Хрущев Никита Сергеевич

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 11:53, доклад

Краткое описание

Биография и политика Хрущева Никиты Сергеевича.

Файлы: 1 файл

хрущев.docx

— 61.37 Кб (Скачать)

С 1954 г . началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема целины в восточные районы страны — на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан — прибыли свыше 350 тыс. переселенцев (рабочие, крестьяне, специалисты).

В 1958 г . была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтнотехнические станции. Они занимались ремонтом сельхозтехники, продажей сельхозмашин и горючего. Целесообразность этой меры нейтрализовалась поспешностью при ее проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

Вся совокупность экономических мер позволила  добиться определенных успехов в  развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг.

прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими  пятью годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Реорганизация МТС, выкуп сельскохозяйственными предприятиями у МТС техники на кабальных условиях подорвали экономику многих хозяйств.

459 Непоследовательность  аграрной политики проявлялась  и в других преобразованиях,  затронувших агросферу. Начался новый этап укрупнения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усилились волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Н.С. Хрущева в США ( 1959 г .) всем хозяйствам — по его настоянию — рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи  с сокращением государственных  резервов зерна СССР начал регулярно  покупать его за рубежом.

Реформа управления промышленностью. Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. В начале 1955 г . Г.М. Маленков — сторонник стратегии развития легкой промышленности — был вынужден покинуть пост председателя Совета Министров. Восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашлю отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.). (В связи с ошибками, допущенными при составлении шестого пятилетнего плана (1956-1960 гг.), был разработан новый план, рассчитанный на семь лет.) На рубеже 50-60-х годов почти 3/4 общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы «А». Высокими тепами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство.

Были сооружены  и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промышленных предприятий. В их числе — Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий  заводы, автоматизированный завод по производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышленные отрасли — радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 i. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достижений науки и техники.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно  новую ступень. В ней насчитывалось  около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная сис460 тема управления тормозила развитее промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения  форм и методов руководства индустриальными  отраслями.

В 1957 г . бью принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства — совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления.

Все промышленные предприятия и стройки, расположенные  на их территории, передавались в ведение  местных совнархозов. Большая часть  отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к  территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи  внутри регионов и республик. Но этого  не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более  того, была нарушена единая техническая  и технологическая полигика внутри промышленных отраслей.

Социальная  сфера. К концу 50-х годов произошли  изменения в социальной структуре  общества, что отразила проведенная  в 1959 г . Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г . она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г . Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.

Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных  рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные  дни. В июле 1956 г . был принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны новые  принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с  культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине 461 50-х годов почт четвертая  часть населения страви переселилась в новые квартиры.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА Международные  связи в 50-е годы. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской «оттепели» велась в условиях напряженной  международной обстановки и жесткой  конфронтации со странами Запада. С  начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым  получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения  с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США  продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и  несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО). Возник военнополитический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние «социалистического лагеря» в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны «социалистического лагеря». В 1955 г . в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Одним из последствий  возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более  продуманные подходы к решению  мировых проблем.

Становилась все более очевидной необходимость  отказа от жесткой конфронтации в  межгосударственных отношениях.

462 Руководство  страны во гааве с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией ( 1956 г .). Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г .

представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области  экономики, науки и культуры. К  концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем  с 70 мировыми державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений  с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и  др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и  сельскохозяйственных объектов (участие  в сооружении металлургического  комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Противоречия  внешнеполитического курса. Новые  подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в  середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности  предотвращения новой мировой войны  и о разнообразии форм перехода к  социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г . министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко — профессиональный дипломат, длительное время представлявший интересы страны в ООН.

Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной  арене. Стабильный характер приобрели  отношения с социалистическими  государствами, к числу которых  присоединилась Куба. Основными направлениями  взаимного сотрудничества были: внешняя  торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической  политики, культурные связи. Главным  центром межэкономических отношений оставался СЭВ. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других 463 объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в октябре 1956 г . советские войска приняли участие в подавлении антисопиалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали, в частности, вывода советских войск с венгерской территории. Вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств — участников Организации Варшавского Договора.

В конце 50-х  годов осложнились отношения  с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу  СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ  Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о  сотрудничестве двух стран в области  ядерной физики.

Недостаточно  взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой  войны (Карибский кризис). В 1962 г . правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении «карантина» на все виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетнобомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых  форм межгосударственных отношений. В  частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами  других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

464 В 1963 г . в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

В 1964 г . завершилась полигака реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта.

Информация о работе Хрущев Никита Сергеевич