Французская реформация XVI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование особенностей и основных этапов религиозных войн во Франции в XVI веке.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть положение в Европе накануне религиозных войн;
- исследовать этапы, хронологию религиозных войн во Франции;

Оглавление

Введение………………………………………………………….………….……..3
Глава 1. Французская реформация XVI века…………..…………….….…7
1.1 Социально-экономическая и политическая ситуация во Франции накануне религиозных войн………………………………….…...7
1.2 Распространение кальвинизма во Франции в период Реформации….…………………………………………………………………..11
1.3 Социальная структура французкого общества в XVI веке……………..……………………………………………………………...…..15
Глава 2. Противостояние католиков и гугенотов во Франции в XVI веке……………………………………………………………………………....…22
2.1 Начало религиозных воин (1562-1570гг).…….……………..….22
2.2 Основные этапы религиозных войн….………………….…......26
2.3 Окончание религиозных войн и укрепление абсолютной монархии во Франции………………………………………………….……...35
Заключение……………..…………………………………………….………..…45
Список использованной литературы..…………………………….…….…49

Файлы: 1 файл

курсовая_работа_.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Феодальная  знать раскололась на две большие  группы. Во главе католического дворянства стал могущественный дом герцогов Гизов, располагавший огромными владениями в Лотарингии, Бургундии, Шампани и Лионе. Кальвинистская дворянская партия, именовавшаяся во Франции гугенотской (вероятно, это название происходит от немецкого слова Eidgenossen, означающего «объединенные союзом; так называли швейцарцев, у которых кальвинизм принял наиболее законченную форму), возглавлялась принцами из дома Бурбонов (король наваррский Антуан, затем его сын Генрих - впоследствии французский король Генрих IV, принцы Конде), а также представителями знатного рода Шатильонов (адмирал Колиньи и др.).27

Расходясь в церковных вопросах, эти два лагеря аристократической оппозиции, частично поддержанной дворянством, мало чем отличались друг от друга в решении основных политических вопросов. И те и другие выдвигали такие требования, как возрождение Генеральных и провинциальных штатов в качестве органа, ограничивающего королевскую власть, прекращение продажи государственных должностей и предоставление этих должностей лицам «благородного происхождения, расширение местных дворянских вольностей за счет центральной власти.

В это время  в поредевшем лагере защитников абсолютизма  наиболее устойчивой силой были «люди  мантии и отчасти «дворянство  шпаги» Северной Франции, к которым  примыкала - до поры до времени - значительная часть северной буржуазии. Из «людей мантии и буржуазии в начале гражданских войн сложилась католическая партия так называемых политиков, которой оказывали поддержку также некоторые слои рядового дворянства. Несмотря на довольно существенные расхождения между дворянскими и буржуазными элементами этой партии, все «политики» в целом ставили интересы Французского государства выше интересов религии (отсюда и название партии); они отстаивали политические достижения Франции, связанные с развитием абсолютной монархии: политическое единство страны, централизацию власти и вольности галликанской церкви, оформленные Блонским конкордатом 1516 г. и обеспечивавшие Франции значительную независимость от папского престола».28

К «политикам»  и к той части «дворянства  шпаги», которая была сторонником  королевской власти, присоединялись то те, то другие (в основном католические) вельможи, находившие выгодным для себя в данный момент поддерживать сильную королевскую власть. Однако эти аристократические элементы проявляли политическую неустойчивость и часто переходили в лагерь оппозиции.29

Первые три  войны были однотипны: люди брались  за оружие, проходили отдельные военные  операции, затем наступало хрупкое  перемирие, в ходе которого каждая сторона  готовилась к реваншу. Первая война  противопоставила друг другу две  столицы – Париж, верный Гизам, и Орлеан, центр реформации. Сражения, происходившие в основном вдоль главной водной артерии Франции – Луары, были отмечены успехами католиков и гибелью вождей обеих сторон: Антуан Бурбон, сначала благосклонно относившейся к реформации, потом вернувшийся в лоно католицизма, Сент-Андре, убитый под Дре, Конде, попавший в плен, Франсуа Гиз смертельно раненный 18.02.1563 г.30

19 марта 1563 г.  Амбуазский эдикт примирения  признает за всеми гражданами  государства свободу совести,  но ограничивает свободу культа для некоторых лиц в некоторых местах; исключение было сделано для Парижа, где разрешен только католический культ. Этот мир был передышкой.

17 августа 1563 г. в Руане было провозглашено  совершеннолетие Карла, и он  вместе с Екатериной отправляется  в вояж по стране с марта 1564 г. по май 1566 г. В рамках этого турне летом 1564 г. (14.06.-2.07) состоялась встреча Екатерины Медичи с дочерью Елизаветой, женой Филиппа II, и его советником герцогом Альбой. У Конде возникает план захвата короля и его матери с целью получения власти, хотя бы формальной, но этот план проваливается.31

Основные события  второй войны разворачивается в  окрестностях Парижа. 10 ноября 1567 г. исход  битвы при Сен-Дени открывает  доступ к столице, но через два  дня после этого умирает Монморанси. Командование вооруженными силами католиков берт на себя герцог Анжуйский, брат короля. На помощь армии Конде и Колиньи приходит германская армия. Шартр, «чердак столицы», окружен. Мир, подписанный в Лонжюмо 23 марта 1568 г., подтверждает принципы Амбуазского эдикта без всяких ограничений. Результат этой войны – Лопиталь получил отставку, у католиков появился новый лидер – герцог Анжуйский.32

22 декабря 1568 г. были  опубликованы 2 эдикта короля, которыми  король предоставляет подданным  свободу совести, но запрещает отправление любых других религиозных культов, кроме католического и галликанского, и приказывает руководителям реформистских церквей покинуть страну в двухнедельный срок, отстраняет от государственных должностей сторонников новой веры, пообещав им возместить убытки, и обязывает членов парламента и сотрудников университетов принести присягу на верность католицизму. Попытка неожиданно обманом захватить Конде и Колиньи терпит неудачу. Протестантские вожди укрываются в Ла-Рошеле. После смерти Конде 13 марта 1569 г. в сражении под Жарнаке у протестантов появились новые лидеры Генрих Наваррский и молодой принц Конде. При Монконтуре герцог Анжуйский одерживает победу, но Колиньи перегруппирует свою армию и возвращается на берега Луары. 8 августа 1570 г. был подписан мирный договор в Сен-Жермене, который обеспечивал протестантам свободу совести и ограниченную свободу отправления культа, протестантам в обеспечении этих условий предоставляются 4 крепости – Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк, Ла-Шарите. Срок действия договора 2 года.

18 августа 1572 г. состоялась  свадьба Маргариты Валуа и  Генриха Наваррского, на празднование  которой были приглашены весь  цвет партии гугенотов. 22 августа  1572 г. была выстрелом из аркебузы  Колиньи. В ночь с 23 на 24 августа  было принято решение в Совете приступить к истреблению гугенотов. К реализации решения приступили немедленно, она продлилась несколько дней в Париже и в провинциях. В Париже было убито 2000-3000 протестантов и еще 6000-10.000 в провинциях. В ту ночь Генрих Наваррский перешел в католичество и спасся бегством. Правда, убивали не только за веру, но и политических врагов. Гугенот математик Ла Рамэ был убит 25.08. 1572 г. не за свою веру, а своим личным врагом, конкурентом, точно рассчитавшим безнаказанность преступления. Варфоломеевская ночь имела большой общественный резонанс. Король не были лично в ней виновен, но он взял вину на себя. Это преступление было ошибкой. За кратковременным триумфом Екатерины, полагавшей, что гибель протестантских вождей обезглавит их партию, последовало горькое прозрение.33

В это время борьба не отличалась ожесточением. Обе феодальные группировки стремились захватить  короля и править от его имени. Католическая сторона находила поддержку  в северной части Франции, она  опиралась на Париж, ее программа — «Один король, один закон, одна вера».34 Юг Франции объединился вокруг Бурбонов и крупных феодальных фамилий, выступавших под знаменем протестантизма. Вождями гугенотов были принц Конде и адмирал Колиньи. Первый период войн закончился эдиктом примирения в Сен-Жерменс). Гугеноты получили право на богослужение в пределах пред-местьев двух городов каждого губернаторства Франции, а также право занимать общественные должности. Кроме того, им были предоставлены крепости Монтобан, Коньяк, Ларошель, Лашарите. Вождь гугенотов адмирал Гаспар Колиньи был призван ко двору.

 

2.2 Основные  этапы религиозных войн

 

В течение всей второй половины XVI в. Францию потрясали  неурядицы, которые принято называть религиозными (или гугенотскими) войнами, хотя современники предпочитали другое, более верное название - гражданские войны.

Феодальная знать раскололась  на две большие группы. Во главе  католического дворянства стал могущественный дом герцогов Гизов, располагавший  огромными владениями в Лотарингии, Бургундии, Шампани и Лионе. Кальвинистская дворянская партия, именовавшаяся во Франции гугенотской (вероятно, это название происходит от немецкого слова Eidgenossen, означающего «объединенные союзом»; так называли швейцарцев, у которых кальвинизм принял наиболее законченную форму), возглавлялась принцами из дома Бурбонов (король наваррский Антуан, затем его сын Генрих - впоследствии французский король Генрих IV, принцы Конде), а также представителями знатного рода Шатильонов (адмирал Колиньи и др.).35

Расходясь в церковных  вопросах, эти два лагеря аристократической оппозиции, частично поддержанной дворянством, мало чем отличались друг от друга в решении основных политических вопросов. И те и другие выдвигали такие требования, как возрождение Генеральных и провинциальных штатов в качестве органа, ограничивающего королевскую власть, прекращение продажи государственных должностей и предоставление этих должностей лицам «благородного» происхождения, расширение местных дворянских вольностей за счет центральной власти.

В это время в поредевшем лагере защитников абсолютизма наиболее устойчивой силой были «люди мантии» и отчасти «дворянство шпаги» Северной Франции, к которым примыкала - до поры до времени - значительная часть северной буржуазии. Из «людей мантии» и буржуазии в начале гражданских войн сложилась католическая партия так называемых политиков, которой оказывали поддержку также некоторые слои рядового дворянства. Несмотря на довольно существенные расхождения между дворянскими и буржуазными элементами этой партии, все «политики» в целом ставили интересы Французского государства выше интересов религии (отсюда и название партии); они отстаивали политические достижения Франции, связанные с развитием абсолютной монархии: политическое единство страны, централизацию власти и вольности галликанской церкви, оформленные Блонским конкордатом 1516 г. и обеспечивавшие Франции значительную независимость от папского престола.

К «политикам» и к той  части «дворянства шпаги», которая  была сторонником королевской власти, присоединялись то те, то другие (в основном католические) вельможи, находившие выгодным для себя в данный момент поддерживать сильную королевскую власть. Однако эти аристократические элементы проявляли политическую неустойчивость и часто переходили в лагерь оппозиции.36

Первая религиозная  война (1562-1563 гг.). 1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси (Шампань). Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло и добились от них отмены Январского эдикта. В ответ Конде и Ф. д"Андело заняли Орлеан, сделав его своим оплотом; они заключили союз с английской королевой Елизаветой I и немецкими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан, помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; при его осаде погиб Антуан Наваррский. Получив подкрепление из Германии, Конде подошел к Парижу, но затем двинулся в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре он был разбит войсками триумвиров и взят в плен; в свою очередь католики потеряли маршала Сент-Андре и коннетабля Монморанси (первый убит, второй попал в плен). Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи укрылся в Орлеане. Ф.Гиз осадил осадил город, но вскоре погиб под его стенами от руки убийцы. Смерть Гиза открыла путь к переговорам. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, в своих основных пунктах подтвердивший Январский эдикт.

Вторая религиозная  война (1567-1568 гг.). Обострение отношений между гугенотами и королевской властью привело к постепенному отходу Екатерины Медичи от политики веротерпимости. Воспользовавшись походом испанской армии герцога Альбы в Нидерланды (1566), регентша собрала под предлогом защиты французских границ большую армию, которую внезапно двинула против гугенотов (лето 1567). Их вожди, предупрежденные об этом, сделали попытку захватить короля и его мать в бургундском замке Монсо. Те, однако, успели бежать в Мо, а затем, благодаря мужеству швейцарской гвардии, прорвались в Париж. Конде осадил столицу, но 10 ноября 1567 был разбит коннетаблем Монморанси у Сен-Дени; сам Монморанси пал на поле битвы. Преследуемые войсками католиков под командованием Генриха Анжуйского, брата короля, гугеноты отступили в Лотарингию, где соединились с армией немецких наемников пфальцграфа Иоганна-Казимира. В начале 1568 их объединенные силы оттеснили католиков к Парижу и осадили Шартр. В этих условиях Екатерина пошла на заключение 10 марта 1568 мира в Лонжюмо, подтвердившего положения Январского эдикта; она также предоставила Конде крупный кредит для расчета с Иоганном-Казимиром.

Третья религиозная  война (1568-1570 гг.). Получив передышку, Екатерина Медичи стала готовить новое нападение на гугенотов. Она  добилась отставки канцлера М.Л. "Опиталя, а затем потребовала от Конде возвращения долга. Тот отказался; был отдан приказ об аресте принца и других вождей гугенотов, которым, однако, удалось укрыться в портовом городе Ла-Рошели на западном побережье Франции, ставшем с того времени их главной цитаделью. Карл IX аннулировал прежние уступки протестантам. В январе 1569 Конде, получив военную помощь от англичан, двинулся на соединение с немецкой наемной армией, присланной во Францию маркграфом Баденским и герцогом Цвейбрюккенским, но был настигнут королевскими войсками под командованием Генриха Анжуйского и маршала де Таванна и разбит у Жарнака (на границе Лимузена) 13 марта. В битве погиб сам Конде, и гугенотов возглавили адмирал Колиньи и юный Генрих Бурбон, сын Антуана Наваррского. В июне 1569 они соединились с немецкими наемниками во Вьенне и осадили Пуатье. Отчаянная оборона города, которой руководили сыновья Ф. Гиза (Генрих Гиз и Шарль Майеннский), заставила гугенотов отступить; 3 октября они потерпели страшное поражение при Монконтуре от герцога Анжуйского. Однако католики не воспользовались своим успехом: вместо того, чтобы преследовать остатки армии Колиньи, они тратили время на осаду героически защищавшихся кальвинистских городов. На деньги ларошельского купечества Колиньи набрал новую армию и весной 1570 двинулся на столицу. Разбив королевские отряды в Бургундии, он спустился по долине Луары и стал угрожать Орлеану и Парижу. Правительству Карла IX пришлось спешно заключить с ним Сен-Жерменский мир, который предоставил гугенотам свободу вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, и право занимать государственные должности; в обеспечение договора им были переданы четыре крепости - Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите.

Четвертая религиозная  война (1572-1573 гг.). Чтобы ограничить политическое влияние Гизов, Карл IX начал сближение с вождями гугенотов. Колиньи, вскоре приобретший большой вес при дворе, предложил организовать вторжение в Испанские Нидерланды как способ объединения французов; ради примирения религиозных партий возник проект брака Генриха Наваррского с сестрой короля Маргаритой. Однако придворные круги во главе с Екатериной Медичи, недовольные усилением политических позиций гугенотов, вступили в союз с Гизами. 18 августа 1572 состоялась свадьба Генриха и Маргариты, но уже 22 августа было совершено покушение на Колиньи. Под давлением своего католического окружения Карл IX одобрил план избиения гугенотов в ночь Св. Варфоломея 24 августа 1572 (Варфоломеевская ночь). В результате резни в Париже и других французских городах погибло около двадцати тысяч кальвинистов, среди них Колиньи. Их лидер Генрих Наваррский оказался пленником в Лувре. Но правительству не удалось ликвидировать гугенотское движение. Гугеноты отчаянно обороняли Сансерр и Ла-Рошель; и если Сансерр был взят, то под стенами Ла-Рошели королевская армия потерпела полную неудачу. Король был вынужден заключить с ними Ла-Рошельский мир, подтвердивший условия Сен-Жерменского договора и закрепивший за гугенотами Ла-Рошель, Ним и Монтобан.

Информация о работе Французская реформация XVI века