Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа
На протяжении многих столетий Россия держалась на трех фундаментальных основах: общине (мире), самодержавии и православии. Безусловным лидером в этой триаде по отношению к российской истории XVI века следует считать самодержавие с его национальными особенностями и закономерностями складывания.
Политическая история XVI в. привлекает к себе внимание многих исследователей, но между ними не существует единства мнений по вопросам той формы правления, которая сложилась в России в процессе ликвидации феодальной раздробленности.
Введение 3
Глава 1.Формирование сословного строя и правовой статус сословий
1.1 Общественный строй 6
1.2 Государственный строй 7
Глава 2.Органы государственной власти
2.1 Боярская дума 10
2.2 Земский собор 12
2.3 Приказы в России 16
2.4 Реформа местного самоуправления: губная и земская реформы 17
Заключение 19
Список использованной литературы
Венгрии сословия находились на подступах к “законодательному авторитету”.[1]
В поддержку этой точки зрения можно привести и высказывание А.М. Сахарова, который замечал: “Следует иметь в виду, что сословно-представительная организация в России не получила такого большого
развития, как в некоторых
странах Западной Европы, а самодержавная
власть не испытывала никаких серьезных
ограничений со стороны сословного
представительства. Земские соборы
все более становились
Таким образом, можно заключить, что сложившуюся в России систему “земских соборов” считать политическим представительством, способным реально воздействовать на власть, можно только с очень большой натяжкой.
2.3 Приказы в России
Еще до реформ середины XVI века
отдельные отрасли
С самого начала приказы приобрели характер постоянно действующих учреждений, имевших постоянный штатный состав и область управления. Военными делами - поместным войском - руководил Разрядный приказ, артиллерией - Пушкарский, стрельцами - Стрелецкий, арсеналом - Оружейная палата. Действовали также Посольский приказ, ведавший иностранными делами, Приказ Большой казны, управлявший государственными финансами. Поместный приказ занимался вопросами государственных земель, из которых наделялось дворянство, холопами - Холопий приказ. Был предусмотрен даже специальный приказ для разрешения проблем народных выступлений (Разбойный приказ), а также приказы, ведавшие отдельными территориями - Сибирский приказ, приказ Казанского дворца.
Во главе приказов, круг
полномочий которых распространялся
на управление, сбор налогов и суды,
стояли бояре или дьяки - крупные
государственные чиновники. Как
отмечает Леонтьев, одной из отличительных
черт этого органа власти было то, что
во главе их стояло, как правило,
несколько судей, а не один, хотя
имелись и исключения. Коллегиальное
управление в тех условиях означало
обязательное обсуждение дел, подлежащих
рассмотрению, всеми судьями приказа,
причем согласие всех считалось необходимым
“приговором”, выносимым по рассматриваемому
делу. С усложнением системы
Складывание приказной системы, по мнению советских историков, представляло собой дальнейшее усовершенствование феодальной надстройки. Как пишет А.К.Леонтьев, “появление приказов знаменовало собой перенос большей части дел из ведения боярской думы и дворцовых органов в учреждения, долженствующие стать исключительно исполнительными органами.”[1]
Первым крупным шагом в
По мнению Н.Е.Носова, реформы местного самоуправления были
проведены под влиянием новгородско-псковских,
а возможно, и польско-литовских
порядков “шляхетского и городского
самоуправления”.[1] По его сведениям, сам термин “губа”
западно-русского происхождения, он заимствован
из псковской территориально-
Избрание губных органов проводилось на общих уездных съездах князей, детей боярских и волостных судей (тяглых миров). Выборы проводились строго по сословным куриям и скреплялись поручными записями выборщиков. Приведение же к присяге (крестное целование) губных старост осуществлялось в Москве - в Разбойном приказе.
Главной обязанностью губных старост был сыск и расправа над ворами и разбойниками- “ведомыми лихими людьми”. Соответственно ограничивалась власть наместников и волостелей: за ними сохранялись лишь суд и взимание судебных пошлин по делам об убийстве.
Порядок, установившийся в результате реформ местного самоуправления охранялся очень жестоко: средство дознания - пытка и повальный обыск, наказание за разбой - смертная казнь (виселица), за первое воровство - битье кнутом, за второе - отрубание руки, за третье - казнь.
На основании всего
[1] Носов Н.Е. Указ. соч., с. 160.
Таким образом, можно сделать вывод, что утвердившееся в научной и учебной литературе определение Российского государства второй половины
XVI века как сословно-
Говорить об окончательном оформлении в России сословий можно не ранее XVII века, когда различные социальные группы начинают осознавать свои особые интересы и бороться за их воплощение. Однако и тогда сколько-нибудь законченная система представительства не сложилась, на соборах преобладали преимущественно московские чины, но самое главное - они не стали законодательным органом, не делили власть с царем и даже не пытались этого делать: в период Смуты, когда реальную власть на себя взял “Совет всея земли”, представители земств, словно тяготясь правительственными обязанностями, поспешили избрать царя, чтобы передать ему бремя власти. Это самоустранение земщины и стало главной причиной восстановления самодержавия после смуты.
В то же время по отношению к XVI веку можно сказать, что, хоть в Московской Руси сословий, подобных западным, не было, отдельные чины содержали в себе те сословные качества, которые позднее - в XVIII в. - проявились, окончательно обнаружив себя при Екатерине II. Это по крайней мере относится к дворянству, получившему законодательное подтверждение своих сословных привилегий.
1. Носов Н.Е. Становление сословного представительства в России в первой половине XVI в. // Исторические записки. Т.114. М., 1986.
2. Российское законодательство X - XX веков в 9-ти томах / Под ред. О.И.Чистякова. Т.2-3. - М., 1984-1985.
3. Торке Х.-Й. Так называемые земские соборы в России // Вопросы истории. 1991. № 11.
4. Черепнин Л.В. К вопросу о складывании сословно-представительной монархии в России в XVI в - М., 1976.
5. Шмидт С.О. Российское самодержавие и бюрократия в XVI веке // Власть и политическая культура в средневековой Европе. Ч.1. - М., 1992.
6.Шмидт С.О. У истоков Российского абсолютизма. - М., 1996.
7. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России.
– Ленинград, 1988.
8. Аргучинцев Г.К.История государства
и права славянских народов – Мн., 2006.
9. Белковец Л. П., Белковец В. В. История
государства и права России. Курс лекций.
- Новосибирск, 2000.
10. История государства и права / И. А.
Исаев, М. - 1993.
11. История отечественного государства
и права // под. ред. Чистякова О.И. – М.,
1998.
12. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. – М., 1987.
13. Развитие русского права в XV - первой половине XVII в. /Под ред. B.C. Нерсесянца. - М., 1986.
14. Рогов В.А. История государства и права России IX – начала XX веков. – М., 1994.
15. Скрынников Р. Г. Россия в начале XVII
века. “Смута”. - М., 1988.
16. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского
государства в XVI-XVII вв. – М., 1978.
20
Информация о работе Формирование сословно-представительной монархии в России