Исламский мир в Средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 18:35, лекция

Краткое описание

. Средневековье как этап истории Востока. В историю Востока понятие «Средневековье» было перенесено из истории Европы. Для разных регионов Востока его хронологические рамки могут быть различными и не совпадающими с европейской периодизацией. Восточное Средневековье — это период между древностью и началом колониализма, т. е. активного проникновения европейских стран на Восток, в отдельных исторических регионах оно будет иметь разные временные границы.

Файлы: 1 файл

П. 11.docx

— 31.05 Кб (Скачать)

Особое значение в мусульманской культуре занимало искусство каллиграфии. Её место в культуре мусульман сопоставимо с местом иконописи в восточно-христианской культуре. Арабское письмо вобрало священную символику ислама. Людям, искусным в каллиграфии, пророк Мухаммед обещал место в раю, как и воинам — защитникам ислама.

Исключительным уважением в мусульманстве пользовалось знание. Знание и книги назывались «вечным потомством мудреца», они считались столь же необходимым для «сердца», как пища для тела. В мусульманском мире высокого уровня достигли самые разные науки. Учёные-мусульмане пользовались величайшим авторитетом во всём просвещённом мире. Через мусульманскую Испанию в Европу пришли десятичная система счисления, связанная с изобретением нуля; химические методы дистилляции, перегонки, кристаллизации, коагуляции; магнитная игла, ставшая основой компаса; механические часы; хлопчатая, а затем и льняная бумага. Не всё это было изобретено арабами, однако именно через них ряд открытий и изобретений, осуществлённых в других регионах мира, получил широкое распространение и практическое применение.

Не менее важным, чем усвоение естественно-научных знаний, оказалось влияние критического духа и рационализма арабоязычной философии. В XI—XII вв. арабские мыслители обратились к учению древнегреческого философа Аристотеля. На основе этого учения были созданы доктрины, которые утверждали необходимость разделения истин теологии и того, что познаётся человеческим разумом. Сторонники существования «двух истин» считали, что возникающее иногда противоречие свидетельств разума данному в божественном откровении не может быть доказательством того, что человеческий разум ошибается. Они также пришли к ряду радикальных выводов, например к признанию вечности мира (религия же полагала вечным только Творца), отрицанию бессмертия индивидуальной души.

Изысканная арабская поэзия также проникла в Европу, её отзвуки можно обнаружить в поэзии средневековых трубадуров.

Арабская Испания и Норманно-Сицилийское королевство стали центрами перевода сочинений арабских и греческих философских и естественно-научных сочинений на латинский язык. Таким образом, они стали доступны средневековой Западной Европе, культура которой во многом тогда уступала культуре мусульманского мира.

5. Мусульманские государства в  Африке. На рубеже IX—X вв. в Северной  Африке был создан халифат  Фатимидов, во главе которого  встал имам, объявивший себя потомком  дочери пророка Фатимы. Во владения  Фатимидов входили также Сирия  и Палестина. Халифат Фатимидов  просуществовал более двух с  половиной веков, пока в 1171 г. военачальник  Салах-ад-дин не сверг последнего  фатимид- ского султана. Салах-ад-дин  провозгласил себя султаном и  стал основателем новой династии  Айюбидов.

В конце XI в. на земли Фатимидов (в Сирию и Палестину) устремились рыцари-крестоносцы для освобождения Гроба Господня. На отвоёванной земле они основали свои государства, правда просуществовавшие недолго. Особую роль в борьбе против крестоносцев сыграл Салах-ад-дин (в Европе его называли Саладином), который разгромил войска Третьего крестового похода, руководимого Ричардом Львиное Сердце. Однако он позволил христианам совершать беспрепятственно паломничества в Иерусалим и другие святые места Палестины. Салах-ад-дин прославился не только своим военным искусством, но и благородством; даже в Западной Европе в нём видели не врага, а благородного восточного рыцаря.

В середине XIII в. династия Айюбидов была свергнута мамлюками — воинами-рабами, составлявшими гвардию Айюбидов. Мамлюки создали военное мусульманское государство, конец могуществу которого был положен в начале XVI в. турками-османами, захватившими Египет и прилегающие территории Северной Африки.

Понятие «Средневековье» в традиционном смысле слабо приложимо к истории Центральной и Южной Африки. Однако в период, когда Европа переживала эпоху Средневековья, в Африке существовали крупные государства, текло своё историческое время, происходили важные события, велись войны, развивались религии и культуры.

Современные государственные африканские традиции восходят к империям, существовавшим в Средние века. В III в. в верховьях рек Нигер и Сенегал, к югу от пустыни Сахары сложилось государство Гана. Его земли простирались от Атлантического океана до реки Нигер. Современники-арабы восхищались богатством этой страны, которая имела огромные залежи золота и соли. Город Тимбукту был важнейшим центром, в котором сходились африканские торговые пути. Его называли «королевой пустыни», «жемчужиной Сахары».

С проникновением в глубь Африки мусульман Тимбукту стал одним из центров исламской культуры, имевшим мировое значение.

В конце XV в. в Африке появились первые европейцы. Они проводили агрессивную политику по отношению к местному населению. Африка стала основным поставщиком рабов. Средневековые африкан- ские государства исчезли с лица континента.

6. Османская империя. В IX—X вв. ряд  тюркских племён, живших в Средней  Азии, приняли ислам. Среди них  выделились турки- сельджуки, которые  в середине XI в. дошли до Багдада, захватили его, а их глава стал  именоваться «султаном Востока  и Запада». К концу XII в. держава  сельджуков распалась на несколько государств. В XIII в. некоторые из них попали под власть монголов, установивших там свои династии.

В последнее десятилетие XIII в. султан Осман I подчинил сельджуков, собрал силы турок и стал правителем Османского эмирата, находившегося у границ Византии. Этот эмират впоследствии перерос в Османскую империю. Турки-османы заняли главенствующее положение в этом государстве. Осман отвоёвывал одну за другой земли Византии. Его преемники протянули жадные руки на Балканы. В 1389 г. произошла битва на Косовом поле, в которой сербо-боснийские войска потерпели поражение от турок. Югославянские земли на века попали в зависимость от Османской империи. В 1453 г. османский султан Мехмед Завоеватель взял Константинополь. Второй Рим стал Истамбулом — столицей Османской империи.

В XVI в. Османская империя включала в себя практически все земли Арабского халифата, а также Балканы, Крым, часть Ирана. Турецкий султан стал безусловным политическим и религиозным вождём всех мусульман, преемником великих халифов и защитником правоверных. Армия турецких султанов была сильнейшей в мире, турецкий флот господствовал на Средиземном море. Османская империя стала угрозой Европе и Московскому государству — будущей России.

В глазах европейцев Османская империя была воплощением деспотического государства, в котором жизнь каждого из подданных, от самого знатного до беднейшего простолюдина, зависела от произвола правителя. Однако могущество Османского государства внушало страх, а богатства турецкого султана потрясали воображение. В Европе Османскую империю называли Блистательной Портой.

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: ислам, шиизм, суннизм, халифат, каллиграфия.

1. Какое значение имело возникновение  и распространение ислама

для мировой истории? Выясните, почему ислам называют мировой религией.

2. Как взаимосвязаны ислам и  христианство?

3. Вспомните, что такое теократическое  государство, и докажите, что Арабский  халифат был таковым.

4. Проследите по карте (с. 145) рост  Арабского халифата. К какому  времени он достиг наивысшего  расцвета? Какие европейские территории  были захвачены арабами?

5. Какие факторы способствовали  единству Арабского халифата, а  какие — его распаду?

6. Какова роль арабов в распространении  знаний и культуры в средневековой  Европе?

7. Какую роль в европейской  истории сыграла Османская империя?

1. По карте (с. 145) и тексту параграфа  сопоставьте территории

Арабского халифата и распространения ислама. Сделайте выводы.

2. Как принятие монотеистической  религии способствовало политическому  объединению арабов? Можно ли  найти аналогии этому явлению  в истории других народов?

3. Можно ли считать Арабский  халифат типичным восточным государством? Свой ответ обоснуйте.

4. Используя дополнительную литературу  и материалы Интернета, подготовьте  сообщение об основах мусульманской  веры и культа. Сопроводите его  электронной презентацией.

5. Обсудите, какие религиозные идеи  приводят исламские государ- ia в  соприкосновение с Западом. Каковы  результаты этого процес- в Средние  века?

Эхо    эпохи

Средневековая арабская «Книга завоеваний стран»

...Затем Абу-Бекр сказал: о люди, стойте! Я дам вам десять наставлений; соблюдайте их, они даны мною. Не обманывайте, не поступайте  нечестно, не будьте вероломны, не  уродуйте врагов, не убивайте  ни малого ребёнка, ни человека, достигшего глубокой старости, ни  женщины; не уничтожайте пальм  и не сжигайте их; не срубайте  плодовых деревьев и не закалывайте  ни овец, ни коров, ни верблюдов, иначе как для еды. Вы пройдёте  мимо людей, посвятивших себя  благочестию в кельях, оставьте  их в покое и не мешайте  их занятиям, которым они себя  посвятили. И вы прибудете к  людям, которые принесут вам чаши  с различными кушаньями, когда  вы будете вкушать одно после  другого, то произносите над ними  имя Божие.

Подумайте, кому предназначены наставления. Прокомментируйте их. Где вам уже встречались подобные нормы и правила? В чём их общечеловеческий смысл?

Хинес Перес де Ита

«Повесть о Сегри и Абенсеррахах, мавританских рыцарях из Гранады». Фрагмент

Итак, Гранаду заселили лучшие роды Африки, и не переставал потому славный город расти и застраиваться новыми огромными и величественными зданиями. Ибо управляли ими доблестные и деятельные правители, выстроившие там себе большие мечети и обнёсшие города крепкими стенами с высокими башнями, чтобы христиане не смогли отвоевать его обратно. Они выстроили новые мощные замки, перестроили и укрепили старые, а вне городских стен воздвигли укреплённые башни, которые сохранились и поныне...

О каком историческом событии идёт речь? Какие сведения об авторе мы можем получить из текста? Как автор относится к этому событию?

Абд Ар-Рахман

«Скорбь об утраченной родине» (VIII в.)

Один из представителей дома дамасских Омейядов после установления власти Аббасидов вынужден был бежать в Испанию, здесь основал эмират в Кордове.

В Кордове, в царских садах, увидал я зелёную

Пальму-изгнанницу, с родиной пальм разлучённую.

«Жребии наши, — сказал я изгнаннице, — схожи.

С милыми сердцу расстаться судилось мне тоже.

Оба, утратив отчизну, уехали вдаль мы.

Ты чужестранкой росла: здесь чужбина для пальмы.

Жителей края чужого ты радуешь ныне.

Корень родной позабыла, живя на чужбине.

Если б могла ты сочувствовать горю собрата,

Ты зарыдала б о пальмах и водах Евфрата.

Ты очерствела, лишённая почвы родимой.

Близких забыл я, Аббасовым родом гонимый».

V. Как вы думаете, почему автор  этих стихов, даже став правителем  нового государства, скорбит об  утраченной родине?


Информация о работе Исламский мир в Средние века