Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:23, контрольная работа
Боярская вотчина оставалась господствующей формой землевладения. Наиболее крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей. Бывшие местные князья стали вассалами Государя всея Руси. Их владения превращались в обычные вотчины (''обояривание князей'').
Расширялось, особенно со второй половины XVI в., поместное землевладение. Государство в условиях недостатка денежных средств для создания наемной армии, желая поставить под контроль центральной власти бояр-вотчинников и удельных князей, пошло по пути создания государственной поместной системы.
В данной работе будут рассмотрены финансовые реформы Ивана Грозного.
Введение 3
1. Поместное землевладение 4
2. Политика опричнины, ее последствия 7
3. Возникновение приказов и их задачи. Финансовые приказы 9
Заключение 11
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1.
Поместное землевладение
2.
Политика опричнины, ее
3.
Возникновение приказов и их
задачи. Финансовые приказы
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Иван IV Васильевич Грозный (1530 - 1584 гг.) - великий князь, русский царь с 1547 г. Иван IV жестокими мерами, часто впадая в ярость, добился огромных результато.
Образовавшееся в конце XV - начале
XVI в. Российское государство развивалось
как часть общемировой
Российская держава сумела добиться
политического единства при отсутствии
интенсивных экономических
Экономика страны носила традиционный феодальный характер, основанный на господстве натурального хозяйства.
Боярская вотчина оставалась господствующей формой землевладения. Наиболее крупными были вотчины великого князя, митрополита и монастырей. Бывшие местные князья стали вассалами Государя всея Руси. Их владения превращались в обычные вотчины (''обояривание князей'').
Расширялось, особенно со второй половины XVI в., поместное землевладение. Государство в условиях недостатка денежных средств для создания наемной армии, желая поставить под контроль центральной власти бояр-вотчинников и удельных князей, пошло по пути создания государственной поместной системы.
В данной работе будут рассмотрены финансовые реформы Ивана Грозного.
1. Поместное землевладение
Поместной системой называется порядок служилого, т.е. обязанного ратной службой, землевладения, установившийся в Московском государстве XV и XVI вв.. В основании этого порядка лежало поместье. Поместьем в Московской Руси назывался участок казенной или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, т.е. как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы [4; 203]. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца.
До Ивана IV поместье получало значение
средства обеспечения как дворцовой,
так и ратной службы. С той поры
возникает юридическая идея поместья
как земельного участка, обеспечивающего
государственную службу служилого
человека, ратную или дворцовую. С
того же времени, т.е. со второй половины
XV в, поместное землевладение
В XVI в. служилые люди иногда испомещались одновременно целыми массами. Наиболее известный случай такого испомещения относится к 155о г. Для разных служб при дворе правительство тогда набрало из ратных уездов тысячу наиболее исправных служилых людей из городовых дворян и детей боярских. Служилым людям, которых служба привязывала к столице, нужны были для хозяйственных надобностей подмосковные вотчины или поместья. Этой тысяче набранных по уездам для столичной службы служилых людей правительство и роздало поместья в Московском и ближайших уездах, присоединив к этой массе несколько людей высших чинов, бояр и окольников, у которых не было подмосковных. Размеры поместных участков были неодинаковы и соответствовали чинам помещиков: бояре и окольничие получили по 200 четвертей пашни в поле (300 десятин в 3 полях); дворяне и дети боярские городовые, разделенные на несколько статей или разрядов, получили по 200, 150 и по 100 четвертей в каждом поле. Таким образом, 1078 служилым людям разных чинов в том году роздано было зараз 176775 десятин пашни в з полях.
Вскоре после завоевания Казани
правительство привело в
Поземельным устройством и всеми поземельными отношениями служилых людей заведовало особое центральное учреждение - Поместный приказ.
Служилые люди владели землей по
месту службы, как и служили
по месту, где владели землей, - так
можно понимать слово поместье. Служба
привязывала служилых людей либо
к столице, либо к известной области.
Поэтому и служилые люди разделялись
на два разряда. К первому принадлежали
высшие чины, служившие ''с Москвы'',
а также выбор из городов. Второй
разряд составляли низшие чины, служившие
''из городов'', городовые или уездные
дворяне и дети боярские. Московские
чины кроме поместий и вотчин в
дальних уездах должны были иметь
по закону подмосковные дачи. Городовые
дворяне и дети боярские получали
поместья преимущественно там, где
служили, т.е. где должны были защищать
государство, образуя местную
Таковы общие черты поместной системы. Обращаясь к подробностям, находим указания, что люди высших чинов, бояре, окольничие и думные дворяне, получали поместья от 800 до 2000 четвертей (1200 - 3000 десятин), стольники и дворяне московские - от 500 до 1000 четвертей (750 - 1500 десятин).
Оклады признавались мерою, как бы единицей измерения служебной повинности служилого человека.
К окладу поместному обычно присоединялся денежный в той же пропорции. Вообще денежное жалованье как ''воспособление'' к поместным доходам выдавалось служилым людям, когда надобно было поставить их на ноги, приготовить к походу. При ослаблении служебной тягости денежный оклад выдавался с убавкой, например, на половину, ''вполы'', а то и вовсе не выдавался, если служилый человек занимал должность, дававшую ему доход или освобождавшую его от исполнения ратной повинности. О служилых людях высших чинов, получавших ежегодное жалованье, в книгах писалось, что они ''емлют жалованье из чети'', а о низших городовых - ''емлют жалованье с городом''. Под четями подразумевались финансовые приказы, между которыми распределено было денежное содержание служилых людей.
2. Политика опричнины, ее
В России все население страны - от высшего боярства до последнего смерда - были подданными царя, его холопами.
Экономической основой подданических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. В России, отмечал В. О. Ключевский, царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него - это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности на землю был нанесен институтом опричнины. С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя. А это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность конфисковывалась. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков дворян под неограниченной властью царя-самодержца.
Итак, опричнина - это название внутренней
политики правительства Ивана Грозного.
Существуют разные точки зрения на
опричнину. Современник ее А. М. Курбский
называл ''пожаром лютости'' бессмысленное
истребление бояр. Позднейшие историки
видят в ней средство для утверждения
прогрессивного государственного начала
в его исконной борьбе с родовым
(княжеско-боярским), а методы - обусловленными
личными качествами Ивана IV. Опричнина
- это государственная
В 1565 г. Иван IV объявил об учреждении ''особого'' двора с особой территорией, войском, финансами и управлением. Боярская Дума предоставила царю чрезвычайные полномочия для искоренения крамолы; был создан специальный аппарат управления и беспрекословно послушное царю войско (насчитывало около 1 тыс. чел.). В опричнину вошли: Можайск, Вязьма, Суздаль, Козельск, Переяславль, Великий Устюг, Вологда и др. территории. Доходы шли на содержание опричного аппарата и войска, численность которого возросла до 6 тыс. человек. Опричники были неподсудны общегосударственным органам власти и суда. Остальная часть государства стала называться Земщиной. Она управлялась Боярской Думой. С Земщину на опричнину брался огромный единовременный налог в 100 тыс. руб. С территории Земщины выселялись феодалы, не зачисленные в ''особый двор''. Их земли передавались дворянам-опричникам. Опалы и казни стали повседневным явлением.
Политика опричнины
В результате опричнины общество подчинялось неограниченной власти единоличного правителя - Московского царя. Главной социальной опорой власти стало служилое дворянство. Боярская дума еще сохранялась как дань традиции, но стала более управляемой. Ликвидированы экономически независимые от власти собственники, которые могли послужить основой формирования гражданского общества. [2; 86].
Помимо государственной
3. Возникновение приказов и их задачи. Финансовые приказы
Зарождение приказов как учреждений относится к началу XVI в. Приказы - это органы отраслевого управления. Они создавались по разным поводам, иногда носили временный характер и ликвидировались после решения какого-либо конкретного вопроса. Но чаще они были результатом ''приказа'' определенной отрасли государственных дел одному из дворцовых дьяков. В отличие от предыдущего периода при дьяке образовывалась группа подчиненных ему подьячих, а сам приказ постепенно превращался в постоянно действовавшее учреждение. Эти первые приказы помещались или во дворце, или в самостоятельных зданиях вблизи дворцовых построек (''избах''), отчего и носили иногда такие названия (например, Разрядная изба, Ямская изба и т.д.).