Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:04, доклад
Фараон играл особую роль в жизни египтян. Он мыслился наместником бога во плоти, а поэтому получил официальный титул “бог благой”. В более поздние времена обычным наименованием фараона стало обозначение, как “телец сильный”, в честь одного из самых почитаемых в Египте животных – быка. Он был богом на земле и богом после смерти. Служители религии учили: “Бойся согрешить против бога и не спрашивай о его образе”. Сам термин «фараон» появился из словосочетания двух египетских слов «пер» и «аа», что означало «дом великий».
Лукманова Ю.М., Р-102
Феномен фараонов в Египте.
Фараон
играл особую роль в жизни египтян. Он
мыслился наместником бога во плоти, а
поэтому получил официальный титул “бог
благой”. В более поздние времена обычным
наименованием фараона стало обозначение,
как “телец сильный”, в честь одного из
самых почитаемых в Египте животных –
быка. Он был богом на земле и богом после
смерти. Служители религии учили: “Бойся
согрешить против бога и не спрашивай
о его образе”. Сам термин «фараон»
появился из словосочетания двух египетских
слов «пер» и «аа», что означало «дом великий».
Как и в любом деспотическом государстве, власть фараона опиралась на религию и армию. Но войско играло много меньшую роль, чем религиозные убеждения египтян. Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону. Именно вера подданных в божественность монарха позволяла тому иметь неограниченную власть над человеком, и даже его душой. Всюду царил культ фараона.
В этом я и вижу феномен фараонов в Египте: они считались верховными земными правителями и силой, способной управлять всем: людьми, природой. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, т.е. имел двойную природу – человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. Отсюда другое название – Сын Солнца. Амон-Ра может проникать повсюду, значит и фараон видит все, что делается в стране, в каждом доме. Египтяне должны были заботиться о фараоне и всячески его оберегать. Если же они не будут этого делать, то боги навлекут на Египет страшные бедствия. На земле фараон-бог правил как воплощение Гора, но после смерти фараон становился богом и отождествлялся с Осирисом как с владыкой подземного мира.
Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, жрецов, жертвоприношения. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном.
Египтяне не мыслили своего существования без главы государства. Это отражалось во множестве обрядов и традиций. Жители Египта верили, что без воли фараона не мог разлиться Нил, не мог вырасти урожай. Так, фараон бросал в реку свиток, в котором содержался приказ начать разлив, фараон первым торжественно начинал подготовку почвы для посева, он же срезал первый сноп на древнеегипетском празднике жатвы и приносил благодарственную жертву богине урожаю Рененут в конце сезона полевых работ.
Даже искусство Древнего Египта создавалось во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правления. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон.
В рельефах и росписях фараон традиционно изображался намного выше всех остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, подавляя зрителя своим величием и мощью (статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле, колоссы Аменхотепа III в Фивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 м из храма в Дейр-эль-Бахри, статуя фараона Хефрена в Гизе и др.). Прославлению фараонов служили не только рельефы, росписи и статуи, но также и архитектурные произведения. Грандиозные храмы и целые храмовые комплексы воздвигались в честь обожествленных царей Древнего Египта. Одним из лучших образцов культового архитектурного произведения является гробница царицы Хатшепсут, построенная в конце XVI в. до н.э. архитектором Сеншутом в долине Дейр-эль-Бахри. Заупокойный храм посвящен богу Солнца Амону-Ра и родственным ему Хатор и Анубису, но главное божество, в чью славу и память он воздвигнут, – сама царица.
Фараон
– божественное существо и держатель
высшей власти – по окончании своей миссии
на Земле должен был вернуться к богам,
среди которых он пребывал до рождения.
Гробница, по верованиям египтян, должна
была стать “домом вечности” фараона.
Их строили многотысячные армии работников
из года в год.
Фараон
был властителем не только тел, но и душ
своих подданных. Всюду в Древнем Египте
царил его культ, подчинение ему было естественным
и не подлежало оспариванию.
Список литературы: