Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:04, реферат
Кабардинцы, как и другие народа Кавказа, отличались приверженностью к последовательному и точному исполнению многочисленных обычаев и ритуалов, приуроченных к типовым и постоянно повторяющимся жизненным ситуациям. Это накладывает особый отпечаток не только на повседневное поведение адыгов, но и на мышление, на способы восприятия и категоризации окружающего мира. Достаточно сказать в этой связи, что в прошлом значительная часть обрядов была составной частью адыгэ хабзэ - традиционного обычного права адыгов. Существовали четкие нормы, касающиеся свадебных и религиозных обрядов, обрядов, связанных с трудовой деятельностью и т. д.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО « Кабардино-Балкарский университет им .Х.М. Бербекова»
РЕФЕРАТ
по истории КБР
на тему:
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ТРУДЫ С.Х.МАФЕДЗЕВА
_______________
НАЛЬЧИК-2012
Кабардинцы, как и другие народа Кавказа, отличались приверженностью к последовательному и точному исполнению многочисленных обычаев и ритуалов, приуроченных к типовым и постоянно повторяющимся жизненным ситуациям. Это накладывает особый отпечаток не только на повседневное поведение адыгов, но и на мышление, на способы восприятия и категоризации окружающего мира. Достаточно сказать в этой связи, что в прошлом значительная часть обрядов была составной частью адыгэ хабзэ - традиционного обычного права адыгов. Существовали четкие нормы, касающиеся свадебных и религиозных обрядов, обрядов, связанных с трудовой деятельностью и т. д.
С заменой традиционного
обычного права современным
Исследованием данного слоя культуры, который позволяет лучше представить, чем живет народ, каковы его потребности и привычки, какова динамика и тенденции развития повседневной жизни различных слоев населения, занимался историк-энограф Мафедзев Сараби Хажмастафович.
Крах социалистической
системы, уничтожение старых
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что наши обычаи на сегодняшний день просто не работают. Все они свелись к застольным посиделкам, да и то в извращенной форме. Адыгэ хабзэ втиснули в нишу развлекаловки, всяких постановочных представлений. У многих приверженность к хабзэ находится только на кончике языка. Человек, сидящий за столом, может восхищаться своими обычаями, с пеной у рта спорить, что он блюдет их, держа в руках стакан со спиртным. А рядом с ним за тем же столом может находиться его сын или другой родственник, который тоже держит свой стакан. Кто - то может разглагольствовать о том, как адыги уважительно относились к своим женщинам, в то же время нагрубить своей матери, оскорбить, или ударить жену, позволить дочери допоздна задерживаться на вечеринках и дискотеках. Опять же возвращаясь к книге Мафедзева «Адыги. Обычаи и традиции», где он пишет: «Адыгэ хабзэ, понимаемое как «закон» и «путь», предписанный отдельному человеку и обществу в целом, по-прежнему символизирует культурную и нравственную идентичность каждого адыга. Но сегодня приходится признать, что оформились две линии, две субкультуры в адыгском этнокультурном пространстве. Для одной из них характерны, прямо скажем, низкие, «профанные» формы функционирования и воспроизводства основных категорий Адыгэ хабзэ, которые замыкаются зачастую в рамках застольных ритуалов. Громко и открыто выражаемый пиетет к нормам традиционной адыгской культуры в этом случаи не приближает к подлинным духовным ценностям, составляющим ее сущность. Другая линия направлена на возрождение не только внешних – формальных, но и внутренних – философских, нравственных и эстетических сторон Адыгэ хабзэ…»2.
Мафедзев С.Х.
внес большой вклад в
В частности, в монографии «Обряды и обрядовые игры адыгов» он подробно рассмотривает адыгские календарно-производственные и семей-но-бытовые обряды и сопровождающие их обрядовые игры. Особое внимание уделяется семейно-бытовым обрядам, в том числе обрядам, приуроченным к циклу первичной социализации детей и молодежи: подвязывание копченого сыра - кхъуейплъыжьк1эрыщ1э, укладывание в люльку — гущэ-хэпхэ, становление на ноги - лъэтеувэ, обряд посвящения в совершеннолетие. Дается подробное описание традиционных свадебных обрядов и многочисленных игр, сопровождающих эти обряды.
Кроме того, в монографии рассмотрены многие религиозные аспекты культуры. Так, подробно описан обряд жертвоприношения маф1эирсъэ-тыхъ, совершаемый в ознаменование наступающего нового сельскохозяйственного года, обрядовая игра джор джэгу, связанная с древнейшими земледельческими культами солнца и огня, обряды первой пахоты и возвращения пахарей с поля.
В другой монографии С. X. Мафедзева
«Межпоколенная трансмиссия традиционной
культуры адыгов» представлен
С. Х. Мафедзев точно определил сегодняшнее состояние адыгских обычаев. Одна сторона – это разглагольствования и демагогия, которые, ни в коей мере не приближают людей к своим корням. Вторая сторона – эта работа по воссозданию и принятию адыгами своих подлинных, чистых, красивых обычаев. Это тяжелый путь, кропотливая и трудная работа, но без этого адыгскому этносу не обойтись.
Крупным вкладом в изучение многих вопросов системы родства адыгов являются также исследования С. Х. Мафедзова. Наибольшее внимание уделено в них таким аспектам родства, как свадьба и свадебная обрядность адыгов, трудовое и нравственное воспитание в семье. Специально рассматриваются в этой связи специфические формы распределения позиций и ролей в семейно-родственном коллективе.
А внутренняя организация семьи изучается в тесной связи с межпоколенной трансмиссией традиционной культуры адыгов, с передачей навыков социального поведения и трудовой деятельности, опыта этической и эстетической рационализации мира. Подробнейшим образом анализируются в трудах С. Х. Мафедзова такие очень важные для изучения систем родства реалии культуры и традиционного быта адыгов, как аталычество, обряды жизненного цикла, сватовство, брачный контракт, многочисленные свадебные и послесвадебные обряды и ритуалы.
Традиции являются исторической формой трансляции исторического и социального опыта данного народа от одного поколения к другому. Это обеспечивает преемственность культуры, преемственность поколений. Сила традиции в стереотипах народного мышления. Устоявшиеся традиционные формы общественной жизни и внутринационального общения кажутся привычными и незыблемыми. В этом проявляется некоторая косность, инертность народного мышления. Ведь обычаи и традиции могут быть прогрессивными и реакционными, а некоторые просто архаичными.
В общественном быту народа обычаи и традиции выполняют регулятивную и воспитательную функции. Первичная социализация детей у адыгов осуществляется при помощи обычая уважения старших. В настоящее время он утратил архаические черты и соблюдаются в силу авторитета данного обычая, поддерживаемого общественным мнением адыгов. В силу традиции на стариков возлагаегся воспитательная работа по первичной социализации детей в семье. Старики передают детям правила народного этикета, формы общения со старшими. Они обучают детей первичным навыкам крестьянского труда. Дети приучаются сознательно и добровольно выполнять требования старших.
Таким образом, обычай уважения старших теряет свое былое ритуальное значение и приобретает новый социальный смысл. Это означает, что он становится большой социальной силой для приобщения молодежи к нормам и ценностям демократического общества.
В данной работе автор стремится осветить основные процессы социализации детей и молодежи у адыгов в Х1Х-начале XX в., главным образом, в системе традиционного трудового, военно-физического и нравственного воспитания.
Прежде всего, в изучаемый период в крае происходили серьезнейшие общественно-политические и социально-экономические изменения. Это -усиление колонизаторской политики царизма, введение в первой четверти XIX века русского законодательства, отмена крепостного права, обострение классовой борьбы и др. Все это естественным образом не могло не отразиться на обычно-правовых нормах, на поведенческой культуре, взаимоотношениях, на нравственных стереотипах, психологическом укладе и, наконец, на принципах социализации детей и молодежи.
В своих новых научных изданиях С. Мафедзев сосредоточился на мифологизации и идеализации горской морали и норм поведения. Наряду с историческими сюжетами местная творческая интеллигенция стремится отразить и специфику национальных культур, норм поведения и морали. С.Х. Мафедзев скрупулезно описывает традиции адыгов в повестях "Конокрад" и "Накях".
Литература
1.Мафедзев С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ Хабзэ). – Нальчик, 2000. – 360 с.
2. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в Х1Х-начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1979. - 11,1 п.л.
3. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов (Х1Х-начало XX века). Нальчик: Эльбрус, 1984. - 10 п.л.
4. Мафедзев С.Х.О народных играх адыгов (Х1Х-начало ХХв.1Нальчик: Эльбрус, 1986.
Статьи, тезисы
1. О кабардинской национальной борьбе «банэ". - Вестник Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института (далее КЕНИИ). Нальчик: Эльбрус, 1972, вып.6.
2. Адыгские народные игры. - Ошхамахо, 1973, № 2.(на кабард.яз.)
3. Обряды и игры, связанные с рождением детей и их совершеннолетием. - Шуёхлукъ, 1971, № 4. (на балкарск.яз.)
4. Обряд "щ1эшдак1уэ" и игры, связанные с ним. - Ошхамахо, 1974, №1. (на кабард.яз.).
5. Детские народные
игры адыгов. - Археолого-этнографический
сборник КЕНИИ. Нальчик:
7. "Шу хьэзыр" - конно-спортивная игра адыгов. - Археолого-этнографический сборник КЕНИИ. Нальчик: Эльбрус, 1974.
8. Свадебные
игры адыгов в Х1Х-начале XX в. -
Ученые записки КБНИИ. Нальчик:
1 Мафедзев С.Х.Адыги. Обычаи и традиции. Нальчик,2000.С.8
2 Мафедзев С.Х.Адыги. Обычаи и традиции. Нальчик,2000.С.9
3 Мафедзев Б.С. Автореферат диссертации «Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры у адыгских народов в XIX - начале ХХ века (этнографические исследования)»
Информация о работе Историко-этнографические труды С.Х.Мафедзева