Идель-Урал Штат

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:23, реферат

Краткое описание

В 1917-1918гг. основным направлением развития татарского общества было создание органов национальной автономии. Завершающим этапом этого процесса стало создание Вакытлы Милли Идарэ, а затем Милли Идарэ и провозглашение Штата Идель-Урал.
Урало-Волжский штат (Штат Идель-Урал, тат. Идел-Урал штаты, İdel Ural ştatı) — нереализованный проект национального государства татар и башкир. Попытка реализации привела лишь к непродолжительному (1 марта − 28 марта 1918 года) существованию так называемой «Забулачной республики», существовавшей в татарской части Казани.

Оглавление

Введение................................................................................................2
1. Создание проекта Идель-Урал Штата............................................4
2. Основные положения проекта.........................................................9
3. Последствия нереализованного проекта.............................................................................................12
4. Выдающиеся деятели, выступающие за и против проекта.............................................................................................13
Заключение...........................................................................................17
Список литературы..............................................................................

Файлы: 1 файл

игпт.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, была провозглашена территориальная  автономия татарской нации. Основным принципом этой автономии было равноправие всех входящих в Штат народов при соблюдении их национально-культурной автономии. Штат Идель-Урал рассматривался как один из субъектов федеративного государства. Штат, как и Россия, создавался в форме парламентской республики.

      Вместе с тем, в отсутствие федеративного законодательства и российской конституции, создатели Штата должны были сами определить его основные полномочия и полномочия, оставляемые за центральным правительством. Этот документ носил предварительный характер и должен был претерпеть изменения в ходе переговоров с центральным правительством и на основании решений федерального парламента. Однако реальность заключалась в том, что в этот момент де факто не существовало ни того, ни другого органа, а власть перешла к советским органам. Таким образом, депутаты Миллет Меджлисе создали Штат для сохранения парламентской формы правления в противовес власти Советов.

      Таким образом, Штат превращался из парламентской  республики, основанной на праве всеобщего  голосования, в советскую республику с выборами по классовому признаку. Фундаментальная слабость этого проекта заключалась в том, что татарские рабочие и крестьяне не имели собственных политических организаций. Татары в этот период имели крайне незначительное представительство в Советах и общероссийских партийных структурах всех уровней. Съезд и деятели Харби Шуро фактически отказались от демократических принципов национального движения, выдвигаемых с периода российской революции 1905-1907гг., в пользу партийно-классовой структуры.

      Между проектом Идель-Урал Штата, предложенным Харби Шуро, и проектом указанным  в Положении о Татаро-Башкирской Советской Республике, принятым Наркомнацем  и Мускомом, фактически не существует разницы. Ключевыми моментами во всех проектах Штата и проекте  ТБСР является сочетание принципов национально-культурной и религиозной автономии при территориальном единстве Штата, создание его конституции и правительства силами основных этнических групп на национально-пропорциональной основе, провозглашение Штата от имени всех этнических групп края. Неизменными по сути являются основные группы сторонников территориальной автономии в лице средних слоев населения, представляющих часть буржуазии, учительства, духовенства, студенчества, военных, стремящихся взять в свои руки как реальную власть в Штате, так и занять место основной группы национальной элиты. Их силой является относительная многочисленность, сплоченность и идеологизированность, а слабость составляет отсутствие единства этих групп в политическом и экономическом аспектах как внутри каждой нации, так и между различными этническими группами.

 
 

3. Последствия нереализованного проекта

      В Москве Наркомнац по заданию Совета народных Комиссаров разрабатывает  проект Татаро-Башкирской республики, как советскую альтернативу Штату Идель-Урал.

      22 марта 1918 г. появляется 2-й вариант ТБСР. Большевики вскоре повели дальнейшее наступление на «буржуазных националистов».

      Декретом  от 24 марта (за подписями Сталина  и Вахитова) ликвидировано Харби  шуро, а в апреле упразднены Милли  шуро с конфискацией имущества, 1 мая  запрещена деятельность Милли Идара  и всех связанных с ним учреждений, конфискован Милли фонд.1

      В конце мая прекратил свою деятельность Всероссийский центральный мусульманский  совет. Часть депутатов Национального  собрания образовала «Малый меджлис», который продолжал работать на свободных  от большевиков территориях. Хотя в июле 1918 г., совместно с восставшим Чехословацким корпусом, частично была восстановлена Национальная Администрация Урало-Волжского штата, фактически это уже ничего не изменило.

      В конце 1918 года остатки войск Всероссийского Мусульманского Военного Совета (Харби Шуро) вошли в армию Колчака как 16-й татарский полк.

      Руководитель  Штата Идель-Урал Садри Максуди нелегально выехал за границу в конце 1918 г.

      Во  время Второй мировой войны в  Германии был создан легион «Идель-Урал» в рамках политических игр с национальностями Советского Союза. Никаких официальных обещаний касательно создания национальной республики под немецким протекторатом, по примеру усташей в Югославии или словаков, ни одной из народностей СССР дано не было.

      В начале 1990-х, после распада Советского Союза, идея воссоздания Урало-Волжского штата была популярна у татарских национальных общественных деятелей.

 

4. Известные деятели,выступающие  за и против  Идель-Урал Штата.

      Один  из видных деятелей большевистского  движения Мулланур Вахитов (1885-1918) получил  образование в Петербурге. В годы учебы он уже участвовал в революционном  и татарском национальном движении. Назначенный комиссаром по мусульманским делам (в составе народного комиссариата по национальным делам) большевистского правительства, он много сделал для создания интернациональных отрядов Красной Армии. Был противником образования Штата Идел-Урал и стал одним из организаторов насильственного разгона его органов. Выступал за создание Татаро-Башкирской Республики, участвовал в подготовке необходимых документов по этому вопросу. Как советский комиссар с широкими полномочиями был расстрелян белочехами в Казани. 
 Еще один известный деятель - Ильяс Алкин (1895-1937), являясь студентом в Петербурге, начал участвовать в национальном движении. В годы первой мировой войны был призван на военную службу, стал офицером. В 1917 году избран председателем мусульманского Военного Совета и начал энергично создавать вооруженные силы. Вел активную работу по образованию Штата Идел-Урал. Вместе с Г.Бахаветдиновым и Г.Шарафом он был арестован большевиками, однако не стал втягивать мусульманские части в братоубийственную войну. Позже И.Алкин примкнул к А.Валиди, заняв пост начальника штаба башкирских войск. Сыграл большую роль в организации перехода этих войск на сторону красных. В мирные годы занимался научной работой, проводил экспедиции, является автором нескольких книг. И.Алкина можно считать первым ученым из татар в области экономической географии. Его короткая жизнь изобиловала арестами. Некогда его четырежды арестовывали белые. Шестой арест профессора И.Алкина большевиками оказался последним: он был расстрелян как татарский буржуазный националист. 
 Одним из его соратников был Шайхулла Алкин. Другой его соратник Галимжан Шараф (1896-1950) - уроженец Казанской губернии, организатор кружка "Татар учагы" в Петербурге. Этот активный участник национального движения был одним из основных авторов идеи Штата Идел-Урал (именно он предложил это название). Вместе с И.Алкиным он до конца остался верен этой идее, этому не успевшему родиться государству. Впоследствии он занимался научной работой, показал себя ученым энциклопедических знаний. Профессор Г.Шараф - автор многих трудов по истории и этнографии, по филологии и педагогике. В годы репрессий он был арестован и многие годы провел в лагерях.  
 Выдающийся политический деятель Садри Максуди (1879-1957) родился в Приказанье, обучался в Крыму, Турции и во Франции. Он дважды избирался депутатом Государственной Думы, где развернул активную политическую деятельность. Как убежденный противник агрессивной политики России, С.Максуди был включен в жандармский список неблагонадежных лиц. Выступая в Думе, он говорил, что Россия должна быть децентрализованной, что все области должны иметь широкие права в самоопределении и самоуправлении. В Милли Маджлисе он ратовал за культурную автономию татар в составе России. С.Максуди - председатель правительства несостоявшегося Штата. Впоследствии он был вынужден эмигрировать в Турцию, где занимался научной работой, стал профессором Стамбульского университета. С.Максуди избирался депутатом турецкого парламента, был членом турецкой делегации в Лиге Наций.

      Огромную  роль в татарско-башкирском национальном движении сыграл Ахметзаки Валидов - Заки Валиди (1890-1970). Уроженец Уфимской губернии, он работал преподавателем в Казани и в Уфе, начал заниматься политической деятельностью, избирался  депутатом Государственной Думы. Во многих событиях, связанных с национальным движением в 1917-1920-е годы, А.Валиди принимал деятельное участие. Он выступал против создания Штата Идел-Урал и Татаро-Башкирской Республики, считая более целесообразным установить связи с Алаш-Ордой. Как руководитель башкирских частей в рядах белой армии, он вел вооруженную борьбу против большевиков. Доверившись обещаниям советской власти, 3.Валиди организовал переход башкирских частей на сторону красных. После этого Валиди больше года вел энергичную борьбу по созданию Башкирской республики. Опасаясь репрессий со стороны Москвы, руководители Башкирской республики в середине 1920 года разъехались из Башкирии. 3.Валиди уехал в Турцию и занялся научной деятельностью. Он написал около 400 научных трудов, которые были опубликованы во многих странах мира. Значительная часть его работ освещает проблемы истории татар. Заки Валиди - это "чистое золото, которое встречается один раз в сто лет" (М.Султангалиев). 
 Во всем татарском национальном движении особое место занимает выдающийся сын татарского народа Мирсаит Султангалиев (1892-1940). Его кипучая деятельность в 1917-1918 годы была направлена на создание мусульманской политической партии, мусульманских воинских сил и т.д. Все это должно было обеспечить возрождение государственности татарского народа. Вместе с тем он резко выступал против Штата Идел-Урал и совместно с М.Вахитовым стал организатором его разгрома. Эти два политических деятеля - активные сторонники Татаро-Башкирской Республики, подготовили ее документы при участии некоторых других лиц. В 1918 году были проведены съезд мусульманских учителей, затем конференция мусульманских коммунистов. Было объявлено о создании автономной партии российских мусульман-коммунистов, в руководящие органы которого были избраны оба инициатора указанных совещаний - М.Вахитов и М.Султангалиев.

 
 
 
 
 

Заключение

      Идея  создания Идель-Уральского Штата возродилась  в начала 90-х годов. Тогда был  популярен флаг Татарского общественного  центра (ТОЦ), состоящий из изображения  белых полумесяца и звезды на диагонально (реже попадались варианты с горизонтальным расположением цветов) поделённом на зелёное и красное поле.

   В данной работе я рассмотрела предпосылки возникновения идеи о выделении автономии Идель-Урал Штата, отношение к данному проекту верхов власти и основные последствия этой затеи.

   В настоящее время идея создания Идель-Уральского государства на территории Татарстана, Башкортостана и Чувашии популярна среди булгарских активистов, которые используют следующий флаг (почти идентичный символике болгарских националистов).

Татарская Автономная Советская республика со столицей в Казани была образована в мае 1920 г. - на год с лишним позже  Башкирской. Таким образом, пока татары безуспешно пытались реализовать проекты  Идель-Урала и объединенной татаро-башкирской автономии, их соседи, башкиры, создали свою довольно крупную республику, которая, как уже отмечалось, по площади более чем вдвое превосходит нынешний Татарстан. Сложилась своего рода парадоксальная ситуация - татарский этнос, первым среди всех мусульманских этносов Российской Империи достигшей в своем развитии стадии нации, остался без полноценного национального государства. В то же время другие этносы, например народы Средней Азии, не имевшие большинства признаков, позволявших говорить о них как о сложившихся нациях, получили более или менее реальную государственность в форме союзных республик. 

Список  литературы

1. Исхаков  Д. М. Проблемы становления  и трансформации татарской нации. Казань, 1997.

2. Известия  Всероссийского Мусульманского Военного Шуро. – 1918, 26 февраля , №16

3. Татарский  энциклопедический словарь. — Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999.

4. Исхаки  Г. Идель-Урал — Казань: Татар. кн. изд-во, 1991.

5. Тагиров  И. Р. История национальной государственности Татарского народа и Татарстана, — Казань, Таткнигоиздат, 2000.

6. Валиди (Тоган) Заки. Воспоминания (книга 1-ая). — Уфа. — 1994.

Информация о работе Идель-Урал Штат