Города Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 19:32, реферат

Краткое описание

Большинство населения ютилось непосредственно под стенами крепости, чаще всего расположенной на высоком холме, в некотором отдалении от реки. Выбор места для крепости диктовался военными соображениями, но развитие ремесла и торговли неизбежно тянуло ремесленников и купцов с холмов в низину—с ''горы'' на ''подол''. Характерное название ''подол'' сделалось общим обозначением городских кварталов, находившихся поблизости от реки, в противовес аристократической ''горе''. В Чернигове ''Подолие'' было под Елецким монастырём, поблизости от которого находим урочище ''Гостыничи''.

Оглавление

Происхождение русских городов...........................................................................3
Причины возникновения городов Киевской руси.................................................5
Общие черты хозяйства русских городов..............................................................7
Борьба за городские вольности...............................................................................8
Городские власти......................................................................................................9
Городская культура..................................................................................................10
Заключение..........................................................................................................................11
Список использованной литературы...

Файлы: 1 файл

Города Киевской Руси(internet version).doc

— 329.50 Кб (Скачать)

   Летописи  пестрят указаниями на выступления  городского населения против  князей и их тиунов, против  городского патрициата. Сведённые  вместе, эти указания дают интереснейшую  картину классовой борьбы в городах, включая и борьбу горожан за городские привилегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава V. Городские власти.

Князь и город

Большинство русских городов выросло вокруг княжеских замков. ''Княж двор'' был центральным местом политической и административной жизни города. Сюда вели на расправу воров, здесь разбирались князем тяжбы между горожанами—одним словом, ''княж двор'' или заменявший его двор посадника в небольших городах был местом, вокруг которого сосредотачивалась городская жизнь.

  В своей  вековой борьбе за городские  вольности горожане стремились  сажать к себе на стол только  угодных им князей. Города охотно  поддерживали претензии младших князей на высокие столы, потому что ослабление княжеской власти в конечном итоге давало возможность получить больше городских привилегий за счёт князей. В 12 в. Окончательно утверждается порядок заключения договора—''ряда''—между князьями и горожанами. Примерными образцами таких договоров являются договоры великих князей с Новгородом, древнейший из которых относят к 1264 г. Этот договор ставит своей задачей ограничение княжеской власти в Новгороде, урегулирование пошлин и повинностей, идущих в пользу князя.

  Соглашения  с князьями и наличие особых  договоров, или ''рядов'', с ними возможно  было только при существовании  каких-то городских властей, от  имени которых велись переговоры  с князьями. В новгородских договорах  это были посадник и тысяцкий.

 

Вече

Вопрос о начале и характере вечевых собраний на Руси нередко разбирался в исторической литературе. По мысли В.И. Сергеевича, ''вече не создано князем; оно составляет первоначальную форму быта''. Он объясняет значение веча тем, что собственные силы князя были ещё недостаточно развиты, а ''свободное население являлось довольно внушительной силой, которая могла оказать князю или деятельное сопротивление, или существенную поддержку...Где сила, там и власть, а в начале истории народные массы составляли силу''.

  Вече  представляется Сергеевичу существующим  с незапамятных времён. Оно исчезает  после татарского завоевания, так  как ''татарский погром должен был приостановить у нас развитие городской жизни''.11

   В.И. Сергеевич делает следующие заключения: в вечевом собрании участвовало всё свободное население; вече собиралось по мере потребности и всякий раз по особому приглашению, вече не имело председателя и представляло шумные и беспорядочные сборища; вече решало вопросы управления, суда, войны и мира, избирало князей. Вечевая деятельность была характерна для всех крупных русских городов.

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

Глава VI. Городская культура.

В книге ''Очерки истории СССР'' провозглашается тезис, что ''русская деревенская и городская материальная культура, культура крестьян и ремесленников, составляла основу всей культуры Древней Руси''12

  Одной  из предпосылок для развития  городской культуры было распространение  грамотности. Значение хотя бы  элементов грамотности было необходимо  и для серебряников и оружейников, изготовлявших дорогие изделия. Об этом свидетельствует обычай отмечать имена мастеров на некоторых предметах 11-13 в.в.

  Относительно  широкое распространение грамотности  в городской среде подтверждается  открытием новгородских берестяных грамот. Материалом для письменности на Руси служила береста. Её нельзя назвать даже дешёвой, она была просто общедоступной, потому что берёзовая кора имеется всюду, где растёт берёза.

  Находка  берестяных грамот развеяла легенду  о крайне слабом распространении грамотности в Древней Руси. Оказывается, и в это время люди охотно переписывались по разным вопросам.

  Грамоты  на бересте тем и ценны, что  они дают понятие о повседневной  жизни и деятельности горожан  с их мелкими заботами личного  и общественного порядка. Вместе с тем они являются бесспорным доказательством относительно широкого распространения грамотности в городах Киевской Руси 11-13 столетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Начало русских городов восходит к отдалённым временам, но их оформление в виде торгово-ремесленных центров падает на определённую эпоху 10-12 в.в. Раньше всего посады появляются под стенами таких пунктов, как Киев и Полоцк, позже они становятся принадлежностью всех сколь-нибудь значительных городов. Населённый пункт порой становится ''городом'', т.е. обносится укреплениями, уже после длительного своего существования в качестве неукреплённого села. Города являются центрами ближайшей земледельческой округи, которая обслуживается городским ремеслом и торговлей. Отделение ремесла от земледелия, усиление обмена между промышленным и сельскохозяйственным производством, развитие земледельческого хозяйства и феодальных отношений, а вовсе не внешняя торговля, являются основной причиной роста русских городов в 10-13 в.в.

  Конечно, города ещё не порывают тесных связей с окружающей деревней. В них наблюдается господство боярства, опирающегося на свои крупные земельные владения вне города, но рядом с этим неуклонно растёт роль собственно горожан. Горожане ясно различаются историческими источниками от боярства, основную их массу составляют купцы и ремесленники, занятые в разнообразных промыслах.

  В крупных  городах замечается стремление  к ограничению княжеской власти  в пределах города. Раньше всего  такая тенденция проявляется  в Киеве с его богатым купеческим и ремесленным населением. В этой связи особенно крупное значение имеет киевское восстание 1068 г. Как поворотная дата в истории развития городских вольностей. Горожане стремятся сажать на княжеский стол своих кандидатов, оказывая им вооружённую поддержку.

  В 11-13 столетиях  происходит постепенное оформление  внешнего вида русских городов, получающих типично феодальный  облик. Города обносятся укреплениями, окружающими в больших центрах  значительные площади. Не только ''город'', но и посад окружается укреплениями. Важнейшее значение во всех городах получает городской рынок, являющийся средоточием экономической и в некоторых случаях политической жизни города. Русские города украшаются красивыми зданиями, появляется стремление к благоустройству (создание деревянных мостовых, мостов через реки и пр.). Неуклонно растёт число каменных зданий, причём наряду с храмами появляются каменные жилые постройки гражданского назначения.

  Русские  города не отставали от своих  западных и восточных собратьев в развитии городской жизни.

  История  русских городов до монгольского  нашествия, остававшаяся раньше  неизученной, заслуживает пристального  и глубокого внимания хотя  бы по одной той причине, что  без неё непонятно высокое  развитие древнерусской культуры.

  Неизмеримым несчастьем было разрушение русских городов монголами, но городская культура киевского периода не прошла бесследно для последующих поколений. Там, где татарские разрушения были менее заметны, развились вольные города—Новгород, Псков и Полоцк.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Андреев Н.И. Культурно-бытовые очерки из истории России (кн.1: Древняя домосковская Русь);
  2. Города феодальной России (под ред. Шункова);
  3. Дубов И.В. Города, величеством сияющие;
  4. Самоквасов Д.Я. Древние города России;
  5. Тимощук Б.А. Восточные славяне: от общины к городам;
  6. Тихомиров М.Н. Древнерусские города
  7. Фроянов И.Я. Города-государства Древней Руси;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Прокопий из Кесарии, война с готами, М.1950, стр.297

2 П.В. Голубовский, ''Историческая карта Черниговской губернии''

3 Повесть Временных Лет, ч.1, стр.40

4 В.О. Ключевский, ''Курс русской истории'', ч.1, М.1937, стр.123

5 Б.Д. Греков, Киевская Русь, М.—Л. 1944, стр.250

6 С.В. Юшков, ''Очерки по истории феодализма в Киевской Руси'', стр.131-138

7 Это мнение М.Н. Тихомирова, которое высказывается в книге ''Древнерусские города''

8 ''Вси гради ваши предашася мне, и ялися по дань, и делають нивы своя и земле своя; а вы хочете измерети гладом, не имучеся по дань'' (''Повесть временных лет'', ч.1, стр.42)

9 Новгород.лет., стр.509

10 Новгород.лет., стр.26

11 В.И. Сергеевич, ''Русские юридические древности'', т.2, вып.1, Вече и князь, СПБ 1893

12 ''Очерки истории СССР. Период феодализма. 9-15 в.в.'', ч.1, стр.206

 


 



Информация о работе Города Киевской Руси