Государство и право южных и западных славян (Болгария, Сербия, Польша, Чехия) в Средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:00, курс лекций

Краткое описание

Государство и право Болгарии
2. Государство и право Сербии
3. Государство и право Польши
4. Государство и право Чехии

Файлы: 1 файл

Лекция - Славяне-Древняя Русь-Моск. государство.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Одним из наиболее ранних памятников феодального права Чехии были "Статуты Конрада Оттона", (конец XII – начало XIII вв.). Статуты представляли собой запись обычного права.

Все наиболее значительные сборники феодального чешского права – частные. Опыты правительственных кодификаций, предпринимаемые в XIII-XIV вв. не увенчались успехом.

Среди ранних частных  кодификаций выделяется "Книга старого пана из Рожмберска" (рубеж XIII-XIV вв.). Своим названием этот обширный правовой сборник обязан тому обстоятельству, что он был создан во владениях панского рода Рожмберков. В книге в основном говорится о процессуальном и частном праве.

В 1500 г. вышел свод законов панского сословия, получивший название "Земское уложение Королевства Чешского", одобренное чешским сеймом. Эта первая официальная кодификация стала действовать во время правления короля Владислава и получила название "Владиславское земское уложение". Данный правовой сборник содержал частное, процессуальное, уголовное и государственное право. В целом нормы права, вошедшие в данный сборник, отражали интересы высшего дворянства и рыцарства.

 

 

 

Лекция

Государство и право средневековой Руси

 

1. Государственный строй Киевской Руси и его эволюция в период феодальной раздробленности (IX-XIV вв.).

2. Право  Руси (IX-XIV вв.).

3. Государственный строй Московского царства (XV-XVI вв.).

3. Развитие права в Московском царстве (XV-XVI вв.).

4. Изменения  в государственно-правовом строе Московского царства в XVII в.

 

В истории государства  и права средневековой Руси выделяют несколько периодов:

Древняя Русь (IX-XII вв.);

Период  самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII-XIVвв.);

Русское (Московское) государство (царство) (XV-XVII вв.).

 

1 вопрос.

В древнерусской летописи «Повесть временных лет» (конец 11 – начало 12 вв.) говорится о существовании у восточных славян в 8 в. 14 племенных союзов. Племенные союзы в целях совместного ведения боевых действий, захвата добычи и контроля над важнейшими торговыми путями объединялись в «союзы союзов».

 

Древнерусское государство (Киевская Русь) сформировалось в IX в. в результате объединения восточнославянских племен под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII в. Русь вступила в состояние политической раздробленности и фактически распалась на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237-1240 гг.) Киев формально продолжал считаться стольным городом Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.

После правления князя Ярослава Мудрого (1016-1018, 1019-1054) окончательно утвердился лествичный принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел – город с землей (волость).

Лествичное  право (родовой принцип наследования) – обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Женщины к наследованию не допускались. Княжили в таком порядке:

-старший брат

-младшие братья по порядку

-сыновья старшего брата (по старшинству)

-сыновья следующих братьев (по старшинству)

-внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.

На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от кочевников половцев, был провозглашен принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной.

 

«Нормандская теория» происхождения государственности на Руси утверждает, что государство у восточных славян было создано норманнами – скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами. На основании данной теории считается, что один из союзов славянских племен пригласил варягов из-за моря для того, чтобы остановить внутренние раздоры и междоусобные войны. Варяжский князь Рюрик со своей дружиной обосновался вначале на Ладоге, а позже в Новгороде (862 г.). Преемник Рюрика князь Олег  в 882 г. установил свою власть над Киевом и перенес туда столицу. Два крупнейших политических центра древних славян Киев и Новгород, объединились (в 882 г.) под властью Киева, образовав Древнерусское государство. В центре нового государственного образования  оказалось племя полян.

Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов.

 

По форме правления Древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий киевский князь. Ему по принципу старшинства подчинялись другие князья. Великий князь являлся сюзереном по отношению к этим князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения великого князя с местными князьями строились на основе договоров – крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя, а также права и обязанности князей-вассалов. Для решения спорных вопросов, касавшихся всех русских земель, созывались княжеские съезды.

В своей деятельности князья опирались на дружины – отряды воинов. Дружинники обеспечивали сбор дани и получали содержание за счет собранной дани. Старшие дружинники – бояре составляли совет при князе (думу) и вместе с князем участвовали в законодательстве. Совет не имел четко определенной компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

Князь с дружиной путем объезда подвластных территорий собирал с населения дань (налоги) – "полюдье". После убийства древлянами князя Игоря (945 г.) его жена княгиня Ольга установила размер дани - "уроки", и места, куда население должно было возить дань - "погосты".

 

При князе Владимире Святославиче в 988 г. официальной религией Руси становится христианство. Церковь имела свой суд, свое законодательство. Ей поступала десятая часть от даней, судебных штрафов и таможенных пошлин. Взаимоотношения церкви и государства оформлялись великокняжескими церковными уставами.

Постепенно  складывалась дворцово-вотчинная система управления, основанная на феодальной собственности на землю. Дружинники превращались в землевладельцев и получали иммунитет – право осуществлять властные полномочия на территории своих земельных владений без вмешательства княжеской администрации.  

К середине XII в. с укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались настолько, что перестали нуждаться в помощи великого князя. В этот период единое относительно централизованное Древнерусское государство фактически перестало существовать. На его территории возникли многие самостоятельные княжества.

 

В отдельных княжествах продолжала действовать модель государственного управления, сложившаяся в период Киевской Руси. В Новгородской феодальной республике высшим органом власти стало вече – собрание свободных граждан (владельцев дворов, усадеб). На нем в качестве зрителей присутствовало феодально-зависимое население. Вече приглашало князя для выполнения военных функций, избирало посадника - главу республики, который осуществлял управление и суд, контролировал деятельность князя. На вече избирались также тысяцкий - глава народного ополчения и судья по торговым делам, архиепископ - глава новгородской церкви, а помимо этого еще и казначей республики, ведавший ее внешней политикой. Реальная власть в Новгороде находилась у феодальной верхушки - "300 золотых поясов".

 

В 1213 г. Русь впервые потерпела поражение от монголо-татарских войск на реке Калке. В 40-х гг. XIII в. в результате победоносных походов Батыя было образовано государство Золотая Орда, входившее в состав Монгольской империи. Земли Руси попали в зависимость от Золотой Орды, которая длилась до 1480 г.

Русь  сохранила свою государственность. Зависимость выражалась в выплате Золотой Орде тяжелой дани – "татарский выход". В 1254 г. монголы провели перепись населения Руси. Единицей налогообложения стало каждое хозяйство горожанина и крестьянина. Дань собиралась деньгами - "серебром".

Была создана военно-баскаческая организация Баскаки контролировали внутреннюю жизнь княжеств и собирали дань. Периодически Золотая Орда совершала карательные походы с целью устрашения населения.

Политическая зависимость выражалась также в необходимости получения у хана Золотой Орды ярлыка на великое княжение. Князья боролись за получение ярлыка, Золотая Орда сталкивала их друг с другом и тем самым ослабляла внутренние силы Руси.

Результатом монголо-татарского ига стало запустение традиционных политических центров Руси. Вместо них стали возникать новые княжества. Постепенно на первое место вышло Московское княжество.

 

2 вопрос.

В XI – начале XII в. сформировался наиболее крупный памятник древнерусского права – «Русская Правда», который являлся сборником норм светского права. Основными составными частями «Руской правды» являлись следующие документы: «Правда Ярослава» (создана ок. 1015-1016 гг.), «Правда Ярославичей» (около 1072 г.) и «Устав Владимира Мономаха» (около 1113 г.). "Русская Правда" продолжала действовать с изменениями и дополнениями до конца XV в. Изложение норм права построено по принципу казуистичности.

Источниками «Русской правды» были нормы обычного права, княжеское законодательство и судебная практика, а также договоры Руси с Византией.

"Русская  Правда" определяет правовой статус различных социальных групп, а также содержит нормы уголовного, гражданского, наследственного права и судебного процесса.

"Русская правда" освещает социальное устройство общества Древнерусского государства. Она упоминает феодалов, лично свободных общинников и различные категории зависимого населения.

Свободные люди, занимавшиеся сельскохозяйственным трудом, назывались на Руси смердами. Они жили общинами, и их число постоянно сокращалось.

Зависимое от феодала население делилось на несколько категорий: Закупом назывался человек, который брал у феодала долг ("купу") деньгами, скотом, семенами, инвентарем.

Рядовичем считался тот, кто заключил с вотчинником договор ("ряд") и на его основе выполнял различные службы.

Холопами было полностью зависимое население, статус которого приближался к рабам.

 

Уголовное право.

Преступление  именовалось обидой, т.е. причинением физического или материального ущерба определенному лицу.

Субъектами  преступления являлись все кроме  холопов. За холопов, составлявших собственность  господ, отвечали хозяева.

Русская правда не признавала возвратных ограничений уголовной ответственности и понятия невменяемости. Состояние алкогольного опьянения не исключало ответственности.

«Русской правде»  было известно и понятие «соучастие». Все участники преступления отвечали в равной мере.

«Русская правда»  не знала понятия государственного преступления. Она выделяла лишь два объекта преступления – личность человека и его имущество.

В виде наказания  «Русская правда» не предусматривала  смертной казни. Кроме того в ней  была ограничена и кровная месть – пережиток первобытного общества. Ограничивался круг лиц имевших права мщения (брат за брата, отец за сына, сын за отца, племянник за дядю, дядя за племянника). Принцип "око за око, зуб за зуб" заменялся денежными штрафами. Предусматривалась возможность откупа за убийство – 40 гривен за простолюдина и 80 гривен за княжеского человека.

Высшей мерой  наказания были поток и разграбление. Эта статья трактуется по-разному;

1-вариант: это  убийство осужденного и растаскивание  его имущества.

2-вариант: это  изгнание осужденного или его  продажа в рабство с конфискацией имущества в законном порядке.

Наиболее тяжким среди имущественных преступлений считалось конокрадство.

Гражданское право.

"Русская  Правда" различает две основные части гражданского права – право собственности и обязательственное право.

В «Русской правде»  закреплены нормы феодального землевладения, а также нормы собственности  на объекты производства – коней, тягловый скот, холопов.

В «Русской правде»  признавались обязательства из договора и обязательства из причинения вреда.

Договоры заключались  в устной форме, но обязательно в присутствии свидетелей. Купля-продажа земли, по-видимому, осуществлялась в письменной форме. При продаже краденой вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.

Что касается обязательств из причинения вреда, то их неисполнение влекло за собой обращение взыскания не только на имущество виновного, но и на саму его личность, а порой на его жену и детей. Такое обязательство в «Русской правде» сливается с понятием преступления и называется обидой.

Информация о работе Государство и право южных и западных славян (Болгария, Сербия, Польша, Чехия) в Средние века