Информационное общество (общество, основанное на знаниях)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 10:33, реферат

Краткое описание

Вторая половина XX века – переломный момент в истории всего человечества. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества принципиально нового типа, получившего название информационного общества.

Файлы: 1 файл

ГУ.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

5. Обществом осознаётся необходимость перехода к информационному обществу.

6. Россия сегодня - частью мирового политического и экономического сообщества.

7. Властью предпринимается ряд мер по скорейшему переходу страны к информационному обществу.

   Считается, что возможны два варианта перехода России к информационному обществу:

      1-ый - повторение того пути, который уже пройден или проходится развитыми западными странами.

      2-ой - путь, который ориентирован на российские критерии, характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и требующего в нынешних условиях минимальных инвестиций со стороны государства. .

   Большинство  учёных сходятся во мнении, что  для России предпочтителен второй  путь перехода страны к информационному обществу, в силу её самобытности и сложившихся социально-экономических и политических условиях.

   В деятельности  органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики с сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.

   Особая  роль в обучении компьютерной  грамотности и освоении новейших  информационных технологий отводится  информатике, которая с 1985 года  изучается во всех средних школах страны и с 1991 года во всех высших учебных заведениях России. С 2007 года все средние школы России подключены к глобальной сети Интернет и оснащены базовыми пакетами программ по освоению компьютерной грамотности и новейших информационных технологий, используя проприетарное и открытое программное обеспечение. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется внедрение открытого отечественного программного обеспечения и организация компьютерно-правового ликбеза в вузах и школах. Большую роль играет также бизнес планирование [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Информационное неравенство современного общества

    Общество  (Society) – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы и формы взаимодействия людей. Иначе, общество - человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу. Общество есть продукт взаимодействия людей.

    Основой общества единогласно признаётся учёными  средний класс. Именно он способен чутко  реагировать на меняющиеся условия  и ему подвластно изменить обстановку в обществе. 

    Средний класс (Middle class) - класс, занимающий промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации.

    Средний класс характеризуется неоднородностью  положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения.

    Различают старый средний класс  и новый средний класс.

    Старый  средний класс - средние и мелкие собственники: мелкие предприниматели, торговцы, ремесленники, представители свободных профессий, мелкое и среднее фермерство, владельцы небольших производственных фирм.

    Новый средний класс - не владеющие средствами производства и живущие за счет продажи своего труда служащие, управляющие, инженеры, профессиональные работники умственного труда и др. [3]

    Cравним соотношение богатых, среднего класса и бедных Российской Федерации и США. Поскольку данное соотношение постоянно изменяется, то мы изучим среднестатистические показатели.

    Поскольку приобрести компьютер и научиться  на нем работать в статусе профессионала  требует постоянного изучения и  переподготовки, т.к. научный прогресс не стоит на месте, то следует вывод, что приобщиться к информационному обществу, в основном, под силу лишь богатым и среднему классу.

    В связи с вышеуказанным проанализируем ситуацию.

    Структуру общества США принято изображать в виде четырехугольника.

    По  таблице № 1 видно, что средний класс составляет основу американского общества и составляет примерно 40% от всего общества, в то время как бедные и богатые – по 30% от всего общества США.

    Очевидно, что реально на данный момент стать информационным обществом может средний класс (40%) и богатые (30%).

    Суммарно  выходит 70% граждан США. Отметим, показатель очень высокий.

    Структуру общества Российской Федерации принято  изображать в виде пирамиды.

    Таблица № 2 показывает соотношение классов  современного общества в нашей стране. Видно, что основу общества в России составляет средний класс и класс бедных. Итак, бедных - 45%, среднего класса – 45%, остальные 10% составляет элита.

    Из  этого следует, что информационным обществом может себя считать  не более 55% от всего населения Российской Федерации (45% среднего класса + 10% богатых).

    Сравним полученные в процессе анализа показатели.

    Информационное  общество в США составляет 70% от граждан, в России же это общество можно ассоциировать с 55% граждан РФ.

    Становится  ясно, что Россия находится лишь на пути к становлению информационного общества. Его построение в нашей стране станет возможным лишь после глубоких социально – экономических преобразований.

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Очевидно, что в настоящее время мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будет информация в различных ее проявлениях. Вокруг нас формируется общество принципиально нового типа. Так называемое «информационное общество» в корне меняет окружающий нас мир. Основой общества современного типа становится информация во всех её проявлениях. Роль информации, знаний и информационных технологий в жизни общества неизменно растёт. Информационное общество развивается как глобальное, т.е. активно развиваются интеграционные процессы. Формируется глобальное общество, стираются культурные и национальные границы между государствами. Однако в разных странах процесс формирования информационного общества идёт разными темпами и путями.

    Информационное  общество дарует человеку неоспоримые блага, такие как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и др. Однако нельзя не учитывать и возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества. Современный человек обязан уметь быстро воспринимать и обрабатывать большие объёмы информации, овладеть современными средствами, методами и технологией работы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

      Меняется и социальная структура  общества. Растёт доля граждан, занимающихся умственным трудом, граждан занятых в сфере услуг.

    Существует  проблема жизни и деятельности человека в новом обществе, форма его  существования. Человечество должно сделать  прорыв в понимании своего существования  на земле, так как при дальнейшем таком существовании в виде паразитирующего организма, высасывающего ресурсы из земли и бездумно разрушающего природу, у него просто нет будущего. Информационное общество способно решить эту проблему.

    Наше  будущее во многом зависит от того, по какому руслу современное общество направит развитие научно-технического прогресса. 
 
 
 
 
 
 

4 Список используемой литературы

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. / Редакторы: Е.С. Ивашкина, В.Г. Деткова. — М.: ВЛАДОС, 1994. — С. 96-97. — 336 с. — 20000 экз. — ISBN 5-87065-012-7
  1. Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические  аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001. — 43 с, ил.
  1.  Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации. – Вопросы экономики, 2001, № 1
  1. Мартин  У. Дж. Информационное общество (Реферат) // Теория и практика общественно-научной  информации. Ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; Редкол.: Виноградов В. А. (гл. ред.) и др. — М., 1990. — № 3. — С. 115—123.
  1.  «Советский энциклопедический словарь», А.М. Прохоров, М.С. Гиляров, Е.М. Жуков, М.: Советская энциклопедия, 1981
  1. URL: http://www.provider.net.ru/law.other.01.php (дата обращения: 2.10.2010)
  1. URL: http://rost.ru/projects/education/education_main.shtml (дата обращения: 1.10.2010)
  1. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационное_общество (дата обращения: 3.10. 2010)

Информация о работе Информационное общество (общество, основанное на знаниях)