без хлеба и мяса»9. Тем не менее, Великая Сибирская дорога - «чугунка», как ее тогда называли, - имела не только экономическое, но и огромное психологическое, нравственное значение. Впервые реально сомкнулось огромное геополитическое пространство - Евразия. Человек своими руками сшил воедино две части света.
Таким
образом, Сибирь накануне «дней окаянных»
- революции и гражданской войны - была
настоящим сырьевым придатком метрополии:
европейской России, а также стран Западной
Европы и США. Поезда увозили из Сибири
золото, цинк, свинец, медь, уголь, кожи,
соль. Влияние иностранного капитала,
в особенности американского, заходило
так далеко, что в 1917 году американцы предприняли
попытку установить контроль над сибирскими
железными дорогами. Наличие этих тупиковых
для Сибири тенденций породило целую общественно-экономическую
школу - сибирское областничество. Областники
Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, С.С. Шашков,
Н.С. Щукин, АП. Щапов говорили об особом
пути развития Сибири. «Сибири, - писали
областники, - быть может, суждено первой
из земель славянских племен осуществить
великую идею демократической республики.
Наша независимость будет иметь такое
же значение в нашей истории, как независимость
Соединенных Штатов Америки».
3. Промышленное строительство
в Советской Сибири
Одним из первых и главных преобразований большевиков в области государственного строительства стала организация национально-территориальных структур. Не обошли эти реформы и Сибирский регион: на Горном Алтае возникает Ойротская автономная область, в Горной Шории создают национальный район, образованы Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.10 Почти везде проводят политику «коренизации» - привлекают в местные органы власти, в кооперативы, в избы-читальни самих аборигенов и давних жителей края, знающих язык, нравы, традиции коренного населения. Параллельно проводится «советизация» коренных народов Сибири. Проводится успешно, поскольку к концу 20-х годов Советы были созданы у всего оседлого и у большинства кочевого населения Сибири.
В те же годы воплощается в жизнь давняя идея - соединить уральскую железную руду с западносибирскими (кузбасскими) углями. И.В. Сталин заявил, что отставание России от передовых стран составляет 50-100 лет, и провозгласил задачу: пройти это расстояние в десять лет. В 1929 году Россия занимала по производству стали пятое место, а по добыче угля - шестое место в мире. Создание топливно-энергетической базы в Сибири позволяло сократить этот разрыв, продвинуть индустрию ближе к главным запасам природного сырья, а также сильно укрепить позиции глубокого тыла. Началась история индустриализации Западной Сибири. Кузнецкий комбинат - гигант металлургии - был построен за 23 месяца. Такие были темпы армии строителей, которая насчитывала до 15 тысяч человек! Иностранные специалисты, помогавшие в стройке комбината, с удивлением наблюдали, как голодные, одетые в лапти люди, жившие в землянках, буквально на глазах возводили современное предприятие. И где? В Сибири! В Кемерово строили коксохимический и азотно-туковый комбинаты, завод пластических масс. На Оби и Иртыше возникают судоверфи. Романтика первых пятилеток привлекла в Западную Сибирь около пятисот тысяч строителей.
Обратной стороной процесса индустриализации стал упадок сельского хозяйства в Западной Сибири: колхозники получали по трудодням нищенски мало и подавались на стройки; многие крепкие хозяйства были «раскулачены», а «кулаки» отправлялись на бесплатные работы в Главное управление лагерей.
Построить «Америку в Сибири» было в 30-е годы модным лозунгом, идеей-фикс. Новосибирск называли тогда «Сиб-Чикаго» (Сибирским Чикаго). Весной 1930 года здесь заложили завод по производству сельскохозяйственных машин: по мощности он должен был превзойти американские и европейские заводы такого типа. Токарные станки, построенные в Новосибирске, демонстрировались на всемирной выставке в Париже. Сооружался завод горного оборудования, строились электростанции, вырастали кварталы каменных многоэтажных домов.
В 1948 году на правительственном уровне было принято решение о строительстве первого алюминиевого завода в Восточной Сибири. Первоначально рассматривалось восемь площадок. В 1950 году была утверждена та, на которой сегодня расположен Иркутский алюминиевый завод Объединенной компании «Российский алюминий». В 1952 году утвердили генеральный план, и через год началось строительство завода11.
И здесь же, в краевой конторе Союзхлеб трудился высокий сутулый механик Юрий Васильевич Кондратюк. Сослуживцы подшучивали над ним: «Живешь ты, как монах, и сыт единым хлебом. Ты облако в штанах и занят только небом». Кондратюк привык к своей репутации человека не от мира сего. Но ремонтника элеваторов это не волновало. Он разрабатывал вариант пилотируемой экспедиции на Луну при помощи многоступенчатых составных ракет. В двадцатых годах, когда полет даже на крошечном биплане казался для многих мечтой, этот человек рассматривал медицинские аспекты космоплавания, продумывал специальные костюмы для космонавтов, уменьшающие перегрузки. В его работах содержится описание «ракеты с крыльями», используемой для выхода на орбиту и возвращения на Землю, - то, что используется американцами в программе «космический челнок». Начавшаяся война прервала жизнь многих сибиряков, и в их числе гениальный теоретик космонавтики Ю.В. Кондратюк. Ополченец Юрий Кондратюк погиб при обороне Москвы в 1941 году.
Летом 1941 года по Транссибирской магистрали с неслыханной ранее скоростью - 900,1000,1200 километров в сутки - неслись воинские эшелоны из Сибири на запад, на помощь Москве, о которой сибиряки столько слышали, а увидеть ее большинству придется в первый (а многим и последний) раз. Сибиряки торжественно чеканили шаг на историческом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади. С парада, не передохнув, уходили на фронт, на исходные рубежи обороны. Из самолетов прямо на головы ошеломленных фашистов сыпался сибирский беспарашютный десант. Меткие стрелки, выносливые лыжники, ловкие разведчики - защищали Москву представители всех коренных народностей Сибири. Части сибиряков сражались в составе Западного фронта на Можайском, Малоярославском, Волоколамском направлениях. Среди героев-панфиловцев было восемь сибиряков. Некоторые западные военные историки указывают, что одна из причин поражения фашистских войск под Москвой осенью и зимой 1941 года заключается в прибытии сибирских дивизий, которые стояли на главных оборонительных рубежах. Все 1418 дней священной войны бесстрашно и достойно выполняли свой долг перед Родиной сибиряки на фронте и в тылу. Мужество, артельность, сила духа - все эти качества несколько сот лет воспитывались на огромном геополитическом пространстве Сибири. Во время Великой Отечественной войны они обернулись грозной неуступчивой силой.
Сибирь стала огромным заводом, почти все предприятия перешли на выпуск военной продукции. С оккупированных территорий в Западную Сибирь было эвакуировано около 250 промышленных предприятий. Сибирь выпускала почти треть чугуна, который давала в те годы страна, больше четверти стали и проката, около половины угля и кокса.
В послевоенные годы роль Западной Сибири в жизни страны еще более возрастает. Сибирь становится полигоном новых идей и революционных технологий. В центре этих процессов - созданное в 1957 году Сибирское отделение Академии наук с президиумом в Новосибирске и научными центрами в Томске, Омске, Тюмени, Кемерово. Сибирские ученые многое сделали для дальнейшего развития региона. Был открыт Западно-Сибирский железорудный бассейн и новые месторождения на Алтае. В июле 1964 года дал стране первый чугун знаменитый Запсиб. В Сибири сошлись богатства земли с огромными топливно-энергетическими возможностями. Разрабатывать месторождения в сибирских условиях стоит немало усилий, но запасы так велики и так удачно сконцентрированы, что сырье здесь обходится сравнительно дешево. Почти десять лет после войны искали геологи в Западной Сибири газ и пятнадцать - нефть. Западно-Сибирская равнина - одна из величайших в мире (размером в пять Франций) - стала энергетической кладовой империи. Сургутское, Усть-Балыкское, Мегионское, Правдинское, Мамонтовское, Салымское нефтяные месторождения; Уренгойское, Медвежье, Заполярнинское, Губкинское, Тазовское газовые месторождения и, конечно, люди, разведавшие и освоившие их, - это слава и богатство, гордость России.
Сибирь устремлена в будущее. Для этого у нее есть все: огромный промышленный потенциал, богатейшие ресурсы, высокоразвитая наука и культура, талантливые люди. Сибирский регион уверенно вступил в XXI век.