Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:11, курсовая работа
Гражданская война, развернувшаяся на территории бывшей Российской империи практически сразу же после Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, осложненная иностранной военной интервенцией, представляет собой ожесточенную вооруженную борьбу за власть между представителями различных социальных слоев и групп расколотого российского общества, возглавляемых многочисленными политическими партиями и объединениями, стоящими на зачастую противоположных платформах.
I. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОСИИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ИТОГИ
1. Введение …………………………………………………………………… 3
2. Причины гражданской войны …………………………………………….. 4
3. Этапы гражданской войны ………………………………………………... 4
3.1. Пролог войны: первые очаги антиправительственных выступлений … 5
3.2. Первый этап Гражданской войны ……………………………………….. 6
3.3. Второй этап Гражданской войны ……………………………………….. 6
3.4. Третий этап Гражданской войны ………………………………………... 7
3.5. Четвертый этап Гражданской войны…………………………………….. 9
4. Итоги гражданской войны …………………………………………………. 9
Заключение …………………………………………………………………… 10
Список использованной литературы ………………………………………... 12
II. СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ
На
следующий день в своём кабинете
в Кремле был найден повешенным советник
Горбачёва маршал Сергей Ахромеев.
26 августа погиб управляющий делами
ЦК КПСС Николай Кручина. При невыясненных
обстоятельствах он выпал с балкона своей
квартиры.
6. Распад
СССР.
События 19-21 августа 1991 г. вырвали власть из рук союзного правительства. Популярность Горбачёва уже не могла сравниться с популярностью Ельцина. Неудавшийся переворот только ускорил процесс распада СССР. 23 августа 1991 г. была запрещена деятельность Коммунистической партии Советского Союза. Её имущество национализировалось.
Горбачёв сложил с себя обязанности генерального секретаря ЦК, поддержав указ Ельцина. Роспуск 19 миллионной партии не вызвал ни одной акции протеста. Исчезновение партии, которая была хребтом советской империи, означало её неизбежный распад.
6
сентября Горбачёв признал
Одна за другой союзные республики объявляли о своей независимости. В начале сентября 1991 г. на V внеочередном съезде народных депутатов СССР было принято решение о прекращении его полномочий как высшего органа власти в стране и передаче этих полномочий Верховному Совету СССР до тех пор, пока не будет подписан новый союзный договор. В то же время появился и Государственный совет СССР, куда входили Президент СССР и высшие должностные лица союзных республик Для координации действий в области экономики был создан Межреспубликанский экономический комитет.
Подобное переходное положение сохранялось недолго. Лидеры республик не хотели мириться с каким бы то ни было ограничением своей власти. Заключить новый союзный договор не удавалось. 8 декабря 1991 г. главы трёх союзных республик — Станислав Шушкевич (Белоруссия), Борис Ельцин (Россия) и Леонид Кравчук (Украина), собравшись в Беловежской Пуще, заявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
В
конце 1991 г. в состав Содружества
вошли и другие бывшие союзные республики,
за исключением Литвы, Латвии, Эстонии
и Грузии. 25 декабря 1991 г. Президент СССР
М. С. Горбачёв объявил о своём уходе с
этого поста. Советский Союз перестал
существовать.
7. Итоги
перестройки
К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имели почти законченый (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.
Перед
новой независимой Россией
За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.
Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.
Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.
Серьезные
сомнения возникли у западных кредиторов
в платежеспособности СССР. Суммарный
внешний долг Советского Союза к
концу 1991 г. составлял более 100 млрд.
долларов, с учетом взаимных долгов
чистая задолженность СССР в конвертируемой
валюте в реальном выражении оценивалась
около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание
внешнего долга (погашение процентов и
др.) уходило 25—30% от суммы советского
экспорта в конвертируемой валюте, но
затем в связи с резким падением экспорта
нефти Советскому Союзу для приобретения
недостающей валюты пришлось продавать
золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не
мог выполнить свои международные обязательства
по обслуживанию внешнего долга. Экономическая
реформа становилась неизбежной и жизненно
необходимой.
8. Заключение.
Если следовать исторической логике и фактам, то распад СССР следует признать результатом воздействия целой суммы субъективных и объективных факторов. Было бы нелепо отрицать, что политическое поведение и воля тех или иных лидеров не имели к нему отношения. Политический выбор Б.Ельцина Л.Кравчука и С.Шушкевича в начале декабря придал процессу ликвидации СССР мощное ускорение. Личная неприязнь Ельцина к Горбачеву была важным фактором, склонившим чашу весов в пользу такого выбора. Нельзя не говорить и о «факторе Горбачева», как также способствовавшем печальному для Советского Союза исходу его истории.
Фактически с самого начала перестройки у Горбачева не было сколько-нибудь продуманной национальной политики. Порожденные политической демократизацией центробежные тенденции вызывали у него удивление, а то и обиду на «неблагодарность» республик: достаточно в связи с этим вспомнить его растерянность и недоумение во время поездки в Литву в начале 1990 года, когда лидеры этого прибалтийского государства прямо заявили Горбачеву о нежелании оставаться в СССР. Советский президент обнаружил полную беспомощность в тушении пожаров в «горячих точках» национальных отношений в разных регионах. В решении национальных вопросов он метался из стороны в сторону, явно не зная, сколько суверенитета нужно дать республикам, чтобы удовлетворить их аппетиты и в то же время сохранить СССР. Наконец, перманентные неудачи его экономических реформ стимулировали республики не просто к выходу, а к бегству из неподдающейся переделке общественно-экономической системы и обращению к самостоятельным попыткам выхода из тупика.
Признавая значение субъективных факторов, просчетов и амбиций тех или иных лидеров в процессе распада СССР, нельзя сбрасывать со счетов объективные его причины. Одна из них по своему характеру универсальна: мировой опыт свидетельствует, что многонациональные государственные образования, подобные СССР, рано или поздно разрушались, рок распада висел над теми из них, которые управлялись «железной рукой», и над теми, в которых использовались либеральные методы. Неизменно рушились империи рабовладельческие, феодальные, капиталистические и, наконец, настал черед социалистических.
Рок распада проявил себя еще в российской империи в 1917-1921 годах. Независимыми тогда пожелало стать большинство национально-территориальных «окраин». Но пришедшие к власти большевики, хотя и исповедовали веру в исторические закономерности и неизбежность крушения любых империй, тем не менее сами решились вступить в схватку с историей, силой воссоздали империю под новым названием и крышей и сделали в результате заложниками своего эксперимента множество народов и наций, включая и русскую. То, что произошло в начале 1990-х гг. в СССР, можно рассматривать как реванш, взятый историей у революционно-интернациональной политической партии, и свидетельство того, что «обвал» российской империи в 1917 г. отнюдь не был случайностью.
Опыт
распада СССР обнаружил не только
то, что процессы национального самоопределения,
коли они уж получили волю, становятся
необратимыми, но и то, что национализм
является иррациональной силой, сокрушающей
все и всяческие связывающие узы, не сообразуясь
с тем, соответствует ли это истинным интересам
представляемого им народа или нет. С точки
зрения экономической и политической
целесообразности, простого здравого
смысла действительно трудно понять, например,
зачем советским республикам, желавшим
обрести независимость, нужно было «сжигать
дотла» не только государственные, но
и экономические связи, приобретшие в
течение столетий органический характер?
Но такова уж иррациональная сила национализма:
ради своего торжества он готов не только
«развести» народы, но и внушить им самые
недобрые чувства друг к другу. Этой иррациональной
силы национализма не смог учесть ни Горбачев,
ни его окружение, повторявшие, как заклинание
фразу о том, что «разойтись мы не сможем».
9. Список
используемой литературы:
1. Аргументы и факты», 1991г., №30
2. В. Согрин «Политическая история современной России, 1985-1994 :От Гобачёва до Ельцина.»
3.Егор
Гайдар «Государство и
4. «Известия», 13 августа 1992 г.
5. «Коммерсант», 1991 №4.
6. Мирзоян
Б. Нужно было понять общество…
7. Михаил Геллер «Россия на распутье: 1990-1995».
8. Михаил Геллер «Седьмой секретарь: 1985-1990».
9. «Правда», 5 апреля 1991 г.
10. С.
Рябикин «Новейшая история
11. «Советская культура», 12 января 1991 г.
12. Энциклопедия
«Аванта плюс».