Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 18:35, лекция
. Средневековье как этап истории Востока. В историю Востока понятие «Средневековье» было перенесено из истории Европы. Для разных регионов Востока его хронологические рамки могут быть различными и не совпадающими с европейской периодизацией. Восточное Средневековье — это период между древностью и началом колониализма, т. е. активного проникновения европейских стран на Восток, в отдельных исторических регионах оно будет иметь разные временные границы.
Особое значение в мусульманской культуре занимало искусство каллиграфии. Её место в культуре мусульман сопоставимо с местом иконописи в восточно-христианской культуре. Арабское письмо вобрало священную символику ислама. Людям, искусным в каллиграфии, пророк Мухаммед обещал место в раю, как и воинам — защитникам ислама.
Исключительным уважением в мусульманстве пользовалось знание. Знание и книги назывались «вечным потомством мудреца», они считались столь же необходимым для «сердца», как пища для тела. В мусульманском мире высокого уровня достигли самые разные науки. Учёные-мусульмане пользовались величайшим авторитетом во всём просвещённом мире. Через мусульманскую Испанию в Европу пришли десятичная система счисления, связанная с изобретением нуля; химические методы дистилляции, перегонки, кристаллизации, коагуляции; магнитная игла, ставшая основой компаса; механические часы; хлопчатая, а затем и льняная бумага. Не всё это было изобретено арабами, однако именно через них ряд открытий и изобретений, осуществлённых в других регионах мира, получил широкое распространение и практическое применение.
Не менее важным, чем усвоение естественно-научных знаний, оказалось влияние критического духа и рационализма арабоязычной философии. В XI—XII вв. арабские мыслители обратились к учению древнегреческого философа Аристотеля. На основе этого учения были созданы доктрины, которые утверждали необходимость разделения истин теологии и того, что познаётся человеческим разумом. Сторонники существования «двух истин» считали, что возникающее иногда противоречие свидетельств разума данному в божественном откровении не может быть доказательством того, что человеческий разум ошибается. Они также пришли к ряду радикальных выводов, например к признанию вечности мира (религия же полагала вечным только Творца), отрицанию бессмертия индивидуальной души.
Изысканная арабская поэзия также проникла в Европу, её отзвуки можно обнаружить в поэзии средневековых трубадуров.
Арабская Испания и Норманно-Сицилийское королевство стали центрами перевода сочинений арабских и греческих философских и естественно-научных сочинений на латинский язык. Таким образом, они стали доступны средневековой Западной Европе, культура которой во многом тогда уступала культуре мусульманского мира.
5. Мусульманские государства в
Африке. На рубеже IX—X вв. в Северной
Африке был создан халифат
Фатимидов, во главе которого
встал имам, объявивший себя потомком
дочери пророка Фатимы. Во владения
Фатимидов входили также Сирия
и Палестина. Халифат Фатимидов
просуществовал более двух с
половиной веков, пока в 1171 г. военачальник
Салах-ад-дин не сверг
В конце XI в. на земли Фатимидов (в Сирию и Палестину) устремились рыцари-крестоносцы для освобождения Гроба Господня. На отвоёванной земле они основали свои государства, правда просуществовавшие недолго. Особую роль в борьбе против крестоносцев сыграл Салах-ад-дин (в Европе его называли Саладином), который разгромил войска Третьего крестового похода, руководимого Ричардом Львиное Сердце. Однако он позволил христианам совершать беспрепятственно паломничества в Иерусалим и другие святые места Палестины. Салах-ад-дин прославился не только своим военным искусством, но и благородством; даже в Западной Европе в нём видели не врага, а благородного восточного рыцаря.
В середине XIII в. династия Айюбидов была свергнута мамлюками — воинами-рабами, составлявшими гвардию Айюбидов. Мамлюки создали военное мусульманское государство, конец могуществу которого был положен в начале XVI в. турками-османами, захватившими Египет и прилегающие территории Северной Африки.
Понятие «Средневековье» в традиционном смысле слабо приложимо к истории Центральной и Южной Африки. Однако в период, когда Европа переживала эпоху Средневековья, в Африке существовали крупные государства, текло своё историческое время, происходили важные события, велись войны, развивались религии и культуры.
Современные государственные африканские традиции восходят к империям, существовавшим в Средние века. В III в. в верховьях рек Нигер и Сенегал, к югу от пустыни Сахары сложилось государство Гана. Его земли простирались от Атлантического океана до реки Нигер. Современники-арабы восхищались богатством этой страны, которая имела огромные залежи золота и соли. Город Тимбукту был важнейшим центром, в котором сходились африканские торговые пути. Его называли «королевой пустыни», «жемчужиной Сахары».
С проникновением в глубь Африки мусульман Тимбукту стал одним из центров исламской культуры, имевшим мировое значение.
В конце XV в. в Африке появились первые европейцы. Они проводили агрессивную политику по отношению к местному населению. Африка стала основным поставщиком рабов. Средневековые африкан- ские государства исчезли с лица континента.
6. Османская империя. В IX—X вв. ряд тюркских племён, живших в Средней Азии, приняли ислам. Среди них выделились турки- сельджуки, которые в середине XI в. дошли до Багдада, захватили его, а их глава стал именоваться «султаном Востока и Запада». К концу XII в. держава сельджуков распалась на несколько государств. В XIII в. некоторые из них попали под власть монголов, установивших там свои династии.
В последнее десятилетие XIII в. султан Осман I подчинил сельджуков, собрал силы турок и стал правителем Османского эмирата, находившегося у границ Византии. Этот эмират впоследствии перерос в Османскую империю. Турки-османы заняли главенствующее положение в этом государстве. Осман отвоёвывал одну за другой земли Византии. Его преемники протянули жадные руки на Балканы. В 1389 г. произошла битва на Косовом поле, в которой сербо-боснийские войска потерпели поражение от турок. Югославянские земли на века попали в зависимость от Османской империи. В 1453 г. османский султан Мехмед Завоеватель взял Константинополь. Второй Рим стал Истамбулом — столицей Османской империи.
В XVI в. Османская империя включала в себя практически все земли Арабского халифата, а также Балканы, Крым, часть Ирана. Турецкий султан стал безусловным политическим и религиозным вождём всех мусульман, преемником великих халифов и защитником правоверных. Армия турецких султанов была сильнейшей в мире, турецкий флот господствовал на Средиземном море. Османская империя стала угрозой Европе и Московскому государству — будущей России.
В глазах европейцев Османская империя была воплощением деспотического государства, в котором жизнь каждого из подданных, от самого знатного до беднейшего простолюдина, зависела от произвола правителя. Однако могущество Османского государства внушало страх, а богатства турецкого султана потрясали воображение. В Европе Османскую империю называли Блистательной Портой.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: ислам, шиизм, суннизм, халифат, каллиграфия.
1. Какое значение имело
для мировой истории? Выясните, почему ислам называют мировой религией.
2. Как взаимосвязаны ислам и христианство?
3. Вспомните, что такое теократическое государство, и докажите, что Арабский халифат был таковым.
4. Проследите по карте (с. 145) рост Арабского халифата. К какому времени он достиг наивысшего расцвета? Какие европейские территории были захвачены арабами?
5. Какие факторы способствовали единству Арабского халифата, а какие — его распаду?
6. Какова роль арабов в
7. Какую роль в европейской
истории сыграла Османская
1. По карте (с. 145) и тексту параграфа сопоставьте территории
Арабского халифата и распространения ислама. Сделайте выводы.
2. Как принятие монотеистической
религии способствовало
3. Можно ли считать Арабский
халифат типичным восточным
4. Используя дополнительную
5. Обсудите, какие религиозные идеи приводят исламские государ- ia в соприкосновение с Западом. Каковы результаты этого процес- в Средние века?
Эхо эпохи
Средневековая арабская «Книга завоеваний стран»
...Затем Абу-Бекр сказал: о люди,
стойте! Я дам вам десять наставлений;
соблюдайте их, они даны мною.
Не обманывайте, не поступайте
нечестно, не будьте вероломны, не
уродуйте врагов, не убивайте
ни малого ребёнка, ни человека,
достигшего глубокой старости, ни
женщины; не уничтожайте пальм
и не сжигайте их; не срубайте
плодовых деревьев и не
Подумайте, кому предназначены наставления. Прокомментируйте их. Где вам уже встречались подобные нормы и правила? В чём их общечеловеческий смысл?
Хинес Перес де Ита
«Повесть о Сегри и Абенсеррахах, мавританских рыцарях из Гранады». Фрагмент
Итак, Гранаду заселили лучшие роды Африки, и не переставал потому славный город расти и застраиваться новыми огромными и величественными зданиями. Ибо управляли ими доблестные и деятельные правители, выстроившие там себе большие мечети и обнёсшие города крепкими стенами с высокими башнями, чтобы христиане не смогли отвоевать его обратно. Они выстроили новые мощные замки, перестроили и укрепили старые, а вне городских стен воздвигли укреплённые башни, которые сохранились и поныне...
О каком историческом событии идёт речь? Какие сведения об авторе мы можем получить из текста? Как автор относится к этому событию?
Абд Ар-Рахман
«Скорбь об утраченной родине» (VIII в.)
Один из представителей дома дамасских Омейядов после установления власти Аббасидов вынужден был бежать в Испанию, здесь основал эмират в Кордове.
В Кордове, в царских садах, увидал я зелёную
Пальму-изгнанницу, с родиной пальм разлучённую.
«Жребии наши, — сказал я изгнаннице, — схожи.
С милыми сердцу расстаться судилось мне тоже.
Оба, утратив отчизну, уехали вдаль мы.
Ты чужестранкой росла: здесь чужбина для пальмы.
Жителей края чужого ты радуешь ныне.
Корень родной позабыла, живя на чужбине.
Если б могла ты сочувствовать горю собрата,
Ты зарыдала б о пальмах и водах Евфрата.
Ты очерствела, лишённая почвы родимой.
Близких забыл я, Аббасовым родом гонимый».
V. Как вы думаете, почему автор этих стихов, даже став правителем нового государства, скорбит об утраченной родине?