Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 05:09, реферат

Краткое описание

Жалованная грамота начинается с вводной преамбулы, далее расположены четыре главы из 92 статей. Глава «А»- называлась «О личных преимуществах дворян»(ст.1-36).
Глава «Б» -«О собрании дворян, установлении общества дворянского в губернии и о выгодах дворянского общества» (ст.37-71) – утверждала создание дворянских обществ, регламентировала создание и деятельность их выборных органов и другие корпоративные преимущества.

Файлы: 1 файл

Грамота конспект.docx

— 24.62 Кб (Скачать)

«Грамота на права, вольности и преимущества

благородного  российского дворянства».

Конспект подготовила Ляпунова Александра, 1 курс, «Реклама и связи с общественностью».

 

  1. Структура.

Жалованная грамота начинается с вводной преамбулы, далее расположены четыре главы из 92 статей. Глава «А»- называлась «О личных преимуществах дворян»(ст.1-36).

Глава «Б» -«О собрании дворян, установлении общества дворянского  в губернии и о выгодах дворянского  общества» (ст.37-71) – утверждала создание дворянских обществ, регламентировала создание и деятельность их выборных органов и другие корпоративные  преимущества.

Глава «В» - «Наставление для  сочинения и продолжения дворянской родословной книги в наместничестве» (ст. 72-90) – подробно разъясняла порядок составления дворянских списков в губерниях, ведение и состав родословных книг.

В главе «Г» - «Доказательства благородства» (ст.91-92) – перечислялись «допустимые» доказательства дворянского происхождения.

Кроме названного, в Грамоте  содержится ряд законодательных  актов о дворянстве принятых до 1785г. Так, в рассматриваемом документе  цитируются Именной указ от 16 января 1721г.(ст.78), Табель о рангах (ст.79 и  др.), а в статье 92 полностью – Указ Федора Алексеевича об отмене местничества от 1682г.

 

  1. «О личных преимуществах дворя»

В статье 1 заслуги предков перед государством в древности рассматриваются в качестве важнейшего критерия принадлежности к дворянству: «Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное».

В статьях со 2 - 5 речь идет о потомственных дворянах. Личное дворянство вообще не упоминается: «…благородное дворянское достоинство не отъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам…». Дворянин сообщает дворянское достоинство жене и детям. Кроме того, «Да не лишится дворянин или дворянка дворянскаго достоинства, буде сами себя не лишили онаго преступлением, основаниям дворянского достоинства противным».

В статье 6 приводится недостаточно четкий и крайне приблизительный  перечень преступлений, который открывал возможность для различных толкований при применении закона. Особенно неопределенными  были такие деяния, как воровство  всякого рода, лживые поступки.

В статье 7 подчеркивается неравноправие  женщины и мужчины. Дворянка лишена права сообщать дворянство не только мужу, но и детям.

В Жалованной грамоте впервые  учитываются все требования дворян и четко формулируется в статьях 8 - 11, что без суда «да не лишится» благородной дворянскаго достоинства, чести, жизни и имения.

Статья 12 закрепляет столь важное для дворян право быть судимыми только себе равными.

Важная привилегия дворян в отношении правосудия закрепляется в статье 13. Приговор суда по делу любого дворянина обязательно подлежал рассмотрению в Сенате, причем приговор обвинительный вступал в законную силу только после его утверждения  императрицей, которая могла освободить дворянина от наказания независимо от тяжести совершенного им преступления.

В статье 14 впервые вводится институт давности. Подобная норма  общей части уголовного права  устанавливалась только для дворян (как своеобразная привилегия). На другие сословия она не распространялась. Характерно, что срок давности не увязывается  с тяжестью совершенных деяний —  он одинаков как для малозначительных, так и для тягчайших преступлений.

В статье 15 речь идет не только о назначении наказания за совершенные  преступления, но также о применении мер телесного воздействия за проступки (особенно широко они применялись в отношении военнослужащих). Кроме того, дворяне освобождались от применения к ним пытки.

Статья 16 предусматривает освобождение от телесных наказаний дворян, служащих нижними чинами в армии. К ним этот вид наказаний применялся очень часто, в то время как офицерский состав подобному наказанию не подлежал.

В статье 18 предусматривается  право дворянина продолжать службу либо просить отставку. Из смысла статьи следует, что дворянство не освобождалось от обязанности начинать государственную службу. Однако независимо от выслуженного срока дворянин мог прекратить ее, попросив отставку.

Статья 19 подтверждает старинное  право феодалов служить любому сюзерену.

Из смысла статьи статьи 20 вытекает, что дворяне должны нести  государственную службу до момента  отставки. Требование не щадить сил  и жизни по призыву самодержавия предусматривало использование  на военной и другой государственной  службе тех дворян, которые могли  принести пользу своими знаниями и  опытом, а не тех, которые вообще никогда и нигде не служили.

В статьях 21—23 речь идет о  праве дворян распоряжаться своими имениями и порядке их наследования.

Смысл статьи 24, имеющей в  значительной степени демагогический характер, не совсем ясен. Не понятно, от чьих конкретно посягательств предусматривается  защита дворянских имений: «да не дерзнет  никто без суда и приговора  в силу законов тех судебных мест, коим суды поручены, самовольно отобрать у благороднаго имение или оное разорять». Главная опасность для дворянских имений всегда исходила от монархов, которые  изымали их в пользу государства  за плохое несение военной и другой государственной службы, а также  за различные злоупотребления по службе. Особенно часто применял подобные меры Петр I. Статью можно понять таким  образом, что впредь самодержавная  власть не будет отнимать имения у  дворян, если о том не последует  решение суда. Однако абсолютных монархов не могли связывать требования законов. Следовательно, содержавшиеся в статье правовые нормы не имели практического значения.

Статья 25 провозглашает буржуазный принцип, согласно которому только суд может совершенное деяние признать преступлением.

В статьях 26—32 впервые помещикам-дворянам предоставляются широкие возможности по приобретению определенного имущества, участию в некоторых видах производства, а также в торговле.

Статьи 35—36 закрепляют освобождение дворян от податей и повинностей, связанных с военными и другими  постоями в жилых домах. Этими  привилегиями дворяне фактически пользовались и ранее, но в грамоте они были более конкретно сформулированы: «по деревням помещичий дом имеет  быть свободен от постоя» и «благородный самолично изъемлется от личных податей».

 

  1. «О собрании дворян, установлении общества дворянского в губернии и о выгодах дворянского общества»

В статьях 37—56 предоставляются  большие права дворянским собраниям  и одновременно на местных должностных  лиц (губернаторов, генерал-губернаторов, государевых наместников) возлагается  тщательный контроль за их деятельностью.

Дворянство собирается в  губернии по «позыву и дозволению»  генерала-губернатора или губернатора  как для вверенных дворянству выборов, так и для выслушивания предложений генерала-губернатора  или губернатора, каждые три года в зимнее время.

Собранию дворянства в  наместничестве дозволялось избрать  губернского предводителя и для  этого «…всякие три года представить  из уездных дворянских предводителей  двух государеву наместнику или правителю, и, которого из сих генерал-губернатор или губернатор назначит, тому и  быть губернским предводителем дворянства той губернии».

Уездный предводитель дворянства выбирался дворянством того уезда  чрез каждые три года по балам.

В Верхний земский суд  было необходимо выбрать десять заседателей  и двух заседателей совестного суда дворянством тех уездов, «…кои составляют подсудное ведомство того верхнего земского суда чрез всякие три года и представляются от онаго правителю или губернатору, когда генерала-губернатора на месте нет; и буде за ними нет явнаго порока, то государев наместник или в небытность его правитель наместничества подтверждает дворянской выбор».

Десять заседателей (верхнего земского суда и заседатели совестного суда, уездного суда и нижнего земского суда) выбираются чрез каждые три года дворянством тех уездов, «кои составляют подсудное ведомство…» того суда, из дворян на месте живущих, или на тех, кои в дворянском списке той  губернии написаны.

Уездный или окружной судья  и земский исправник или капитан  выбираются дворянством через три  года и представляются от него правителю; «…и буде за ними нет явного порока, то губернатор подтверждает дворянской выбор». Заседатели уездного суда и дворянские заседатели нижнего земского суда выбираются дворянством через три года и представляются правителю; «…и буде за ними нет явнаго порока, то губернатор подтверждает дворянской выбор».

Собранию дворянства дозволялось  представить генералу-губернатору  или губернатору о своих общественных нуждах и пользах, делать представления  и жалобы чрез депутатов их как  Сенату, так и императорскому величеству на основании узаконений.

Собранию дворянства в  каждом наместничестве разрешалось  в губернском городе иметь дом  для собраний а также свои архив, печать, казну, собственного секретаря  и стряпчего.

В Статье 57 содержится важная гарантия, которую не могли иметь собрания других сословий: «Собрание дворянства ни в каком случае не подлежит страже».

В статьях 58—61 устанавливается  порядок рассмотрения в верхних  земских судах апелляций на уездные  суды, дворянские опеки, нижние земские  суды. Предусматривается порядок  организации и деятельности опек для дворянских вдов и малолетних. В формировании этих учреждений также принимали участие дворянские собрания.

Статьи 62—64 содержат явное  ограничение прав малоимущего дворянства, а также дворян, которые никогда  не служили либо служба которых не была достаточно успешной: «Собранию дворянства запрещается избирать для тех должностей, кои по силе учреждений выбором наполняются, дворянина, которого доход с деревень ниже ста рублей составляет, и которой моложе двадцати пяти лет» который сам не владеет деревней (ему разрешалось присутствовать, но голоса не давали).

Из статьи 65 не совсем ясно, необходимо ли для исключения из дворянского  собрания привлечение дворянина  к суду. Возможно, что достаточно дурной славы среди соседей.

Статьи 66—71 регламентируют порядок составления дворянских родословных книг. Законодатель связывает  с этим приобретение дворянских привилегий.

 

  1. «Наставление для сочинения и продолжения дворянской родословной книги в наместничестве», «Доказательства благородства»

В статьях 72—92 подробно регламентируется порядок оформления дворянских родословных  книг на местах. Для включения в  эти книги, записи в которых являлись юридическим основанием признания  действительности дворянского звания, требовались доказательства — примерный  перечень их приводится в соответствующих  статьях. В ст. 92 цитируется предшествующее законодательство о служилых людях, в частности Указ об отмене местничества 1682 года.


Информация о работе Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства