Формы совершения брака в древней церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 13:39, доклад

Краткое описание

В первом веке новой эры христиане, как римские граждане, вступали в брак по гражданским законам греко-римского государства. По римскому праву для действительности брака требовалось лишь взаимное согласие на него. По форме это согласие могло быть устным, письменным (в вид договора) или выражено совершившимся делом - переходом невесты в дом жениха. Браку предшествовал "сговор", или обручение. На нем родные или опекуны жениха и невесты договаривались о материальном обеспечении семьи, уточняли размер приданного, которое невеста приносила в дом жениха.

Файлы: 1 файл

семейное право.doc

— 33.50 Кб (Скачать)

Формы совершения брака в древней церкви

В первом веке новой эры христиане, как  римские граждане, вступали в брак по гражданским законам греко-римского государства. По римскому праву для  действительности брака требовалось  лишь взаимное согласие на него. По форме это согласие могло быть устным, письменным (в вид договора) или выражено совершившимся делом - переходом невесты в дом жениха. Браку предшествовал "сговор", или обручение. На нем родные или опекуны жениха и невесты договаривались о материальном обеспечении семьи, уточняли размер приданного, которое невеста приносила в дом жениха. 

Свое  отношение к заключению браков по римскому праву Православная Церковь  приводила в соответствие с новозаветным учением о Браке. Церковь усматривала  в браке не только основание семьи и ячейку общества, но и образ союза Христа и Церкви. 

Христиане, с их более глубоким и духовным представлением о браке, считали, что  вступление в брак должно быть не по страсти, а с мыслью о Боге, о  Его нравственном законе и во славу  Его. Поэтому, вступая в брак по гражданским законам, они предварительно испрашивали на него благословение своего епископа. И о намерении вступить в брак объявлялось в церкви до заключения гражданского договора. Святой Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет: "А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти". Браки, не объявленные в церковной общине, по свидетельству Тертуллиана (ск. 160 - после 220), приравнивались к блуду. Тертуллиан писал, что истинный брак совершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. 

Таким, образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через принятый в римском  государстве договор. Когда предположенный и возвещенный Церкви брак получал ее одобрение, то привод невесты в дом жениха мог быть совершен без особого благословения. Но нравственный дух христиан требовал и здесь освящающего участия Церкви. В африканской Церкви, по описанию Тертуллиана, совершение брака происходило в общем богослужебном собрании с приношением бескровной Жертвы и торжественным благословением новобрачных. Но более распространенным был обычай приглашать священнослужителя на дом для благословения жениха и невесты и соединения их рук в знак заключенного между ними супружеского союза. 

Церковное благословение христианского брака  иерархия уже тогда признавала безусловно необходимым для сообщения супругам освящающей и укрепляющей благодати  Христовой. Так, святитель Иоанн  Златоуст в одной из бесед говорит: "Нужно ... самым началом брака укреплять в девице чувство стыда, призывать священников и их молитвами и благословением утверждать брачное согласие, дабы и любовь жениха постоянно возрастала, и целомудренность невесты возвышалась. В таком случае ... супруги приятно будут проводить жизнь, охраняемые в своем союзе силой Божией". 

В дальнейшем Церковь настаивала на необходимости  освящать браки между христианами, которые были заключены без ее благословения в гражданском  порядке. 

Около 895 года император Лев Мудрый (886-912) 89-й новеллой предписал заключать брак не иначе как с церковного благословения. Но закон этот не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексей Комнин распространил обязанность церковного благословения браков и на рабов. 

В XII веке значение брака как Таинства ставится уже в прямую зависимость от церковных  священнодействий браковенчания. Такое  священнодействие, которое священник  совершает, а брачующиеся приемлют, признается Таинством Брака. Об этом говорит канонист XII века - Федор Вальсамон. 

Император Андроник Палеолог (1282-1328) и Константинопольский  патриарх Афанасий (1303-1309) окончательно запретили заключение брака без  ведома и благословения приходского  священника. Само совершение христианского  брака перешло в исключительное ведение Церкви. 

В XIV веке святой Симеон Солунский вполне определенно  высказывает каноническое положение  о браке: "Брак составляется не словесным  соглашением, а священным молитвословием". Отсюда следовало: кто начал супружеское  сожитие без благословения Церкви, тот состоит не в браке, а в любодейной связи. Таким образом, христианский брак - есть Таинство, для совершения которого необходимы два фактора: воля самих брачующихся лиц, которая дает реальное бытие браку с необходимым сакраментальным характером, отображающим всегда присущую христианам благодать Крещения, и воля Церкви, которая своим благословением утверждает брак и сообщает ему живую и действенную благодать Божию. 

Церковь издавна участвовала и в самом  обручении, придавая обручению нравственно-обязательную силу. До тех пор, пока венчание не стало обязательным для всех христиан, церковное обручение, за которым следовало реальное начало брачных отношений, рассматривалось как действительное заключение брака. Установления Православной Церкви и законы византийских императоров о совершении обручения и брака перешли на Русь после ее Крещения. Но здесь они не сразу привились в народной жизни. Из канонических ответов митрополита Киевского Иоанна II (1080-1089) видно, что народ, считая венчание принадлежностью браков князей и бояр, держался при вступлении в брак языческих обычаев умыкания и купли невест. 

На Руси, как и в Византии, заключение браков начиналось обращением жениха и невесты  к архиерею с прошением благословить их брак. Епископ выдавал просителю указ на имя священника с предложением выявить, нет ли каких препятствий браку. Это называлось произвести "обыск", а указ именовался "знамением". В 1765 году указом Екатерины II венечные памяти ("знамения") были отменены. 

В XVII веке заключение браков сопровождалось "зарядом" - договором, предусматривающим выплату денежной компенсации в случае расторжения брака. Петр I в 1702 году запретил писать зарядные записи и предписал совершение обручение не ранее шести недель до венчания. 

В 1775 году Святейший Синод обнародовал указ о совершении церковного обручения в одно время с венчанием. Исключение делалось для лиц императорской фамилии. В синодальную эпоху в России венчать брак мог только приходской священник жениха или невесты. Это требование, содержащееся в Кормчей, повторяется во многих указах Святейшего Синода. По указу 1775 года, желающий вступить в брак должен объявить об этом своему приходскому священнику. Священник объявлял о предполагаемом браке в храме. Если со стороны прихожан не поступало сообщений о препятствиях к данному браку, то священник вносил в обыскную книгу запись об этом. Внесение этой записи теперь называлось "обыском". Она скреплялась подписью жениха и невесты, их поручителей и священника. Чинопоследование браковенчания совершалось в личном присутствии жениха и невесты, а также их свидетелей, которые подтверждали акт браковенчания своими подписями в метрической книге. Такой порядок установлен в Русской Церкви с 1802 года. 
 
 

Информация о работе Формы совершения брака в древней церкви