Интернет и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:56, лекция

Краткое описание

Интернет играет постепенно все большую роль в жизни человека. Сейчас сложно представить себе человека, который не слышал про такие понятия как «поисковая система», «сайт» или «веб-страница». Пользователей интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им интернет-услуг растет. Обычный просмотр статичного текста и мультимедиа в браузере уже не устраивает людей: в моду постепенно входят такие сайты, где посетитель может активно взаимодействовать с остальными посетителями средствами этого сайта.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 45.77 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Интернет играет постепенно все большую роль в жизни человека. Сейчас сложно представить себе человека, который не слышал про такие понятия как «поисковая система», «сайт» или «веб-страница». Пользователей интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им интернет-услуг растет. Обычный просмотр статичного текста и мультимедиа в браузере уже не устраивает людей: в моду постепенно входят такие сайты, где посетитель может активно взаимодействовать с остальными посетителями средствами этого сайта.

Чем более  разносторонне такое взаимодействие, тем лучше: возможность обмениваться сообщениями, комментировать статьи, размещать  фотографии и видео делают сайты  более привлекательными для посетителей. Подобные сайты (текстовые, видео- и аудиоблоги, живые журналы, социальные сети) составляют вместе одно понятие - Веб 2.0 , о котором уже достаточно много статей и книг.

Один из наиболее интересных элементов Веб 2.0 - социальные сети, которые совмещают достаточно много вариантов пользовательского взаимодействия и пожалуй, наиболее популярны среди посетителей.

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

1. История термина «социальная сеть»

Чтобы вести  рассуждения о социальных сетях  в сети Интернет, необходимо обратиться к изначальному понятию социальная сеть.

Термин «социальная  сеть» появился в работе Джеймса  Барнса «Классы и собрания в норвежском островном приходе» еще в 1954 году. Это социальная структура (математически - граф), состоящая из группы узлов, и которыми являются социальные объекты (люди и организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).

Этот термин получает широкое распространение  и во второй половине XX века становится общеупотребительным в английском языке.

Начало современной теории социальных сетей положили в 1951 году Рэй Соломонофф и Анатолий Рапопорт. В 1959-1968 гг. венгерские математики Пол Эрдос и Альфред Реньи написали восемь статей, описывающих принципы формирования социальных сетей. Дункан Уоттс и Стивен Строгач развили теорию социальных сетей, и в числе многих других открытий ввели понятие коэффициента кластеризации - степени близости между неоднородными группами.

2. Социальные  сети в жизни и в интернете

Поскольку «социальная сеть on-line» - отражение реальной социальной сети и вторична по отношению к ней, то необходимо рассматривать социальную сеть как совокупность реальных взаимодействий людей в обществе.

Как предмет  исследования «социальная сеть»  разрабатывается в социологии. Разные социологи трактуют это понятие  по-разному, однако они сходятся в  одном: социальная сеть - это один из типов отношений людей друг с  другом, называемый некоторыми исследователями  координация.

Этот тип  отношений отличается от:

1) несвязанного  множества, где нет связей;

2) иерархической  организации, где существует управление.

Сеть - не группа несвязанных людей, а в отличие  от иерархических отношений в  сети нет начальников и подчиненных, сеть держится на личном желании, а  не на формальной необходимости и  должностных обязанностях.

Стоит еще  отметить как не являющееся сетевым, некое множество людей, которое  сам исследователь выделяет по какому-то общему признаку (например, составление  внешним образом маркетологами обобщенного портрета целевой аудитории).

Помимо этих несетевых форм существования группы людей, можно найти некоторые  формы очень похожие на социальную сеть: аудитория и сообщество. В  первом случае люди объединены общим  предметом своего внимания, но не между  собой. Во втором - группа не только вступает в коммуникацию, обсуждает что-то, но и действует, т.е. предмет внимания в таком случае становится предметом  коллективного приложения сил. Межличностным  событием кроме общения в сообществе становится -реальная совместная деятельность в общей предметной области. Но общение обязательно должно быть, иначе, т.е когда дело есть, а общения нет - это организация, где присутствует приказ и исполнение.

С аудиторией и сообществом социальная сеть имеет  общие черты, но чтобы выделить ее как самостоятельную сущность надо провести различие. Таким существенным признаком социальной сети является коммуникация. Его (признака) наличие  отличает сеть от аудитории, а исчерпываемость отношений именно им отличает сеть от сообщества, куда коммуникация входит как необходимый, но не достаточный признак.

Таким образом, социальная сеть - это неустойчивая форма существования группы людей  между аудиторией и сообществом.

Интернет, сетевой  по своей природе, явился с необходимостью лоном и питательной средой для  всего сетевого: от проводов, до сознаний.

Эволюция

Интернет  как культурного общечеловеческого  явления представляется такой: аудитория  Интернет (сам Интернет как предмет  внимания) вступая в сетевое взаимодействие друг с другом (Интернет как средство коммуникации), находит реальный общий предмет для приложения коллективных сил, образуя реально-виртуальное сообщество (Интернет как рабочий кабинет). Технологии лишь подтягиваются под насущные потребности сознания, равно как могут использоваться и не по назначению.

Термин «социальная  сеть» надо отличить от другого - «сетевое сообщество»: в первом связь есть цель, для второго - средство. Социальная сеть может стать сетевым сообществом, а может и не стать.

Про реальную социальную сеть можно сказать следующее: социальная сеть - это множество  людей, ранее никак не связанных, объединенных персональной коммуникацией. Главное в социальной сети - взаимное равноправное общение одних лиц  с другими. Это общение должно быть, но им же сетевые отношения  должны и исчерпываться. Если общения  нет - это не сеть, если другие отношения, например, должностные - это, опять же, не сеть. Отношения людей в таком  специфическом объединении могут  быть только координационные, а не субординационные. Социальная сеть - это еще и персонально  коммуницирующее общество, т.е. в ней важен принцип «из уст в уста», важна личная связь, важно кто сказал, а не только что. Процедура объединения - знакомство. Социальная сеть похожа на аудиторию и сообщество - она занимает неустойчивое (хотя и может длиться неограниченное время) промежуточное положение между ними.

На основе всего сказанного можно составить  некую цепочку перехода от одних  идеальных типов социальных образований  к другим.

  • Начинается все с несвязанного множества людей.
  • Если у этого множества появляется общий предмет восприятия, то они образуют собой аудиторию.
  • Как только среди аудитории появляется личная коммуникация, то образуется социальная сеть. Предмет восприятия отодвигается на второй план, на первый выходит общение.
  • Возникшая коммуникация может воспроизводиться неограниченное время, может и прекратиться, а может сподвигнуть к коллективному труду в общей предметной области. Так появляется сообщество.
  • Дальнейшая история закономерна: не будучи заинтересован в коллективном предмете сообщества, и имея свой интерес по жизни, управленец все сообщество направляет к своей цели. Происходит замена своего для сообщества предмета на ему чуждый. При отказе членами сообщества от труда над чуждым им предметом, управленец прибегает к насилию. Происходит замена координации на субординацию, замена творческого порыва на исполнение инструкций - появляется иерархия.
  • Поскольку существенный принцип власти есть принцип «разделяй и властвуй», то разрушение всех принципов образующих сообщество, сеть или аудиторию, отсутствие всякого содержательного единства в сообществе, приводит к тому, что сообщество распадается на несвязанное множество. Но это означает, что снова есть повод к образованию аудитории.

Если в обществе социальные сети формируются спонтанно, то в интернете их создают целенаправленно, как правило для получения экономической выгоды.

3. История  социальных сетей

Первая в  мире социальная сеть в ее общепринятом понимании появилась в 1995 году. Classmates.com представляла собой систему с четким социальным позиционированием - она была призвана объединить выпускников учебных заведений. Проект оказался весьма успешным, однако довольствовался своей ограниченной рыночной нишей. В последующие годы интернет-сообщество присматривалось к новым социальным сетям, появляющимся с завидной периодичностью: в 1996-м году была создана сеть SixDegrees, 1997-й ознаменовал появление универсального органайзера AsianAvenue (впоследствии преобразованного в социальную сеть), в 1998-ом Amazon.com купила PlanetAll, в 1999-м стартует Blackplane Официальным началом бума социальных сетей можно считать 2003 год, когда были запущены проекты MySpace, Hi5 и Linkedln.

Именно MySpace предложил пользователям не просто очередной интернет-сервис, а своеобразное интернет-пристанище, техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». Участник социальной сети нового поколения не использовал сервис для решения функциональных вопросов, таких, как поиск одноклассников или друзей по интересам, хотя и мог воспользоваться этой услугой. Он просто жил в этой сети - как живут в квартире, не особенно задумываясь, из какого кирпича построен дом. Пользователь получил возможность шаг за шагом создать собственную виртуальную вселенную, основанную на реальных социальных контактах. Задумка владельцев MySpace - компании News Corp. (а точнее, ее дочки - Fox Interactive Media) оказалась пророческой - сервис набрал популярность за считанные недели, ведь он предоставлял своим пользователям главное - возможность самовыражения.

MySpace - типичный образец социальной сети, ориентированной на доминирующие потребности человека в самовыражении. Вместе с тем, на рынке успешно функционирует ряд ресурсов, избравших другой путь развития - более прогнозируемый и функциональный. В первую очередь, речь идет о профессиональных сообществах, наиболее ярким представителем которых является LinkedIn. Идеология подобных сетей максимально проста и прозрачна: по сути, она ничем не отличается от принятой в реальном мире системы рекомендаций. Преимущество LinkedIn по сравнению с традиционными рекомендательными письмами - доступность и централизованность системы, а также возможность оптимального поиска интересующего работодателя/сотрудника. Кроме того, сеть отличается солидным перечнем ценных возможностей, на которых мы остановимся ниже .

Происхождение Myspace.com представляется довольно туманным. Основатели нынешнего Myspace, Том Андерсон и Крис Девульф, познакомились, когда работали в XDrive Technologies. В 2001 году они уволились, чтобы создать свою собственную компанию - Response Base Marketing. Всего через год Response Base была продана за 3,3 млн. долларов. Вскоре Девульф стал членом правления инвестиционной компании Fog Cutter Capital Group. В 2004 году её глава, некий Эндрю Видерхорн, был осужден за налоговые махинации. Еще один участник Myspace - супруга Видерхорна, которая занимает довольно важный пост в Intermix Media. Репутация у Intermix Media очень плохая: в 2005 году она была поймана на распространении шпионского ПО.

В 2002 г. создатели  MySpace решили, что на интернет-махинациях заработать много нельзя, тем более, как раз тогда и власти всерьёз занялись сетевыми мошенниками: в штате Калифорния было принято жёсткое антиспамерское законодательство.

В это время  пригодился более ранний опыт и Андерсона, и Девульфа. Оба так или иначе уже пытались вести бизнес в интернете. Андерсон, вдобавок, пробовал себя в роли музыканта, а также за год прошел двухгодичные курсы кинорежиссуры в Университете штата Калифорнии в Лос-Анжелесе. Вполне естественно, у них появились некоторые идеи по поводу музыки, кино, видео и интернета.

С этого  момента начинается история нового Myspace.com. Спустя совсем небольшое время MySpace.com была выкуплена корпорацией знаменитого медиамагната Руперта Мёрдока за 580 миллионов долларов.

Скорость, с  которой Myspace.com вышел в популярные сервисы, удивляет. Практически никаких усилий по продвижению сайта не предпринималось. Сработал «вирусный маркетинг»: сначала информация о новом ресурсе передавалась изустно, появлялась на блогах и форумах, а уже потом появились и статьи в прессе.

В интернет уже были сайты, занимающиеся тем  же, что и Myspace.com. Для хостинга музыкальных произведений существовал MP3.com, а после его разгрома пиратоборцами, появились многочисленные его клоны. В блогах с хостингом изображений недостатка также не было.

Однако Андерсон и Девульф придумали, как собрать всё воедино. Идея состояла в том, чтобы превратить Myspace.com в ресурс, где можно было бы сделать всё, что только возможно в интернет. И у Девульфа, и у Андерсона были некоторые связи в калифорнийских творческих кругах, возможно, именно это помогло Myspace на старте. Так получилась смесь Friendster, Blogger, MP3.com и craigslist. К октябрю 2003 года на Myspace ежедневно регистрировали 10 тысяч новых пользователей.

Оформление  страниц на Myspace.com и по умолчанию вполне удобно и функционально, однако в распоряжение пользователя сразу предоставляются все возможности редактировать и внешний вид, и расклаку блоков на странице.

Информация о работе Интернет и общество