Гражданская война в России: основные события, расстановка сил, последствия. «Военный коммунизм»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, а также развитие системы в целом и отдельных отраслей права.
История государственных и правовых феноменов изучается в определенных пределах, как временных, так и пространственных. Временными пределами являются момент возникновения государственности и сегодняшнее состояние государственной и правовой систем, пространственными — территории, занимаемые Русским или Российским государством на протяжении всего исторического времени. Хронологически этот период охватывает IX — XX вв.

Оглавление

1. Введение

2.Основная часть

3. Заключение

4. Используемая литература

Файлы: 1 файл

военный комунизм.rtf

— 190.77 Кб (Скачать)

     На территориях, оккупированных войсками иностранных государств, устанавливался военный режим и применялись нормы правда этих государств (применительно к условиям военного времени). Параллельно и под контролем военных властей действовали органы местного самоуправления. На национальных окраинах (в Литве Эстонии, Азербайджане и т.д.) воссоздавались дореволюционные органы власти и формировались новые системы права.

     Нескоординированность военно-политических акций «белых» армий и режимов, изменения во внешнеполитической ситуации (революция в Германии, прекращение интервенции со стороны союзных держав и поддержки ими «белых» армий), внутриполитическая стабилизация в самой России привели к поражению «белого движения».

     Многомилионная эмиграция из России (1920--1922 гг.) носила пестрый политический характер. Соответственно весьма различными были государственно-политические программы разных партий, течений и группировок. Эти программы были ориентированы на применение в «будущей России» и давали представление о развитии государственно-правовой мысли в «России № 2» (эмигрантской). Центром правовой мысли стала Прага (Чехословакия), где на базе Русского юридического факультета сгруппировались лучшие кадры правоведов; центрами эмигрантской политической мысли стали также Париж, Берлин, Харбин, София и Белград. Определенное политическое влияние исходило из Риги, Вильнюса и Ревеля (Таллинна).

     В январе 1920 г. В Праге был опубликован проект Основ Конституции Российского государства, обсуждавшийся в среде русских политиков различных направлений и правоведов в Ростове, Крыму и Париже (Г. Львов, П. Струве, Б. Савинков, П. Новгородцев, Н. Львов и др.). Главные идеи проекта заключались в следующем: форму государственного устройства России должно определить Учредительное собрание; Глава государства избирается общим собранием двух палат простым большинством голосов; все акты, издаваемые Главой государства, скрепляются подписью канцлера; Глава государства назначает и увольняет высших чиновников, созывает палаты и областные съезды.

     Законодательная власть осуществляется двумя палатами: Государственной думой и Государственным советом. Государственная дума избирается на основе всеобщего и равного избирательного права, Государственный совет -- областными сеймами.

     Общеимперское Управление Государства состоит из ряда министерств, главы которых, как и Канцлер, ответственны перед Государственной думой.

     Высшими судебными инстанциями являются Верховный уголовный и гражданский и Верховный административный суды.

     Все Российское государство разделяется Учредительным собранием на области, сообразно национальным, экономическим и социальным местным условиям. Каждая область управляется областным сеймом и правительством. Областные сеймы состоят из одной палаты, областные правительства -- из председателя Совета министров и министров (в Советской России исполкомы местных советов повторяли структуру СНК, областные правительства -- структуру имперского правительства). Сохраняется дореволюционная система губернских и уездных земств, избиравших специальные комиссии (исполнительные органы). Областные сеймы избирают советы по городским и деревенским делам.

     Предполагаемое в проекте областное деление России напоминало ту форму устройства, которую предлагали эксперты Наркомюста при составлении проекта Конституции РСФСР 1918 г. (территориальные коммуны). Государственно-политические программы партий и объединений предлагали различные формы государственного устройства России: от унитарной монархии до конфедерации демократических республик.

     В эмиграции различные политические силы выработали ряд организационно-правовых форм своей деятельности. В январе 1921 г. в Париже прошел съезд национального объединения, на котором была сделана попытка преодолеть разногласия между сторонниками монархического и республиканского государственного устройства России.

     В апреле 1926 г. в Париже прошел Зарубежный съезд, провозгласивший Вождем национального движения вел. Кн. Николая Николаевича, и планировавший «возрождение Великодержавного Российского государства». С этим была связана цель съезда «организация и мобилизиция Зарубежной России ради воскрешения и воссоздания Национальной России». На съезде были представлены различные монархические организации: Русское Зарубежное Патриотическое объединение, Высший монархический совет и другие политико-государственные монархические центры.

     В июне 1921 г. в Германии состоялся Съезд хозяйственного восстановления России, в котором приняли участие бывшие члены Государственной думы, Государственного совета и Совета Министров. Съезд принял резолюцию, в которой говорилось, что государственное устройство России должно быть основано на передаче органам местного самоуправления «тех предметов ведения в делах местного законодательства, управления и суда, которые, не имея в отдельности общегосударственного значения, сохраняют во всей полноте общегосударственную связь, образующую из совокупности областей страны Единую Российскую Империю».

     В спектре государственно-политических программ русской эмиграции можно выделить четыре основных направления:

     1. Реставрационно-монархическое, центром которого был Высший монархический совет. Течение, свою очередь раскололось на «николаевцев», поддержавших вел. кн. Николая Николаевича, и «кирилловцев» -- сторонников вел.кн. Кирилла Владимировича, который объявил себя в октябре 1922 г. Императором России и принял довольно «левую» ориентацию, признав советы, земельные преобразования в России и принцип федеративного устройства. В 20-е гг. отдельные монархические организации стали заметно склоняться в сторону конституционализма. «Русский совет» в 1921 г. включает в свою программу такие пункты: учет национальных особенностей при организации государственного устройства России, обеспечение свободы трудового договора, гарантии собственности на землю для крестьян.

     2. «Непредрешенцы-монархисты» группировались вокруг Российского Центрального объединения», образованного на развалинах «Национального комитета». Для этого течения были характерными требования сильной власти и вождя, но не обязательно -- власти императорской и монархической.

     «Всероссийский монархическо-демократический союз» предлагал следующую формулу власти: «царь и власть закона в лице народного представительства, созванного на началах, установленных Учредительным собранием.» Народно-монархическая партия называла себя «партией русских трудящихся», врагом всяких сословных привилегий, настаивала на создании системы корпораций, в которую будут включены все граждане (аналог фашистского корпоративного государства в Италии), призывала к восстановлению России как «правового государства, однако при верховенстве Императора». При этом отмечалось, что отсутствие четкого проекта нового государственного строя привело к падению «белого» движения.

     Несколько позже, в конце 20-х гг.,»Российский Императорский союз» провозглашает будущий государственный строй России как конституционную монархию, основанную на синдикалистском (корпоративном) движении. Монархические и корпоративные начала определенно сближались.

     «Демократически-республиканское», основу которого составляли кадеты и правые социалисты. Они отстаивали «демократическую федеративную республику с сильной подзаконной и ответственной перед народным представительством исполнительной властью», восстановление свободной экономической деятельности, отказывались от идеи возвращения земли и предприятий бывшим владельцам. Подчеркивалось, что «государство должно само определить пределы своего вмешательства в народное хозяйство». Центром этого течения стало Российское демократическое объединение, образованное в 1922 г. В его программе была провозглашена «замена советов народоправством, демократической республикой», выдвинут лозунг: «Демократия без Учредительного собрания не есть демократия», допускалась мысль о возможном сохранении крестьянских советов, которые пошлют своих делегатов в Учредительное собрание. Федерацию предполагалось сформировать из двух групп республик: с менее широкими правами (как в РСФСР) и с более широкими (как в СССР).

     «Демократически-социалистическое» течение включало «народных социалистов», эсеров и социал-демократов. В рамках этого направления возникли различные группы «сменовеховского» толка, ориентирующиеся на перерождение советской власти и оценивавшие октябрьский переворот как «национальную революцию». В Софии, Харбине, Праге возникли группы «национал-большевиков», «партии национальных демократов», «национально-трудовой союз нового поколения», младороссов и евразийцев. Для этих движений были характерны ярко выраженный национализм, солидаризм и активизм.- Некоторые из них позже примкнули к итальянскому фашизму и германскому национал-социализму. Особое место принадлежало евразийству, рассматривавшему Россию -- Евразию как особый геополитический мир, особую культуру. Евразийцы настаивали на сильной идеократической государственности, основанной на «идее - правительнице» и федеративном устройстве с сильным центром. Близкие к ним «младороссы» предлагали в будущей России сочетать наследственную монархию с системой советов. Политические партии предполагалось заменить профессиональными корпорациями, воссоздать государственную религию.

     Государственно-политические программы русской эмиграции оказали незначительное влияние на внутриполитическую жизнь России, но отражали многие реальные процессы, происходившие в сферах государственного, национального и правового строительства страны. 
 

 

     

     3. Заключение 

     Обзор отечественной истории государства и права показывает длительный, многогранный процесс возникновения и эволюции общества, государства и права народов, населяющих Российскую Федерацию. Историко-правовое развитие Отечества отличается своей неоднозначностью. Территория нашей страны представляет собой огромное евразийское пространство, поэтому в истории народов России тесно переплетены элементы восточной и западной цивилизаций. Во временном промежутке, насчитывающем три тысячелетия, формировались уникальные культуры индоевропейских, тюркских, финно-угорских, северокавказских народов. Преемницей исторического опыта развития государства и права этих народов является наше Отечество.

     Для современников на рубеже II--III тысячелетий новой эры знание истории приобретает все большее значение. Отечественную историю государства и права должен знать каждый юрист. Вообще понимание истории имеет огромное практическое значение. На исторических примерах человек учится извлекать позитивный опыт, накопленный предыдущими поколениями соотечественников, в то время как забвение своей истории и пренебрежение ею обрекает на повторение ошибок прошлого.

     Уровень развития современной науки «История отечественного государства и права» четко определяет предметную тематику, необходимую для образованного человека и современного юриста в частности.

     Особенности общественного и государственного цивилизационного развития четко прослеживается сквозь призму формаций. Вместе с тем синтез цивилизационного и формационного подходов в историко-правовом изучении Отечества позволяет выявить наиболее характерные черты развития общества, государства и права. Выявление закономерностей историко-правового развития России является достижением историографии и источниковедения.

     В историческом отрезке нового времени четко выделяется эволюция феодального общества и государства в буржуазное общество и государство. В этом историческом промежутке народы, вошедшие в состав Русского государства, составили основу многонациональной Российской империи.

     Государственное и правовое развитие Отечества интенсифицировалисось

     В новейшее время капиталистические отношения получили дальнейшее развитие, прервавшись 70- летним советским периодом. Общество, государство и право современной России также развивается преемственно предыдущим периодам: много полезного можно позаимствовать как из истории Российской империи, так и из истории СССР. Значит, современникам рубежа 2-3 тысячелетий есть чему поучиться на примерах истории государства и права Отечества. 
 

 

      4. Список используемой литературы 

1. Ю.П. Титов. История государства и права России. Учебник, М, 2001 г.

2. Г.Ю. Семягин. Антология мировой правовой мысли. 4 том, М, 1999 г.

3. И.В. Исаев. История государства и права России, М, 2001 г.

4. В.А. Рогов. История государства и права России 9-20 веков, М, 2001 г.

5. Ю.П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России, М, 2004 г.

6. О.В. Волобцев. История России, 2 т, М, 1996 г.

7. А.П.Шапиро. Историография, М, 1993 г.

Информация о работе Гражданская война в России: основные события, расстановка сил, последствия. «Военный коммунизм»