Год культуры в Республике Башкортостан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 18:08, доклад

Краткое описание

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. История охраны памятников истории и культуры в Башкирии. 5
Глава II. ГЛАВА 2. Наиболее важные памятники истории и культуры в Республике Башкортостан.
2.1. Памятник Салавату Юлаеву 7
2.2. Первая соборная мечеть 8
2.3.Пещера Шульган-таш 9
2.4. Аксаковкий Народный дом 10
2.5. Мавзолей Бэндэбикэ 10
2.6. Храм Рождества Богородицы 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

 

2.5. Мавзолей Бэндэбикэ.

Кэшэнэ́ Бэндэбикэ́ (башк. Бәндәбикә кәшәнәһе) — историко-архитектурный памятник башкирской культуры 15-16 века, усыпальница Бэндэбикэ.

По башкирской легенде, Бэндэбикэ — женщина, прославившаяся своей мудростью. Она выступала за прекращение междоусобиц между башкирскими племенами. По той же легенде, Бэндэбикэ способствовала установлению долгосрочного мира между башкирами и казахами. Памятник был исследован в 1968-1969 годах археологической экспедицией, руководителем которой был Мажитов Н.А. Конструктивно усыпальница состояла из прямоугольника 8,7*7 м в основе, выше стены переходили в восьмигранник, завершалось строение куполом. Кладка была сделана из кирпичей двух цветов. Кирпичами красного цвета на фоне серых был сделан елочный орнамент. Вход в усыпальницу был с юга в виде портала размером 2,25*1,86 м с узким дверным проемом. Пол был сделан из саманного  кирпича. Могила прикрыта известняковыми плитами. Внутри каменного ящика был обнаружен костяк женщины.

 

2.6. Храм Рождества Богородицы.

Рождество-Богородицкий храм (Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы) — действующий православный храм в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан. Самый большой, красивый и вместительный православный храм Уфы, который может принять в любые дни до нескольких тысяч человек одновременно. Храм представляет собой красивое, небесно-голубого цвета здание с золотыми куполами. Высота собора — 21 м, колокольни — 47 м. Нынешний облик храма — это, по меньшей мере, четвертая реконструкция здания. В отделке стен и пола использован камень — розовый итальянский, белый греческий и желтый пакистанский мрамор. Зеленые плитки мозаики — итальянский серпентинит, серо-голубые — южноафриканский гранит. Все стены и потолки расписаны. При храме работают следующие отделы уфимской епархии:

- отдел по взаимодействию с  Вооруженными силами и правоохранительными  учреждениями;

- отдел социальной помощи

Храм был заложен в 1889 г., место было выбрано Уфимским епископом Антонием. Строительство храма затягивалось, пока не помог деньгами уфимский купец Никифор Миронович Патокин. 23 августа 1909 года на колокольню построенного храма были подняты колокола. Из восьми установленных колоколов самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький - 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша покрыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.

6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был Василий Григорьевич Лезенков.

После революции в 1919 г. здесь разместился госпиталь, но при этом храм оставался действующим.

Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, здание было передано «Башкино» в декабре 1935 г. для установления звукового кино.

Согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. в здании храма разместились авиамастерские.

Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование «Йондоз». При этом была уничтожена купольная часть и наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г

Постановлением решения Горисполкома № 14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Русской православной церкви. Первым настоятелем после открытия храма был Развеев Борис Борисович. Началось восстановление храма. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма. Храм был расширен, надстроена колокольня, покрыта железом крыша. Реконструкция здания продолжалась около 15 лет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные российские города меняют свой облик - строятся новые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченными памятники. При этом нередко игнорируются особенности архитектурно-исторический среды: строятся дома новой архитектуры, никак не связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты и возводятся бесчисленные новоделы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Беда А.М. Охрана культурного  наследия. М., 1999.

2. Веденин Ю.А. Культурное и природное наследие России. М., 1995.

3. Всемирное культурное и природное  наследие в образовании. Учебное  пособие. СПб., 2001.

4. Защита и сохранность культурных  ценностей. СПб., 1994.

5. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия. М., 1994.

6 Синенко С. Г.Уфа в первой половине XIX века: городская история в популярном изложении (по книге "Неторопливые прогулки по Уфе". Уфа, 2010) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://posredi.ru/blog10_Ufa_1pol_19_v.html. -29.11.2012 г.

7. Синенко С. Г. Уфа в начале пути (XVI-XVII века): городская история в популярном изложении [Электронный ресурс] / С. Г. Синенко – Режим доступа: http://posredi.ru/blog08_10_Ufa_16-17_vv.html. - 29.11.2012 г.

8. Синенко С. Г.Уфа в XVIII веке : городская история в популярном изложении (по книге "Неторопливые прогулки по Уфе". Уфа, 2010) [Электронный ресурс] / С. Г. Синенко. – Режим доступа: http://posredi.ru/blog08_11_Ufa_18_v.html.- 29.11.2012 г.

 

 

 


 



Информация о работе Год культуры в Республике Башкортостан