Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:19, контрольная работа
В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах одной из партии.
Единой конституции как основного закона страна не имеет. Ее законодательство основывается на важнейших статусах, много вековых конституционных обычаях и решениях высших судебных органов (прецедентах). Номинально верховная власть принадлежит монарху. Фактически же королева царствует, но не управляет.
Введение
Государственный строй Великобритании в XX в…………………………………5
Развитие государственной системы Великобритании в XX в…………………8
Заключение………………………………………………………………………………...17
Список литературы
Введение
Государственный строй Великобритании в XX в…………………………………5
Развитие государственной системы Великобритании в XX в…………………8
Заключение……………………………………………………
Список
литературы
В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах одной из партии.
Единой
конституции как основного
Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром. Обычно королева назначает премьер-министром лидера той партии, которая получила большинство мест в палате общин. Практически вся политическая власть сосредоточена в руках кабинета министров, в который, как правило, входят наиболее видные деятели правящей партии.
В стране у власти сменяются представители одной из двух ведущих партий. В XVII-XVIII в. в. это были тори и виги. За тем они стали называться консерваторами и либералами. С 20-х годов XX в. влияние либеральной партии упало и выдвинулась лейбористская партия. В основных вопросах внешней и внутренней политики у партии лейбористов нет серьезных расхождений с партией консерваторов. В последние годы в политической жизни страны возросла роль менее крупных партий Либеральной, националистических партий Шотландии и Уэльса. Ведущие партии вынуждены искать у них поддержки в парламенте.
В
решении вопросов местного значения
важную роль играют органы местного муниципального
самоуправления. За последние несколько
лет эта структура существенно изменилась.
В Северной Ирландии было учереждено 26
районных управлений. А также была упрощена
комплексная организация самоуправления
в Англии и Уэльсе и преобразована в двух
яросную систему, состоящую из 53 крупных
управлений графств и 369 менее крупных
районных управлений. В Уэльсе вместо
13 прежних графств теперь осталось только
восемь, причем пять из них получили валлйские
названия. В Шотландии после реформы стало
девять областных и 53 районных управления.
Государственный строй Великобритании в XX в.
Главой государства Великобритании является король (королева). Он
считается
верховным носителем
Высший орган законодательной власти — парламент. В Новейшее время парламент сохранил традиционное положение и формы деятельности. Произошли только перемены в значениях палат по отношению друг к другу, а также во взаимоотношениях с правительством.
В составе парламента — король, палата лордов и палата общин.
В XX в. значительно возросло значение палаты общин по сравнению с палатой лордов. В 1949 г. лейбористским правительством была проведена реформа парламента, касающаяся палаты лордов. В состав палаты входят светские и духовные пэры. К светским пэрам и пэрессам относятся наследственные пэры (потомки старинной земельной аристократии, пожизненные пэры, имеющие титулы, пожалованные в XIX в.; лорды по апелляциям, назначенные для осуществления судебных полномочий палаты лордов. К числу духовных пэров относятся архиепископы и епископы. Несмотря на то, что Закон о пэрстве (1963) регламентировал сложившуюся подчиненность палаты лордов, она обладает большим влиянием и способна оказывать сильное политическое давление.1
Взаимоотношения
парламента и правительства
Законодательная инициатива полностью принадлежит правительству. В Новейшее время должность премьер-министра приобрела самостоятельный конституционный статус. К середине XX в. было общепризнанно, что премьер-министр представляет главу правительства и не возглавляет конкретных ведомств.
Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти.
В 1914 г. было приостановлено действие Хабеас корпус акта и принят Акт о защите государства, передававший правительству на время войны всю полноту власти. (После окончания войны закон был отменен, но отдельные положения продолжали применяться.)
В 1920 г. принят Закон о чрезвычайных полномочиях, согласно которому правительство от имени короля могло объявлять чрезвычайное положение. В 1939 г. парламентом закреплен новый акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти Полномочия на издание таких предписаний, какие правительство считает необходимым для обеспечения общественной безопасности.
Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент передал ему и законодательную власть. Так появился институт Щделегированного законодателъства, т.е. право правительства издавать конкретные законоположения на основании общего законодательного поручения парламента.
Премьер-министр наделялся правом роспуска парламента, что способствовало еще большему усилению власти кабинета.
В текущей работе правительства важную роль играли его специальные органы и комитеты.
Высший центральный судебный орган — Верховный суд правосудия, в состав которого входили:
• высокий суд (рассматривающий гражданские споры);
• суд короны (специализирующийся по уголовным делам);
• апелляционный суд.
Высшая судебная инстанция в Великобритании — палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях.
На местах правосудие осуществляют мировые судьи. Существуют также специальные суды: коронерские, административные, военные и др.
Полиция состоит из отдельных формирований, находящихся в ведении местных выборных органов. Общее управление полицейскими силами осуществляет министерство внутренних дел.
Верховным
главнокомандующим армии
Выборным
органом местного самоуправления во
всех административно-
В
течение XX в. контроль центральных органов
за деятельностью советов усилился, эти
органы лишились наиболее важных полномочий
в проведении местной политики.
Развитие государственной системы Великобритании в XX в.
Британский парламент Новейшего времени в главном сохранил традиционное положение и формы деятельности. Эволюция выразилась, во-первых, в переменах в значении палат по отношению друг к другу, во-вторых — в изменении взаимоотношений с правительством.
Палата общин в начале века насчитывала более 700 депутатов. После полного обособления от королевства Ирландии и провозглашения ее независимости в 1922 г. состав сократился (до 615 дел.) и только к концу века стал постоянным — 650 депутатов (523 от Англии, 72 от Шотландии, 38 от Уэльса, 17 от Северной Ирландии). Большинство депутатов принадлежали к двум основным политическим партиям, и только в 1920-е гг. партийный состав был более сложным (примерно до 200 консерваторов, по 120-150 — лейбористов и либералов). Деятельность депутатов стала чисто профессиональной. Начиная с 1911 г. они стали получать постоянное жалованье и, кроме того, суммы на секретариат и должностные дела.
Палата лордов — номинально более многочисленный орган. К началу 1990-х гг. в ее составе было 1195 пэров. Важную особенность палаты составило резкое увеличение числа т. н. назначенных, или пожизненных, пэров (пожалованных по представлению правительства, которому в этом случае, по традиции, монарх не может отказать). Пожизненные пэры впервые были назначены еще в 1876 г. в качестве специалистов-судей палаты. В первой половине XX в. их число невелико (6 в 1913 г., 9 в 1947 г.). После принятия закона о пожизненном пэрстве (1958) такие назначения стали частыми, причем используемыми правительством для усиления своих позиций (особенно лейбористами),число пожизненных пэров достигло трети в палате. Палата лордов и в XX в. оставалась оплотом Консервативной партии (до 500 лордов заявляли о себе как о «тори»), свыше 100 членов причисляли себя к лейбористам, были либералы, даже социалисты. Значительная часть лордов были независимыми в партийном отношении. Несмотря на требования закона о действительном участии в работах палаты, присутствие большинства лордов в ней оставалось эпизодическим: рекордным за весь век осталось число голосовавших по вопросу об отмене смертной казни (1969 г.) — 394. Законом 1963 г. — Актом о пэрстве — было установлено право отказаться от титула, с тем чтобы иметь возможность стать членом Палаты общин.
Эволюция парламента в главном характеризовалась возрастанием значения Палаты общин в сравнений с Палатой лордов. Это возрастание было как объективным процессом повышения веса демократически избранных депутатов, отражающих позиции массовых партий, так и следствием специально принятых по этому поводу законов. Законом о парламенте 1911 г. установился законодательный приоритет Палаты общин: любой, признанный финансовым законопроект Палаты общин впредь не требовал одобрения лордов (проблема квалификации как финансового закона решалась на основании конституционных обычаев XIX в. и в главном зависела от волеизъявления самих Общин). По этому же закону не требовалось согласия лордов и на любой другой законопроект, если он был одобрен Палатой общин на трех сессиях подряд. Было отменено право полного законодательного вето со стороны Палаты лордов, и за нею сохранилось лишь право отсрочить введение закона на 2 года. После Второй мировой войны законодательные полномочия лордов стали еще более регламентированными. 3С 1945 г. установилось правило, что Палата лордов обязана утверждать любой билль, принятый Общинами во исполнение предвыборной программы победившей партии (что до известной степени отразило принципиальный поворот: от признания парламентского суверенитета к приоритету национального, народного). Правда, сохранялась возможность отклонять акты делегированного законодательства. Наконец, с реформы 1949 г. право отлагательного вето за Палатой лордов сохранялось лишь на 1 год. Закон о пэрстве (1963) подтвердил сложившуюся подчиненность Палаты лордов. Такое очевидное снижение веса лордов вызвало в обществе (особенно в конце 60-х и 70-е гг.) стремления вообще преобразовать Палату, сократить вдесятеро число наследственных лордов и т. д. Такой псевдолиберальный уклон, к счастью, не нашел законодательного завершения, и столь существенный институт британской конституции сохранился вполне.
Развитие избирательного права на протяжении XX в. было отмечено демократизацией и установлением всеобщего избирательного права. Согласно Акту о парламенте 1911 г. срок полномочий Палаты общин был сокращен до 5 лет, и выборы стали проходить чаще. (Однако обстоятельства времени не всегда этому благоприятствовали: так, парламент 1910 г. 5 раз продлевал свои полномочия, парламент 1935 г. также 5 раз возобновлял полномочия депутатов.) Согласно новому избирательному закону 1918 г. избирательные права предоставлялись практически всем мужчинам (старше 21 года, с соответствующим цензом оседлости или владения каким-либо коммерческим строением) и частично женщинам (старше 30 лет и владеющим недвижимостью с доходом в 5 фунтов в год). Только в 1928 г. избирательное право мужчин и женщин было уравнено: к выборам допускались все поданные Короны (при условиях оседлости в 3 мес., владения недвижимостью или предприятием, либо окончания университета; из прежних ограничений отпала оговорка о получении пособия по бедности как условии недопущения к выборам). Наконец, в 1945 г. основания ограничений избирательных прав были еще раз сокращены и упрощены. По-прежнему лишаются избирательных прав несовершеннолетние, пэры, шерифы-уполномоченные по выборам, душевнобольные, осужденные и не отбывшие наказания, а также осужденные за избирательные преступления. Ограничения пассивного избирательного права более подробны и включают также лиц, получающих пенсии от короны, банкротов и некоторых др. В 1969 г. избирательный возраст был установлен в 18 лет (для пассивного пра-ва — 21 год).
Информация о работе Государственный строй Великобритании 20 века