Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:36, статья
Болгария в рассматриваемую эпоху вот уже 400 лет находилась под властью Османской империи. Объективные социально – экономические процессы привели к появлению в регионе нового общественного класса – буржуазии. Именно буржуазия возглавила борьбу формирующейся болгарской нации против турецкого ига.
Рассмотрим менталитет данного класса через фольклор, классического буржуазного города – Габрово (столицы болгарского юмора). Фольклор – это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Именно поэтому его памятники можно использовать в качестве источника.
К.А. МАЛЫШЕВСКАЯ (ГГУ имени Ф. Скорины)
Научный руководитель: Е.А. Бровкин, старший преподаватель
ГАБРОВСКИЙ ФОЛЬКЛОР О БОЛГАРСКОЙ БУРЖУАЗИИ
19 ВЕКА
Болгария в рассматриваемую эпоху вот уже 400 лет находилась под властью Османской империи. Объективные социально – экономические процессы привели к появлению в регионе нового общественного класса – буржуазии. Именно буржуазия возглавила борьбу формирующейся болгарской нации против турецкого ига.
Рассмотрим менталитет данного класса через фольклор, классического буржуазного города – Габрово (столицы болгарского юмора). Фольклор – это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Именно поэтому его памятники можно использовать в качестве источника.
Так, первоначальное накопление капитала требует не только продуктивного труда промышленника и торговца, но и экономии на уровне скопидомства. Говорят, что габровцы отрезают котам хвосты для того, чтобы за ними можно было быстрее закрывать входные двери. Иначе в холодную зимнюю погоду тепло быстро уйдет из дома и габровцу придется нести дополнительные расходы на отопление [1, c. 12].
Если позвать в гости жителя Хасково, то он в гостинец привезет жареного на вертеле барашка. Из Бургаса гостинцем будет жареная рыба. Из Горна Оряховицы - домашняя колбаса. Из Пловдива - абрикосы. Из Трояна - ракия. А житель Габрово привезет с собой брата, который все это съест!
Габровец есть габровец. После смерти отца признательный сын поставил ему скромный памятник с надписью: «Здесь покоится Васил Тонков». На одной из ежегодных панихид на кладбище сыну вдруг стало дурно. Подумав, что и ему приходит конец, он, собрав последние силы, добрался до памятника и прибавил к надписи: « и его сын Тонко». [1, c. 30].
Лишний обед. Чтобы не платить мастеру, один габровец сам залез на крышу и принялся чинить её. Однако вскоре он оступился и упал с крыши. Пролетая мимо окна своей кухни, он все-таки успел крикнуть: «Жена, сегодня на меня обед не готовь!» [2, c. 25].
И тени достаточно. Сел габровский мастер обедать. Взял бутылку с подсолнечным маслом, вынул пробку и стал «макать» в нее кусочки хлеба. Протянул свой кусочек и подмастерье, но мастер хлопнул его по руке: «В пробку будешь макать, когда станешь мастером, а пока хватит тебе и тени от бутылки».
Ответ обоим. Габровский мастер сел обедать, но не пригласил за стол своих учеников. Оба партнера переминались с ноги на ногу перед столом, глотали слюни. Наконец младший из них набрался смелости и сказал:
– Погляди мастер…Иван тоже хочет поесть с тобой…
– Ну? – удивился мастер. – Тебя –то я не приглашал, а Ивана подавно…
Кстати.
– Сосед! Ваша собака опять съела мою курицу!
– Очень кстати! Я как раз не кормил её сегодня.
Экономно. Путник, проходя через Габрово, увидел памятник посреди Янтры и спросил, кому он поставлен.
– Рачо Ковачу, основателю города.
– А почему его поставили в реку?
– Чтобы не портить место в городе, - пояснил габровец [2, c. 35].
Два соседа сложились и купили осла. Один спросил:
– Какая половина будет твоя?
Другой, улыбнувшись, сказал:
– Какую ты хочешь?
– Переднюю, с головой, – решительно ответил первый.
– Хорошо! – согласился второй.
Погоняв мух около ослиного хвоста, он сказал своему напарнику:
– Я позаботился о своей половине осла, а ты купи ячмень и смотри хорошо корми свою половину, чтобы наш общий осел хорошо тянул [1, c.68].
Когда габровцы готовят себе блюда из улиток, то ракушки после этого не выбрасывают, а нанизывают на веревочку и варят суп: постный – с рисовой начинкой, и скромный – с начинкой из требухи. Случается, ракушки одалживают соседям, когда к тем неожиданно нагрянут гости. А женятся они на тоненьких девушках – такая жена и места в доме будет занимать немного, и ситца ей на платье пойдет меньше [2, c.89].
Урок. Сосед деда Миню решился попросить у него денег взаймы, не вернув старого долга. Старик выслушал его и разрешил взять из шкатулки необходимую сумму.
– Но в ней нет никаких
денег! – удивился сосед,
– Откуда же им взяться, раз ты их еще не вернул! – невозмутимо ответил дед Миню [2, c.93].
Эти вроде бы простые и понятные нравы диссонировали с системой османского произвола, не позволявшей гарантировать неприкосновенность личности болгарина и его права частновладельческого характера. Борьба за национальные права шла в виде движения за воссоздание Болгарской православной Церкви и в форме национально – культурного возрождения, идеи которого несла в народные массы буржуазная интеллигенция.
Во многих городах и крупных селах появились «читалища» – дома, в которых можно было читать книги и газеты, превратившиеся в центры развития национального самосознания и распространения вновь создаваемых культурных народных ценностей. Так же это общественное учреждение, которое совмещает в себе функции библиотеки, театра, школы танцев, музыки и иностранных языков, а также клубов по интересам. Когда того самого деда Миню – ростовщика и скупердяя - пригласили в городской дом-читальню, на постройку которого он пожертвовал 40 000 грошей, и показали ему место, предназначенное для мемориальной доски, он вздохнул: – Эх, сколько фасоли мне пришлось съесть ради экономии, пока добрался до этого места [3, c.50].
Антиосманские настроения болгарского населения ярко выразились в анекдотах о хитром Петре. Он был бедный крестьянин, и только с помощью своего интеллекта успешно противостоял несправедливости по отношению к крестьянам и простым обывателям со стороны османских властей и привилегированного турецкого элемента. Хитрый Петр и Ходжа Насреддин (представитель завоевателей-османов). Взял однажды Ходжа Насреддин торбу с небылицами и отправился к Хитрому Петру, чтобы посмотреть кто кого перехитрит. Хитрый Петр в это время плетень ставил. Догадался он, зачем пришел к нему Ходжа, и говорит:
– Ходжа, забыл я дома мою торбу с небылицами, подержи немного плетень, чтобы он не упал, а я схожу домой и принесу её.
Пошел он и не вернулся, а Ходжа Насреддин так и остался плетень подпирать [3, c. 80].
Именно национальная буржуазия вместе с молодой интеллигенцией и православным духовенством начала решительную борьбу за освобождение Болгарии от турецкого ига, сыграв исторически прогрессивную роль. А зафиксированные в фольклоре сюжеты позапрошлого века стали отражением в народной памяти реальной истории болгарской нации.
1. Улыбки друзей : сборник болгарского юмора / [составил и перевел В. В. Никифорович]. – Минск : Полымя, 1981. – 191 с.
2. Габровские анекдоты / подобрали с пересказали Стефан Фыртунов и Петко Проданов; [перевод: Юрий Жанов]. – София : Свят, 1988. – 158 с.
3. Габровские улыбки / Пер.с болгар. В.Никифорович; Худож.: И.Блиох, Б.Заборов. – Мн. : Беларусь, 1968. – 112 с.
Информация о работе Габровский фольклор о Болгарской буржуазии 19 века