Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 07:45, контрольная работа
Мы живем в огромном многоконфессиональном государстве. И одной из самых распространенных религий в россии (да и в мире), наряду с христианством, является ислам. Эта религия интересна для изучения уже тем, что она имеет своими последователями целые страны и государства, и у нее есть своя собственная история возникновения и становления в жизни человеческого общества. В этой работе мы сделаем краткий обзор исторических событий, предшествовавших появлению исламской религии у народов, населявших территорию аравийского полуострова в древние времена.
(При написании данного реферата преследовалась цель не какого-то научного исследования уклада жизни населения аравийского полуострова в доисламский период, а, скорее, изучения политической экономической и религиозной ситуации этого региона, для более полного усвоения и закрепления существа данного вопроса самим автором).
1. Вступление.
2. Народы, населяющие территорию Аравийского полуострова: кочевые племена и население оазисов. Быт и религиозные представления.
2.1 Кочевые племена.
2.2 Население оазисов: земледельцы торговцы.
2.3 Верования населения южных городов.
3. Заключение.
Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО
«Российский государственный
Социальный
институт
Реферат
по дисциплине
«История
архаических и нехристианских религий»
Выполнил Масленников В.В. гр. ЗТЛ-212
Проверил
Блохин В.С.________________
Екатеринбург 2011
План.
1. Вступление.
2. Народы, населяющие территорию Аравийского полуострова: кочевые племена и население оазисов. Быт и религиозные представления.
2.1 Кочевые племена.
2.2 Население оазисов: земледельцы торговцы.
2.3 Верования населения южных городов.
3. Заключение.
Вступление.
Мы живем в огромном многоконфессиональном государстве. И одной из самых распространенных религий в россии (да и в мире), наряду с христианством, является ислам. Эта религия интересна для изучения уже тем, что она имеет своими последователями целые страны и государства, и у нее есть своя собственная история возникновения и становления в жизни человеческого общества. В этой работе мы сделаем краткий обзор исторических событий, предшествовавших появлению исламской религии у народов, населявших территорию аравийского полуострова в древние времена.
(При
написании данного реферата преследовалась
цель не какого-то научного исследования
уклада жизни населения аравийского полуострова
в доисламский период, а, скорее, изучения
политической экономической и религиозной
ситуации этого региона, для более полного
усвоения и закрепления существа данного
вопроса самим автором).
Народы,
населяющие территорию
Аравийского полуострова:
кочевые племена и население
оазисов. Быт и религиозные
представления.
Коренное
население аравийского
В те времена население Аравийского полуострова в силу географических причин отчетливо подразделялось на две части: кочевников пустынь и полупустынь, населявших в основную центральную часть полуострова, и земледельческое, а также торговое население оазисов.
Кочевые
племена.
Кочевые племена семитов - впоследствии их стали именовать бедуинами - с глубокой древности бороздили со своим скотом и небогатым скарбом бескрайние пустыни Аравии. Именно они одомашнили верблюда, начавшего играть огромную роль в их бродячей жизни: молоко и мясо шли в пищу, шерсть - на одежды и войлоки, шкура - на обувь и другие поделки; даже навоз не пропадал - его использовали как топливо. Верхом на верблюде кочевники воевали, на верблюдах же они перевозили не только свое имущество и семью, но также и те многочисленные товары, включая транзитные, которыми Аравия торговала с миром. Существовало множество родоплеменных групп аравийских кочевников, образ жизни которых почти не менялся на протяжении веков. Во главе этих племенных образований стояли предводители-шейхи, которые достигали власти выборным путем. Но правили они не как обычные цари того времени: власть их была ограничена советом представителей отдельных родов.
Жили бедуины первобытнообщинным строем: земля, вода, пастбища были собственностью рода и племени. Высшей формой социальной и экономической организации было племя (кабила); племена делились на роды (каум), а роды — на патриархальные семьи (ахль — шатер). Для бедуина близкие родственники были всегда уважаемыми прочными союзниками, а степень родства определяла наследование имущества. Важным считалось происхождение, к которому они относились почтительно, уважительно и серьезно. Они хорошо знали историю многих поколений своих родственников. Связи, которые объединяли роды, были чрезвычайно крепки: вне рода человек был ничто. И до сего времени бедуин, называя себя, указывает, прежде всего, название своего племени и только после этого свое личное имя. В жизни бедуинов большую роль играл обычай кровной мести, и часто целые племена истребляли друг друга в кровавых войнах, мстя даже за неумышленные убийства.
В
религиозной области у бедуинов
бытовали языческие представления. Они
покланялись, как и многие народы вокруг
них природным стихиям: солнцу, луне, и
проч. Бедуины так же верили в дурной
глаз и злых духов как причину болезней
и несчастий, а также в целительные и защитные
силы гробниц своих умерших предводителей
(шейхов). Их могилы до сих пор считаются
одними из культовых сооружений бедуинов.
Сюда приходят па праздники, устраивают
жертвоприношения, приносят подарки. Такие
могилы и поныне являются традиционным
местом встречи семей и родов. Умершие
шейхи у бедуинов, (как и у арабов), считаются
посредниками между Богом и человеком.
Население
оазисов: земледельцы
торговцы.
Земледельческое население аравийского полуострова было прикреплено к одному и тому же месту, и проживало либо в городах, либо в так называемых оазисах, расположенных на юго-западном побережье полуострова (территория которого издревле именовалась Аравией Счастливой). Оазисы (Йемен, Мекка, Ятриб (Медина) и др.) были расположены на побережье вдоль активно функционировавшего торгового пути, и представляли собой достаточно мелкие протогосударства, существующие на племенной основе, и состоявшие из центрального богатого торгового города и тяготевшей к нему периферии. Эти города-государства жили в основном за счет торговли, отчасти также ремесла и ростовщичества. Земледельцы выращивали зерно, виноград, финики, благовония и пряности. Разводили также и скот, прежде всего овец и верблюдов. Через Мекку и другие торговые центры (южную Аравию) шли караваны с индийскими пряностями, изысканными фруктами и винами, драгоценными одеждами и камнями, товарами дальнего экспорта, включая китайский шелк. Правда, торговые пути пересекали и северную Аравию, но там они находились под контролем сильных соперничавших держав. Южная дорога была спокойнее и надежнее и потому процветала. На караванной торговле наживались и городские арабы (торговцы и ремесленники), и кочевые племена бедуинов, шейхи которых взимали свою долю за беспрепятственный проход караванов.
Однако
в дальнейшем направление торгового
пути изменилось и корабли поплыли из
Индии прямо мимо южных и западных берегов
Аравии к египетской гавани. С этих пор
торговое торговое процветание стало
приходить в упадок. Правда, живой обмен
местных товаров с продуктами Сирии
все еще продолжался по старинному караванному
пути через Мекку, но караванов стало меньше,
и торговля уже не была столь обширна,
как в прежние времена, когда богатая Индия
снабжала Аравию своими сокровищами. Жизнь
и быт южных прото-государств (оазисов)
стала приходить в упадок. К VI веку нашей
эры Аравия находилась, как бы мы сейчас
сказали, в глубоком экономическом и политическом
кризисе. Складывались все предпосылки
для объединения тогдашнего общества
в единое большое государство, но не было
того звена, того «клея», на основании
которого (с помощь которого) можно было
бы объединить такие разные народы в одно
общее целое формирование. Таким связующем
звеном, как показала вся дальнейшая история
человечества, и явилась исламская религия.
Верования населения
южных городов.
На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими других племенных божеств и духов, этот черный камень воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. Возможно, что это уже в какой-то мере отражало складывавшееся среди арабских племен представление о существовании Высшего Верховного Божества. (Такого рода представления в Аравии были распространены довольно давно. С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в Ятрибе (будущая Медина), и в городах Йемена. Источник их известен – это монотеистические религии, иудаизм и христианство. Иудаизм существовал в Аравии уже на протяжении ряда веков, особенно в городах. Крупные иудейские общины живших там евреев, прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и довольно охотно распространяли свое учение, особенно в Ятрибе-Медине и в Йемене, где в началеVIв. иудаизм на короткое время даже стал официальной государственной религией. Завоевание Йемена эфиопами (христианами) резко уменьшило влияние иудаизма, но зато усилило роль христианства. Христианство, в том числе несторианского толка, широко распространилось в это время среди арабов Сирии, Палестины, Месопотамии, не говоря уже о том, что территориально Аравия была буквально окружена христианскими государствами (Византией, Египтом, Аксумом), а в южноаравийских городах существовали христианские общины и храмы).
Так или иначе, но в доисламский период арабы веровали во множество богов и каждое племя поклонялось своему богу. К святилищу, где находилось изображение идола, почитатели совершали регулярные паломничества, а кроме них, к нему собирались и люди других племен, которые стремились использовать скопление паломников для торговли. Вокруг святилищ и идолов совершались ритуальные процессии, каждый из участников которых стремился прикоснуться к статуе бога своего племени, лично пообщаться с ним и таким образом впитать в себе часть его силы. Идолам часто приносились жертвы из животных и скота. Если племя имело своего идола, то в его составе должен был находиться жрец (кахин), в обязанности которого входило обслуживание идола и руководство ритуалом жертвоприношения. Так как молитвенный ритуал еще не был разработан арабами, роль молитв могли играть стихи разных местных поэтов, которые обычно жили при вожде племени. Дар стихотворчества рассматривался как результат благожелательного отношения к его обладателю со стороны джиннов – особых существ, по представлению арабов, состоявших из воздуха и огня.
Считалось, что у поэта (шаира) имеются личные связи в мире сверхъестественных существ, и его произведения могут оказывать влияние на отношение джиннов к людям. Шаиры воспевали силу, гордость, мужественность, храбрость арабов, битвы и войны, женскую красоту и любовные отношения, философские проблемы жизни, пейзажи и красоты природы. Порой святилища, где поклонялись божествам – покровителям отдельных племен и родов, приобретали важное значение как торговые пункты, где велась торговля между кочевыми и оседлыми племенами. Одним из таких святилищ и была Мекка, которая в силу географического, экономического и религиозного положения пользовалась особым статусом торгового и религиозного центра.
Территориально
Аравия граничила с Египтом, Вавилоном,
Палестиной, рядом находились Персия
и древнегреческие государства.
Но сам полуостров представлял собой
практически сплошную пустыню. В таких
краях было очень трудно создать единое
могущественное государство. Всюду природа
создала естественные границы, положив
начало разобщению и разрозненной жизни
народов Аравийского полуострова. Побережья
были отделены от внутренней части страны
грядою гор, Центр окружен необозримым
песчаным морем, горы и пустыни отделяли
его от богатых прибрежных стран. Отдельные
части побережья были отделены в свою
очередь друг от друга огромными скалами.
Согласно с природным разделением страны,
население Аравии жило в разных условиях
и различными способами отыскивало себе
средства к жизни. Это понимали и правители
и шейхи различных племен и протогосударств,
населявших полуостров, и идея объединения,
как говорится, ко времени жизни пророка
Мухаммеда уже «витала в воздухе». Собственно,
как показала в дальнейшем история, такой
идеей (идеологией), объединившей весь
арабский мир, и стала исламская религия.
Заключение.
В
данной работе мы сделали краткий
обзор жизни, быта, верований народов
Аравийского полуострова, на территории
которого впоследствии и возникла религия
ислам. Мы увидели, что к VI веку н.э. прото-государства,
населявшие полуостров, были разобщены
между собой, благодаря естественным географическим
условиям, различным верованиям, а так
же наличию независимых друг от друга
родов, кланов, и проч. Отсюда становится
понятным, почему ислам, являясь по-существу
молодой религией, так быстро завоевал
себе популярность и стал религией мирового
значения. Мухаммед призвал арабов именно
к сплочению на основе монотеизма. Ислам
- не просто учение, но и мощная идеология,
сплотившая все тогдашнее общество. Не
привнося практически ничего нового, она,
тем не менее, вела человека к более высоким
моральным принципам. У людей появилось
действительно общее дело. Но это уже другая
тема.
Информация о работе История архаических и нехристианских религий