Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 13:39, доклад
В первом веке новой эры христиане, как римские граждане, вступали в брак по гражданским законам греко-римского государства. По римскому праву для действительности брака требовалось лишь взаимное согласие на него. По форме это согласие могло быть устным, письменным (в вид договора) или выражено совершившимся делом - переходом невесты в дом жениха. Браку предшествовал "сговор", или обручение. На нем родные или опекуны жениха и невесты договаривались о материальном обеспечении семьи, уточняли размер приданного, которое невеста приносила в дом жениха.
Формы совершения брака в древней церкви
В первом
веке новой эры христиане, как
римские граждане, вступали в брак
по гражданским законам греко-
Свое
отношение к заключению браков по
римскому праву Православная Церковь
приводила в соответствие с новозаветным
учением о Браке. Церковь усматривала
в браке не только основание семьи
и ячейку общества, но и образ союза Христа
и Церкви.
Христиане,
с их более глубоким и духовным
представлением о браке, считали, что
вступление в брак должно быть не по
страсти, а с мыслью о Боге, о
Его нравственном законе и во славу
Его. Поэтому, вступая в брак по гражданским
законам, они предварительно испрашивали
на него благословение своего епископа.
И о намерении вступить в брак объявлялось
в церкви до заключения гражданского договора.
Святой Игнатий Богоносец в Послании к
Поликарпу Смирнскому пишет: "А те, которые
женятся и выходят замуж, должны вступать
в союз с согласия епископа, чтобы брак
был о Господе, а не по похоти". Браки,
не объявленные в церковной общине, по
свидетельству Тертуллиана (ск. 160 - после
220), приравнивались к блуду. Тертуллиан
писал, что истинный брак совершался перед
лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся
Евхаристией.
Таким,
образом, христиане вступали в брак
и через церковное
Церковное
благословение христианского
В дальнейшем
Церковь настаивала на необходимости
освящать браки между христианами,
которые были заключены без ее
благословения в гражданском
порядке.
Около
895 года император Лев Мудрый (886-912) 89-й
новеллой предписал заключать брак не
иначе как с церковного благословения.
Но закон этот не распространялся на рабов,
он касался только свободных лиц. В 1095
году император Алексей Комнин распространил
обязанность церковного благословения
браков и на рабов.
В XII веке
значение брака как Таинства ставится
уже в прямую зависимость от церковных
священнодействий браковенчания. Такое
священнодействие, которое священник
совершает, а брачующиеся приемлют,
признается Таинством Брака. Об этом
говорит канонист XII века - Федор Вальсамон.
Император
Андроник Палеолог (1282-1328) и Константинопольский
патриарх Афанасий (1303-1309) окончательно
запретили заключение брака без
ведома и благословения приходского
священника. Само совершение христианского
брака перешло в исключительное
ведение Церкви.
В XIV веке
святой Симеон Солунский вполне определенно
высказывает каноническое положение
о браке: "Брак составляется не словесным
соглашением, а священным молитвословием".
Отсюда следовало: кто начал супружеское
сожитие без благословения Церкви,
тот состоит не в браке, а в любодейной
связи. Таким образом, христианский брак
- есть Таинство, для совершения которого
необходимы два фактора: воля самих брачующихся
лиц, которая дает реальное бытие браку
с необходимым сакраментальным характером,
отображающим всегда присущую христианам
благодать Крещения, и воля Церкви, которая
своим благословением утверждает брак
и сообщает ему живую и действенную благодать
Божию.
Церковь
издавна участвовала и в самом
обручении, придавая обручению нравственно-
На Руси,
как и в Византии, заключение браков
начиналось обращением жениха и невесты
к архиерею с прошением благословить
их брак. Епископ выдавал просителю
указ на имя священника с предложением
выявить, нет ли каких препятствий браку.
Это называлось произвести "обыск",
а указ именовался "знамением". В
1765 году указом Екатерины II венечные памяти
("знамения") были отменены.
В XVII веке
заключение браков сопровождалось "зарядом"
- договором, предусматривающим выплату
денежной компенсации в случае расторжения
брака. Петр I в 1702 году запретил писать
зарядные записи и предписал совершение
обручение не ранее шести недель до венчания.
В 1775 году
Святейший Синод обнародовал указ о совершении
церковного обручения в одно время с венчанием.
Исключение делалось для лиц императорской
фамилии. В синодальную эпоху в России
венчать брак мог только приходской священник
жениха или невесты. Это требование, содержащееся
в Кормчей, повторяется во многих указах
Святейшего Синода. По указу 1775 года, желающий
вступить в брак должен объявить об этом
своему приходскому священнику. Священник
объявлял о предполагаемом браке в храме.
Если со стороны прихожан не поступало
сообщений о препятствиях к данному браку,
то священник вносил в обыскную книгу
запись об этом. Внесение этой записи теперь
называлось "обыском". Она скреплялась
подписью жениха и невесты, их поручителей
и священника. Чинопоследование браковенчания
совершалось в личном присутствии жениха
и невесты, а также их свидетелей, которые
подтверждали акт браковенчания своими
подписями в метрической книге. Такой
порядок установлен в Русской Церкви с
1802 года.