Габровский фольклор о Болгарской буржуазии 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:36, статья

Краткое описание

Болгария в рассматриваемую эпоху вот уже 400 лет находилась под властью Османской империи. Объективные социально – экономические процессы привели к появлению в регионе нового общественного класса – буржуазии. Именно буржуазия возглавила борьбу формирующейся болгарской нации против турецкого ига.
Рассмотрим менталитет данного класса через фольклор, классического буржуазного города – Габрово (столицы болгарского юмора). Фольклор – это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Именно поэтому его памятники можно использовать в качестве источника.

Файлы: 1 файл

Доклад на конференцию Историческая наука достижения, проблемы, перспективы.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

К.А. МАЛЫШЕВСКАЯ (ГГУ имени Ф. Скорины)

Научный руководитель: Е.А. Бровкин, старший преподаватель

 

ГАБРОВСКИЙ  ФОЛЬКЛОР  О БОЛГАРСКОЙ БУРЖУАЗИИ

19 ВЕКА

 

Болгария в рассматриваемую  эпоху вот уже 400 лет находилась под властью Османской империи. Объективные социально – экономические процессы привели к появлению в регионе нового общественного класса – буржуазии. Именно буржуазия возглавила борьбу формирующейся болгарской нации против турецкого ига.

Рассмотрим менталитет данного класса через фольклор, классического буржуазного города – Габрово (столицы болгарского юмора). Фольклор – это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Именно поэтому его памятники можно использовать в качестве источника.

Так, первоначальное накопление капитала требует не только продуктивного труда промышленника и торговца, но и экономии на уровне скопидомства. Говорят, что габровцы отрезают котам хвосты для того, чтобы за ними можно было быстрее закрывать входные двери. Иначе в холодную зимнюю погоду тепло быстро уйдет из дома и габровцу придется нести дополнительные расходы на отопление [1, c. 12].

Если позвать в гости  жителя Хасково, то он в гостинец привезет жареного на вертеле барашка. Из Бургаса  гостинцем будет жареная рыба. Из Горна Оряховицы - домашняя колбаса. Из Пловдива - абрикосы. Из Трояна - ракия. А житель Габрово привезет с собой брата, который все это съест!

Габровец есть габровец. После смерти отца признательный  сын поставил ему скромный памятник с надписью: «Здесь покоится Васил Тонков». На одной из ежегодных панихид на кладбище сыну вдруг стало дурно. Подумав, что и ему приходит конец, он, собрав последние силы, добрался до памятника и прибавил к надписи: « и его сын Тонко». [1, c. 30].

Лишний обед. Чтобы  не платить мастеру, один габровец сам залез на крышу и принялся чинить её. Однако вскоре он оступился и упал с крыши. Пролетая мимо окна своей кухни, он все-таки успел крикнуть: «Жена, сегодня на меня обед не готовь!» [2, c. 25].

И тени достаточно. Сел  габровский мастер обедать. Взял бутылку с подсолнечным маслом, вынул пробку и стал «макать» в нее кусочки хлеба. Протянул свой кусочек и подмастерье, но мастер хлопнул его по руке: «В пробку будешь макать, когда станешь мастером, а пока хватит тебе и тени от бутылки».

Ответ обоим. Габровский мастер сел обедать, но не пригласил  за стол своих учеников. Оба партнера переминались с ноги на ногу перед  столом, глотали слюни. Наконец младший  из них набрался смелости и сказал:

   – Погляди мастер…Иван  тоже хочет поесть с тобой…

   – Ну? – удивился мастер.  – Тебя –то я не приглашал, а Ивана подавно…

Кстати.

   –  Сосед!  Ваша собака опять съела мою  курицу!

   –  Очень  кстати! Я как раз не кормил  её сегодня.

Экономно. Путник, проходя  через Габрово, увидел памятник посреди  Янтры и спросил, кому он поставлен.

   –   Рачо  Ковачу, основателю города.

   –  А почему  его поставили в реку?

   – Чтобы не  портить место в городе, - пояснил  габровец [2, c. 35].

Два соседа сложились  и купили осла. Один спросил:

 – Какая половина  будет твоя?

 Другой, улыбнувшись,  сказал:

 – Какую ты хочешь?

 – Переднюю, с головой, –  решительно ответил первый.

 – Хорошо! – согласился второй.

 Погоняв мух около ослиного  хвоста, он сказал своему напарнику:

 – Я позаботился о своей  половине осла, а ты купи ячмень и смотри хорошо корми свою половину, чтобы наш общий осел хорошо тянул [1, c.68].

Когда габровцы готовят себе блюда  из улиток, то ракушки после этого  не выбрасывают, а нанизывают на веревочку  и варят суп: постный – с  рисовой начинкой, и скромный –  с начинкой из требухи. Случается, ракушки  одалживают соседям, когда к тем  неожиданно нагрянут гости. А женятся они на тоненьких девушках – такая жена и места в доме будет занимать немного, и ситца ей на платье пойдет меньше [2, c.89].

Урок. Сосед деда Миню решился попросить  у него денег взаймы, не вернув старого  долга. Старик выслушал его и разрешил взять из шкатулки необходимую сумму.

  –  Но в ней нет никаких  денег! – удивился сосед, открыв  пустую шкатулку.

  –  Откуда же им взяться,  раз ты их еще не вернул! – невозмутимо ответил дед  Миню [2, c.93].

Эти вроде бы простые и понятные нравы диссонировали с системой османского произвола, не позволявшей гарантировать неприкосновенность личности болгарина и его права частновладельческого характера. Борьба за национальные права шла в виде движения за воссоздание Болгарской православной Церкви и в форме национально – культурного возрождения, идеи которого несла в народные массы буржуазная интеллигенция.

Во многих городах  и крупных селах появились  «читалища»  –   дома, в которых  можно было читать книги и газеты, превратившиеся в центры развития национального самосознания и распространения вновь создаваемых культурных народных ценностей. Так же это общественное учреждение, которое совмещает в себе функции библиотеки, театра, школы танцев, музыки и иностранных языков, а также клубов по интересам. Когда того самого деда Миню – ростовщика и скупердяя -  пригласили в городской дом-читальню, на постройку которого он пожертвовал 40 000 грошей, и показали ему место, предназначенное для мемориальной доски, он вздохнул: – Эх, сколько фасоли мне пришлось съесть ради экономии, пока добрался до этого места [3, c.50].

Антиосманские настроения болгарского населения ярко выразились в анекдотах о хитром Петре. Он был бедный крестьянин, и только с помощью своего интеллекта успешно  противостоял несправедливости по отношению к крестьянам и простым обывателям со стороны османских властей и привилегированного турецкого элемента. Хитрый Петр и Ходжа Насреддин (представитель завоевателей-османов). Взял однажды Ходжа Насреддин торбу с небылицами и отправился к Хитрому Петру, чтобы посмотреть кто кого перехитрит. Хитрый Петр в это время плетень ставил. Догадался он, зачем пришел к нему Ходжа, и говорит:

  – Ходжа, забыл я дома  мою торбу с небылицами, подержи  немного плетень, чтобы он не  упал, а я схожу домой и принесу  её.

Пошел он и не вернулся, а Ходжа Насреддин так и остался плетень подпирать [3, c. 80].

Именно национальная буржуазия  вместе с молодой интеллигенцией и православным духовенством начала решительную борьбу за освобождение Болгарии от турецкого ига, сыграв исторически  прогрессивную роль. А зафиксированные в фольклоре сюжеты позапрошлого века стали отражением в народной памяти реальной истории болгарской нации.

 

 

1. Улыбки друзей : сборник болгарского  юмора / [составил и перевел  В. В. Никифорович]. – Минск  : Полымя, 1981. – 191 с.

2. Габровские анекдоты / подобрали  с пересказали Стефан Фыртунов  и Петко Проданов; [перевод: Юрий  Жанов]. –  София : Свят, 1988. –  158 с.

3. Габровские улыбки / Пер.с болгар. В.Никифорович; Худож.: И.Блиох, Б.Заборов.  –  Мн. : Беларусь, 1968. – 112 с.

 


Информация о работе Габровский фольклор о Болгарской буржуазии 19 века