Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:12, курсовая работа
История балета 20 в. характеризуется процессами ассимиляции традиций русского классического балета с европейскими балетными коллективами. Ведущими тенденциями становятся метафоричность, бессюжетность, симфонизм, свободная ритмопластика, танец модерн, элементы фольклорной, бытовой, спортивной, джазовой лексики. Во второй половине 20 в. развивается постмодерн, в арсенал выразительных средств которого вошли использование кино и фотопроекций, эффекты освещения, звука, электронная музыка, хэппенинг (участие зрителей в балете) и т.д. Появился жанр контактной хореографии, когда танцовщик «контактирует» с предметами на сцене и самой сценой. Доминирует одноактный балет-миниатюра (новелла, балет-настроение). Странами наиболее развитой хореографической культуры были Великобритания, США, Франция, СССР.
С конца 1880-х годов выступал
как дирижёр в России и за рубежом.
Концертные поездки укрепили творческие
и дружеские связи Чайковского
с западноевропейскими
Скончался в 3 часа пополуночи
25 октября 1893 года от холеры «неожиданно
и безвременно» в квартире своего
брата Модеста, в доме 13 на Малой
Морской. Распоряжение похоронами, с
Высочайшего соизволения, было возложено
на дирекцию Императорских театров,
что явилось «примером
Творчество Чайковского
принадлежит к вершинам мировой
музыкальной культуры. Он написал 11
опер, 6 симфоний, симфонические поэмы,
камерные ансамбли, концерты для скрипки
и для фортепьяно, произведения для
хора, голоса, фортепьяно и др. Музыка
Чайковский отличается глубиной идей
и образов, богатством переживаний
и захватывающей
Суть реформы
Балеты Чайковский начал писать, будучи зрелым композитором, хотя склонность к сочинению танцевальной музыки проявилась у него с первых шагов творчества. Танцевальные ритмы и жанры, коренящиеся в бытовой музыке, использовались Чайковским не только в небольших инструментальных пьесах, но и в оперных и симфонических произведениях.
До Чайковского музыка
в балетном спектакле имела
Суть реформы Чайковского
- коренное изменение роли музыки в
балете. Из подсобного элемента она
превратилась в определяющий, обогащая
сюжет и давая содержание хореографии.
Балетная музыка Чайковского "дансантна",
т.е. создана с учётом её танцевального
предназначения, претворяет все достижения,
накопленные в этой области; она
театральна, поскольку содержит характеристику
основных образов, ситуаций и событий
действия, определяя и выражая
его развитие. В то же время по
своей драматургии, принципам и
стилевым особенностям балеты Чайковского
близки симфонической и оперной
музыке, поднимаются на один уровень
с вершинами мирового музыкального
искусства. Не отвергая традиций, не разрушая
исторически сложившихся жанров
и форм балетной музыки, Чайковский
вместе с тем наполнил их новым
содержанием и смыслом. Его балеты
сохраняют номерное строение, но каждый
номер представляет собой крупную
музыкальную форму, подчинённую
законам симфонического развития и
дающую широкий простор для танца.
Большое значение у Чайковского
имеют лирико-драматические
Первый балет Чайковского
"Лебединое озеро" (соч. 1876) повествует
о борьбе за любовь и счастье против
сил, сковывающих развитие жизни, о
любви как высшем проявлении человечности.
Эта тема, проходящая через всё
творчество Чайковского, разрабатывается
и во всех его балетах. В музыке
"Лебединого озера" преобладают
мягкая, задушевная лирика и эпизоды,
полные взволнованного драматизма. Драматургия
основана на сопоставлении отдельных
лирических сцен, кульминационных моментов
в развитии внутреннего мира героев.
Главная героиня - девушка-лебедь Одетта
имеет музыкальный лейтмотив, который
проводится через всё произведение,
многообразно трансформируясь: он звучит
то как задушевный рассказ о печальной
судьбе, то как взволнованно страстный
порыв, то как патетический гимн победившей
любви. Музыкальная характеристика
сил зла напоминает темы рока в
симфониях Чайковского. Первоначально
Чайковский задумал трагический
финал с гибелью главных
В 1889 Чайковский закончил балет
"Спящая красавица" (1890, Мариинский
театр, балетм. Петипа). Его музыкальная
драматургия соответствует
Последний балет Чайковского
- "Щелкунчик" (соч. 1891; пост. в 1892, Мариинский
театр, балетм. Иванов). Типичная для
Чайковского тема преодоления зла
победоносной силой любви и человечности
претворяется здесь через детские
образы. Радостям детского праздника,
мечте героини о любви и
прекрасном мире противостоят образы
мышиного царства, олицетворяющие зло.
Эти начала музыкально воплощаются
в развёрнутых симфонических
сценах (использующих, в частности,
приёмы секвенционного и волнообразного
развития, столь типичные для симфоний
Чайковского). Глубокий лиризм и драматизм
сочетаются в музыке с изобразительной
конкретностью в обрисовке
Реформа балетной музыки, осуществлённая Чайковским, оказала глубокое влияние на последующее развитие балетного искусства. Композиторы А.К. Глазунов, Р.М. Глиэр, Б.В. Асафьев, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, К. Караев и др. по-новому использовали и развили достижения, завоёванные Чайковским. Исполнение главных партий в балетах Чайковского явилось стимулом развития и стало этапным в творчестве выдающихся танцовщиц и танцовщиков: М.Т. Семёновой, Г.С. Улановой, Н.М. Дудинской, М.М. Плисецкой, И.А. Колпаковой, Н.В. Тимофеевой, Е.С. Максимовой, Н.И. Бессмертновой, М.В. Кондратьевой, Р.С. Стручковой, Н.В. Павловой, К.М. Сергеева, М.М. Габовича, Ю.Г. Кондратова, Ю.В. Соловьёва, В.В. Васильева, М.Л. Лавровского, В.М. Гордеева и др.
Родство балетной музыки Чайковского
с его симфоническим и оперным
творчеством сделало
Заключение
Когда в другие виды искусства пришел реализм, европейский балет оказался в состоянии кризиса и упадка. Он потерял содержательность и цельность и был вытеснен феерией (Италия), мюзик-холлом (Англия). Во Франции он перешел в фазу консервации отработанных схем и приемов. Только в России балет сохранил характер творчества, где сложилась эстетика гранд балета, академического балета – монументального спектакля со сложными танцевальными композициями и виртуозными ансамблевыми и сольными партиями. Творец эстетики академического балета – Мариус Петипа, французский танцовщик, в 1847 приехавший в Россию. Созданные им в содружестве с Л.И. Ивановым (1834–1901) и композиторами П.И. Чайковским и А.К. Глазуновым балеты Спящая красавица (1890), Щелкунчик (1892), Лебединое озеро (1895) Раймонда (1898), Времена года (1900) стали вершинами классического симфонического балета и переместили центр хореографической культуры в Россию.
БАЛЕТНАЯ МУЗЫКА, музыка,
предназначенная для воплощения
хореографического спектакля, слагаемая
часть балетного произведения. Её
отличит. черта - ориентация на эмоциональный
характер и моторику танц. движений,
связь со сценическим действием.
Истоки Балетной музыки восходят к
синкретическим жанрам первобытного искусства,
соединявшим элементы драматического
действия с танцем, пением, инструментальным
сопровождением. В процессе исторического
развития принципы взаимодействия Балетная
музыка с хореографией претерпели значительные
изменения, как под влиянием эволюции
музыкального искусства, главным образом
инструментально-симфонических
До Чайковского музыка
в балетном спектакле имела
Суть реформы Чайковского - коренное изменение роли музыки в балете. Из подсобного элемента она превратилась в определяющий, обогащая сюжет и давая содержание хореографии.
Реформа балетной музыки, осуществлённая Чайковским, оказала глубокое влияние на последующее развитие балетного искусства. Композиторы А.К. Глазунов, Р.М. Глиэр, Б.В. Асафьев, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, К. Караев и др. по-новому использовали и развили достижения, завоёванные Чайковским. Исполнение главных партий в балетах Чайковского явилось стимулом развития и стало этапным в творчестве выдающихся танцовщиц и танцовщиков.
Чайковский осуществил реформу балетной музыки, углубил её идейно-образные концепции и поднял до уровня современной ему оперы и симфонии.
Реформа Чайковского была
подготовлена опытом претворения танцевальных
жанров и форм в мировой классической
оперной и симфонической
Список используемой литературы
1. Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века, ч. 1. Хореографы. Л., 1970.
2. Красовская В. Русский балетный театр начала ХХ века, ч. 2. Танцовщики. Л., 1972.
3. Карп П. О балете. М., 1974.
4. Гаевский В. Дивертисмент. Судьбы классического балета. М., 1981.
5. Красовская В. Западноевропейский балетный театр от истоков до середины 18 в. Л., 1983.
6. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра. Л., 1983.
7. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Предромантизм. Л., 1983.
8. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Романтизм. Л., 1996.
9. Солуэй Д. Рудольф Нуреев на сцене и в жизни. М., 2000.
10. «Жизнь Петра Ильича Чайковского» (3 т., 1903), составленная его братом, литератором М.И. Чайковским. Сюда вошёл материал из архива Чайковского, «Памятной книжки правоведов XX выпуска», Мордвинова (СПб., 1894), «Воспоминаний о П.И. Чайковском» Кашкина (Москва, 1896) и газетных статей о сочинениях Чайковского.
11. Берберова Н.Н. Чайковский. История одинокой жизни. - Берлин, 1936.
12. Познанский А. Пётр Чайковский. Биография. (В 2-х т.) - СПб.: Вита Нова, 2009.