Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:29, контрольная работа
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, а также развитие системы в целом и отдельных отраслей права.
История государственных и правовых феноменов изучается в определенных пределах, как временных, так и пространственных. Временными пределами являются момент возникновения государственности и сегодняшнее состояние государственной и правовой систем, пространственными — территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени. Хронологически этот период охватывает IX — XX вв.
1. Введение
2.Основная часть
3. Заключение
4. Используемая литература
На территориях, оккупированных войсками иностранных государств, устанавливался военный режим и применялись нормы правда этих государств (применительно к условиям военного времени). Параллельно и под контролем военных властей действовали органы местного самоуправления. На национальных окраинах (в Литве Эстонии, Азербайджане и т.д.) воссоздавались дореволюционные органы власти и формировались новые системы права.
Нескоординированность военно-политических акций «белых» армий и режимов, изменения во внешнеполитической ситуации (революция в Германии, прекращение интервенции со стороны союзных держав и поддержки ими «белых» армий), внутриполитическая стабилизация в самой России привели к поражению «белого движения».
Многомилионная эмиграция из России (1920--1922 гг.) носила пестрый политический характер. Соответственно весьма различными были государственно-политические программы разных партий, течений и группировок. Эти программы были ориентированы на применение в «будущей России» и давали представление о развитии государственно-правовой мысли в «России № 2» (эмигрантской). Центром правовой мысли стала Прага (Чехословакия), где на базе Русского юридического факультета сгруппировались лучшие кадры правоведов; центрами эмигрантской политической мысли стали также Париж, Берлин, Харбин, София и Белград. Определенное политическое влияние исходило из Риги, Вильнюса и Ревеля (Таллинна).
В январе 1920 г. В Праге был опубликован проект Основ Конституции Российского государства, обсуждавшийся в среде русских политиков различных направлений и правоведов в Ростове, Крыму и Париже (Г. Львов, П. Струве, Б. Савинков, П. Новгородцев, Н. Львов и др.). Главные идеи проекта заключались в следующем: форму государственного устройства России должно определить Учредительное собрание; Глава государства избирается общим собранием двух палат простым большинством голосов; все акты, издаваемые Главой государства, скрепляются подписью канцлера; Глава государства назначает и увольняет высших чиновников, созывает палаты и областные съезды.
Законодательная власть осуществляется двумя палатами: Государственной думой и Государственным советом. Государственная дума избирается на основе всеобщего и равного избирательного права, Государственный совет -- областными сеймами.
Общеимперское Управление Государства состоит из ряда министерств, главы которых, как и Канцлер, ответственны перед Государственной думой.
Высшими судебными инстанциями являются Верховный уголовный и гражданский и Верховный административный суды.
Все Российское государство разделяется Учредительным собранием на области, сообразно национальным, экономическим и социальным местным условиям. Каждая область управляется областным сеймом и правительством. Областные сеймы состоят из одной палаты, областные правительства -- из председателя Совета министров и министров (в Советской России исполкомы местных советов повторяли структуру СНК, областные правительства -- структуру имперского правительства). Сохраняется дореволюционная система губернских и уездных земств, избиравших специальные комиссии (исполнительные органы). Областные сеймы избирают советы по городским и деревенским делам.
Предполагаемое в проекте областное деление России напоминало ту форму устройства, которую предлагали эксперты Наркомюста при составлении проекта Конституции РСФСР 1918 г. (территориальные коммуны). Государственно-политические программы партий и объединений предлагали различные формы государственного устройства России: от унитарной монархии до конфедерации демократических республик.
В эмиграции различные политические силы выработали ряд организационно-правовых форм своей деятельности. В январе 1921 г. в Париже прошел съезд национального объединения, на котором была сделана попытка преодолеть разногласия между сторонниками монархического и республиканского государственного устройства России.
В апреле 1926 г. в Париже прошел Зарубежный съезд, провозгласивший Вождем национального движения вел. Кн. Николая Николаевича, и планировавший «возрождение Великодержавного Российского государства». С этим была связана цель съезда «организация и мобилизиция Зарубежной России ради воскрешения и воссоздания Национальной России». На съезде были представлены различные монархические организации: Русское Зарубежное Патриотическое объединение, Высший монархический совет и другие политико-государственные монархические центры.
В июне 1921 г. в Германии состоялся Съезд хозяйственного восстановления России, в котором приняли участие бывшие члены Государственной думы, Государственного совета и Совета Министров. Съезд принял резолюцию, в которой говорилось, что государственное устройство России должно быть основано на передаче органам местного самоуправления «тех предметов ведения в делах местного законодательства, управления и суда, которые, не имея в отдельности общегосударственного значения, сохраняют во всей полноте общегосударственную связь, образующую из совокупности областей страны Единую Российскую Империю».
В спектре государственно-политических программ русской эмиграции можно выделить четыре основных направления:
1. Реставрационно-монархическое, центром которого был Высший монархический совет. Течение, свою очередь раскололось на «николаевцев», поддержавших вел. кн. Николая Николаевича, и «кирилловцев» -- сторонников вел.кн. Кирилла Владимировича, который объявил себя в октябре 1922 г. Императором России и принял довольно «левую» ориентацию, признав советы, земельные преобразования в России и принцип федеративного устройства. В 20-е гг. отдельные монархические организации стали заметно склоняться в сторону конституционализма. «Русский совет» в 1921 г. включает в свою программу такие пункты: учет национальных особенностей при организации государственного устройства России, обеспечение свободы трудового договора, гарантии собственности на землю для крестьян.
2. «Непредрешенцы-монархисты» группировались вокруг Российского Центрального объединения», образованного на развалинах «Национального комитета». Для этого течения были характерными требования сильной власти и вождя, но не обязательно -- власти императорской и монархической.
«Всероссийский монархическо-демократический союз» предлагал следующую формулу власти: «царь и власть закона в лице народного представительства, созванного на началах, установленных Учредительным собранием.» Народно-монархическая партия называла себя «партией русских трудящихся», врагом всяких сословных привилегий, настаивала на создании системы корпораций, в которую будут включены все граждане (аналог фашистского корпоративного государства в Италии), призывала к восстановлению России как «правового государства, однако при верховенстве Императора». При этом отмечалось, что отсутствие четкого проекта нового государственного строя привело к падению «белого» движения.
Несколько позже, в конце 20-х гг.,»Российский Императорский союз» провозглашает будущий государственный строй России как конституционную монархию, основанную на синдикалистском (корпоративном) движении. Монархические и корпоративные начала определенно сближались.
«Демократически-
«Демократически-
Государственно-
3.
Заключение
Обзор отечественной истории государства и права показывает длительный, многогранный процесс возникновения и эволюции общества, государства и права народов, населяющих Российскую Федерацию. Историко-правовое развитие Отечества отличается своей неоднозначностью. Территория нашей страны представляет собой огромное евразийское пространство, поэтому в истории народов России тесно переплетены элементы восточной и западной цивилизаций. Во временном промежутке, насчитывающем три тысячелетия, формировались уникальные культуры индоевропейских, тюркских, финно-угорских, северокавказских народов. Преемницей исторического опыта развития государства и права этих народов является наше Отечество.
Для современников на рубеже II--III тысячелетий новой эры знание истории приобретает все большее значение. Отечественную историю государства и права должен знать каждый юрист. Вообще понимание истории имеет огромное практическое значение. На исторических примерах человек учится извлекать позитивный опыт, накопленный предыдущими поколениями соотечественников, в то время как забвение своей истории и пренебрежение ею обрекает на повторение ошибок прошлого.
Уровень развития современной науки «История отечественного государства и права» четко определяет предметную тематику, необходимую для образованного человека и современного юриста в частности.
Особенности общественного и государственного цивилизационного развития четко прослеживается сквозь призму формаций. Вместе с тем синтез цивилизационного и формационного подходов в историко-правовом изучении Отечества позволяет выявить наиболее характерные черты развития общества, государства и права. Выявление закономерностей историко-правового развития России является достижением историографии и источниковедения.
В историческом отрезке нового времени четко выделяется эволюция феодального общества и государства в буржуазное общество и государство. В этом историческом промежутке народы, вошедшие в состав Русского государства, составили основу многонациональной Российской империи.
Государственное и правовое развитие Отечества интенсифицировалисось
В
новейшее время капиталистические отношения
получили дальнейшее развитие, прервавшись
70- летним советским периодом. Общество,
государство и право современной России
также развивается преемственно предыдущим
периодам: много полезного можно позаимствовать
как из истории Российской империи, так
и из истории СССР. Значит, современникам
рубежа 2-3 тысячелетий есть чему поучиться
на примерах истории государства и права
Отечества.
4. Список используемой литературы
1. Ю.П. Титов. История государства и права России. Учебник, М, 2001 г.
2. Г.Ю. Семягин. Антология мировой правовой мысли. 4 том, М, 1999 г.
3. И.В. Исаев. История государства и права России, М, 2001 г.
4. В.А. Рогов. История государства и права России 9-20 веков, М, 2001 г.
5. Ю.П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России, М, 2004 г.
6. О.В. Волобцев. История России, 2 т, М, 1996 г.
7. А.П.Шапиро. Историография, М, 1993 г.