5. Обществом осознаётся
необходимость перехода к информационному
обществу.
6. Россия сегодня
- частью мирового политического и экономического
сообщества.
7. Властью предпринимается
ряд мер по скорейшему переходу страны
к информационному обществу.
Считается,
что возможны два варианта перехода России
к информационному обществу:
1-ый
- повторение того пути, который уже пройден
или проходится развитыми западными странами.
2-ой
- путь, который ориентирован на российские
критерии, характеристики качества жизни,
социально-культурные особенности и требующего
в нынешних условиях минимальных инвестиций
со стороны государства. .
Большинство
учёных сходятся во мнении, что
для России предпочтителен второй
путь перехода страны к информационному
обществу, в силу её самобытности и сложившихся
социально-экономических и политических
условиях.
В деятельности
органов власти по разработке
и реализации государственной политики
в области развития информационного общества
в России можно выделить несколько этапов.
На первом (1991—1994 гг.) формировались основы
в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998
гг.) характеризовался сменой приоритетов
от информатизации к выработке информационной
политики. Третий этап, который длится
и поныне, — этап формирования политики
с сфере построения информационного общества.
В 2002 году Правительством РФ была принята
ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая
дала мощный толчок развитию информационного
общества в российских регионах.
Особая
роль в обучении компьютерной
грамотности и освоении новейших
информационных технологий отводится
информатике, которая с 1985 года
изучается во всех средних школах
страны и с 1991 года во всех высших учебных
заведениях России. С 2007 года все средние
школы России подключены к глобальной
сети Интернет и оснащены базовыми пакетами
программ по освоению компьютерной грамотности
и новейших информационных технологий,
используя проприетарное и открытое программное
обеспечение. В рамках Приоритетного национального
проекта «Образование» осуществляется
внедрение открытого отечественного программного
обеспечения и организация компьютерно-правового
ликбеза в вузах и школах. Большую роль
играет также бизнес планирование [7]
2.3
Информационное неравенство
современного общества
Общество
(Society) – обособившаяся от природы, но тесно
с ней связанная часть материального мира,
включающая в себя способы и формы взаимодействия
людей. Иначе, общество - человеческая
общность, специфику которой составляют
отношения людей друг к другу. Общество
есть продукт взаимодействия людей.
Основой
общества единогласно признаётся учёными
средний класс. Именно он способен чутко
реагировать на меняющиеся условия
и ему подвластно изменить обстановку
в обществе.
Средний
класс (Middle class) - класс, занимающий промежуточное
положение между основными классами в
системе социальной стратификации.
Средний
класс характеризуется неоднородностью
положения, противоречивостью интересов,
сознания и политического поведения.
Различают
старый средний класс
и новый средний
класс.
Старый
средний класс - средние и мелкие
собственники: мелкие предприниматели,
торговцы, ремесленники, представители
свободных профессий, мелкое и среднее
фермерство, владельцы небольших производственных
фирм.
Новый
средний класс - не владеющие средствами
производства и живущие за счет продажи
своего труда служащие, управляющие, инженеры,
профессиональные работники умственного
труда и др. [3]
Cравним
соотношение богатых, среднего класса
и бедных Российской Федерации и США. Поскольку
данное соотношение постоянно изменяется,
то мы изучим среднестатистические показатели.
Поскольку
приобрести компьютер и научиться
на нем работать в статусе профессионала
требует постоянного изучения и
переподготовки, т.к. научный прогресс
не стоит на месте, то следует вывод,
что приобщиться к информационному обществу,
в основном, под силу лишь богатым и среднему
классу.
В
связи с вышеуказанным проанализируем
ситуацию.
Структуру
общества США принято изображать
в виде четырехугольника.
По
таблице № 1 видно, что средний класс
составляет основу американского общества
и составляет примерно 40% от всего общества,
в то время как бедные и богатые – по 30%
от всего общества США.
Очевидно,
что реально на данный момент стать информационным
обществом может средний класс (40%) и богатые
(30%).
Суммарно
выходит 70% граждан США. Отметим, показатель
очень высокий.
Структуру
общества Российской Федерации принято
изображать в виде пирамиды.
Таблица
№ 2 показывает соотношение классов
современного общества в нашей стране.
Видно, что основу общества в России составляет
средний класс и класс бедных. Итак, бедных
- 45%, среднего класса – 45%, остальные 10%
составляет элита.
Из
этого следует, что информационным
обществом может себя считать
не более 55% от всего населения Российской
Федерации (45% среднего класса + 10% богатых).
Сравним
полученные в процессе анализа показатели.
Информационное
общество в США составляет 70% от граждан,
в России же это общество можно ассоциировать
с 55% граждан РФ.
Становится
ясно, что Россия находится лишь
на пути к становлению информационного
общества. Его построение в нашей стране
станет возможным лишь после глубоких
социально – экономических преобразований.
3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно,
что в настоящее время мы вступаем
в информационную эру, где основным
товаром будет информация в различных
ее проявлениях. Вокруг нас формируется
общество принципиально нового типа. Так
называемое «информационное общество»
в корне меняет окружающий нас мир. Основой
общества современного типа становится
информация во всех её проявлениях. Роль
информации, знаний и информационных технологий
в жизни общества неизменно растёт. Информационное
общество развивается как глобальное,
т.е. активно развиваются интеграционные
процессы. Формируется глобальное общество,
стираются культурные и национальные
границы между государствами. Однако в
разных странах процесс формирования
информационного общества идёт разными
темпами и путями.
Информационное
общество дарует человеку неоспоримые
блага, такие как доступность информации,
ее быстрое распространение, свободный
обмен данными между людьми и др. Однако
нельзя не учитывать и возросшие и изменившиеся
требования к человеку как члену общества.
Современный человек обязан уметь быстро
воспринимать и обрабатывать большие
объёмы информации, овладеть современными
средствами, методами и технологией работы.
Для свободной ориентации в информационном
потоке человек должен обладать информационной
культурой как одной из составляющих общей
культуры.
Меняется и социальная структура
общества. Растёт доля граждан, занимающихся
умственным трудом, граждан занятых в
сфере услуг.
Существует
проблема жизни и деятельности человека
в новом обществе, форма его
существования. Человечество должно сделать
прорыв в понимании своего существования
на земле, так как при дальнейшем таком
существовании в виде паразитирующего
организма, высасывающего ресурсы из земли
и бездумно разрушающего природу, у него
просто нет будущего. Информационное общество
способно решить эту проблему.
Наше
будущее во многом зависит от того,
по какому руслу современное общество
направит развитие научно-технического
прогресса.
4
Список используемой
литературы
- Абдеев Р.Ф.
Философия информационной цивилизации.
/ Редакторы: Е.С. Ивашкина, В.Г. Деткова.
— М.: ВЛАДОС, 1994. — С. 96-97. — 336 с. — 20000 экз.
— ISBN 5-87065-012-7
- Варакин Л.
Е. Глобальное информационное общество:
Критерии развития и социально-экономические
аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001.
— 43 с, ил.
- Григорьев
Л., Малева Т. Средний класс в России на
рубеже этапов трансформации. – Вопросы
экономики, 2001, № 1
- Мартин
У. Дж. Информационное общество (Реферат)
// Теория и практика общественно-научной
информации. Ежеквартальник / АН СССР.
ИНИОН; Редкол.: Виноградов В. А. (гл. ред.)
и др. — М., 1990. — № 3. — С. 115—123.
- «Советский
энциклопедический словарь», А.М. Прохоров,
М.С. Гиляров, Е.М. Жуков, М.: Советская энциклопедия,
1981
- URL: http://www.provider.net.ru/law.other.01.php (дата обращения: 2.10.2010)
- URL: http://rost.ru/projects/education/education_main.shtml (дата
обращения: 1.10.2010)
- URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационное_общество (дата обращения: 3.10.
2010)